Определение надёжности теста
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Занятие. Определение надёжности теста
Вводные замечания
Надёжность – это психометрическая характеристика строго-формализованной психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надёжность теста – это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий в измеряемых свойствах и в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.

В психометрике термин надёжности имеет два значения: надёжность по внутренней согласованности (надёжность эквивалентных половин теста) и надёжность ретестовая.
1. Надёжность эквивалентных половин теста. Вычисляется корреляция результатов по двум эквивалентным частям теста, полученных после процедуры расщепления (например, на чётные и нечётные задания в тесте Равена). Этот тип коэффициента надёжности называется коэффициентом внутренней согласованности.
2. Ретестовая надёжность – степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых, при условии, что психологические характеристики испытуемых не изменились (так, если выборка включает студентов, то при определении надёжности теста тревожности оба испытания следует проводить в одинаковых условиях: не допускается, например, проводить одно из испытаний в период экзаменационной сессии). Этот тип надёжности характеризует устойчивость методики. Интервал должен быть не менее месяца. Вычисляется с помощью коэффициента корреляции показателей при первичном и повторном обследовании (ретестовая надёжность считается удовлетворительной при величине коэффициента корреляции не менее 0,7).

 

Порядок работы

  1. В электронных таблицах Excel создать файл под своей фамилией и скопировать в него данные из файла ЛР2.xls.
  2. Определить количество испытуемых, правильно выполнивших каждое задание теста. Для этого выделить ячейку под столбцом с результатом выполнения 1 задания, выбрать формулу СЧЁТЕСЛИ (в разделе Статистические), указать в качестве диапазона первый столбец, а в качестве условия – =1. Если всё выполнено правильно, то результат вычислений (подсчёт количества единиц в столбце) будет равен 25. Протянув за нижний квадратный маркер в ячейке, распространить указанные вычисления на все столбцы.
  3. Вычислить индекс трудности каждого задания по формуле,
    I =1- Т/N , где Т – число испытуемых, правильно выполнивших задание, N – общее число испытуемых. Сделать вывод о работе принципа прогрессивности, заложенного автором теста.
  4. Выделить цветом все чётные столбцы и скопировать полученный результат два раза по горизонтали с интервалом 2 столбца. В полученных копиях удалить чётные (нечётные) столбцы.
  5. Вычислить результативность выполнения испытуемыми каждой половины теста. Для этого в каждой таблице вычислить сумму элементов в строке.
  6. Вычислить дисперсии в множествах результатов выполнения каждой половины теста. Для этого использовать функцию ДИСП. Произвести оценку равенства дисперсий по критерию Фишера:
бланк15

7. Сопоставить эмпирическое значение критерия Фишера с критическими и сделать вывод о равенстве дисперсий.

8. Если дисперсии обеих частей теста равны, то для вычисления надёжности можно использовать формулу Спирмена-Брауна. Для этого сначала вычислить коэффициент корреляции Пирсона между половинами теста, используя для этого функцию КОРРЕЛ. Полученное значение подставить в формулу

бланк16

10. В исходной таблице представлены результаты первичного (столбец Σ1) и повторного (столбец Σ2) выполнения школьниками теста Равена. Для определения коэффициента ретестовой надёжности вычислить коэффициент корреляции Спирмена между этими множествами данных.
11. Сделать выводы. В отчёт включить полученное значение коэффициента корреляции.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.