На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Индивидуальный образовательный маршрут - инновационная технология развития потенциала обучающихся
Индивидуальный образовательный маршрут - инновационная технология развития потенциала обучающихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Мотовилова А.А., с. Песчано-Коледино, Россия
Современное российское образование и Федеральный государственный образовательный стандарт (вот уже третьего поколения) требуют от общеобразовательных учреждений и педагогов учета возрастных и индивидуальных особенностей, включая потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость общего образования для дальнейшего развития обучающихся [1]. Системнодеятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, обеспечивает построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Обновленный стандарт прописывает конкретные результаты образовательной деятельности: личностные, предметные и метапредметные. Таким образом, образование настроено на личностно-ориентированное обучение, целью которого является заложение в ребёнке механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией [2].


Перед педагогом стает задача обеспечить расширение индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для развития учащихся. Одной из таких возможностей является программа индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут — это своеобразный способ обучения, способствующий устранить пробелы в знаниях, умениях, навыках обучающихся, овладеть основными образовательными технологиями, оказать психолого-педагогическую поддержку ребятам, а, следовательно, увеличить качество учебных достижений обучающихся [3].
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) как педагогическая технология может быть применен на разных ступенях школьного образования: начальном, основном и среднем - как с учащимися, имеющими пробелы в знаниях по предметам, так и со способными и одаренными учащимися, стремящимися расширить свои знания вне рамок школьной программы.
Для составления ИОМ обучающегося, имеющего пробелы в знаниях, необходимо проанализировать его уровень понимания материала и считать начальной точкой маршрута ту предметную тему, в которой кроется первопричина неуспешного овладения знанием. К примеру, учащийся третьего класса не может определить падеж имени прилагательного, значит первой ступенькой к достижению навыка, будет четкое понимание темы «Падежи имени существительного». Для этого ребенок должен выучить названия падежей и их вопросов. Здесь поможет запоминание мнемонической фразы «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку» и слов - помощников (есть, нет, даю, вижу, горжусь, думаю). Следующим этапом будет умение различать именительный и винительный падежи, действуя по алгоритму их определения. После этого ребенок должен понять связь между именем прилагательным и именем существительным в словосочетании и определить падеж прилагательного по имени существительному. Каждый из этапов ИОМ имеет специально подобранный тренировочный материал из упражнений в учебнике, индивидуальных заданий и карточек. Выполнение очередного задания фиксируется учащимся в виде самооценки, позволяющей ему самому видеть результат своей работы и стремиться к успеху. При построении индивидуального маршрута педагогу нужно установить небольшие временные рамки выполнения, так как через длительное время учащийся может потерять интерес к выполнению. Результатом реализации образовательного маршрута по ликвидации пробелов в знаниях обязательно должна быть небольшая проверочная работа, которая помогает закрепить знание [4].
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного или способного ученика имеет некоторое отличие. Он призван удовлетворить личный интерес обучающегося в получении дополнительных знаний или в участии конкурсе, конференции учащихся. Тема маршрута уже задается не преподавателем, а самим учащимся, исходя из его потребностей. Например, после изучения на внеурочных занятиях Великой Отечественной войны, ребенок захотел узнать, какие традиции празднования Дня Победы есть в нашем селе. Учитель обговаривает результат, которого бы хотел достигнуть учащийся и помогает выстроить индивидуальный маршрут, подбирая материалы для ознакомления. Это могут быть видеофрагменты, киноматериалы, электронные и печатные источники, материалы краеведческого характера. Переходя от одного этапа к другому, участник фиксирует образовательный результат выполнения в оформлении презентации или заполнении хронологической таблицы и ведет самооценку, заполняя чек-лист, либо какую-то другую форму. Преподаватель, сопровождая проект, после каждого задания дает оценку в виде условного знака (звездочка, жетон разных цветов в зависимости от успешности выполнения этапа). Конечным результатом работы будет являться публичное представление в классе, школе и т.д.
Применение ИОМ в школе решает проблему развития личности, через реализацию ее потенциала. Итогом такой работы по индивидуальнообразовательным маршрутам учащихся является положительная динамика качества обучения, увеличение уровня освоения знаний, умений и навыков, формирование личности образованной, творческой, инициативной, ответственной, которая может применять свои знания и видеть их результат.


Список использованных источников
1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ от 17 дек. 2010 г., №1897. - Текст : непосредственный // Администратор образования. - 2011. - № 5. - С. 32-69.
2. Васьков, Ю.В. Личностно-ориентированное обучение - новая образовательная парадигма / Ю.В. Васьков. - Текст : непосредственный // Современные педагогические технологии : учеб.-метод. пособие. - Нежин : Вектор, 2006. - С. 63-67.
3. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования / Ю.Н. Логинова. - Текст : непосредственный // Методист. - 2006. - № 9. - С. 47.
4. Чеботарева, И.И. Индивидуальный образовательный маршрут как способ реализации личностно ориентированного подхода в системе современного образования / И.И. Чеботарева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 329-331.

Источник: Психология образования: сопровождение развития способностей и одаренности обучающихся : материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 нояб. 2022 г. / Шадр. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии и педагогики ; отв. ред. С.В. Истомина. - Электрон. текст. дан. (3,14 Мб). - Шадринск : ШГПУ, 2023. - 238 с. - 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). - Систем. требования: IBM PC, AdobeAcrobatReader 8 или выше; DVD-ROM. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.