Стародынова С.М., Балыко А.А. Витебск, филиал УО ФПБ «Международный университет «МИТСО»
Насилие в отношении несовершеннолетних более распространено, чем насилие в отношении взрослых. По статистическим данным, около 2 млн. несовершеннолетних в возрасте до 15 лет ежегодно подвергаются фиксированному насилию со стороны родителей; спасаясь от этого, более 50 тыс. несовершеннолетних убегают из дома. Жестокое отношение к несовершеннолетним сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере [2].
По данным «Многоиндикаторного кластерного обследования по оценке положения детей и женщин», проведённом Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь при поддержке ЮНИСЕФ в 2012 году, каждый третий ребенок в возрасте от 2 до 14 лет подвергается физическому наказанию. Среди детей от 2 до 4 лет доля насилия возрастает до 47%. Только одна треть детей в возрасте 2-14 лет воспитывалась ненасильственными методами, без физических наказаний и психологического давления (просьбами, убеждением и объяснениями) [3]. По данным МВД Республики Беларусь 20 % женщин и 5-10 % мужчин сообщают о том, что в детстве подвергались сексуальному насилию, 23 % подвергались физическому насилию. Ежегодно происходит 34 000 убийств детей в возрасте до 15 лет [4]. Эта цифра не отражает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми ошибочно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам. Начало современного научного представления о данной проблеме было положено в 1961 году, когда на ежегодном собрании Американской Академии Педиатрии Н.Кешре провел всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. Насилие в научной литературе трактуется как физическое, психическое, социальное воздействие на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности. По мнению Л.А. Колпаковой, криминальное насилие можно определить как умышленное преступное деяние. М.В. Смагина делает вывод о том, что семейное насилие представляет собой вид внутрисемейного взаимодействия, основанного на негуманных стереотипах ролевого поведения членов семьи. И.В. Сошникова определяет насилие в семье как физическое или психическое противоправное воздействие одного члена семьи на другого, имеющее тенденцию к эскалации и направленное на причинение физического, морального или иного вреда. М.В. Молчанова предлагает под внутрисемейным преступным насилием понимать «умышленное, общественно опасное и противоправное воздействие извне на организм человека, а также на его права и свободы (физическое насилие), уничтожение или повреждение имущества, распространение сведений, позорящих потерпевшего, психическое насилие, совершаемое одним членом семьи в отношении другого, против или помимо воли последнего» [5]. Насилие в семье в отношении несовершеннолетних составляет самостоятельный вид насилия из-за: специфичности отношений между агрессором и потерпевшим; локальной территории развития конфликта; ограниченности доступа общественности к разрешению противоречий. Штефан П.В. указывает, что: «насилие в отношении несовершеннолетних в семье - это физическое, сексуальное или психическое воздействие на несовершеннолетнего, нарушающее физическое, душевное и социальное благополучие несовершеннолетнего, препятствующее его гармоничной социализации в условиях меняющейся общественной среды и приводящее к аномалиям в развитии несовершеннолетнего» [8]. Более узкое определение дано Д.Ю. Красильниковой: «Насилие в отношении несовершеннолетних - противоправное, умышленное, физическое и психологическое воздействие или угроза применения такого воздействия, нацеленное на подавление человека, против его воли, а также ограничение свободы волеизъявления или действий». Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» дает следующее определение: насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания [1, ст.1]. Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 №7 жестокое обращение с детьми проявляется в физическом или психическом насилии, применении недопустимых приемов воспитания, унижении человеческого достоинства детей. Физическое насилие в отношении несовершеннолетних в семье осуществляется под видом дисциплины и принимает форму физических, оскорбляющих достоинство, наказаний. Синдром тряски младенца, описанный Куртом Бартолом, является разновидностью физического надругательства над ребёнком. К психологическому насилию Н.Ю. Синягина относит: открытое неприятие и постоянную критику ребенка, вербальные угрозы в его адрес; оскорбления и унижение достоинства несовершеннолетнего; преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка; предъявление требований, не соответствующих возрасту и возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; грубое психическое воздействие, вызвавшее у несовершеннолетнего психическую травму [7]. На наш взгляд, к психологическому насилию, кроме указанных Н.Ю. Синягиной критериев можно отнести делегированный синдром Мюнхаузена, описанный Ричардом Ашером. Лица, страдающие делегированным синдромом Мюнхгаузена, могут использовать различные методы, чтобы спровоцировать появление у ребёнка болезни, которая негативно сказывается на психическом развитии и здоровье. Сексуальное насилие - вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Экономическое насилие - «ущемление в экономическом плане, которое относится наиболее к взрослым членам семьи» [6]. Проанализировав существующие в науке взгляды на понятие «насилие в семье в отношении несовершеннолетних», анализируя дефиницию «насилие в семье» Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», автор считает возможным сформулировать понятие следующим образом: «Насилие в семье в отношении несовершеннолетних - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера со стороны родителей или лиц, их заменяющих, а также иных родственников по отношению к ребенку, нарушающее физическое, душевное и социальное благополучие ребенка, его права, свободы, законные интересы, препятствующее его гармоничной социализации и приводящее к аномалиям в развитии ребенка». Литература: 1. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2015. 2. Алексеева, Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л.С.Алексеева // Педагогика. - 2006. - №5. - С. 43-52. 3. Барковская Е.О. Основные права ребенка в Республике Беларусь и проблемы их реализации [Электронный ресурс]. - 2015. 4. Козлова, Г.Л., Мирейчик, Л.Н., Пряхина, М.В. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения. Мн., 2003. - 76 с. 5. Молчанова, М.В. Внутрисемейное преступное насилие в отношении несовершеннолетних: причины, тенденции, противодействие: автореф. дис. ... канд. юрид. наук.: 12.00.08. /М. В. Молчанова. - Санкт- Петербург, 2004 6. Дадаев, С.Л. Криминологическая характеристика личности преступников, посягающих на малолетних. [Электронный ресурс]. - 2015. 7. Синягина, Н.Ю. Насилие и жестокое отношение родителей к детям в современном мире // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2015. Вып. 1. 8. Штефан, А. В. Насилие в отношении несовершеннолетних в семье : уголовно-правовой и криминологический аспекты (по материалам Уральского федерального округа): автореф. ...дис. канд. юрид. наук.: 12.00.08 / А. В. Штефан. - Челябинск, 2011. Источник: Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск: В 3-х т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; редкол.: А.Л. Дединкин (гл. ред.) [и др.]. - Витебск, 2016. - Т.1. - 494 с.
|