На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Роль мотивационных процессов в становлении успешности личности учащихся
Роль мотивационных процессов в становлении успешности личности учащихся
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Роль мотивационных процессов в становлении успешности личности учащихся
Межличностные отношения как условие мотивации учебной деятельности школьников
Факторы, препятствующие формированию мотивации учения
Все страницы

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит вопрос повышения качества образования. Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося. Она выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы . В подобном толковании заложен мощный механизм для деятельности учителя - изучение потребностей, мотивов, интересов школьника. А затем важен их обязательный грамотный учет в урочной и во внеурочной деятельности. Однако практика показывает, что часто эта психологическая сторона не волнует учителя. Он сосредоточен только на предметных результатах, ведь именно они являются объектом всестороннего контроля. Недооценка педагогом ресурсов мотивационной сферы личности приводит к тому, что многие дети не видят смысла ходить в школу, формально выполняют задания, откровенно скучают на уроках.

В данной части пособия рассматривается роль мотивации в становлении успешности личности обучающихся сквозь призму теории, представленной в начале книги. Читателям предлагается ознакомиться с мотивацией учебной деятельности; изучить, как межличностные отношения влияют на мотивацию школьников; обратиться к факторам, препятствующим формированию мотивации учения.

§ 2.1. Мотивация учебной деятельности и ее роль в достижении обучающимися образовательных результатов

В первой части данного учебного пособия представлены теоретические аспекты мотивационной сферы личности. У учителей-практиков может возникнуть вопрос: «А как же формировать мотивацию учебной деятельности?» Для удовлетворения интереса педагогов авторы опишут примерные действия учителя, с помощью которых можно вывести на качественно новый уровень успешность обучающихся, их развитие. Поэтому первый параграф предлагает читателям осознать психологические особенности процесса учения, познакомиться с видами мотивов учения, формами и методами повышения учебной мотивации.

Психологические особенности процесса учения

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования акцентируют внимание на достижении обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Закономерно, что для достойного ответа на вызовы государства, общества к системе отечественного образования, достижения вышеобозначенных целей необходим поиск инструментария. Позиция авторов состоит в том, что решение проблемы находится в плоскости формирования мотивации учения. Слова К. Д. Ушинского «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» в новом контексте образования приобретают современный смысл. Главной задачей учителя становится мотивация познавательной деятельности школьника.

Для того чтобы использовать научно обоснованную педагогику мотивации, целесообразно прежде всего разобраться с психологией процесса учения. В отечественной психологии есть разные подходы к пониманию учения. В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин выделяют следующие компоненты учебной деятельности:

- учебно-познавательный мотив,

- учебная задача,

- учебные действия,

- действия контроля и действия оценки .

Учение начинается с самостоятельной постановки школьником учебной задачи, сформулированной на основе понимания и принятия ее для себя. На традиционном уроке учебная задача является скорее прерогативой учителя. Школьники выполняют конкретные задания. Деятельностная парадигма образования постулирует активную деятельность ученика, его субъектность. Поэтому педагогу важно организовать совместное формулирование на уроке общего способа решения разного рода задач. Это дает гарантию продуктивной работы всего класса. В этом случае ученики будут совершать меньше ошибок.

В педагогической литературе описаны разные способы организации этого этапа. Это беседа или постановка проблемного вопроса, ситуационный анализ, либо что-то другое. Во время постановки учебной задачи школьник осознает смысл урока для себя. В этот момент происходит (или не происходит) мотивация к конкретной учебной деятельности, которая впоследствии может возрастать или угасать в зависимости от организации дальнейшей работы. Умение выделять учебную задачу является важной составляющей учебной деятельности, однако сначала младший школьник не может самостоятельно выделить учебную задачу, более того, он ее подменяет практическими задачами.

Далее ученик осуществляет активные учебные действия, которые могут носить как чисто предметный характер, так и метапредметный (например, анализ явлений, выделение признаков, моделирование процесса и др.). Сформированность способов деятельности (метапредметных результатов) является главным показателем успешного учения. Конечно же, от умения педагога выбрать и успешно применить ту или иную образовательную технологию зависит овладение способами деятельности обучающимся . Несомненно, продуктивная деятельность обогащает школьника, способствует его умственному развитию .

Выполнение подобных действий требует от ученика проявления способностей самоконтроля и самооценки. В психологии описано три вида самоконтроля:

- прогнозирующий, перспективный, планирующий, опережающий (до начала работы);

- пошаговый, пооперационный (по ходу работы);

- итоговый (по результатам работы).

Если самоконтроль - это выделение школьником этапов работы и их последовательности, то самооценка - это оценка учеником меры освоения (трудности, легкости) для него этих этапов. В знаниевой парадигме оценку дает педагог. Психологическое значение педагогической оценки представлено Б. Г. Ананьевым. Этот ученый выделил две ее основные функции:

- ориентирующую (оценка помогает школьнику продвигаться в учении, осознавать собственные знания);

- стимулирующую (оценка позволяет школьнику переживать удачи и промахи, формировать притязания и намерения, направлять усилия на совершение поступков) .

В школьной практике стимулирующая функция оценке представлена весьма ярко. Поэтому многие школьники учатся ради хорошей отметки, для того чтобы оказаться в более престижной позиции по сравнению с другими одноклассниками. Бывает, что отметка играет отрицательную роль:

- замедляет работу интеллекта, развитие пытливости ума;

- оказывает содействие зарождению мотивации избегания;

- превращается в глобальную характеристику личности ребенка (например, один первоклассник совершил «открытие», которое никак не укладывалось в его голове: его одноклассник был одновременно двоечником и добрым мальчиком);

- оказывает влияние на такой важнейший компонент я- концепции личности, как самооценка (у ученика появляется боязнь ошибки, тревожность, неуверенность в себе, либо завышенная самооценка, хвастовство);

- обеспечивает социальную роль в школе и дома;

- подавляет собственное мнение, подчиняет словам и воле других людей, что приводит к необдуманным поступкам, совершенным неосознанно с ориентиром только на внешнюю составляющую.

Очень важен для школьника такой прием, как самооценка. Выделены разные виды самооценки. Она может быть глобальной (по всей работе) либо дифференцированной (по отдельным этапам работы). Самооценка может быть адекватной или неадекватной (завышенной и заниженной).

Освоение обучающимися усложняющихся форм самоконтроля и самооценки является психологической основой для самостоятельной деятельности, что выступает приоритетом в современном образовании.

Таким образом, учение - это сложный вид деятельности, включающий в себя создание готовности (мотивацию), принятие учебной задачи, учебные действия, контроль и оценку. На первый план сегодня выходит активная умственная деятельность школьника, развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения, что было описано коллективом авторов в первой книге учебного пособия «Практическая психология в педагогической деятельности учителя. В 5 книгах. Кн. 1: Развитие интеллектуальной сферы учащихся» .

Предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребенок. Однако необходимо отметить, что результатами учебной деятельности становятся:

- способность учиться;

- коммуникабельность, умение работать в коллективе;

- способность осуществлять выбор и нести за него ответственность;

- способность самостоятельно мыслить и действовать;

- способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки;

- умение адаптироваться к ситуации;

- умение ориентироваться в мире;

- умение самостоятельно добывать и применять знания;

- обладание нравственной, ценностной основой и др.

Эти результаты выходят далеко за рамки учебных предметов. Это метапредметные и личностные результаты, востребованные современным обществом. Таким образом, принцип связи с жизнью становится крайне актуальным и пронизывает собой все компоненты учебной деятельности: учебно

познавательный мотив, учебную задачу, учебные действия, действия контроля и действия оценки. В компонентах учебной деятельности важна мотивация, определяющая направленность шагов школьника.

Система мотивов в учебной деятельности

Учебную деятельность определяет система мотивов, включающая познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки.

Система мотивов

Познавательные
потребности

 

Цели

 

Интересы

 

Стремления

 

Мотивационные
установки

 

Идеалы

 

 

Рис. 2. Система мотивов


Стоит подчеркнуть, что учебная мотивация формируется посредством мотивов. Характерными признаками учебной мотивации являются:

- Устойчивость. Ее создают внутренние мотивы.

- Динамичность. Здесь играют роль социальные мотивы .

А. К. Маркова называет качества мотивов:

- Содержательные качества. Это качества, которые связаны с учебной деятельностью:

- осознанность,

- самостоятельность,

- обобщенность,

- действенность и др.

- Динамические качества. Они вытекают из психофизиологии обучающегося:

- устойчивость мотива,

- сила мотива,

- его эмоциональный окрас и др.

Учебную мотивацию называют видом мотивации, которая касается учения. Роль учебной мотивации является очень важной, так как она позволяет в образовательном процессе подключить эмоционально-волевую сферу школьника. Значимость учебной мотивации состоит еще и в том, что она придает учебной ситуации неповторимый характер в каждом возрастном периоде ученика.

Учебная мотивация зависит от сочетания различных факторов, среди которых:

- организация образовательной системы в целом;

- сложившийся уклад школьной жизни в конкретной образовательной организации;

- особенности самого школьника (его здоровье, пол, возраст, способности, темперамент, самооценка, черты характера, взаимоотношения в коллективе и др.);

- личностные характеристики педагога, его профессиональные установки, сложившиеся система ценностей и стиль;

- содержательная сторона изучаемого предмета.

Источники активности школьника. В научной литературе имеется устоявшееся мнение относительно источников, дающих рождение активности обучающегося. Это источники:

- внутренние;

- внешние;

- личные (табл. 1).

Таблица 1

Источники активности обучающегося

Источники

Описание

Внутренние

Потребности: познавательные и социальные, выражающиеся в стремлении к поощряемым социальным окружением действиям

Внешние

Требования родителей, педагогов, их ожидания результатов учебной деятельности. Современные условия: лаборатории, компьютерные классы, оборудованные мастерские, театральные залы и др.

Личные

Цели, стремления школьника, его приоритеты, ценностный ряд, установки, что определяет ориентацию обучающегося на удовлетворение интереса, раскрытие своего потенциала, проявление способностей в образовательном процессе. Это направленность на самосовершенствование и самореализацию в различных видах деятельности

 

Исследователями установлено, что в случае отсутствия того или иного источника происходит деформация системы учебных мотивов, выражающаяся в доминировании других, что, естественно, проявляется не лучшим образом в учении. В идеальном варианте необходимо разумное сочетание всех трех источников.

Классификация учебных мотивов

В научной литературе представлены различные взгляды на классификацию учебных мотивов. Наиболее часто авторы дают классификацию на основе выше представленных источников активности (рис. 3).

мотивы

Рис. 3. Классификация учебных мотивов

 

М. В. Матюхина описала две группы учебных мотивов :

1. Мотивы, определяющиеся учебной деятельностью.

2. Мотивы, находящиеся «за рамками» учебной деятельности.

Таблица 2

Группы учебных мотивов, выделенные М. В. Матюхиной

Учебные мотивы

Внутри учебной деятельности

Вне учебной деятельности

1. Стремление расширить знания, узнать новые факты, события, освоить способы деятельности, понять закономерности процессов в природе и социуме

1. Широкие социальные мотивы (долг, ответственность), мотивы самоопределения, в том числе, профессионального,          мотивы
саморазвития и самосовершенствования

2. Стремление задействовать интеллект в решении учебных задач и проблем, размышлять, преодолевать барьеры, проявить исследовательские            навыки,
творчество. Увлечение процессом, а не только стремление получить результат

2. Узколичные мотивы, заключающиеся в ярко выраженном желании получить хорошую оценку, одобрение; стать лучшим учеником (престижная мотивация)

3. Отрицательная мотивация избегания неудачи, неприятности, недовольства педагогов, родителей, сверстников

 

Как полагает А. К. Маркова, к видам мотивов можно отнести:

- познавательные мотивы, состоящие в направленности школьника на овладение содержанием учебного предмета;

- социальные мотивы - мотивы ученика, отражающие направленность ученика, выраженную на другого человека в ходе образовательного процесса22.

Учителю важно сосредоточиться на понимании структуры мотивации обучающегося и их учете в учебном процессе. Познавательные и социальные мотивы являются весьма полезными. В практике школьники нередко демонстрирует преобладание отрицательных мотивов, негативно влияющих на учебную деятельность, среди которых:

- принятие образовательного процесса как неизбежного неприятного бремени;

- представление учебы как скучного функционирования;

- избегание неудач, гнева и раздражения учителей и родителей;

- учеба для получения благ, материального вознаграждения;

- стремление обладать статусом лидера, быть всегда в центре внимания.

Как действовать учителю в данном случае? Важным направлением будет работа с внутренней мотивацией учения, повышение ее доли.

Как считает А. К. Маркова, познавательные и социальные мотивы проявляются на разных уровнях (табл. 3).

Таблица 3

Уровни познавательных и социальных мотивов

Уровни мотивов

познавательных

социальных

Широкие

Широкие

Учебно-познавательные

Узкие (позиционные)

Мотивы самообразования

Мотивы социального сотрудничества

 

Уровни познавательных мотивов

- Широкие познавательные мотивы проявляются в стремлении расширить знания, усвоить новые факты, явления, закономерности.

- Учебно-познавательные мотивы ориентированы на овладение способами обучения.

- Мотивы самообразования выражаются в направленности личности школьника на самосовершенствование, рост.

Уровни социальных мотивов

- Широкие социальные мотивы. Это наличие потребности приносить пользу Родине, своей «малой Родине», семье, школе, друзьям.

- Узкие социальные (позиционные) мотивы отражают потребность ученика самоутвердиться в коллективе, занять определенное место в сложной иерархии взаимоотношений.

- Мотивы социального сотрудничества. Само название говорит за себя. Это выраженная потребность в сотрудничестве, взаимодействии с одноклассниками и учителем.

Понимание характера преобладающих мотивов у различных обучающихся направляет действия педагога на индивидуализацию образовательного процесса в целях создания условий для реализации потребностей школьников во всех этапах урочной и внеурочной деятельности, во-первых. Во-вторых, важно не только хорошо понимать мотивационную сферу учеников, но и целенаправленно работать над ее совершенствованием. Об этом речь пойдет в третьей части пособия, которая называется «Эффективные методы формирования мотивации».

Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов

Сила учебного мотива характеризуется степенью и глубиной осознания потребности, интенсивностью самого мотива. Сила мотивов обучающегося определяется физиологией и психологией ученика. Сила учебного мотива зависит от эмоций, что особенно важно в детском возрасте. Поэтому эмоциональная составляющая урока должна быть в поле постоянного внимания педагога.

Устойчивость учебного мотива проявляется в постоянстве во времени проявлений познавательных потребностей, интересов, намерений школьника. Это свойство свидетельствует о том, что мотивационные установки сохраняются во времени, не несут в себе признаков ситуационности.

В научной литературе выделены функции учебных мотивов:

Побуждающая функция. Мотив вызывает активность школьника, побуждает его к поступкам и деятельности.

Направляющая функция. В ней находит отражение направление мотива на конкретный объект познания. Эта функция связана с устойчивостью мотива.

Регулирующая функция. Она связана с иерархией мотивов. Состоит в регуляции поведения обучающегося.

Авторы называют другие функции учебных мотивов:

- стимулирующая, управляющая, организующая (Е. П. Ильин);

- структурирующая (О. К. Тихомиров);

- смыслообразующая (А. Н. Леонтьев);

- контролирующая (А. В. Запорожец);

- защитная (К. Обуховский) .

Мотивы достижения успеха в школьном образовании

Каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывается о достижении успеха. Для одних успех связан с известностью, богатством, карьерой. Другие люди считают себя успешными, если нашли любовь, создали семью, воспитали детей. Третьи полагают, что обрели успех, если самореализовались в науке, творчестве, спорте, добровольчестве. Когда говорят о достижении успеха в школе, то подразумевают наличие высоко сформированных обучающимися результатов: предметных, метапредметных, личностных. На страницах данного пособия уже говорилось о значении мотивации в достижении цели, о сочетании представленных компонентов в мотивационной сфере. Мотивация является разнородной по своей сути и разноуровневой. Эти обстоятельства подчеркивают сложность работы с мотивацией в практике, как при формировании, так и при учете для организации познавательного процесса. Поэтому учителю-практику будет полезным обратиться к рассмотрению мотивации достижения.

Важно вспомнить, что в классе встречаются школьники с различным отношением к учебе вообще: отрицательным, нейтральным и положительным. Может показаться, что учителю стоит сосредоточиться на тех, у кого нет никакой мотивации обучаться, либо тех, кто демонстрирует равнодушное отношение, причем часто даже способные ученики.

А. К. Маркова советует педагогам повнимательнее присмотреться и к третьей группе учеников для установления успешного взаимодействия в образовательном процессе. В этой группе она дифференцирует обучающихся. Это школьники, имеющие следующий настрой:

- положительный, но неявный;

- положительный, активный;

- положительный, активный, выражающий субъектную позицию .

Как показывает практика, хорошо успевающие ученики охотно и быстро вступают в выполнение заданий. Они обычно демонстрируют ярко выраженную мотивацию достижения успеха, которая связана с мотивацией признания, получения похвалы.

Для «слабых» учеников мотивация достижения предметных результатов не является характерным признаком (отсутствует или слабо выражена).

Имеются исследования, доказывающие, что мотив избегания неудач свойственен как «хорошистам», так и «неуспевающим». Чаще всего такой мотив преобладает у тревожных учеников . Для осуществления коррекции состояний тревожности помогут:

- доброжелательный тип поведения педагога;

- занятия со школьным психологом;

- выполнение успокаивающих упражнений (дыхательная гимнастика, визуализация приятных явлений, мышечная релаксация и др.).

Общие рекомендации

Учителю стоит сосредоточиться на развитии внутренней мотивации учения, предполагающей преобразование внешнего мотива на цель учения.

Известно, что нежелание учиться наступает тогда, когда заставляют нас учиться. Так исчезает естественный интерес к познанию мира, сущности предметов, явлений, процессов. Поскольку в данном случае действует внешняя мотивация, приходит прокрастинация (склонность к откладыванию дел на потом). Это нездоровое психологическое состояние не может благоприятствовать достижению успеха в школьном образовании. Как противостоять психологическому стрессу: страху, тревоге, депрессии, опустошенности, бесцельности? Как вновь включить внутренний двигатель?

1. Сместите акценты с чрезмерного усердия на увлечение. Действительно, успех обучения зависит во-многом от психологического состояния школьников, от эмоций. Здесь будут полезны изменения привычного рутинного хода обучения, внесения жизненных красок, чувств, обогащение эмоциональной сферы.

2. Стройте образовательный процесс на сильных сторонах ученика. Канадский нейропсихолог Дональд Хебб объяснил эту идею: две клетки или группы клеток, периодически и одновременно переходящие в активное состояние, становятся ассоциативно связанными друг с другом, то есть активность в одной из них способствует активности другой26. Таким образом, «цепляясь за то, что хорошо получается у ребенка, педагог предоставляет возможность ученику быть успешным. При этом и другие стороны не остаются в тени, они начинают действовать. Это можно сравнить с проявлением синергии.

3. Используйте методы структурирования информации с помощью «карт ума» Тони Бьюзена, кластеров, метода «Фишбоун», других методов визуализации информации, рисунков, схем. Люди с феноменальной, на первый взгляд, памятью используют образный ряд, что помогает актуализировать изученное. Эти идеи широко применяются в современной практике образования, например, в уроках TED.

4. Больше времени уделяйте «прорабатыванию» нового. Здесь необходимо помнить о том, что успешность обучения зависит от умения оперировать изученным материалом. Исследователи рекомендуют больше времени уделять закреплению материала (70% времени). Обсуждать сложные моменты, обучать других (это простой действенный метод). Таким естественным ненавязчивым путем происходит извлечение освоенного содержания из памяти.

5. Позволяйте отпускать мысль своих подопечных в свободный полет. Учеными доказано, что расслабленное мышление способствует активизации связей в мозге и дает рождение новому. Поэтому важны передышки, отдых, разговоры на вроде бы посторонние темы, прогулки, занятия творчеством.

6. Откажитесь от постоянной прямой внешней мотивации. Писатель Дэниел Пинк, автор известного труда о мотивации, пишет о том, что концепция кнута и пряника ограничивает людей в достижениях . «Эффект Сойера» показывает, что постоянные поощрения приводят к тому, что человек начинает выполнять деятельность все хуже и хуже. Негативные аспекты внешней мотивации:

- гасится внутренняя мотивация;

- снижается эффективность;

- тормозятся творческие начала;

- вытесняется хорошее поведение;

- поощряется склонность к поиску легких путей;

- может вызвать неэтичное поведение;

- наступает привыкание;

- развивается косность мышления.

7. Выясните, что такое успех для каждого. Учитель, сам не понимая ошибочности подхода, навязывает ученикам свое понимание. Следует сконцентрироваться на мыслях своих учеников, выяснить, что является ценным для них. При внутренней мотивации педагогу целесообразно обеспечить обучающихся теми видами деятельности, которые им нравятся.

8. Обращайтесь к принципу Златовласки, организуя работу в группе. Ощущение потока радости от выполнения чудесных заданий часто встречает препятствия, если работа выполняется в группе. Необходимо комплектовать группы так, чтобы школьники учились друг у друга, чтобы они различались с точки зрения предыдущего опыта и подготовки. Необходимо сформировать группу, в которой бы отсутствовала конкуренция, которая подрывает внутреннюю мотивацию. Научитесь гибко реагировать, переключать внимание того, кому задание показалось скучным. Этот ученик может взять на себя другую роль, более сложную. Откажитесь от мотивации наградами, отдайте предпочтение укреплению сознания участников группы в выполнении общего дела.

8. При подготовке содержания домашней работы задавайте себе вопросы:

- Будет ли у учеников возможность самим решить, когда и как выполнить это задание?

- Поспособствует ли данное задание повышению мастерства в силу своей увлекательности?

- Понимают ли ученики цель этого задания?

Если вы дали ответ «нет» хотя бы на один вопрос, рекомендуется изменить задание.

В качестве вывода подчеркнем, что принуждение в учебе приносит лишь кратковременные результаты, затем это обернется неудовлетворенностью, неврозами и падением желания учиться. Часто школьные педагоги и родители используют демотивирующие приемы, среди которых:

- гиперопека;

- надуманная похвала;

- завышенные оценки;

- материальное поощрение в виде денежных средств или дорогих подарков;

- наказания;

- несправедливая критика или игнорирование;

- заниженные оценки и др.

Для обеспечения успешности школьников в обучении педагогу необходимо блестяще знать теорию мотивации, чтобы затем в практике шаг за шагом выстраивать взаимодействие с каждым. В этом процессе целесообразно сосредоточиться на развитии внутренней мотивации учения.

Вопросы для самоконтроля к § 2.1

1. Согласны ли вы со словами К. Д. Ушинского «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»? Обоснуйте, пожалуйста, ваш ответ.

2. Можете ли вы назвать компоненты учебной деятельности?

3. Почему главной задачей учителя становится мотивация познавательной деятельности школьника?

4. Какие факторы влияют на учебную мотивацию?

5. Чем отличаются социальные, познавательные и личностные мотивы учения?

6. Как вы развиваете познавательный интерес в вашей педагогической практике?

7. Известны ли вам мотивы достижения успешности в школьном образовании?

8. Какие мотивы вы формируете без затруднений у ваших обучающихся?

9. Собираетесь ли вы развивать внутреннюю мотивацию учения?

10. В чем состоят достоинства используемых вами на практике путей формирования у учащихся мотивации?

Задания для самостоятельного выполнения к § 2.1

1. Создайте кластеры учебных мотивов.

2. Предложите эффективные способы учебной мотивации школьников одной из возрастных групп на вашем уроке (либо во внеурочной деятельности).

3. Нарисуйте алгоритм развития внутренней мотивации учения.

4. Напишите эссе на тему «Как достичь успеха в школьном образовании».

5. Разработайте «дорожную карту» повышения учебной мотивации одного из ваших учеников.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.