Занятие. Диагностика силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации» Вводные замечания При разработке методики диагностики силы нервной системы с помощью методики «Ассоциации» [68, с. 44-48] был использован приём многократного повторения через 5 – 7 «фоновых» слов одного и того же раздражителя – «тестового» слова. Как отмечает автор методики В.А.Данилов, «слово при его многократном повторении будет постепенно затормаживаться как второсигнальный раздражитель. Это скажется на ослаблении связей данного слова с другими словами. Показателем такого ослабления связей должно быть увеличение латентного времени ассоциации. Однако такое ослабление связей не у всех людей происходит с одинаковой скоростью, что зависит от силы нервных процессов. Увеличение времени ассоциаций с числом предъявлений тест-слова и должно характеризовать силу нервных процессов» [там же, с.44].
Порядок работы
- Преподаватель в общих чертах объясняет студентам содержание эксперимента. Для проведения занятия должны быть подготовлены секундомеры, восемь комплектов карточек с заданием, диктофоны, бланки протокола и повязки на глаза.
- Студенты выполняют задание по очереди. На первом этапе роль экспериментатора играет преподаватель, а испытуемого – первый студент. На втором этапе роль экспериментатора играет студент, прошедший обследование, а роль испытуемого – следующий студент. На третьем этапе роли экспериментаторов играют два студента, прошедшие обследование, а испытуемых – два следующих студента. На четвёртом и пятом этапах работают соответственно четыре и восемь пар студентов. Студенты, ещё не прошедшие обследования, находятся вне того помещения, где проходит эксперимент.
- Испытуемому даётся инструкция следующего содержания: «Вам будут говорить слова. На каждое слово, произнесенное экспериментатором, Вы должны как можно быстрее ответить одним словом, первым, которое придёт Вам в голову. Нельзя произносить слова, уже использованные Вами при ответе на одно из предыдущих слов экспериментатора. Использовать можно только нарицательные существительные. Итак, не повторяться, называть только существительные, работать как можно быстрее».
- Испытуемый надевает повязку на глаза. Экспериментатор зачитывает 30 слов, не используемых в основном опыте (табл.6.3.1), чтобы проверить, насколько испытуемый усвоил инструкцию. При необходимости даются дополнительные пояснения.
Таблица 6.3.1 Тренировочный набор слов
Тыква
|
Анкета
|
Торговля
|
Сердце
|
Бумага
|
Веник
|
Таблетки
|
Эпоха
|
Змея
|
Танец
|
Цена
|
Кофе
|
Ателье
|
Рынок
|
Пшено
|
Чудо
|
Букет
|
Бутылка
|
Письмо
|
Сказка
|
Радио
|
Ручей
|
Женщина
|
Будущее
|
Чешуя
|
Шутка
|
Цифра
|
Сон
|
|
|
Солома
|
Страна
|
4. В начале основной части эксперимента включается диктофон, и в начале записи произносится фамилия испытуемого. Полный набор слов представлен в табл. 6.3.2. В ходе эксперимента экспериментатор произносит очередное слово сразу после предыдущего. На диктофон фиксируется время реакции на первые и последние восемь предъявлений тест-слова «вода» (остальные слова и реакция на них на диктофон не записываются).
Таблица 6.3.2 Полный набор слов
1) вода ухо гора ссора гусь физика время корень
|
2) вода шляпа ковер зной пушка ворона медь крышка
|
3) вода лист трасса ковер портфель копыто ракета брюки
|
4) вода свисток жираф город фрукт печень утро хворост
|
5) вода поход мех граф ствол бокс колесо
|
6) вода иголка крот табак лентяй радость пешка
|
7) вода тундра кастрюля рис хохот помада часы
|
8) вода песок юность кольцо кубик тяжесть амбар
|
9) вода сырость конфета мыло карандаш хрусталь газета
|
10) вода дым маляр молния затвор скала книга
|
11) вода стужа парус мел кресло спорт клюшка
|
12) вода грязь корзина цирк жук очередь овчарка
|
13) вода бас кумыс фасоль цемент торт циркуль
|
14) вода тополь соль церковь улица трактор цифра
|
15) вода повар халва нога врач небо театр
|
16) вода кошка негр сеть колбаса резина лето
|
17) вода вальс токарь астра стекло мальчик
|
18) вода бензин сад завод рубаха рояль бронза
|
19) вода петух струна дворник радио завтрак
|
20) вода ночь монета пионер круг дверь сверло
|
21) вода укроп коса брошка полет узор
|
22) вода балет касса неделя мука игра пчела
|
23) вода трубка плов лес флаг письмо
|
24) вода лестница диск лопата экран клен финиш линия
|
25) вода заря ключ алмаз пословица равнина шорох
|
26) вода зеркало дробь дятел точка канат весы
|
27) вода паркет гвоздь бархат ток юрта ящик сосна
|
28) вода сон клей звезда молот статуя калач
|
29) вода подарок яма парк кукла толпа
|
30) вода музей люстра вопрос барабан шуба спираль расческа
|
31) вода турники прыжок свобода весна начало
|
32) вода
|
5. По окончании экспериментальной части исследования каждый студент расшифровывает запись обследования, в котором он был испытуемым, с помощью секундомера, заполняет бланк (табл. 6.3.3) и вычисляет суммы времени реакции на 8 первых и 8 последних тест-слов (Σ1 и Σ2 соответственно). По отношению Σ2/Σ1 делается вывод о силе/слабости нервной системы. Σ2/Σ 1<1.0 свидетельствует о силе нервной системы, а Σ2/Σ1>1.8 - о её слабости.
Таблица 6.3.3 Бланк обработки результатов
Номер тест-слова «вода»
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Σ1
|
Время реакции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер тест-слова «вода»
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
Σ2
|
Время реакции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Отчёт должен включать теоретическое изложение основных свойств нервной системы и их проявлений в учебной и профессиональной деятельности, заполненный индивидуальный бланк обработки результатов, вычисление Σ2/Σ1, выводы о силе нервной системы и анализ особенностей собственной учебной деятельности с учётом полученных результатов.
Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с. |