На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Стандартизация результата и нормы теста
Стандартизация результата и нормы теста
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Занятие. Стандартизация результата и нормы теста
Вводные замечания
Психодиагностические методики являются измерительными инструментами. Для того чтобы измерить какой-либо мерой величину измеряемого, необходимо, чтобы были соблюдены определенные условия (К.М. Гуревич [24]).
Первое условие касается самого измерительного инструмента: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же тождественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной самой себе меры (например, если бы на линейке расстояния от одного деления до другого были неодинаковы на разных участках).

Второе условие – необходимо, чтобы то, что измеряется, во всех случаях оставалось одним и тем же, т.е. также было тождественно самому себе.
Как показывает далее К.М. Гуревич, соблюсти эти два условия в психодиагностических исследованиях крайне затруднительно. Вопрос стабильности измеряемых психических характеристик находится в компетенции соответствующих предметных областей психологической науки. В настоящем параграфе будут рассмотрены требования к психодиагностическим методикам, как профессиональным инструментам измерения индивидуально-психологических характеристик. К числу этих требований относятся стандартизация, надёжность и валидность.
Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов (рис. 9.1.1).
Стандартизация процедуры проведения обследования подразумевает единообразие инструкций, бланков и других материалов обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.
Стандартизация психодиагностической методики

 

Стандартизация процедуры проведения
Едиообразие инструкций, бланков, тестовых материалов, способов регистрации результатов, условий проведения обследования
Стандартизация оценки выполнения Формирование выборки стандартизации, проведение обследования, проверка нормальности распределения признака, определение шкалы стандартных показателей, разработка методики перевода сырых показателей в стандартную шкалу

Рис. 9.1.1 Составляющие процесса стандартизации психодиагностической методики

При проведении психодиагностического обследования надо соблюдать следующие требования:
– инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, лучше письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
– ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
– в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
– эксперимент с разными группами следует проводить по возможности в одно и то же время дня в сходных условиях;
– временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.
Стандартизация критериев выполнения теста осуществляется путём её проведения на большой представительной выборке испытуемых, которая ничем не отличатся от той, для которых данная методика предназначена. Такая выборка называется выборкой стандартизации. Она представляет собой меньшую по размеру точную модель генеральной совокупности. Правила формирования выборки стандартизации подробно изложены в учебном пособии «Методы психолого-педагогической оценки» [38].
Стандартизация оценки выполнения применяется в основном для тестов и опросников и включает определение нормативных данных и построение шкалы стандартных показателей.
Нормы – это статистические показатели выборки стандартизации (среднее значение и стандартное отклонение), позволяющие охарактеризовать положение обследованного индивидуума относительно выборки стандартизации. Рассчитанные на основе обследования выборки стандартизации среднее значение (обозначается латинской буквой М или греческой буквой µ – мю) и стандартное отклонение (обозначается греческой буквой σ – сигма) являются основой для разработки шкалы оценок в стандартных показателях, к которым относятся Z-показатели, Т-показатели, стены, станайны.
Z-показатели
Z-показатель – выражение шкальных показателей в единицах стандартного отклонения:

бланк12

При выполнении условия нормального распределения исходных результатов шкалы, основанные на Z-показателях, являются интервальными.
Z-показатели не всегда удобны для окончательного представления данных, так как среднее значение в полученной шкале равно 0, стандартное отклонение – 1, а наивысшее значение – 3 и при этом существуют отрицательные значения. Этот факт создаёт дополнительные проблемы, особенно при работе с клиентами. Поэтому разработчики тестов применяют дальнейшее преобразование Z-показателей, которое заключается в следующем:
Zt = А+ В- Z, (9.1)
где Zt- преобразованный Z-показатель; А - среднее значение
полученного распределения; В - стандартное отклонение преобразованного распределения.
В случае А = 50 и В = 10 получается Т-показатель, который часто используется разработчиками различных тестов. Так, в MMPI все сырые показатели переводятся именно в показатели Т-шкалы. Другие типы стандартных показателей подробно описаны в учебном пособии [38].
Процентили
В ряде случаев для представления тестовых норм используют процентили. Шкала процентилей не является порядковой, и, строго говоря, процентили не относятся к стандартным показателям.
Ранг показателя в процентилях определяется процентным соотношением в выборке стандартизации тех испытуемых, которые получили более низкий показатель. Так, значение 15-го процентиля {Рis) означает, что 15 % из популяции имеют показатели ниже данного. В качестве примера приведем данные стандартизации теста Равена на выборке взрослых жителей Великобритании (табл. 9.1.1). Из таблицы видно, что 75 % выборки набрало не более 57 баллов и всего лишь 10 % - меньше 44.

Таблица 9.1.1 Нормы теста Равена в процентилях

Процентиль

5

10

25

50

75

90

95

Число баллов

39

44

49

54

57

58

59

При описании норм для тестов должна быть представлена следующая информация:

1) данные о выборке стандартизации (её объём и основные характеристики испытуемых: возраст, пол, образование, социальная принадлежность и т.п. уровни стратификации);
2) тип нормативных показателей;
3) для каждой нормативной группы должны быть указаны «сырые» показатели сравнительно со стандартизированными показателями.
Перейдём к построению Z-шкалы, Т-шкалы и шкалы процентилей теста на основе нормально распределённого множества сырых оценок.
Порядок работы
1. Открыть файл ЛР_стандартизация.xls и сохранить его под своей фамилией. В файле ЛР_стандартизация.xls находятся данные обследования испытуемых с помощью теста Айзенка. Следующие операции следует выполнить отдельно для каждого показателя (экстраверсии и нейротизма).
2. Упорядочить столбец данных по возрастанию. Для этого выделить столбец и использовать функцию «Сортировка» в меню «Данные».
3. В ячейках таблицы под столбцом данных вычислить среднее и стандартное отклонение множества данных. Для этого использовать функции СРЗНАЧ и СТАНДОТКЛ.
4. Вычислить значения Z-показателя, соответствующее каждому сырому значению. Для этого в ячейке справа от первого (наименьшего) значения показателя ввести соответствующую формулу, используя ссылки на ячейки со значением х и вычисленными значениями среднего и стандартного отклонения. Распространить эти вычисления на весь столбец. Для того чтобы сохранить в этих формулах ссылки на ячейки со значениями среднего и стандартного отклонения, поставить в них значок «$», например: А$65. Для вычисления Z-показателя можно также использовать функцию НОРМАЛИЗАЦИЯ. Проверить правильность вычислений путём расчёта среднего и стандартного отклонения полученного множества Z-показателей (аналогично п. 3).
5. На основе вычисленных Z-показателей вычислить Т-показатели. Проверить правильность вычислений путём расчёта среднего и стандартного отклонения полученного множества Т-показателей (аналогично п. 3).

6. Заполнить таблицу (табл. 9.1.2).
7. Построить процентильную шкалу децилей, вычислив значения Р10, Р20, …, Р90. Для этого использовать функцию ПЕРСЕНТИЛЬ. Эта функция имеет вид ПЕРСЕНТИЛЬ (массив; k),
где массив – это диапазон данных, а k – число, соответствующее номеру процентиля. Обратить внимание, что 0 < k < 1, т.е. Р10 соответствует k = 0,1. Заполнить табл. 9.1.3.
Таблица 9.1.2. Нормы теста в Т-показателях

Т-баллы

Экстраверсия

Нейротизм

30 и менее

 

 

30-40

 

 

40-50

 

 

50-60

 

 

60-70

 

 

70 и более

 

 

Таблица 9.1.3. Нормы теста в процентилях

Процентиль

Экстраверсия

Нейротизм

10

 

 

20

 

 

 

 

90

 

 

8. В отчёте представить табл. 9.1.2 и 9.1.3, заполненные от руки.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.