На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Стили делового общения: феномен, модели исследования, результаты
Стили делового общения: феномен, модели исследования, результаты
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Толочек В.А.
Исследование выполнено в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ, тема № 0138-2021-0010 «Регуляция социального взаимодействия в условиях удаленной работы»

Введение
Изучение проблемы стилей в психологии широко проводилось с середины до конца ХХ ст. в разных научных подходах - как стилей руководства (лидерства), поведения, жизни, как когнитвных, эмоциональных стилей и др. В отечественной психологии наиболее изученными являются индивидуальные стили деятельности (стили деятельности, активности, саморегуляции).

 

В 1950-2000-х годах эта проблематика активно разрабатывалась под руководством В.С. Мерлина, Е.А. Климова, Б.А. Вяткина, М.Р. Щукина, А.А. Волочкова, Е.П. Ильина и др. Вследствие изначальной постарновки пробемы стилей, «исходных положений» ее разработки, выразительности научных результатов, их согласованности в независимых исследованиях и широких возможностей их практического примениния, разработанные в 1950-1980-х годах подходы к разработке проблемы стилей де-факто стали каноническими.
Вместе с тем, изначальная постановка проблемы именно как «индивидуальных стилей деятельности» (в конце ХХ ст. уже чаще употреблялось сочетание «стили деятельности», «стили активности», «стили саморегуляции», что, однако, не изменяло методологических и методических «канонов», предложенных пионерами этого научного направления), ее первоначальная разработка в русле деятельностного подхода, первые модели часто выраженной индивидуальной деятельности субъекта (ткачихи, токари, учителя, спортсмены и др.), оставляет открытыми вопросы о связи проявлений феномена «стиль» и модели его изучения.
В этой связи выбор нами стилей делового общения (СДО) как модели изучения феномена стили (в целом), следуя отечественным научным традициям, опираясь на «активы» современной методологии, разрабатываемой отечественными учеными, мог бы способствовать как дальнейшему изучению феномена «стиль», так и раскрытию ряда аспектов общения, ускользающих как при «жестком» выделении его типов, стилей, стратегий в номинативных подходах, так и при изучении специфических проявлений стиля при решении частных задач общения, изучаемых в русле дескриптивных подходов. При изучении проблемы стилей на модели стилей делового общения (СДО) сразу же актуализируются вопросы роли в становлении и эволюции стилей взаимодействий людей в контактных группах, условий социальной микро- и мезосреды (семейной, рабочей), социального опыта человека (семейной и трудовой жизни, карьерного продвижения и пр.), корпоративной культуры организации и ее эволюции и др.


Цель исследования: изучение эффектов проявлений стилей делового общения (СДО), вследствие взаимодействия людей в социальных группах, их социального опыта субъекта, влияния среды организации. Гипотезы: 1) Стили делового общения (СДО) субъектов подвержены влиянию условий социальной среды. 2) Стили делового общения субъектов сопряжены со стадиями эволюции организации. 3) В стилях делового общения интегрируют эффекты взаимодействия условий внешней и внутренней среды субъектов.


Методы
Для проверки рабочих гипотез использовались авторские методики СДО35 и СДО40 (Толочек, 2018, 2021; Толочек, Сизова, Вильчес-Ногерол, 2019) ; на протяжении ряда лет обследовались группы (от 30 до 180 ч.) представителей разных профессий (студенты разных факультетов технических и гуманитарных вузов; медицинские сестры, учителя средних школ, преподаватели вузов, менеджеры коммерческих компаний, сотрудники промышленных предприятий и пр.), мужчины и женщины в возрасте от 18 до 65 лет, занимающие должности от рядового сотрудника (студента) до генерального директора организации; всего - более 2000 ч. Расчеты надежности (тест-ретест через 4 недели, через 12 мес.) и валидности исследовательских методик с разными шкалами оценки (5-, 7- и 9-балльной) с использованием коэффициента а-Кронбаха, корреляций с психодиагностическими методиками (УСК, ОСС и КПСС Т.Л. Крюковой, 16 PF Р.Б. Кеттелла, «Темная триада» в адаптации М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой, О.В. Паршиковой; и др.) показали удовлетворительные психометрические характеристики методического инструментария. Для изучения проявлений СДО в разных ситуациях использовались разные статистические методы и их комбинации (корреляционный и факторный анализ, t-сравнение и др.).


Результаты
Как отмечено выше, при разных вариантах исследовательской методики (характеризуемой удовлетворительной надежностью и валидностью) были получены сходные результаты; асимметрия и эксцесс в большинстве случаев были в пределах < |1,00|. Следовательно, мы получали добротные эмпирические данные, позволяющие рассуждать как о сущности феномена «стиль», так и о его проявлениях в стилях делового общения, а также - о вероятных детерминантах становления и эволюции стиля людей в зависимости от окружающих условий, особенности профессии и взаимодействий с партнерами, в зависимости от складывающегося у них социального опыта (семейной жизни, воспитания детей, автовождения, успешности/неуспешности карьеры и пр.).


Обсуждение
Наиболее важным из множества полученных результатов НИР видится следующее:
1. При использовании разных методик, с разной размерностью шкалы оценки на разных выборках устойчиво выделяются шесть факторов, объясняющих большую часть дисперсии, интерпретируемых как стили делового общения (СДО).
2. Шесть СДО представляют собой три пары взаимно дополняющих стилей - «активный»/«адаптивный» стиль; три пары стилей отражают три стадии их «зрелости» (характеризуемой мерой полны компонентного состава и оптимальности их структур).
3. Подтверждается, что в эволюции и функционировании СДО важную, возможно даже ведущую роль играют характеристики среды - «пространства общения» (представленные «высотой иерархии» профессиональной сферы, типом администрирования, корпоративной культурой и стилем первых руководителей организации); характеристики субъекта (индивидуально-психологические, социальнодемографические, служебно-должностные) играют вспомогательную роль (аранжируют доминантные «темы» корпоративной культуры).
4. Выявлен слабый перенос разного экстенсивного социального опыта человека (семейной жизни, автовождения, управленческой работы) на формирование состава и структур СДО.
5. Потенциально успешность взаимодействия субъектов совместной деятельности предполагает не столько общность их целей, ценностных ориентаций, личностных черт и пр., но и дополнительность их качеств и стилей как субъектов совместной деятельности. Именно такая дополнительность качеств взаимодействующих субъектов и могла бы порождать интерсубъектные ресурсы. Однако, согласно регулярно получаемым результатам, люди как партнеры совместной деятельности предпочитают себе подобных партнеров по деловому общению. Последнее провоцирует становление ограниченного числа типовых стратегий общения, ограниченного репертуара средств общения, ограниченных возможностей выхода за пределы планируемого и прогнозируемого.
6. По итогам цикла НИР можно утверждать, что авторский подход, опирающийся на концепции совместной (а не индивидуальной) деятельности субъектов, способствует развитию отечественных концепций стилей (постулированных в трудах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Б.А. Вяткина, Л.Я. Дорфмана, М.Р. Щукина; Е.П. Ильина, В.И. Моросановой, и др.).
7. Основные результаты НИР также могут эксплицироваться в разных подходах, представленных ведущими отечественными учеными - системогенетического и метасистемогенетического (А.В. Карпов, М.М. Кашапов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, и др.); системного личностно-развивающего (Л.М. Митина); экопсихологического (В.И. Панов, А.В. Капцов, др.).


Заключение
Как отмечалось в начале статьи, в долгой и «успешной истории» изучения проблемы стиля в психологии запечатлены несколько прототипов - несколько успешных реализаций научных подходов; в отечественной психологии таким был и остается подход, первоначально названный «индивидуальные стили деятельности». К его историческим ограничениям можно относить решение ключевых вопросов в рамках классической парадигмы, в рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева, в логике индивидуальной деятельности субъекта. Дальнейшее конструктивное развитие данного подхода видится в выходе в мето-позицию (использование ресурсов современной методологии, критический анализ роли избранной модели на возможности выявления сущностных свойств феномена «стиль»
и др.), в переосмыслении первоначальной простановки проблемы, в ее новой интеграции в фактографию современной психологии, в обозначении новых перспектив исследования, в формировании новых социально-психологических технологий.


Библиографический список
1. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1978. 135 с.
2. Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1992. С. 36-55.
3. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 88-95.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. 278 с.
5. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
6. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2013. 318 с.
7. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. М.: Юрайт, 2018. 186 с.
8. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 96-103.
9. Толочек В.А. Технологии профессионального отбора. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2021. 253 с.
10. Толочек В.А., Сизова Л.А., Вильчес-Ногерол В.В. Стили делового общения, социальный опыт субъекта, среда организации: эффекты взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 4 (32). С. 321-333.
Источник: Системное исследование индивидуальности растущего С 34 человека как субъекта образования : матер. Всерос. с междун. участ. науч.-практической. конф. «XXXVI Мерлинские чтения - 2021» (16 декабря 2021 г., Россия) / ред. кол. А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов, А.Н. Дресвянкина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2022. - 3,0 Mb. - 1 электрон. опт. диск (CD ROM); 12 см.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.