На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Общая характеристика основных методов психодиагностики личности
Общая характеристика основных методов психодиагностики личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

2.1. Исследовательские и диагностические методы психодиагностики

Психодиагностика как отрасль психологии, разрабатывающая методы объективной оценки психологических свойств, не только обеспечивает психологический диагноз обоснованными профессиональными методиками, но также применяет весь спектр психологических методов, накопленных при изучении психических явлений. К.М. Гуревич разделяет средства, которыми располагает современная психодиагностика, на две группы [34].
Малоформализованные (исследовательские методы, нестандартизированные методы) и формализованные (диагностические методы, стандартизированные методы) методы психодиагностики.

Психодиагностические методики

Методики высокого уровня

Малоформализованные формализации методики

Рис. 2.1. Классификация психодиагностических методик по К.М. Гуревичу

Основное различие между малоформализованными и формализованными методами состоит в способах оценки и интерпретации полученных результатов. Малоформализованные методы не проходят процедуру стандартизации, не имеют четко установленных тестовых норм и не проверяются на значительном количестве людей. Нестандартизированные методы не унифицированы. Практически все нестандартизированные методы могут быть стандартизированы.
Стандартизация - основное отличие исследовательских методов от психодиагностических. Конструирование психодиагностических методик опирается на психометрические требования к психодиагностическим методам и проходит несколько этапов создания методики перед ее широким применением. Основы теории измерения в психодиагностике разрабатываются в русле дифференциальной психометрики.
Стандартизация психодиагностических методик - это единообразие конструирования, процедуры проведения и интерпретации психодиагностических методик.
К малоформализованным методикам относятся такие как наблюдение, эксперимент, опросные методы (беседа, анкеты), анализ продуктов деятельности.
Наблюдение в психологии - это целенаправленное изучение психических явлений на основе восприятия поступков человека, форм поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях [24].
Для того чтобы наблюдение отвечало требованиям объективности и научности, оно должно иметь некоторые признаки:
1) Исследователь не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Поэтому желательно, чтобы наблюдение было скрытым, незаметным для испытуемых; 2) Наблюдение должно проводиться для выполнения определенных задач, на основе программы и плана, в которых четко выделены единицы наблюдения, т.е. те стороны поведения и внешних проявлений психических состояний, которые исследователь будет фиксировать в специально разработанном протоколе наблюдения.
Для усиления объективности наблюдения используются различные технические средства (фото- и киносъемка, аудиозапись), стенографирование.
Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее желательным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания). Применение наблюдения, однако, ограничивается тем, что исследователь находится в позиции «подстерегающего» интересующее его явление или событие, поскольку он не может вмешиваться в ход событий. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими психологическими методами.
Метод наблюдения может сопровождать и любую психодиагностическую процедуру. Так, во время выполнения проективной рисуночной методики психодиагност может отмечать, какие затруднения были у испытуемого, с какими дополнительными вопросами и сколько раз он обращался к психодиагносту и т.д.
Эксперимент является основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях, специально организованное изучение психических явлений, форм поведения и деятельности [24].
Научный психологический эксперимент должен отвечать требованиям достоверности и объективности, и при изложении его результатов должно быть четко указано: а) какая гипотеза проверялась; б) в чем состояла экспериментальная процедура; в) какие аппаратура и инструментарий использовались; г) как анализировались полученные данные.
Эксперимент в зависимости от процедуры его организации делится на лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводится в условиях, резко отличающихся от обычной жизнедеятельности человека, испытуемый знает о том, что с ним проводят психологическое исследование. В лабораторном эксперименте часто используется специальная аппаратура, приборы (например, тахистоскоп), стимульный материал (ряды случайных чисел, слов, специальные изображения).
Естественный эксперимент в отличие от лабораторного проводится в обычных для человека условиях, но организуется так, что изучаемое явление обязательно возникает. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям. Поэтому в естественном эксперименте присутствуют положительные качества метода наблюдения и метода эксперимента. Естественный эксперимент впервые был разработан в психологии отечественным ученым А.Ф. Лазурским.
По цели проведения эксперимент может быть констатирующим, формирующим и контрольным. Констатирующий эксперимент используется для выявления уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования. Формирующий эксперимент (психолого-педагогический эксперимент, обучающий эксперимент) направлен на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических качеств, свойств. Контрольный эксперимент предназначен для выявления изменения исследуемого качества в результате формирующего эксперимента.
Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможность многократного повторения изучаемого явления. Воспроизводимость данных эксперимента дает возможность перепроверять результаты исследований.
К опросным методам в психологии относятся беседа, интервью, анкетирование, опросник. Особенности опросных методов будут раскрыты в следующем разделе, поэтому остановимся на них коротко. Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе общения с испытуемым с помощью ответов на вопросы исследователя. Анкета - метод сбора фактического материала с помощью письменных ответов на вопросы исследователя. Интервью - способ получения психологической информации с помощью устного опроса.
Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод), основан на изучении различных материальных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, поделки, личные документы, дневники и др.). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отражается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков. Один из наиболее информативных праксиметрических методов - контент-анализ - будет рассмотрен ниже.
Е.М. Борисова в качестве одной из тенденций развития психодиагностики, наряду с пересмотром многих ее теоретических и методологических принципов, называет и «реабилитацию» малоформализованных методов [34]. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными, хотя психодиагностика личности в качестве базовых опирается на стандартизированные методы и методики. В настоящее время известно множество экспериментальнопсихологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности.
Малоформализованные методы помогают получить дополнительную субъективную информацию о внутреннем состоянии человека, нюансах поведения, поскольку они в большинстве случаев проводятся индивидуально, в тесном контакте психолога и клиента. Данные, получаемые с помощью исследовательских методов, играют важную роль для понимания психологических проблем, которые затем будут изучаться с применением стандартизированных методов.
К достоинствам нестандартизированных методов необходимо отнести и их универсальность: они могут применяться в работе с испытуемыми любого возраста, социального статуса, уровня образования.
Стандартизированными называются методики, прошедшие этапы стандартизации (проверку на валидность и надежность, соответствие другим требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам). Одно из важнейших требований к стандартизированным методам является стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешности выполнения задания, может быть получена путем сопоставления с результатами других испытуемых. Основной особенностью стандартизированных методов является их измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.
К формализованным методикам относятся тесты, личностные опросники, проективные методы и психофизиологические методики.
Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») - это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Самую многочисленную группу среди них занимают тесты интеллекта. Кроме того, выделяются тесты креативности, способностей и достижений.
Личностные опросники - группа психодиагностических методик, предназначенных для получения данных со слов обследуемого. Личностные опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. Личностные опросники выявляют то, насколько приемлем для испытуемого с тот или иной вариант предлагаемых ответов.
Проективные методы исследования личности - группа методик, предназначенных для диагностики особенностей личности и основанных на проективном подходе. Под проекцией понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия процессами памяти, свойствами личности. Для проективных методик характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.
Психодиагностика личности опирается в основном на применение личностных опросников и проективных методов диагностики личностных свойств. Однако и среди тестов как отдельной группы методов психодиагностики имеется особая небольшая группа тестов, так называемые тесты личности, направленные на измерение неинтеллектуальных особенностей. Тесты личности, относимые к объективному подходу, можно подразделить на тесты действия и ситуационные тесты. Тесты действия предназначены в основном для диагностики когнитивного и перцептивного стиля личности (например, тест замаскированных фигур Г. Виткина). Ситуационные тесты относятся к аналоговым процедурам и близки к имитационным играм и тренинговым упражнениям (например, тесты разыгрывания ролей).

2.2. Основные подходы к классификации методик диагностики личности

В отечественной психодиагностике выделяется несколько подходов к классификации психодиагностических методик (А.А. Бодалев и В.В. Столин, Л.Ф. Бурлачук и др.).
Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психодиагносту выбор методики, максимально соответствующей его задаче. В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методов и методик.
Психодиагностические методы объединяются в группы по разным основаниям. В целом их можно объединить следующим образом:
1. Конструктивная классификация
2. Операциональная классификация
3. Предметная классификация
4. Процедурная классификация
1. Конструктивная классификация методов психодиагностики Основной критерий - способ конструирования и стандартизации методики.
Среди формализованных методик выделяются следующие типы методик:
1. Нормативно-ориентированные методики - определяют уровень развития свойств личности на фоне других людей, осуществляют сравнение результатов испытуемого с генеральной совокупностью.

распределение признаков

Рис. 2.2. Нормальное распределение диагностических признаков

2. Критериально-ориентированные методики - производят сравнение полученных результатов с теоретической моделью измеряемого свойства, с социально заданным критерием, нормативом.
Социально-психологический критерий (норматив) - это система требований, которые общество предъявляет к личности в разных видах деятельности [34].
Понятие критериально-ориентированного тестирования (criterion-referenced testing) было введено Р. Гласером (R. Glaser, 1963).
Г.А. Епанчинцева отмечает, что социально-психологический норматив всегда присутствует в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, в общественном мнении, и разработка психодиагностических методик всегда стихийно ориентируется на существующие в обществе социально-психологические нормативы [15].
Критериально-ориентированные методики разрабатываются на основе выявления социально-психологического норматива и анализа его логико-психологической структуры.
2. Операциональная классификация психодиагностических методик. Объективный, субъективный и проективный подход в психодиагностике.
Основной критерий - особенности предъявляемого материала и способ действия испытуемого с ним. Операциональная классификация психодиагностических методик основана на характере данных, используемых для психодиагностических выводов (Л.Ф. Бурлачук).
Методики разделяются при этом на:
1. объективные методы (используются показатели, не зависящие от сознания испытуемого или экспериментатора), 
2. субъективные методы (применяются данные, зависящие от сознания экспериментатора или испытуемого)
3. проективные методы (применяются данные, основанные на механизмах психологической проекции).
1. Объективные методы:
Критерий отнесения к данной группе методик: Диагностика осуществляется на основе оценки успешности или способа выполнения деятельности Виды методик, относящихся к объективному подходу:
• Тесты интеллекта
• Тесты способностей
• Тесты достижений
• Тесты креативности
2. Субъективные методы:
Критерий отнесения к данной группе методик: Диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых личностью о себе Виды методик:
Личностные опросники
3. Проективные методы:
Критерий отнесения к данной группе методик: Диагностика осуществляется на основе реакций испытуемого на нейтральный материал, становящийся объектом проекции Виды методик:
Проективные методики
3. Предметная классификация:
Основной критерий - разделение методик по предмету диагностики (психическим функциям и состояниям, подвергаемым оценке).
Виды методик:
• Методики диагностики деятельности
• Методики диагностики эмоций
• Методики диагностики свойств личности
4. Процедурная классификация психодиагностических методик включает их разделение по способу предъявления. Психодиагностические методики могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (Рис. 2.3):

психодиагностические методики

Рис. 2.3. Классификация психодиагностических методик по способу их предъявления 
А) Виды психодиагностических методик по способу их предъявления.
1. По виду тестового материала:
- Вербальные методики (созданы в словесно-логической форме)
- Невербальные методики (созданы в наглядной форме)
Стимульный материал вербальных методик представляет собой утверждения, вопросы, описания ситуаций.
2. По уровню автоматизации процедуры:
По данному критерию методики делятся на:
- Бланковые методики (бумага-карандаш)
- Аппаратурные методики
- Компьютерные методики

методика арка

Рис. 2.4. Пример стимульного материала аппаратурной методики (Прибор «Арка»)
Б) Виды психодиагностических методик по способу организации тестирования.
3. По форме ответа:
- Устные методики (требуют устного ответа)
- Письменные методики (заполняются письменно)
4. По количеству испытуемых:
- Индивидуальные методики
- Групповые методики
В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.
В зарубежной психодиагностике существует множество классификаций психодиагностических методик исследования и оценки личности, которые выделяются по иным критериям, по сравнению с отечественными классификациями [36].
По критерию наилучшего выполнения методики выделяются тесты на максимальное выполнение (maximum performance tests) и тесты на типичное выполнение (typical performance tests). В свою очередь, тесты на максимальное выполнение состоят из двух категорий: тесты способностей и тесты достижений. Кроме того, тесты на максимальное выполнение делятся по характеру целей методики на тесты скорости (speed tests) и тесты возможностей (power tests), так называемые тесты на результативность, которые оценивают максимальное выполнение заданий методики без ограничений времени на работу с ними.
В соответствии с другим критерием, выделяются тесты действия, или «практические» (performance tests), и тесты вербальные, или «теоретические» (nonperformance tests). Тесты действия обычно требуют определенных физических действий со стимульным материалом (моторные и манипулятивные тесты), в то время как вербальные тесты обычно предполагают письменные вербальные ответы на вопросы.
Так, выделяются также нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы подход, критериально-ориентированный подход. Но к ним добавляется еще и так называемый ипсативный (от лат. ipse - сам; отраженный внутри себя, измеряемый относительно себя) подход, который предполагает сравнение индивидуальных показателей личности друг с другом, а не относительно установленных тестовых норм.
М. Эллин выделяет среди тестов личности (personality tests) два основных типа: объективные и проективные. Объективные тесты личности (objective personality tests) включают вопросы, которые доступны объективной количественной обработке. Проективные тесты (projective tests) требуют значительной субъективной интерпретации со стороны психодиагноста [36]. Таким образом, объективные тесты личности представлены в отечественной классификации методов оценки личности личностными опросниками.
Существует и классификация методов по количеству испытуемых, их разделение на групповые методики и методики индивидуального выполнения.
Вопросы для повторения теоретического материала:
1. В чем состоит различие между диагностическими и исследовательскими методами в психодиагностике личности.
2. В чем состоит различие между стандартизированными и нестандартизированными методами в психодиагностике личности.
3. Что такое стандартизация психодиагностических методик
4. Назовите основные малоформализованные методы психодиагностики личности.
5. Охарактеризуйте метод наблюдения, его достоинства и недостатки.
6. Охарактеризуйте метод эксперимента, его достоинства и недостатки.
7. Чем отличается естественный эксперимент от лабораторного?
8. Какие методы называются опросными?
9. Почему малоформализованные методы все чаще используются в психодиагностике личности?
10. Назовите основные стандартизированные методы психодиагностики личности.
11. Что такое объективные, субъективные и проективные методы?
12. Назовите основные критерии процедурной классификации психодиагностических методик
Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Ипсативный подход
2. Критериально-ориентированное тестирование
3. Нормативно-ориентированное тестирование
4. Праксиметрический метод
5. Социально-психологический норматив
Тематика докладов и рефератов:
1. Объективный, субъективный и проективный подход в психодиагностике.
2. Наблюдение и эксперимент как базовые исследовательские методы и их применение в психологической диагностике личности.
3. Общая характеристика опросных методов в психологическом исследовании.
4. Анализ продуктов деятельности (праксиметрический метод) в психологической диагностике.
5. Понятие о стандартизации психодиагностических методик.
6. Нормативно-ориентированное и критериально-ориентированное тестирование в психологии личности.
7. Надежность психодиагностических методик и способы ее установления.
8. Валидность психодиагностических методик и способы установления.
9. Преимущества, ограничения и недостатки формализованных и малоформализованных методов психодиагностики личности.
10. Формирование батареи методик для задач психодиагностики личности.
Тематика сообщений по психодиагностическим методикам:
1. Методы аппаратурной психодиагностики
2. Групповые методики психодиагностики
3. Компьютерные методики в психологической диагностике личности Решение тестовых заданий:
Задание 1
Нестандартизированными называются методики
1. Малоформализованные методики
2. Не прошедшие процедуру стандартизации
3. Некачественные методики
4. Разработанные для исследовательских целей
Задание 2
К малоформализованным методикам не относятся:
1. анализ продуктов деятельности
2. личностный опросник
3. наблюдение
4. эксперимент
Задание 3
Заполните пробелы в тексте, вставив подходящие слова, указанные в скобках, в определение понятия:
Критериально-ориентированное тестирование заключается в сравнении полученных индивидуальных результатов с (1- показателями тестовых норм; 2- теоретиче
ской моделью; 3- социально-психологическим нормативом) измеряемого свойства.
Задание 4
Укажите критерий, на основе которого в психодиагностике выделяется группа проективных методов:
1. Диагностика осуществляется на основе интерпретации суждений испытуемого
2. Диагностика осуществляется на основе оценки реакций испытуемого на нейтральный материал, становящийся объектом проекции
3. Диагностика осуществляется на основе суждений испытуемого о себе 
Приведите в соответствие критерии процедурной классификации и виды психодиагностических методик:
1. Автоматизация процедуры
2. Количество испытуемых
3. Форма ответа
4. Характер тестового материала
Работа с текстом:
Анализ статьи:
Пичугова А.В. Компендиум психодиагностических методик России и СССР: дополнительный анализ. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 5. - С. 49-55.
Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.


Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет. Выделите материалы по основным направлениям психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики.
Заполните таблицу:

Сетевой адрес и название ресурса

Группа методов психодиагностики

Название методики,    автор(ы), год создания

Цель методики и ее психометрические свойства

Содержание методики (количество                вопросов,
шкалы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания:
1. Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Охарактеризуйте стандартизированные методы психологической диагностики личности и сравните их с нестандартизированными методами
2. Проанализируйте основные подходы к классификации методик психологической диагностики личности и сравните критерии их выделения
3. Дайте общую характеристику наблюдения и эксперимента в психологической диагностике, сравните их диагностические возможности
4. Дайте общую характеристику опросных и праксиметрических методов в психологической диагностике личности, сравните их диагностические возможности 
2. Работа с диагностической методикой:
Работа с диагностической методикой «Опросник ситуативной и личностной тревожности» (State-Trate-Anxiety-Inventory, STAI) Ч.Д. Спилбергера.
Цель методики: Опросник предназначен для диагностики ситуативной и личностной тревожности личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника, бланк (таблица) ответов испытуемого.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.
Порядок работы с методикой:
1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.
2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
3. Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Предложите и обоснуйте применение тех или иных группы методов психодиагностики для эмпирической части магистерской диссертации в соответствии с выбранной вами темой.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - 208 с.
2. Дмитриева В.П. Компьютерная психодиагностика. // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сб. научных трудов Международной научной конференции. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2014. С. 239-241.
3. Епанчинцева Г.А. Требование к разработке критериально-ориентированных методик и их результатов. // Ученые записки Оренбургского государственного университета. - Оренбург: ОГУ, 2002. - С. 288-297.
4. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Учебник. - М.: Владос, 2008. - 631 с.
5. Феськов Н.С., Якобчук А.П. Математические методы интерпретации результатов нормативно-ориентированного тестирования. //Информатизация образования. 2007. № 1 (46). С. 76-94.
6. Цагарелли Ю.А. Системная аппаратурная психодиагностика и коррекция как универсальный психологический инструмент. //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 71-76.

Источник: Матяш Н.В., Павлова Т.А. Проблемы современной психодиагностики: личности теория и инструментарий

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.