Идиатуллин Артур Вагизович канд. ист. наук, доцент УВО «Университет управления «ТИСБИ» г. Казань, Республика Татарстан Идиатуллина Лейсан Тагировна канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры» г. Казань, Республика Татарстан Формирование научного мировоззрения является важным аспектом образования учащихся школ. Это связано с необходимостью стимулирования их познавательной деятельности, развития критического мышления и умения проводить научные исследования.
Научное мировоззрение позволяет учащимся ориентироваться в научной деятельности, понимать сущность научных методов, видеть отличия между научной и обыденной практикой, а также уметь различать научные факты и гипотезы. Это помогает им более глубоко и адекватно осваивать учебный материал и научные знания [1, c. 58]. Формирование научного мировоззрения также способствует развитию эрудиции и культуры мышления, улучшению коммуникативных и организационных навыков. Учащиеся с научным мировоззрением более успешно адаптируются к изменениям в научном сообществе, а также могут выбирать профессии, связанные с научными исследованиями. Таким образом, формирование научного мировоззрения учащихся школ имеет огромную значимость для их будущего успеха в обучении и карьере. Проектная и исследовательская деятельность в школе - это методический подход к обучению, который направлен на развитие творческого и критического мышления учащихся, формирование у них умения работать в команде, проводить исследования, анализировать полученные данные и выступать перед аудиторией. Основная цель проектной и исследовательской деятельности заключается в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно формировать знания, умения и навыки, необходимые для решения реальных задач и проблем в процессе обучения и в жизни в целом.
Организация проектной деятельности в школе может быть направлена на различные области знаний и навыков. Некоторые из основных направлений организации проектной деятельности в школе. 1. Изучение наук (математика, физика, химия, биология и т. д.) с помощью проведения исследований и экспериментов. 2. Разработка социальных проектов, направленных на решение проблем в школе или в социуме в целом (экологические, благотворительные, культурно-образовательные и т. д.). 3. Исследование исторических и культурных тем, например, проведение исторической экспедиции по местам боевой славы. 4. Изучение иностранных языков с помощью проведения коммуникативных проектов, таких как организация языковых фестивалей, игр и т. д. 5. Создание проектов в области искусства, например, организация выставок, театральных спектаклей или создание кинодокументалистики. Важно, чтобы проекты были мотивированы, содержательными и коррелировали с рабочими нормами и стандартами образования. Проведение учебных исследований в школе имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при их организации:
6. Целостный подход. Исследование должно охватывать все стороны проблемной ситуации, которую учащиеся исследуют, включая теоретические аспекты, причины, последствия и возможные решения. 7. Научный подход. Исследование должно проводиться с использованием научных методов, включая наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, формулирование гипотезы и проверку. 8. Обратная связь. Организаторы проекта должны предоставлять учащимся регулярную обратную связь, которая помогает им скорректировать направление своей работы и приводит к более успешным результатам. 9. Доступность исследования. Исследование должно быть понятно для всех учащихся, независимо от уровня их знаний и опыта. 10. Учет интересов учащихся. Чем больше интересов учащихся связывается с проектом, тем более успешным он становится. Организаторы проекта должны учитывать интересы и потребности учащихся при формировании исследовательской группы и темы исследования. 11. Результативность. Основная цель исследования - получение результата, т.е. создание продукта, который решает проблему, которую учащиеся исследуют. Учебные исследования также должны зависеть от целей и задач, которые поставил педагог. Важно, чтобы они были конкретными, реалистичными и измеримыми. Только тогда проект сможет оказать роль мощного образовательного инструмента [2, с. 120].
Педагогические методы организации проектной деятельности в школе могут быть разнообразными. Некоторые из основных методов включают в себя. 1. Метод коллективного творческого труда. Этот метод предполагает, что учащиеся работают в группах, объединив свои силы и умения для достижения конкретных целей. 2. Метод проблемного обучения. Он используется, когда учащиеся исследуют проблемы, вызывающие у них интерес, и могут стать предметом исследования. 3. Метод диалога. В его основе лежит активное общение учащихся, сочетающее в себе обмен идеями и критический анализ информации. 4. Метод игровых симуляций. Этот метод имитирует реальные условия и позволяет учащимся развивать навыки сотрудничества, решения проблем и принятия решений. 5. Метод подхода от простого к сложному. Он обучает учащихся последовательно и систематически решать простые проблемы, постепенно переходя к более сложным задачам. 6. Метод обратной связи. Он направлен на диагностику знаний и навыков учащихся, и позволяет им улучшить свою работу на основе комментариев и рекомендаций от педагога или других участников проекта.
Выбор конкретных методов зависит от цели, задач и темы проекта, а также от группы учащихся, которые над ним работают [3, с. 6].
Учителю следует использовать различные приемы работы на уроке, чтобы эффективно формировать проектные умения учащихся. Ниже перечислены некоторые из таких приемов: 1. Метод обучения с исходными проблемами. Для того чтобы сформировать у учащихся проектные умения, важно обучаться работать с проблемами группы, класса и т. п. Для этого учителю нужно убедиться в четком понимании проблем, которые учащиеся хотят решить, и потом использовать эти проблемы в качестве средства обучения. 2. Обратная связь. Важно, чтобы учащиеся получали обратную связь от учителя, для правильного понимания сильных и слабых сторон и развития учебных умений. 3. Организация дискуссии. Позволяет учащимся обсуждать идеи, совершенствовать проблемы и разрабатывать решения. 4. Формирование команд. Помогает учащимся организовать процесс работы, делегировать задачи и работать вместе. 5. Обучение рефлексии. Важно, чтобы учащиеся умели оценить свои собственные результаты и прогресс, чтобы научиться работать на данных, которые могут быть получены на основе различных методов работы. 6. Использование интерактивных технологий. На уроке можно использовать интерактивные доски, видеоматериалы, проводить онлайн-опросы, Интернет-ссылки на различные ресурсы, чтобы обучающиеся могли взаимодействовать в процессе обучения в режиме реального времени. 7. Организация групповой работы. Работая в группах, учащиеся учатся работать в команде, делят обязанности между собой, изучают материал, проводят эксперименты, формулируют выводы и обмениваются мнениями. 8. Работа на основе анализов результатов. Важным приемом работы является анализ результатов проекта. Учителю следует отслеживать прогресс учащихся, чтобы повысить эффективность проектной деятельности.
Организация уроков на основе принципов проектной деятельности позволяет создать благоприятную атмосферу для формирования качеств, необходимых для последующего жизненного опыта учащихся. Проектный метод имеет большой потенциал для развития в школьном образовании. Ниже перечислены некоторые перспективы развития проектного метода в школьном образовании: 1. Интеграция технологий в проектный метод. Включение новых технологий, таких как облачные вычисления, программирование, робототехника и т. д., поможет ускорить и улучшить качество процесса обучения для учащихся. 2. Применение междисциплинарных проектов. Междисциплинарные проекты помогут учащимся увидеть связь между различными науками и областями, а также связывать теоретические знания с реальными проблемами и проектами. 3. Применение проектного метода для создания приложений и иных проектов в технологических областях. Учащиеся могут создавать различные проекты в области мобильных приложений, технологий Интернет вещей и других сферах, что позволит им применять свои знания на практике и повышать свою привлекательность на рынке труда. 4. Развитие социальной составляющей проектного метода. Проекты, направленные на решение социальных проблем и вкладывание в развитие общества, могут быть одним из путей развития социальной составляющей проектного метода в школьном образовании. 5. Индивидуализация обучения на основе проектного метода. Проектный метод может быть использован для индивидуализации обучения, позволяя учителю сфокусировать внимание на индивидуальных потребностях каждого учащегося и создавать проекты, которые соответствуют их интересам и целям. 6. Создание гибких структур для проектов. Необходимо разрабатывать более гибкие структуры для проектов, которые будут лучше соответствовать определенным направлениям, которыми интересуются учащиеся и создавать новые условия для развития знаний и навыков.
Перспективы развития проектного метода могут быть различными и зависят от целей, которые определяются педагогом. Однако, при использовании новых технологий и возможностей он может стать одним из ключевых методов обучения в школьном образовании. Список литературы 1. Власова Е.П. Примеры и методы антропологических исследований в выстраивании проектно-исследовательской деятельности в школе / Е.П. Власова // Исследователь/Researcher. - 2020. - №2 (30). - С. 56-62. 2. Коваленко И.В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя / И.В. Коваленко, Н.А. Акимова // Научный альманах. - 2022. - №4-1 (90). - С. 118-121. 3. Крючкова К.С. Проектно-исследовательский метод в подготовке будущих учителей в области онлайн-технологий в вузе / К.С. Крючкова // Педагогическое образование. - 2020. - Т. 1. №3. - С. 4-10. Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 3 мая 2023 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2023. - 228 с.
|