На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Фобии: понятие, виды, причины и влияние семьи на формирование фобий
Фобии: понятие, виды, причины и влияние семьи на формирование фобий
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Воробьева С.С.
Научный руководитель: Скорынин А.А.
В наше время довольно актуальна тема фобий, потому как в современном мире существует множество фобий. Каждый из нас сталкиваясь с каким-либо страхом даже не задумывается как он формируется. Данное понимание может быть полезно для того, чтобы предотвратить появление какой-либо фобии, либо же может помочь справится с ней. Также важно понимать какое влияние в формирование фобий вносит семья в детстве, потому как это основной источник воспитания и формирования личности.

 


Целью данной работы является изучение понятия фобии, видов, причин и влияния семьи на формирования фобий.
Фобии изучались с конца XIX. Фрейд в 1909 году в своей работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» описал фобический невроз маленького Ганса, который испытывал страх перед лошадьми и избегал встречи с ними. Пытаясь понять причину данного расстройства, Фрейд связал его со страхом кастрации.
В одном из экспериментов в 1919 году бихевеористы Джордж Уотсон и его ассистентка Розали Рейнер искусственно сформировали фобию у девятимесячного мальчика. Они показывали ребенку белую крысу, сопровождая это громким и неприятным звуком. В результате этого опыта у него выработались боязнь и избегание белой крысы, которые распространились на другие мягкие и пушистые объекты. Из этого эксперимента стало понятно, что фобия формируется при сочетании условных и безусловных раздражителей. В случае с экспериментом Уотсона и Рейнер условным раздражителем была крыса, которая сама по себе не вызывала у ребенка страх, а безусловным — громкий звук, вызывающий безусловный рефлекс.
В 1940-х годах, фобии вошли в Международную классификацию болезней, а в 1960-х были выделены агорафобия, социальная фобия и специфические фобии (Падун, 2020).
В «Словаре психиатрических терминов» фобия определяется как невротическое расстройство, характеризующееся патологически сильным страхом определенных предметов или ситуаций, которые в норме подобных ощущений не вызывают. Если тревога, связанная с определенными ситуациями или предметами, распространяется на более широкий круг предметов и обстоятельств, она становится сродни или идентичной состоянию тревоги и должна классифицироваться как таковая.
Также Р. Комер пишет, что фобия (от греческого «страх») — это стойкий и необоснованный страх перед отдельными предметами, действиями или ситуациями. Люди, страдающие фобией, испытывают страх даже при мысли о предмете или ситуации, пугающих их, но обычно они чувствуют себя вполне комфортно до тех пор, пока им удается избегать этого предмета и мыслей о нем. Большинство из них хорошо понимают, что их страхи чрезмерны и необоснованны. Некоторые не имеют представления о происхождении своих страхов (Комер, 2005).
Фобическое расстройство включено в регистр тревожных расстройств. Фобии подразделяются на три категории: агорафобия, социофобии и специфичные фобии.
Агорафобия часто сопутствует паническому расстройству. Люди боятся появления в общественных местах, особенно без сопровождения. Это не столько страх открытых пространств, сколько страх оказаться далеко от дома или близких в месте, где может произойти что-то плохое (станет плохо с сердцем, случится паническая атака, поднимется давление) и они не смогут получить помощь.
Социальные фобии - страх социальных ситуаций или ситуаций выступления, когда может возникнуть замешательство. Они являются наиболее тяжелые по своим последствиям для качества жизни. Люди с такими фобиями переживают угрозу своему «я» и избегают социальных взаимодействий, что ограничивает их в выборе образа жизни, возможностях развиваться и быть успешными.
Специфические фобии - боязнь конкретных явлений или ситуаций. Чаще всего встречаются фобии пауков, змей и высоты. Специфические фобии дополнительно разделяют на группы: фобии животных, природных явлений, особых ситуаций (например, клаустрофобия), крови и медицинских вмешательств.
М. Падун в своих работах пишет, что фобия возникает вследствие совместного влияния трех факторов: биологического, психологического и социального. Они в свою очередь взаимодействуют между собой, усиливая или ослабляя вклад каждого в отдельности.
Биологические причины фобий сложны и связаны с биохимическими особенностями работы мозга; в частности, важная роль в регуляции возбуждения в мозге отводится так называемой ГАМК (гаммааминомасляная кислота). ГАМК - это вещество, посредством которого передаются импульсы между нейронами, оно оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему. Следовательно, люди, которые склонны к реакциям страха, отмечается недостаточность ГАМК, это может быть связано либо с генетическими причинами, либо с длительным стрессом, либо воздействием токсичных веществ.
Но только биологическая уязвимость не способна привести к формированию фобии. В различных психологических школах психологические причины фобий описаны по-разному. Психоаналитики полагают, что формирование фобии символизирует внутриличностный конфликт, возникший на определенной стадии психосексуального развития. В когнитивных теориях фобия рассматривается как следствие всевозможные ошибки мышления, искаженных оценок последствий, например,
катастрофизация: преувеличение вероятности, что что-то пойдет не так (Падун, 2014).
Социальные причины, в основном, обусловлены случившимися психотравмирующими и стрессовыми ситуациями, они могут стать стимулами для развития фобий (укус собаки в детстве, перенесенная тяжелая болезнь, сообщения в СМИ о высоком риске онкологических и сердечнососудистых заболеваний). Эти пусковые стимулы могут запустить развитие фобии только при наличии так называемых «диатезов» (предрасположенностей) со стороны биологических и психологических особенностей конкретного человека. Таким образом, причины фобий системны, и сведение их к какому-то одному фактору было бы некомпетентным и необоснованным (Падун, 2014).
Попробуем подробней разобраться как влияют семейные отношения на формирование фобий у ребёнка. Ребенок в первые годы своей жизни боится всего нового и неизвестного, он одушевляет предметы и сказочных персонажей, опасается незнакомых. Это нормальные страхи, которые присущи каждому ребёнку на пути его развития. Они не становятся проблемой, если при переходе в новый этап развития такие страхи пропадают и не сохраняются и во взрослом возрасте (Киреева, 2011).
Как отмечает И.Л. Капланская, индивидуальные характеристики родителей влияют на состояние ребенка, то есть на его личностные особенности и характеристики системы отношений. Такие состояния как возбудимость, эмоциональная нестабильность, повышенная тревожность, неспособность контролировать свои эмоциональные импульсы взаимосвязаны с типом семьи, индивидуальными характеристиками родителей и характеристикой системы отношений (Капланская, 2013).
Ю.В. Щербатых пишет, что для развитя стара у детей существует два пути: в результате личного опыта, либо путем «социального заимствования». Сталкиваясь с чем-то незнакомым, ребёнок видит реакцию матери, следя за выражением ее лица, голосом и жестами. Ребенок «настраивает» свою эмоциональную реакцию на реакцию матери и таким образом учится понимать значение того или иного события. Страх, беспокойство у детей могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца) (Щербатых, 2001).
Тревожно-фобические расстройства формируются в основном постепенно при нарастающем воздействии психотравмирующих ситуаций в семейном кругу. Тревожно-фобические расстройства отражают реакцию на эти феномены и выступают в форме избегающего поведения, предотвращающего контакт с объектом, вызывающим страх или опасения. К таким расстройствам относятся панические атаки, агорафобия, социальные фобии и специфические фобии (Киреева, 2011).
От того какая структура семьи зависит вклад патологизирующего типа воспитания в усиление тревожно-фобических переживаний и паттерны малоадаптивного защитно-совладающего поведения детей.
Патологизирующий тип воспитания способствует увеличению страхов и усилению тревожной симптоматики, взаимосвязан с использованием детьми малоадаптивных копинг-стратегий, направленных на уход от реальности и/или аффективное отреагирование. Негармоничный тип воспитания взаимосвязан с системой отношений ребенка, и сказывается как на его самооценке, так и на восприятии членов семьи (Капланская, 2013).
Подводя итоги данной работы можно сказать, что поставленные цели были выполнены. В ходе работы было выяснено, что формирование фобии в различных психологических школах воспринимается по-разному. Были изучены 3 вида фобий: агорафобия, социофобии и специфичные фобии. Рассмотрены 3 вида факторов, влияющих на формирование: биологического, психологического и социального. Было выявлено, что на формирование фобий влияет реакция родителя на какой-либо объект и тип воспитания, при этом не только формируется фобия, а ещё и влияет на самооценку, восприятие членов семьи.


Библиографический список
1. Капланская И.Л. Взаимосвязь типа семьи, психологических особенностей родителей и детей 7 - 10 лет, страдающих тревожно-фобическими расстройствами: Афторефер. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 24 с.
2. Киреева Т.И. Психологический анализ семейной ситуации у дошкольников с тревожно-фобическими расстройствами // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. С. 60-64.
3. Комер Р. Патопсихология поведения: нарушения и патология психики. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. 638 с.
4. Падун М.А. Откуда берутся фобии [Электронный ресурс] // ПостНаука: интернетиздание,
5. Падун М.А. Что такое фобии. [Электронный ресурс] // ПостНаука: интернетиздание,
6. Щербатых Ю.В. Психология страха. М., 2001. 416 с.
Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.