На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Личностные качества эффективного психодиагноста.
Личностные качества эффективного психодиагноста.
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Личностные качества эффективного психодиагноста.
Создание многочисленных курсов по подготовке специалистов ставит задачу повышения качества обучения, подготовки практических психологов. Решение данной задачи связано с выдвижением определенных требований к уровню знаний и умений практических психологов, а также к наличию у них определенных личностных черт.

Нормативные требования к личностным качествам психодиагноста.

Требования к личностным качествам практического психолога, основным видом деятельности которого является психодиагностическая деятельность, формулируются в кодексе этических принципов разных стран. Соблюдение этических принципов в практической деятельности предполагает наличие определенных личностных черт.

Так, одним из ведущих принципов психодиагностической деятельности в этическом кодексе называется принцип ответственности: психолог полностью несет ответственность за правильность проведения диагностического обследования, корректность интерпретации и использования ее результатов. Соблюдение данного принципа подразумевает наличие не только внешнего контроля к соблюдению требований, норм, но и хх внутренней формы саморегуляции деятельности (чувство ответственности, чувство долга)" (Словарь, 1998, с.376). Таким образом, у диагноста должно быть хорошо развито чувство ответственности как личностное качество, что обеспечивает эффективность диагностической деятельности.
чх Принцип ненанесения ущерба испытуемому" ( Этические принципы и правила работы психолога, 1990) подразумевает недопустимость сознательного или случайного нанесения вреда обследуемому, что возможно при отсутствии выраженности такой личностной черты как агрессивность, проявлении агрессии вообще, а также агрессии инструментальной, когда "агрессия используется лишь как средство достижения цели" (Словарь, 1998, С.9), и агрессии реактивной, * как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности и пр." (там же) . Итак, такое личностное качество как агрессивность является нежелательным для психодиагноста .
''Принцип беспристрастного отношения" психолога к клиенту не допускает предвзятого отношения к обследуемому, оценочных суждений (Абрамова Г.С, 1997, с. 36). Отсюда следует, что психодиагност должен обладать таким качеством как открытость, гибкость.
Таким образом, соблюдение данных принципов предполагает наличие определенных личностных черт: высокий уровень ответственности, как личностного качества, неагрессивности, эмпатии, гибкости мышления и поведения, открытости, беспристрастности.
Требования к личностным особенностям психодиагноста отражены также в профессиограмме (Собчик Л.Н.,1997; Fukuyama Sh.,1982). Так, Л.Н. Собчик отмечает, что профессиограмма психологов очень близка к портрету врача. На основе своих экспериментальных исследований, Л.Н. Собчик указывает, что основные требования к личности психодиагноста сводятся к гуманным характеристикам личности: эмпа-тия, социальный интеллект, общительность, открытость. Учитывая требования к личностным особенностям психодиагноста, изложенные в профессиограмме практического психолога, Л.Н. Собчик указывает на необходимость осуществления отбора абитуриентов на психологические факультеты. Данный отбор должен базироваться на выявлении гуманных личностных тенденций. хчУспех в работе психолога обеспечивается не только умной головой, но и добрым сердцем" (Собчик Л.Н.,1997, с. 297) .
В профессиограмме, разработанной Ш.Фукуямой (Fukuyama Sh., 1982), также отражены требования к личностным качествам практического психолога, от наличия которых зависит успех в профессиональной деятельности. К числу этих качеств Ш.Фукуяма относит 19 нормативных показателей, характерных только практическому психологу -дружелюбие, вежливость, жизнерадостность, забота о чужих людях; а также качества, характерные психологу и представителям других профессий системы человек-человек - внимание, стремление понять позицию других, умение заботиться о больных, способность к словесным высказываниям, способность выполнять работу, полную разнообразия, способность стать лидером, руководство здравым смыслом, большое чувство ответственности, терпеливость, упорство, самостоятельность суждений, тщательность действий, аккуратность и последовательность, способность планировать свое будущее, хорошая память, способность обучать других.
К числу отрицательных качеств психолога Ш.Фукуяма относит следующие: мужество и смелость, сильное желание работать и желание получать немедленные результаты, быстрота в трудовой деятельности и быстрота действий. В основном, Ш.Фукуяма указывает на важность наличия у психолога таких личностных качеств, которые, по высказыванию Л.Н.Собчик, подчеркивают гуманные личностные тенденции (Собчик Л.Н.,1997).
Выявление у будущих студентов личностных качеств, определяемых в нормативных документах, необходимо, по мнению ряда авторов не сколько для прогноза успеха профессиональной деятельности, а для совершенствования обучения как процесса формирования необходимых психодиагносту качеств ( Укке Ю.В., 1990; Собчик Л.Н.,1997).
1.5.2. Личностные особенности эффективного психодиагноста. Многие исследователи выделяют ряд качеств необходимых практическому психологу для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности, которая включает в себя один из основных видов деятельности - диагностическую (Аминов Н.А., Молоканов М.В., 1992; Ануфриев А.Ф., 1995; Бондаренко А.Ф.,1993; Дубровина И.В., 1990; Ерастов Н.П.,1975; Емельянов Ю.В.,1980; Обозов Н.Н.,1984; Шванцара Й., 1978;и др.).
Так, одним из важнейших качеств практического психолога некоторые исследователи называют эмпатию (Аминов Н.А., Молоканов М.В., 1992; Агавелян P.O.,1998; Цветкова О.И., 1997; Юсупов И.М.,1992; Rogers С, 1954; и др. ) . В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный ин-сайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия , как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д.( Агавелян O.K., Агавелян P.O., 1995) .
Кроме психологических подходов определения эмпатии необходимо отметить ее основные функции:
а) эмпатия как детерминанта поведения:
б) эмпатия как специфическая эмоциональная форма познания,
когда объектом становится человек;
в) эмпатия как альтруистское поведение.
В симптомокомплекс качеств эффективного психодиагноста М.В. Молоканов включает мягкосердечность, тонкость эмоциональных переживаний (высокие показатели по фактору I), отождествляя данные качества с эмпатией (Молоканов М.В.,1995). Однако, как отмечает
Н .Мак-Вильямс, термин "эмпатия" означает ''чувствовать вместе с", а не чч чувствовать вместо", что по мнению автора и составляет существенное различие между эмпатией и симпатией, состраданием, жалостью, интересом (Мак-Вильямс Н.,1998).
На различие сочувствия от сопереживания (непосредственной и импульсивной формы эмпатии) указывают и отечественные исследователи (Бодалев А.А.,1983; Гаврилова Т.П.,1975). Данное различие заключается в наличии в структуре сочувствия когнитивного компонента, благодаря которому человек осознает содержание своего переживания и свое отношение к объекту, а также осознает способ выхода из ситуации (Гаврилова Т.П.,1975). Возможно, благодаря когнитивному компоненту эмпатии не наступает идентификации психодиагноста с клиентом и проекции своих проблем при постановке психологического диагноза.
Таким образом, можно предположить, что высокие показатели по фактору I будут способствовать эффективности диагностической деятельности только при наличии когнитивного компонента эмпатии, высокого уровня социального интеллекта. Эмпатия, включающая в себя эмоциональный и когнитивный компоненты, позволяет психодиагносту создать условия доверия в беседе с клиентом, понять смысл аффективных и поведенческих реакций, предсказать данные реакции другого человека, что отражается не только на адекватности диагноза, но и на корректности предлагаемых клиенту рекомендаций.
Наряду с эмпатией ряд исследователей указывают на необходимость наличия для эффективной практической деятельности психолога такого качества как открытость (Косевска А., 1990; Rogers С., 1954; Обозов Н.Н.,1984; Самоукина Н., 1997; Ташлыков В.А.,1984; Кейсмент П.,1995 и др.). Некоторые авторы (Агавелян O.K.,1995; Кейсмент П.,1995) указывают на то, что в контакте с человеком, чьи ценности, мировоззрение и поведение очень отличаются от представлений психолога, эмпатии для понимания чувств клиента "может быть недостаточно" (Кейсмент П., 1995, с. 115) . В данном случае психолог ''будет видеть лишь то, что ему знакомо, или wсродни" его собственному опыту" ( П.Кейсмент, 1995, с. 115). Следовательно, психодиагност должен развивать в себе открытость и уважение к иным чувствам и переживаниям, совершенно непохожим на его собственные, должен быть открытым хчинаковости" другого человека (Косевска А., 1990; Rogers С., 1954).
В качестве одного из важнейших свойств личности практического психолога некоторые исследователи называют развитый социальный интеллект (Н.А. Аминов,М.В.Молоканов,1992), определяемый как:
•способность к пониманию поведения других людей и распознавания отклонения в нем (Э.Торндайк);
•*социальный дар", способность высказывать быстрые, почтиавто-матические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека (Г. Оллпорт);
•"устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события" (Емельянов, Ю.В.,1980).
•проницательность к ситуации и способность соотносить собственные мысли и чувства с мыслями и чувствами партнеров общения (Ерастов Н.П., 1975, Борисова А.А.,1998).
Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакции (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, включая в себя способность к децентрации, которая позволяет понимать чувства собеседника, не идентифицируясь с ним (Гаврилова Т.П.,1975; Ерастов Н.П.,1975). Некоторые исследователи называют социальный интеллект профессионально важным качеством в профессиях типа "человек - человек", и необходимым качеством для практического психолога (Емельянов Ю.В., 1980; Молоканов М.В., 1992; Борисова А.А.,1998).
Учитывая приведенные выше определения социального интеллекта, можно предположить, что социальный интеллект во многом определяет эффективность диагностической деятельности практического психолога .
Как указано в нормативных документах, психодиагност должен обладать таким личностным качеством как ответственность. В экспериментальном исследовании личностных особенностей промышленных психологов Е.Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты, характеризующиеся более высокой (индексом) ответственностью, выполняют работу на более высоком профессиональном уровне (Смирнова Е.Э., 1977) . Кроме того было указано на то, что при отсутствии того или иного профессионально необходимого качества наблюдается стремление специалиста заменить его такими нравственными качествами, как ответственность за свою работу, повышенное чувство долга. Таким образом, ответственность выполняет компенсаторную функцию по отношению к недостающим качествам. Однако, учитывая результаты исследований личностных особенностей эффективных врачей, такие черты как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности (Урван-цев Л.П., Сурьянинова Т.И.,1983; Васюк А.Г.,1992). Данное положение относительно психодиагностов требует своей экспериментальной проверки.
Некоторыми исследователями подчеркивается необходимость развития у практического психолога для обеспечения эффективности профессиональной (в частности диагностической) деятельности таких качеств как эмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность (Молоканов М.В.,1995; Юсупов И.М., 1992; Смирнова Е.Э.,1977).
К числу качеств, определяющих эффективность диагностической деятельности психодиагноста, М.В. Молоканов относит чувствительность к соблюдению социальных норм по отношению к себе со стороны окружающих, выраженную подозрительность (высокие показатели по фактору L) (Молоканов М.В.,1995). По мнению автора психологи с выраженной подозрительностью предпочитают во всем чч искать тайну", способны высоко контролировать проявления реакций клиентов, соблюдать эмоциональную дистанцию. Автор также считает, что низкие показатели интереса к другому с одной стороны, и большая ориентация в диагностической деятельности на существующие нормы и нормативы повышает самостоятельность специалиста при решении ответственных проблем ( L+) . Однако, добавим, что высокие показатели по фактору L характеризуют людей завистливых, враждебных, постоянно проецирующих на других свои проблемы. Кроме того известно (Рукавишников А.А., Соколова М.В.,1995), что фактор L измеряет тревожность и ригидность. Все это ставит под сомнение предположение М.В.Молоканова о предпочтительности для психодиагноста высоких показателей по данному фактору. В любом случае, данное положение требует экспериментальной проверки.
Помимо желательных и необходимых личностных качеств, некоторые исследователи выделяют ряд отрицательных качеств, препятствующих психодиагносту эффективному выполнению профессиональной деятельности (Аминов Н.А., Молоканов М.В.,1992; Смирнова Е.Э., 1977; Емельянов Ю.В.,1980). К отрицательным качествам психодиагноста относят такие личностные особенности как предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень тревожности, застенчивость .

Синдром эмоционального сгорания характеризуется пресыщением общением, не проходящей усталостью, подавленностью, немотивированной агрессивностью, недовольством собой и окружающими. Склонность к развитию синдрома эмоционального "сгорания" некоторыми авторами рассматривается как основание для заключения о профессиональной непригодности испытуемого к психологической деятельности, т.е. об отсутствии у него специальных способностей (Аминов Н.А., Молоканов М.В.,1992). Безусловно, предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания в условиях длительных и многочисленных контактов будет отрицательно сказываться на эффективности диагностической деятельности. Кроме того, вызванная данным синдромом немотивированная агрессия рассматривается как недопустимое качество психодиагноста (Этический кодекс..., 1967, 1987,1989). Предотвратить развитие синдрома эмоционального сгорания может развитие таких качеств как 44ненасыщаемость" общением (высокие показатели по фактору Н) , умение поддерживать контакты, т.е. стрессоустойчивость в процессе общения; умение контролировать свое поведение, т.е. сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения (высокие показатели по фактору С), аттракция, эмоциональная заразительность, энергичность, гибкость (высокие показатели по фактору F) , расслабленность, низкий уровень напряженности (низкие показатели по фактору Q4) . Кстати, именно эти качества отличают психолога-практика от психолога-исследователя (Аминов Н.А., Молоканов М.В.,1992).
К числу отрицательных личностных качеств практического психолога некоторые авторы относят тревожность ( Молоканов М.В., 1995, Емельянов Ю.В., 1980, Аминов Н.А., Молоканов М.В., 1992, Юсупов И.М., 1992; Смирнова Е.Э.,1977). Высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в себе, способствует доминированию направленности на избегание неуспеха, чем на успех. Исследования, посвященные выявлению зависимости интеллектуальной продуктивности от личностных качеств, "показали, что высокой тревожности соответствует пониженная тестовая интеллектуальная продуктивность (Ласко М.В., Палей И.М., 1977; Жамкочьян М.С., 1978). Следовательно, высокий уровень тревожности будет отрицательно сказываться на интеллектуальной деятельности психодиагноста. Кроме того, высокий уровень тревожности связан с направленностью не 'на предмет", а %хна себя" ( Жамкочьян М.С, 1978; Молоканов М.В., 1995), что также недопустимо в практической деятельности психодиагноста.
К числу отрицательных, нежелательных качеств практического психолога, основным видом деятельности которого является психодиагностическая деятельность, Е.Э. Смирнова относит застенчивость (Смирнова Е.Э.,1977). Автор утверждает, что это качество мешает промышленному психологу при выполнении профессиональных функций, так как на тот период (семидесятые годы) психологу приходилось упорно пробивать свои идеи и действия по проведению исследований" . Таким образом застенчивость рассматривается как отрицательное качество психодиагноста, так как лиц с высокими показателями по данному фактору отличает сниженная способность контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность. Все это препятствует установлению контакта с клиентом и сбору информации на феноменологическом этапе.
К личностным качествам психодиагноста, препятствующим эффективности диагностической деятельности, Л.Н.Собчик относит субъективизм, амбициозность. При наличии данных качеств или недостаточно развитых качеств гуманности и эмпатийности, Л.Н. Собчик рекомендует психодиагностам больше прибегать к объективизации своего мнения формализованными количественными методиками (Собчик Л.Н.,1997).
Определяя личностные качества практического психолога, влияющие на эффективность профессиональной, и в частности, диагностической деятельности, некоторые авторы интегрируют ряд особенностей в симптомокомлекс (Юсупов И.М.,1992) или~в базисные факторы (Молоканов М.В., 1995) . Так М.В. Молоканов выделяет в структуре качеств практического психолога фактор интереса к другому, фактор доминантности, каузальности, саморегуляции (Молоканов М.В.,1995). Фактор интереса к другому включает в себя эмпатию, социальный интерес по А.Адлеру, личностную ориентацию при взаимодействии с клиентом.
Фактор доминантности представляет позиции общения * сверху", ччснизу", * рядом" (Абрамова Г.С, 1997; Ташлыков В.А., 1984).
Фактор каузальности включает социальный интеллект, психологическую проницательность к ситуации и способность соотносить собственные мысли и чувства с мыслями и чувствами партнеров общения (Емельянов Ю.В.,1980; Гилфорд Дж.,1965; Ерастов Н.П., 1975).
Фактор саморегуляции подразумевает эмоциональный контроль, стабильность, стрессоустойчивость.
Как субъект психодиагностической деятельности (помимо профессиональных качеств) психолог по мнению А.Ф. Ануфриева (Ануфриев А.Ф.,1995) должен обладать такими качествами:
• общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;
• высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;
• тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни;
• терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;
• свободное владение речью;
• критичность и гибкость мышления.

Автор отмечает, что правомерность выделения перечисленных психологических особенностей нуждается в специальной эмпирической проверке посредством проведения экспериментальных исследований и соответствующих практических мероприятий" (А.Ф. Ануфриев, 1995, с. 87) .
Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд личностных черт, которые могут составить модель личности эффективного психолога-диагноста, и которые нуждаются в эмпирической проверке:
♦ эмпатия, включая ее эмоциональный и когнитивный компоненты, социальный интеллект, как способность к пониманию поведения других людей и распознавания отклонения в нем;
♦ открытость, способность к безооценочному суждению;
Ф гибкость поведения, мышления; Ф ответственность;
♦ положительная Я-концепция, самопринятие, способность к личностному росту, самопознанию;
♦ низкий уровень тревожности;
♦ эмоциональная устойчивость, развитый самоконтроль ;
♦ высокий интеллект, как личностная особенность;
К отрицательным личностным качествам психодиагноста можно отнести высокий уровень тревожности, агрессивность, застенчивость, субъективизм и амбициозность, ригидность, слабо выраженные гуманные личностные тенденции.
Обобщая данные исследований в области психологии личности профессионала, можно построить гипотетическую модель личностных качеств психодиагноста. В основе этой модели лежит представление о связи личностных особенностей практического психолога с эффективностью его диагностической деятельности. Экспериментальное изучение связи личностных особенностей психодиагноста с эффективностью диагностической деятельности, позволит определить группу качеств, оказывающих влияние на эффективность диагностической деятельности психолога.

Источник: Юдина, Елена Витальевна Соотношение личностных качеств практического психолога и эффективности диагностической деятельности[Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук : 19.00.01 .-М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки)

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.