Предмет и задачи психодианостики
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

1.1. История психодиагностики

Психодиагностика (англ. psychodiagnostics; от греч. «psyche» – душа + «diagnosis» – «распознавание», «определение») – наука и практика постановки психологического диагноза, т. е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Понятие «психодиагностика» было введено в научный обиход 1921 г. Германом Роршахом.
Психодиагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Предыстория возникновения психодиагностики. К психодиагностике можно отнести знаменитое высказывание Г. Эббин-гауза, характеризующее психологию в целом: «У нее долгое прошлое, но короткая история» [4, с. 95]. Предпосылки психодиагностики заложены в объективно существующих индивидуально-психологических различиях между людьми. Истоки психодиагностики обнаруживаются в глубине веков, так как потребность в выявлении и учете индивидуальных различий возникла еще в глубокой древности. Предыстория психодиагностики как практики начинается с III тысячелетия до н. э., так как к этому периоду относятся данные о существовании в ряде стран Древнего Востока систем конкурсных испытаний для людей, претендовавших на государственные должности или желавших приобщиться к религиозной мудрости. Существуют данные о том, что уже в Древнем Вавилоне в середине III тысячелетия до н. э. проводились испытания выпускников в школах, готовивших писцов. Профессионально подготовленный писец благодаря широким по тем временам знаниям являлся значимой фигурой. Он должен был знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах, уметь разбираться в тканях, металлах, растениях.
В Древнем Египте обучали искусству жреца только того, кто был способен выдержать систему назначенных испытаний. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образованности, оценивались внешность, умение вести беседу. Затем проверялись умения трудиться, слушать и молчать, проходили испытания огнем, водой, страхом и др. Данную суровую систему испытаний успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись в Грецию, он основал школу, доступ в которую открывал только для тех, кто был способен преодолеть серию испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Он придавал большое значение диагностике интеллектуальных способностей. Для этого каждому давалась трудная математическая задача. В случае ее решения ученик принимался сразу. Если задача не решалась, неудачника вводили в зал, где ученики по правилам испытаний должны были беспощадно поднимать его на смех, давая ему обидные прозвища. Если новичок в этой критической ситуации умел отвечать на выпады, хорошо и достойно держал себя, его принимали в школу. Особое значение Пифагор придавал смеху молодых людей, утверждая, что манера смеяться является самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, вел тщательное наблюдение за каждым новичком после того, как последнего приглашали свободно высказываться и не стесняться, смелее оспаривать мнения собеседников.
В Древнем Китае за 2200 лет до н. э. существовала система проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников. Каждые три года чиновники повторно экзаменовались лично у императора по «шести искусствам»: музыке, стрельбе из лука, верховой езде и др.
Другим свидетельством использования испытаний тестового характера являются материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загадки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, на раздумывание не отводилось ни секунды. Чаньские парадоксальные загадки использовались в качестве тестов на определенный, «чаньский» ход мышления. В зависимости от того, как тестируемый отвечал на эти загадки, опытный наставник определял, на каком уровне «просветленности» он находился и какие меры нужно принять для углубления его «чаньского опыта», а также выявлял людей, скрывающих за внешней грубостью и странностью манер свою некомпетентность.
В государстве Цзинь результаты экзаменов применялись для распределения выпускников медицинского училища. Выдержавшие экзамены поступали на государственную службу в качестве практикующих врачей, преподавателей или исследователей.
Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнаме. Всего за два года, в период с 1370 по 1372 г., удалось провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников, что позволило организовать проверку государственного аппарата по всей стране. В результате этого Вьетнам вновь стал сильным и жизнеспособным феодальным государством; особое внимание было уделено созданию боеспособного офицерского корпуса.
У некоторых народов (например, у эскимосов) чуть ли не каждый взрослый мужчина считал себя способным к шаманству, но эти претензии отвергались в процессе испытаний. Проверка и, как результат ее, признание были непременными условиями шаманской деятельности. У разных народов проверка шамана принимала свои формы. В частности, когда у казахов кто-либо объявлял себя шаманом, то он по требованию народа должен был ходить по снегу в трескучий мороз босиком и с обнаженной головой, лизать языком раскаленные докрасна железные предметы. У народности ханты неудачного претендента объявляли сумасшедшим. У ульчей шаман подвергался испытаниям во время поминок. Такой же обычай был у нанайцев.
Приведенный краткий исторический экскурс позволяет сделать вывод о необходимости рассматривать испытания индивидуальных способностей как важную и неотъемлемую часть общественной жизни многих (если не всех) народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней [18, с. 36–40].
Этапы развития психодиагностики за рубежом. Психодиагностика как методология разработки научно обоснованных компактных методов выявления индивидуальных особенностей возникла лишь в конце XIX в. Становление психодиагностики обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых, создавших первые методики «измерения ума».
Первые объективные психологические тесты для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и других познавательных процессов были разработаны в 1884–1885 гг. Ф. Гальтоном, обследовавшим по ним (параллельно с рядом антропометрических измерений) многие тысячи людей. Работы Гальтона положили начало бурному развитию и широкому распространению тестов, направленных на психодиагностику отдельных элементарных психологических функций.
Следующий этап развития психодиагностики приходится на начало XX в. и связан прежде всего с именем А. Бине, положившим начало разработке методов психодиагностики умственного развития (и умственной отсталости), рассчитанных на различные возрастные группы. В русле этих исследований В. Штерном был предложен коэффициент интеллекта (IQ) как интегральная характеристика уровня интеллектуального развития обследуемых. Несмотря на постоянную критику самой идеи и методов измерения IQ, такие тесты получили широкое распространение в различных отраслях практики.
Одновременно с тестами интеллекта возникают первые проективные техники – методики психодиагностики глубинных личностных структур, основанные на методическом принципе проекции – метод свободных ассоциаций К. Юнга (1905) и тест Г. Роршаха (1921). Однако расцвет проективных методов начинается с конца 1930-х гг., когда в связи с широким распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала особенно актуальной. Чуть позже – в 1940–1960-е гг. – наступает период расцвета личностных опросников, первые образцы которых были созданы в 1920-е гг.
В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако не подкрепленное развитием теории психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х– начала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях.
Решающий вклад в становлении и развитии психодиагностики был внесен американскими психологами. Многие из них были выдающимися психологами своего времени, во многом определившими лицо психологии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Ф. Гальтона, в психодиагностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психологам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагностики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об измерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологической мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии.
Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим более десятка наиболее известных и совершенствуемых на протяжении многих лет. Каждый из этих тестов – своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики [4; 6; 18; 23; 27].
Особенности становления психодиагностики в России. В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались для потребностей образования. Начиная с трудов Г. И. Россолимо (1910-е гг.), проводилась большая работа по созданию и адаптации методов психодиагностики интеллектуального развития, распространение которых приняло в 1920-х – начале 1930-х гг. массовый и неконтролируемый характер (против чего выступали многие психологи, в том числе Л. С. Выготский и П. П. Блонский). Распространенная практика некритического отношения непрофессионалов к результатам тестирования и скоропалительного вынесения на их основе административных решений послужила поводом для прекращения в СССР всех исследований в области психодиагностики, а также ее практического применения (постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.). В послевоенные годы тесты объявлены орудием «психологов-расистов». Возрождение исследований в области психодиагностики происходит в конце 60–70-х гг. ХХ в. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи. Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии – практический психолог. Эти специалисты появились в школах и дошкольных учреждениях, пунктах профкон-сультаций, в медицинских учреждениях и на предприятиях. Психологическая диагностика – современная, быстро развивающаяся, нужная обществу научная дисциплина и область практики [4; 6; 18; 23; 27].

1.2. Предмет, объект и задачи психодиагностики

Современная психодиагностика определяется как наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика – это и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Психодиагностика служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Психодиагностика представляет собой область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психологических особенностей, черт личности. В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики, в соответствии с которыми формируются специфические комплексы средств психодиагностики, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д.).
Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др. Задачи психодиагностики как науки:
1) разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;
2) создание методик психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения;
3) осуществление дифференциальной психометрики как математизированной методологии обнаружения межиндивидуальных различий;
4) обоснование нормативных требований к методикам, их разработчикам и пользователям [18].
Задачи психодиагностики как области психологической практики:
1) обследование уровня развития людей для оценки его соответствия возрастным нормативам;
2) изучение особенностей интересов, способностей для обеспечения индивидуального подхода к сотрудникам;
3) диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками;
4) дифференциальная диагностика отклонений в психическом развитии и т.п. [4; 14 и др.].

1.3. Структура психодиагностики

Теоретическая и практическая психодиагностика. Психодиагностика – это и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда эти правила просты, иногда сложны, в одних случаях они «встроены» в сам диагностический инструмент, в других – требуют особой работы с диагностическими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.
Теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания: предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой – наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки. Психодиагностика как научная дисциплина опирается на общепсихологическое знание диагностируемых свойств.
Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех или иных личностных черт, тех или иных мотивов – непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует.
Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии, с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом — не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений. Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики.
Другая базовая дисциплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем самым составной ее частью, — это дифференциальная психометрика, наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы. Дифференциальная психометрика выступает методологической основой психодиагностики. Дифференциальная психометрика разрабатывает технологию создания психодиагностических методик — тестов - и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать. В их число входят требования надежности - внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании; валидности — отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен; достоверности — защищенности теста от влияния на результаты стремления обследуемого изменить их в желательную для него сторону; наличия репрезентативных норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющий оценить степень отклонения от средних значений любого единичного показателя. Психометрические требования в разной степени применимы к разным группам тестов: в наибольшей степени — к объективным тестам и личностным опросникам; в наименьшей степени — к проективным техникам.
Третье основание психодиагностики — практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Так, например, существуют профессии, в которых чрезвычайно важна стрессоустойчивость - способность сохранять контроль и работоспособность в угрожающих ситуациях. Значимость этой переменной определена практикой - если бы не существовало профессий, которые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Научная психология пытается выразить эти качества через систему понятий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, профессиональная эффективность, способность и т. д., выражаются через систему базисных психологических понятий, таких как потребности, мотивы, умения, установки.
Практическая психодиагностика – это применение психодиагностических методик, разработанных в рамках теоретической психодиагностики, в соответствии с задачами, которые выдвигают различные области человеческой практики. Практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый клинический и житейский опыт. Помимо этого, практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагност-практик должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое [18]. Психодиагностика как прикладная отрасль психологии включает в себя помимо методического обеспечения:
1) умение психодиагноста контактировать с обследуемым в различных психодиагностических ситуациях (ситуация клиента, экспертизы и др.);
2) технологию регистрации результатов обследования, составления диагностического заключения по результатам обследования и предоставления клиенту сведений;
3) профессионально-этические стандарты и требования к диагносту (профессиональная компетентность и ответственность психодиагноста, конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам, соблюдение принципа благополучия клиента, право клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования, принцип психокоррекционного эффекта обратной связи, а также соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям) [5].
Общая и частная психодиагностика. Психодиагностика используется в различных сферах практики: в здравоохранении, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и т. д. В каждой из этих областей существуют специфические психодиагностические задачи и методы, специфические условия применения диагностических методов. Они составляют предмет частных (или специальных) психодиагностик (профессиональной, спортивной, клинической и т. д.).
Помимо этих частных вопросов в психодиагностике существуют и более общие, универсальные вопросы, решение которых составляют предмет общей психодиагностики. К ним относятся:
1) методологические, теоретические и конкретно-методические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;
2) методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения;
3) дифференциальная психометрика как математизированная методология обнаружения межиндивидуальных различий;
4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям. Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями. Частная психодиагностика связана с такими отраслями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д. [18].

1.4. Области практического применения знаний по психодиагностике

В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для обеспечения индивидуального подхода к ним. Для эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой для оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.
Количество практических задач, требующих постановки психологического диагноза, может быть многократно увеличено. По существу, учет индивидуально-психологических особенностей людей необходим для повышения эффективности любой деятельности. Это касается и работы психолога-практика, чья задача – оказание разных видов помощи обращающимся к нему индивидам. В психологической помощи нуждаются индивиды, находящиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, жизнью в целом).
Так, в работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Психодиагностика также важна и для успешности других видов практической помощи психологов – психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др., которые должны быть индивидуализированы, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности обратившегося за помощью.
Итак, психологическая диагностика – основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался – индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал – в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.
Можно выделить несколько областей практического применения психодиагностики.
1. Обучение и воспитание (например, определение психологической готовности к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной
сфере, дифференциация обучения, профессиональная ориентация, реализация индивидуального подхода и др.).
Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в воспитательно-образовательных учреждениях:
- контроль за интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- оценка школьной зрелости;
- выявление причин неуспеваемости;
- отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;
- решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);
- профессиональная ориентация и др.
2. Сфера трудовой деятельности. Психодиагностика помогает решать проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и прочего в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию – помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать профессионалом высокого уровня.
3. Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т. д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии – патопсихологии и нейропсихологии. Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.
4. Судебная практика, в которой все больше внимания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного запроса психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т. д. [5]. Работа психолога-судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судебно-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога-судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан [23].
5. Психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида. Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л. С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для этого требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала [23].
6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т. д. [3–5; 18].
В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.
Психодиагностика и психологическая коррекция. Диагностическая работа не является для практического психолога целью, а должна быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемым с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т.п. Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей. В ней можно выделить несколько этапов:
1) изучение запросов;
2) формулировка психологической проблемы;
3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена;
4) выбор методов диагностики;
5) применение отобранных методов;
6) формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития;
7) разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы;
8) реализация этой программы;
9) контроль за ее осуществлением [14–15].

1.5. Новые тенденции в развитии психодиагностики

Для того чтобы понять истоки новых тенденций развития психодиагностики, необходимо кратко остановиться на основных направлениях критики данной отрасли психологической науки и ее практики. Это связано с тем, что пересмотр многих позиций тестологии был как бы ответом на те претензии, которые предъявлялись ей многими ведущими психологами (Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, К. М. Гуревичем, Д. Б. Элькониным, Н. Ф. Талызиной и др.). Отношение к тестам в
нашей стране в 1920–1930-е гг. было неоднозначным. С одной стороны, интерес к психодиагностике был крайне велик, и психологи с энтузиазмом занялись этой проблематикой, с другой стороны, многие положения и подходы вызывали критическое отношение. Так, например, Л.С. Выготский подверг критике тесты за их направленность на диагностику лишь «актуального развития», отмечая неотчетливость самого понятия «интеллект». Он указывал на необходимость диагностики качественных изменений психики, новообразований, что невозможно было сделать с помощью шкал Бине. С.Л. Рубинштейн отмечал, что тесты статичны и стягивают весь процесс к одному моменту решения задачи, унифицированной для всех испытуемых, они не дают возможности увидеть процесс, операцию в ее динамике [25]. Тесты критиковались и за отсутствие теоретической обоснованности вводимого в них содержания. Практически во всех исследованиях, проводимых с помощью тестов, подтверждался вывод о тесной зависимости тестовых достижений от принадлежности испытуемых к определенному социально-экономическому уровню. В частности, в группу лиц, получавших наивысшие баллы по тестам, всегда входило меньшее число детей рабочих и крестьян, чем детей, родители которых принадлежали к среднему слою, интеллигенции.
Как уже отмечалось, после 1936 г. исследования по психодиагностике были свернуты на несколько десятилетий. Новый всплеск интереса к ее проблемам наблюдается в 1960–1980-е гг. Однако основное внимание уделяется критике тестов, а не работе по созданию новых методик. Критическому анализу подвергаются главным образом тесты интеллекта (работы К.М. Гуре-вича, Д.Б. Эльконина, Н. Ф. Талызиной и др.).
Чаще всего подвергались критике такие аспекты психодиагностики, как:
– отсутствие теоретических обоснований для введения определенного психологического содержания в тесты;
– неотчетливость и противоречивость особо значимого для психодиагностики понятия «интеллект»;
– игнорирование процессуальной стороны мышления, ориентация лишь на его результат;
– недостаточный учет обучаемости (возможностей развития) и качественных моментов в развитии;
– невозможность использования тестовых данных для построения коррекционной работы;
– увлечение статистическими приемами в ущерб психологическому содержанию тестов;
– использование статистической нормы как единственно возможного критерия оценки тестовых результатов и др.
Все это привело исследователей к осознанию необходимости пересмотра ключевых понятий психодиагностики, разработки новых теоретических основ и принципов психологического тестирования. Следует отметить, что происшедшие за последние два-три десятилетия изменения в психодиагностике настолько существенны, что, по сути, можно говорить о ее обновлении. В целом самой общей тенденцией следует признать гуманизацию, выражающуюся в отказе от понимания психодиагностики как отрасли психологии, занимающейся классификацией и ранжированием людей по психологическим признакам, и признании ее важнейшей задачей обеспечения помощи в полноценном психическом и личностном развитии человека. Психодиагностика реализует эту тенденцию доступными ей способами, обеспечивая разработку таких методов, которые позволяли бы создавать условия коррекционно-развивающей работы.
Новые тенденции развития психодиагностики позволяют снять многие критические замечания, высказываемые в ее адрес. Так, например, внедрение компьютерного тестирования открывает возможности изучения процессуальной стороны деятельности, которую моделирует тест, позволяет выявлять индивидуальные стратегии решения заданий, анализировать затруднения, которые испытывает субъект при выполнении заданий разного типа, а затем наметить пути проведения коррекционной работы.
Большой прогресс наблюдается и в преодолении одного из основных недостатков тестирования – выявления наличного уровня достижений без ориентировки на потенциальные возможности человека, которые при традиционном подходе остаются скрытыми. Это удается реализовать в тестах обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития». В них вводится звено педагогического воздействия и отслеживается успешность дальнейшего продвижения испытуемого после вмешательства взрослого. Как правило, в таких тестах моделируется процесс обучения или развития. Применяются тесты на предварительном этапе обучения, а затем на завершающем его этапе. Анализируются усилия, затраченные на учебу и на достижение успеха, что дает основание делать заключение об интеллектуальных возможностях учащегося.
Огромное влияние на развитие современной психодиагностики оказали идеи критериально-ориентированного тестирования (Р. Глезер, Р. Ибель, В. Попхем и др.). Разработка критериально-ориентированных тестов была откликом на критику традиционных методов за их ориентированность на статистическую норму и малую содержательную валидность. Представители этого направления впервые провозгласили необходимость отказа от статистической нормы при оценке результатов тестирования и призвали к поиску содержательных критериев. В тестах этого типа в качестве оценки результатов тестирования используется не балл, который получает испытуемый и который характеризует его место в выборке, а конкретная область содержания. Иначе говоря, здесь главным становится не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого к выполнению определенного критериального задания. Чаще всего критериально-ориентированные тесты используются зарубежными психологами в системе образования и профессиональной подготовки. Главная задача этих тестов – установить, что индивид умеет делать, а не его место в выборке. Критериально-ориентированные тесты успешно используются в системе образования для выявления уровня владения учащимися определенными умениями и навыками.
Все большую популярность получают тесты с психологическим содержанием. Они направлены на выявление сформирован-ности умственных действий учащихся, необходимых для выполнения определенного задания (как правило, ключевого для продвижения в том или ином учебном предмете или его разделе), т.е. являются эффективным средством определения логико-психологической готовности к выполнению задания. Поэтому разработка таких тестов требует большой теоретической работы по выявлению того набора знаний, умений, структуры умственных действий, которые обеспечивают выполнение учебных заданий. Уровень умственного развития определяется по степени сформированности логических действий с кругом терминов и понятий, которые могут быть соотнесены с содержанием заданий. В настоящее время есть опыт разработки таких тестов у отечественных психологов (исследования Г.А. Берула-вы, Е.И. Горбачевой и др.). Это направление требует еще существенной проработки понятийного аппарата, анализа способов выявления адекватных содержательных критериев, проблем надежности и валидности. Таким образом, новизна данного подхода – в отказе от статистических норм как критерия оценки достижений субъекта, в поиске содержательных критериев разного типа.
В основе одной из новых концепций психодиагностики, разрабатываемой в течение ряда лет коллективом научных сотрудников Психологического института РАО под руководством доктора психологических наук К.М. Гуревича, лежит представление о нормативности психического и личностного развития. Главной исследовательской задачей в связи с этим является разработка теоретических принципов критериально-ориентированной диагностики и их реализация в конкретных методах. В качестве критерия предложено использовать так называемый «социально-психологический норматив» (СПН), который можно определить как систему требований, предъявляемых обществом к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН, являются идеальной моделью требований социальной общности к личности. Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, дифференцируему в образовательно-возрастных границах. Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и т.д. Теоретической основой такого определения СПН служит то понимание развития, которое сложилось в психологии и которое А.Н. Леонтьев характеризует как специфический процесс усвоения или присвоения ребенком достижений предшествующих поколений.
Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Жизнь нормативов, т.е. время их существования, зависит от отнесенности к той или иной сфере психического, с одной стороны, и от темпов развития общества, с другой. Так, наиболее динамичны нормативы умственного развития, поскольку научно-технический прогресс выдвигает все новые требования к человеку, его подготовленности, знаниям, умениям, а это влечет за собой пересмотр учебных программ, квалификационных требований. Можно предположить большую консервативность нормативов, относящихся к нравственной и другим сферам личности.
Проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана. Выявление и описание таких нормативов является специальной теоретико-методологической задачей.
Таким образом, основные тенденции развития психодиагностики подразумевают решение ряда новых задач, среди которых первостепенными являются следующие:
1. Разработка принципов нормативности психодиагностики, предусматривающих отказ от статистической нормы и введение содержательных критериев оценки результатов тестирования.
2. Разработка принципов содержательной диагностики, выражающаяся в необходимости включения в тест определенного содержания, например разделов учебных дисциплин или их циклов, что требует специальной теоретической проработки проблемы единства содержания и форм мышления.
3. Введение принципа коррекционности, предусматривающего возможности коррекционной работы по результатам тестирования.
4. Усовершенствование имеющихся и создание новых тестов обучаемости, основанных на идее «зоны ближайшего развития».
5. Создание компьютерных вариантов методик, позволяющих прослеживать процессуальную сторону выполнения тестовых заданий, скрытую от психолога при обычном тестировании, и открывающих возможности выявления индивидуальных особенностей мышления.
6. Усовершенствование способов качественной оценки тестовых результатов, соблюдение их приоритета над количественными.
Ближайшие перспективы состоят в дальнейшей разработке теоретических основ и принципов нормативной содержательной диагностики, а также создании системы возрастной диагностики и коррекции психического и личностного развития, охватывающей весь период обучения ребенка в школе (принцип «непрерывности»).
Специального внимания требует проблема «преемственности» диагностики развития, которая предполагает сопоставимость «результатов тестирования, полученных на любом возрастном срезе, с помощью специально разработанных единиц анализа» [25].
Темы рефератов
1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.
2. История психологических тестов.
3. Отражение психодиагностических знаний в фольклоре и художественной литературе.
Контрольные вопросы
1. Предыстория возникновения психодиагностики.
2. История возникновения психодиагностики. Этапы ее развития за рубежом.
3. Особенности становления психодиагностики в России.
4. Предмет, объект и задачи психодиагностики.
5. Структура психодиагностики. Общая и частная психодиагностика. Теоретическая и практическая психодиагностика.
6. Области практического применения знаний по психодиагностике. Психодиагностика и коррекция.
7. Новые тенденции в развитии психодиагностики.
8. Кто ввел в научный обиход термин «психодиагностика».
9. Почему к психодиагностике уместно отнести высказывание Г. Эбингауза: «У нее долгое прошлое, но короткая история»?
10. Назовите основные этапы развития психодиагностики
за рубежом.
11. Перечислите основные этапы развития психодиагностики в России.
12. Как соотносятся теоретическая и практическая психодиагностика?
13. Назовите области практического применения психодиагностики.

Источник: Психодиагностика: учебное пособие для студентов специальности "Педагогика и психология"/Автор-сост. Т.Г. Неруш / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 204 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.