Виды и современные концепции одаренности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В.В.Лялюга, УО "ГОСШ № 30 г. Витебска"

"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

  1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
  2. дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
  3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.): эту категорию детей чаще называют талантливыми;
  4. дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Отметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории. Рассмотрим последовательно особенности каждой точки зрения.

Интеллектуальная одаренность
Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) – это вовсе не то же, что "природный ум". Не будем касаться этих сложных профессиональных вопросов, рассмотрим лишь главную проблему, которая и привела к дискредитации эту теорию и порожденную ей практику.
Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике, в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель  коэффициента интеллекта  претендовал ни больше ни меньше, чем на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности.
Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов, созданных в начале XX века, и до комплектов аналогичных методик второй половины XX века, показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т.п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.
Творческая одаренность.
Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е.П.Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
Е.П.Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей. Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

Талантливые дети.
Талантливые дети – особая категория одаренных. Разговор о них – это, по сути, разговор о плюсах и минусах ранней специализации. Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.), часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А.Моцарт. К.Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям.
Поэтому педагоги и родители, не стремящиесяутвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а наоборот – на максимальное расширение круга его интересов.
Лишившись в результате "выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)", а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте.

Об академической одаренности.
В лексиконе педагогов и психологов есть слово "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Кроме того, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся".
Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас по собственному опыту знает, что учителя "делают отличниками" далеко не всегда тех, кто умнее или более развит творчески, значительно чаще это те, кто послушен, прилежен, исполнителен и т. п. Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе - психологи - не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе – троечники.
Хотя мы не можем не отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренный человек обычно более способен к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность.

Современные концепции одаренности.
Итак, мы выяснили, что одаренность - это не то, что выявляется по тестам интеллекта; также не позволяют сделать это замечательные методики для определения уровня творческих способностей. Раннее проявление способностей к какой-либо еятельности также еще не является гарантией выдающихся достижений в будущем, и успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.
Что же такое одаренность в современном понимании?
Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессиональные психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее – концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли. Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

  1. интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  2. творческости;
  3. настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.
Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

 

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)

одаренность

Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Мотивация

Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос "зачем это нужно ребенку".
При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, как можно классифицировать мотивы учения.
1.     Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.
-       Мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений).
-       Мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).
2.     Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения,
-       Широкие социальные мотивы:
а)     общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б)     узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.
-       Мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.
Данная классификация, как любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.
Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи. Но следует говорить не об отсутствии или присутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии, то есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.
В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием. Будучи сформированной в детстве, она мало подвержена изменениям. Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т.п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одарённости (Дж. Рензулли, Е.П.Торренс и др.).
Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
Но важно не только то, какие мотивы доминируют. Небезразлично, как выстроятся в данной воображаемой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, уступают по своей ценности предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в содержательные, чем, например, мотивы избегания неприятностей.
Традиционно эффективным инструментом, стимулирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее управляемы, так как их действенность в значительной мере определяется глобальными факторами (отношением к образованию и образованным людям в обществе и т. п.).
Естественно, возникает вопрос: как выявить доминирующую мотивацию? Но при всей его важности надо отметить, что более важен другой: на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность? Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы.
Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.
Не менее важно и пробуждение интереса к процессу учения. Ориентируясь на это, следует помнить, что стремление сделать его (процесс) увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.
Педагоги и родители многих стран мира опираются на широкие социальные мотивы, и это вполне справедливо. С самых первых шагов они говорят своим воспитанникам о том, что хорошая учебная работа ребенка в детстве - залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Высокая квалификация работника и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно поэтому, например, японский школьник даже при минимальных попытках со стороны учителя и родителей "увлечь" (содержательные мотивы) и "развлечь" (мотивация процессом) его в ходе обучения интенсивно занимается не только в школе, но и дома.
К числу негативных следует отнести мотивацию избегания неприятностей. Учителя и родители, ориентирующиеся в первую очередь на эту группу мотивов, еще не ушли в историю педагогики. Стремление карательными мерами заставить учиться не только не изжито, но напротив, иногда рассматривается как явление необходимое и даже естественное.
С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию. Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к цели.
Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.
Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.
В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творческости, но там содержится довольно много описаний основных параметров, ее характеризующих.
"Креативность (творческость), – пишет Е.П.Торранс, – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".
При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е.П.Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.
Продуктивность, или беглость, - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
Творец, создающий большое количество "продуктов", имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.
Гибкость – способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.
Оригинальность – один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Другой показатель творческости обозначается термином "разработанность". Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных, специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Heобходимо то, что обычно называют способностями выше среднего уровня.
Как мы уже отмечали, большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и свойств для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств обойтись крайне сложно.
Правда, в психологии известно и "явление компенсации". Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные живописцы уступали по уровню способности к цветоразличению К.Коровину, В.Врубелю и другим известным колористам, но это не помешало им стать знаменитыми художниками.
Известно также, что у слепых, частично восполняя этот их недостаток, лучше развивается слух, осязание, обоняние. У глухих, напротив, зрение, и так далее.
Но компенсаторные возможности имеют предел. А потому никакой идеальный слух не способен полностью заменить зрение, так же, как зрение не в состоянии полностью заменить слух. И никакая ловкость, техничность, упорство, целеустремленность не смогут сделать из тщедушного низкорослого юноши выдающегося баскетболиста, из крупной, склонной к полноте девушки – балерину, из слабослышащего ребенка – выдающегося музыканта.
Способности имеют удивительное свойство - развиваться. Естественно и легко объяснимо то, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать.
В этой части нашего обсуждения мы должны отметить еще одну особенность схемы Дж.Рензулли. Вместо слов "способности выше среднего уровня" он иногда (в некоторых своих работах) употребляет слово "интеллект". В этом случае интеллект рассматривается в значении, уже отмеченном выше, - как способность к однонаправленному, последовательному, логическому мышлению (сюда обычно включаются такие сложные мыслительные операции, как анализ, синтез, классификация, категоризация и др.).
То, что в данном контексте называют интеллектом, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, может быть выявлено с помощью специальных тестов интеллекта.
Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одаренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова. Авторы назвали ее "Рабочая концепция одаренности".
Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: "инструментальный" и "мотивационный". Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж.Рензулли. Но если Дж.Рензулли выделяет три фактора, то авторы "Рабочей концепции одаренности" интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор - "инструментальный". Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу" и "хочу".

Как видим, в данных схемах одаренность представлена как сложное, многомерное явление. Выделенные три ее характеристики позволяют понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности. При этом, правда, требует конкретизации важный вопрос - кого можно считать одаренным: того, кто демонстрирует высокие уровни по всем трем параметрам, или достаточно продемонстрировать две характеристики? Или даже одну? Сам автор этой концепции, отвечая на этот вопрос, говорит, что к одаренным следует относить любого ребенка, который демонстрирует уровень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.
Раскрывая природу одаренности на уровне теории, данная модель, как и любая другая концепция, все же не позволяет увидеть некоторые частные особенности, характерные для одаренных детей. Концепция обычно очерчивает только главные, наиболее крупные звенья системы. Вопрос о том. как проявляется все это в реальном, живом ребенке, требует специального рассмотрения. Ответ на него уже не так прост и однозначен.

Источник: Научно-теоретическая конференция "Проблемы одарённости учащихся": материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2008.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.