На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проектная деятельность в школе: проблемы и перспективы
Проектная деятельность в школе: проблемы и перспективы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В условиях развития Интернета, широкого использования цифровых технологий, достижения лучших результатов в обучении на основе цифровых компетенций, проектная деятельность учит находить и критически оценивать информацию, формирует самостоятельную, мотивированную личность, способную верно реагировать на возникающие, в ходе реализации проекта, вызовы и угрозы. Гармонизация традиционных и инновационных форм и методов образовательной деятельности позволит повысить эффективность процесса обучения и воспитания школьников.
В настоящее время происходят серьезные трансформации в системе школьного образования. Изменяются стандарты, критерии оценка качества, реализуются новые технологии обучения. Во главу угла, ставиться процесс формирования самостоятельной личности, которая способная реализовать полученные знания в практической действительности.

Одной из перспективных форм учебного процесса выступает проектная деятельность, призванная совершенствовать знания и умения, эффективно использовать в решении возникающих проблемных вопросов. Определению роли, которую играет внедрение проектирования в школе, и подходам, обеспечивающим решение проблем, препятствующих реализации потенциала проектной деятельности посвящены труды Блохина А. Л., Каргополова И. С., Лазарева В. С., Липкина А. И., Маслова П.А., Матяш Н.В., Топилиной Н.В., Чанова М.В., и других. [102., 107., 127., 160., 168., 172., 261.]
Изучение человека, как предмета познания, представлено в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Слободчикова В.И., Цукермана Г.А., и других. [27.,37.,50.,261.]
Проектная деятельность, как демонстрируют результаты научных исследований и практика применения, обеспечивает разработку новых подходов к решению проблем в различных сферах жизни человека. Проектирование на уровне школьной программы обеспечивает интеллектуальное совершенствование учащихся, так как постановка одновременно познавательных и практических задач, что требует владения навыками аналитической работы по конкретным ситуациям,
определения целей, разработки мероприятий, обеспечивающих достижения поставленной цели, умения оценивать эффективность достигнутых результатов.
Представленная форма учебной деятельности, обеспечивает высокую результативность процессу развития знаний, освоения навыками, повышает личностные самооценки, формирует индивидуальное, креативное видение при решении стоящих задач. Требуется дальнейшая разработка научно-методологических подходов и практических рекомендаций для обеспечения учителей, организующих учебный процесс, стройной дидактической системой проектного метода, способной вовлечь школьников в проектную деятельность.
Применение современных методов исследования, позволило обосновать целесообразность и эффективность применения в школьной образовательной деятельности, метода проектов, по-новому осмыслив назначение метода проектов и обеспечивать его применение на основе современных представлений.
В теории проектирования, понятие «проект» имеет латинские корни. Проект переводится, как «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд», что наиболее полно отражает содержание проектирования. Проект можно определить, как деятельность, предполагающую осуществление комплекса, каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей.


Проектная деятельность обладает следующими общими признаками:
• формулирование конкретной цели, на достижение которой направлен проект;
• индивидуальность (уникальность) каждого проекта;
• системный, скоординированный характер операций, используемых в проекте;
• наличие временных и ресурсных ограничений для реализуемого проекта;
• обязательная, регулярная оценка результатов, достигнутых в проекте.


Современное проектирование, осуществляемое в школе, выступает в качестве универсального способа постановки задач и поиска индивидуальных подходов к их решению. Проектная деятельность расширяет возможности творческого развития школьника и формирует алгоритм решения задач, возникающих в любых сферах жизни.
Условно, алгоритм можно сформулировать, как последовательность предпринимаемых действий: «выявление проблемы - формулирование цели - отработка гипотез - оценка результатов». Школьнику предоставляется возможность, в начале проектирования, принять решение полностью самостоятельно, а в конечном итоге, обеспечить создание собственного продукта.
Подобная форма обучения должна развивать креативное мышление, формировать чувство персональной ответственности, переводить умения в навыки. Между тем, как демонстрируют результаты проведенных исследований, в школах преобладает практика подмены такой главной цели осуществления проектной деятельности, как развитие мышления школьников, на традиционную цель - расширение знаний.
Инерционный характер применяемых форм обучения проявляется в формализме, или попытках введения в заблуждение, путем представления рефератов, докладов, эссе и иных привычных материалов, которые преподносятся как проекты школьников. Для активного включения учащихся и учителей в проектную деятельность, требуется решить следующие проблемы:
• переосмыслить происходящие изменения в школьной образовательной деятельности, на основании чего гармонизировать традиционные и инновационные формы и методы обучения;
• сформировать условия, необходимые для внедрения проектной деятельности в школе, начиная с учебно-методического обеспечения учащихся и учителей, внедряющих проекты, и завершая созданием современной материально-технической базы;
• преодолеть формализм, как при оценке показателей работы учителя («больше проектов, лучше показатели»), так и в мотивации школьников к занятию проектами, формируемой на уроках, благодаря таланту учителя, а не стремлением школьника закрыть, благодаря проекту, плохие оценки («скачать из Интернета»);
• внедрить понимание, что проект имеет инновационное содержание, позволяет внести свой персональный вклад в решение конкретных проблем, стать сопричастным к происходящим в жизни реальным событиям, быть услышанным и оцененным по достоинству, что само по себе мотивирует к учебе и саморазвитию.
Академик РАО, профессор Лазарев В. С., опираясь на достижения педагогики, психологии и теории проектирования, обосновывает целесообразность включения школьников в проектную деятельность. По мнению академика, проектирование выступает в качестве универсального способа выявления и разрешения проблем, которое применяется в любых сферах деятельности человека, а в школьной образовательной практике, оказывает активное влияние на интеллектуальное развитие учащихся.
Результаты проведенного исследования, полностью подтверждают мнение, сформулированное В.С. Лазаревым. [102.]
Профессор Матяш Н.В., в своих исследованиях, посвященных проектной деятельности, как форме учебно-познавательной активности школьников, приводит понятие «проектная компетентность»,
относительно всех уровней образования. Что касается школьной образовательной практики, исследователь, в соответствии с современной образовательной парадигмой, считает, что реализация творческих проектов, призвана обеспечить создание единой системы при наличии различных уровней и сторон процесса обучения.
Можно согласиться с мнением Н.В. Матяш, при условии, если система объединена единством поставленной цели и наличием обязательной мотивации к ее достижению. [107.]
Топилина Н.В., в своих исследованиях, убедительно доказывает, что проектирование, как форма учебной деятельности, является эффективным способом развития знаний, умений и навыков. Креативная составляющая, содержащаяся в форме, способствует углублению полученных знаний, самореализации учащегося, формирует индивидуальное видение в решении проблемных вопросов.
Можно лишь дополнить мнение Н.В. Топилиной, тем, что самостоятельность дополняется таким качеством, как умение работать в группе. [160.]
Маслов П.А., рассматривает проектную деятельность, как творческую деятельность, направленную на самостоятельное решение учащимся поставленных познавательных задач. Проектирование позволяет преодолеть недостатки унификации системы образования. Безусловно, унификация, опирающаяся на стереотипы, зачастую не позволяет школьникам, в полной мере, реализовать свои потенциалы. [106.]
Чанова М.В., расширяет тематику исследований, рассматривая метод проектов с позиций преподавания школьного курса «География России». Изучая процесс модернизации современного географического образования, приходит к выводам о высоких образовательных возможностях, мировоззренческой значимости внедрения проектирования в основной школе. По мнению исследователя, метод проектов, создает условия для личностного и профессионального самоопределения школьников. В тоже время, необходимо отметить факт недостаточного обеспечения методическими рекомендациями образовательного процесса с использованием проектирования, при изучении курса «География России». [261.]
Каргополов И.С., приходит к выводам о том, что проектную деятельность следует применять в рамках всех преподаваемых школьных дисциплин, но с учетом особенностей личности школьника. Исследователь уверен, что главной задачей школьного образования, выступает подготовка ученика к применению полученные знаний в практических условиях.
Соглашаясь с И.С. Каргополовым, следует учитывать только реальные возможности к реализации проектной деятельности. Неукоснительное выполнение государственного образовательного стандарта, сталкивается с необеспеченностью школ, в плане материального и методического снабжения. [76.]
Источник: Крутиков В.К., Косогорова Л.А., Дорожкина Т.В.
Современная система образования: инновации, технологии, опыт. - Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Из-во «Эйдос»), 2021. - 110 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.