На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии О некоторых факторах формирования психического здоровья
О некоторых факторах формирования психического здоровья
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Степанова А.Э., Семенова В.Н., Галузо Н.А., Федянина Н.С. ФБГОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», Новосибирск, Россия

Две ипостаси человека заставляют думать не только о «здоровом теле», но и о «здоровом духе». Состояние психического здоровья - объект многочисленных наблюдений ученых. Накопленные данные свидетельствуют о ежегодно нарастающей доле лиц с признаками изменения психического здоровья во всей человеческой популяции в целом и среди детей и подростков в частности.

 

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем отражаются общественные и групповые нормы и ценности. Современное общество становится всё более информированным, технически грамотным, интеллектуально развитым. С другой стороны, масса негативных воздействий природного и антропогенного характера (природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая и экономическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы) делают человека (и общество) более нездоровым.
Школа как социальная среда, где дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена большим объемом информации и способами её подачи, необходимостью использования разнообразных форм внеучебной деятельности, зачастую не имеющих здоровьесберегающей направленности. Важен и исходный уровень функционального состояния, адаптационных возможностей ученика, характер эмоционального фона и т.п. Одним из серьёзных и неразрешённых вопросов современной школы остаётся задача создания психологической комфортности и защищённости. Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии.
В данной статье приведены результаты разных исследований, объединенных (полностью или частично) общей целью - изучение разнообразных характеристик психического здоровья с использованием широко применяемых методик. Анализ позволил выделить ряд факторов и причин, влияющих на формирование и определяющих изменения психического здоровья.
Для растущего организма несомненный вклад вносит учебная нагрузка, её соответствие анатомо-физиологическим возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Так, в одном из исследований для изучения тревожности учащихся 8-го класса применили «Шкалу социально-ситуационной тревоги» Кондаша. Методика включает оценивание ситуаций трех типов: ситуации, связанные со школой, общение с учителем (школьная тревожность); ситуации, активизирующие представления о себе (самооценочная тревожность) и ситуации общения (межличностная тревожность).
Получены обнадеживающие данные, так как доля детей с нормальным уровнем всех изученных вариантов тревожности достаточно высока - от 67 до 85%. Однако сравнение в 3-летней динамике выявило снижение доли таких детей, более выраженное у девочек, за счет пополнения групп с повышенным и высоким уровнями, прежде всего «школьной тревожности». Подобное можно объяснить усугублением несоответствий гигиеническим требованиям (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») за этот период. Произошли изменения в учебном расписании - на фоне уменьшения числа ежедневных уроков и учебной нагрузки в течение недели увеличилась продолжительность выполнения домашних заданий, при этом сохранилось несоответствующее физиологической динамике работоспособности распределение предметов по трудности (балльная оценка). Вышеописанное сопровождалось ростом показателей усталости детей в конце учебного дня и учебной недели с 60% до 75%.
Важна не только количественная, но и качественная сторона нагрузки. В этом контексте необходимо обратить внимание на степень информатизации образовательной среды. Так, сравнительная оценка старшеклассников двух школ выявила зависимость уровней тревожности (тест Филлипса) и технической оснащенности. В группе школьников, посвящающих компьютеру ежедневно 2-3 часа, более половины (61%), в группе с меньшей увлеченностью (1-2 часа) только пятая часть, а в группе «менее часа» лишь каждый двадцатый имели проблемы со здоровьем.
Значимым фактором является продолжительность рабочей недели и организация свободного времени в режиме дня. Так, в динамике учебного полугодия отмечалась тенденция к возрастанию тревожности, более выраженная среди младших школьников, занимающихся по 6-дневной неделе. Кроме того, уровень стресса у них значительно выше, чем у сверстников, имеющих больше свободного времени на самореализацию, отдых и времяпрепровождение с семьей.
Многочисленными исследованиями доказана роль рационального двигательного режима в формировании здоровья, причем не только физического, но и психического.
Так, описанные выше половые различия «школьной тревожности» восьмиклассников в какой-то степени можно объяснить различиями в уровнях двигательной активности и отношением к занятиям физической культурой. Например, значительная часть (70-80%) девочек не делает утреннюю гимнастику, на уроках физкультуры они занимаются «с неохотой», «лишь бы не ругали». Иная ситуация наблюдается среди мальчиков - половина занимается длительное время в спортивных секциях и подавляющее большинство работает с полной отдачей на уроках физкультуры.
Несомненно, следует иметь в виду и индивидуальные особенности детей - тип высшей нервной деятельности и биоритмологический профиль.
Немаловажно и то обстоятельство, что груз сформировавшихся проблем психического здоровья школьники несут дальше, на следующие ступени образования.
Так, изучение уровня тревожности (с применением теста Хани- на-Спилберга) в выборке студентов-медиков выявило достаточно высокую её распространенность, прежде всего личностной тревожности. Понятно, что и здесь одним из негативных факторов является высокая учебная нагрузка, о чем свидетельствует динамика изменений тревожности в процессе освоениями знаниями. Изменения тревожности от первого курса к шестому соответствовали качественным и количественным характеристикам образовательного процесса (сессии - их число в учебном году и количество дисциплин, многообразие дисциплин, требующих разных способов освоения - «зубрежка», логика, наличие общетеоретической базы, наличие профессиональных компетенций, полученных во время так называемой вторичной занятости, «думы о будущем» и т.п.).
Таким образом, в комплексе факторов формирования психического здоровья значимое место занимает образ жизни и прежде всего учебная нагрузка. Привести указанное в соответствие с существующими рекомендациями (обязателен учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей) - задача медико-педагогических коллективов образовательных учреждений и семьи.
Источник: Психическое здоровье семьи в современном мире : сборник тезисов III Российской конференции с международным участием (Томск, 24-25 октября 2019 г.) / под ред. Н.А. Бохана, А.В. Семке, Е.В. Гуткевич. - Томск : Отдел полиграфии Томского ЦНТИ, 2019. - 374 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.