На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов - Сравнение понятий. Ассоциативный эксперимент
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов - Сравнение понятий. Ассоциативный эксперимент
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология
Индекс материала
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов
Классификация предметов и Исключение предметов
Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы
Сравнение понятий. Ассоциативный эксперимент
Все страницы

 

Сравнение понятий

Предназначена для исследования процессов анализа и синтеза.
Оборудование: набор пар слов, подлежащих сравнению.
Утро – вечер, корова – лошадь, трамвай – автобус, ось – оса, стакан – петух, летчик – танкист, озеро – река, волк – луна, дождь – снег, глобус – бабочка, время – часы, дуб – ель, ночь – плащ, лебедь – пароход, корзина – сова, золото – серебро, ботинок – карандаш, река – часы.
Инструкция: «Я сейчас буду называть по два понятия, а Вы скажите, чем похожи, и чем отличаются эти понятия. Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые нельзя сравнить. В таком случае Вы должны ответить: «Их сравнивать нельзя».
Протокол: записывают ответы больного.
Интерпретация
1) Склонность к конкретному мышлению, интеллектуальная недостаточность проявляется в неумении выделить признаков сходства.
2) Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь необычными, слабыми признаками.
3) Расплывчатость суждений, склонность к рассуждательству (резонерству) проявляется в построении определения, четкости формулировок.

Определение понятий
Определите, что такое.

Этажерка

Кошка

Ракета

Дождь

Север

Ложь

Шкаф

Холодильник

Трактор

Снег

Горизонт

Правда

Голова

Дружба

Справедливость

Определение разницы между понятиями
Какая разница между

матерью и мачехой

скупостью и береливостью

рекой и озером

Книгой и журналом

Птицей и самолетом

Солнем и луной

Санями и телегой

Обманом и ошибкой

Ассоциативный эксперимент

Наиболее распространенный классический вариант ассоциативного эксперимента проводится с предварительной инструкцией, требующей, чтобы на предложенное экспериментатором слово исследуемый отвечал одним каким-либо словом, первым пришедшим на ум в связи со словом экспериментатора. Очень важно, чтобы исследуемый четко усвоил инструкцию; если экспериментатор не уверен в этом, необходимо провести пробное исследование. При проведении опыта исследуемый не должен переспрашивать и отвлекаться. Во время эксперимента ведется протокол.
Латентный период (промежуток времени между словом и следователя и ответной реакцией исследуемого: слово, вопрос, отказ, смех и т. д.) регистрируют с помощью секундомера, здоровых латентный период в среднем колеблется от 0,5 до 2сек. Ответы регистрируют по возможности полно. Опыт с тем же набором слов можно повторить. Этим определяется степень воспроизведения прежних реакций. Большинство здоровых воспроизводят 92–100% своих первоначальных ответов. Увеличение латентного периода указывает на снижение подвижности возбудительного процесса или преобладание процесса торможения. Заметное удлинение латентного периода к концу исследования свидетельствует о повышенной истощаемости нервных процессов. Увеличение латентного периода в отдельных реакциях может зависеть от особенностей слова-раздражителя (малознакомое слово или слов имеющее для исследуемого особое значение и вследствие этого вызывающее выраженную эмоциональную реакцию, касаясь «больного пункта»; в последнем случае слово оказывает тормозное действие). Многословные реакции указывают на ослабление активного торможения. По качеству ответов все речевые реакции можно разделить на высшие, низшие и атактические.
Высшие речевые реакции могут быть:
1) общеконкретные, когда ответ содержит качественную характеристику предмета, явления (стол–деревянный, мяч – упругий, лето – жаркое) или составлен по контрасту (верх –низ), по смежности (трамвай – рельсы) или по какой-либо другой конкретной взаимосвязи;
2) индивидуально-конкретные, когда исследуемый в ответ называет собственное имя («город–Киев») или притяжательное местоимение («брат – мой»);
3) абстрактные – когда в ответ исследуемый называет слово, которое выражает по отношению к слову-раздражителю родовое понятие (соловей – птица, квас – напиток).
Низшие речевые реакции включают следующие варианты ответов:
1) ориентировочные (вместо ответа исследуемый задает вопрос: огонь – «где?», «какой?»);
2) отказные («не знаю», «не могу», «не соображу», «не хочу», «нет» и т. д.);
3) созвучные (ответ в рифму: «коса – оса», «овес – пес», «брат – брать»);
4) экстрасигнальные (исследуемый отвечает словом, которое не связано со словом-раздражителем, но в момент исследования предмет или явление, обозначаемое этим словом, находится в сфере восприятия: больной слышит шум дождя и на слово «жена» отвечает «дождь» или отвечает заранее придуманным словом);
5) междометные («ой», «ох», «ах», «ну» и т. д.);
6) персеверирующие (на два, три и более слов-раздражителей исследуемый отвечает одним и тем же словом);
7) эхолалические: а) повторение слова-раздражителя («дом – дом»), б) повторение слова-раздражителя + ответ («сад» – «сад большой»).
Атактические реакции возникают без улавливаемой смысловой или формальной связи со словом-раздражителем. Такие ассоциации соответствуют диссоциированному мышлению больных шизофренией (например: «еда – ухо», «врач – керосин», «мать – гвоздь»).
Независимо от качественного характера ответов (высшие, низшие, атактические) они могут быть однословными или многословными. После заполнения всех граф протокола проводится подсчет высших и низших речевых реакций, а также атактических и многословных ответов. Высчитывается средний латентный период, а также величина его в начале (первые 5 слов) и в конце (последние 5 слов) опыта. Суммируются ошибки репродукции, дается оценка степени выраженности и адекватности мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций.
Полученные результаты сопоставляются с данными нормы, согласно которым высшие речевые рефлексы составляют 98 – 100%, среди них общеконкретные – 68–72%, индивидуально конкретные– 8–12%, абстрактные – 20%. Низшие, атактические и многословные ответы в норме отсутствуют. Латентный период в норме устойчивый, в среднем 1,5–2 с. При репродукции допускается до трех ошибок.
Выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций хорошая, адекватная.
При расширении набора слов-раздражителей и введении в него редко встречающихся и сложных по смыслу слов (2-й и 3-й набор на табл. 20) необходимо определить реакции в норме. Если при сравнении результатов исследования больного с данными в норме существенных различий не обнаружено, можно сделать вывод об отсутствии отклонения в высшей нервной деятельности. Однако такое положение наблюдается крайне редко. Обычно у больных снижается качество реакций, изменяется латентный период; нередки и другие отклонения. При составлении заключения по данным ассоциативного эксперимента необходимо учитывать следующее:
1) Значительное увеличение высших речевых реакций абстрактного типа свидетельствует о преобладании в деятельности ЦНС второй сигнальной системы.
2) Снижение качества речевых реакций, то есть уменьшение количества ответов высшего типа, особенно абстрактных, и появление различных вариантов низших реакций свидетельствует о снижении аналитико-синтетической деятельности головного мозга, главным образом во второй сигнальной системе.
3) Атактические реакции появляются в случае нарушения силовых отношений в деятельности второй сигнальной системы, при так называемых гипноидных фазах.
4) Низшие реакции персеверирующего варианта указывают на инертность раздражительного процесса в речедвигательном анализаторе.
5) Низшие реакции созвучного типа появляются при недостаточной концентрации раздражительного процесса.
6) Низшие реакции эхолалического варианта указывают на освобождение подражательных рефлексов у детей в результате запредельного торможения в высших отделах второй сигнальной системы.
7) Многословные ответы являются признаком слабости внутреннего торможения.
8) Слабая выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций отмечается при недостаточной силе раздражительного процесса; неадекватная выраженность вышеперечисленных реакций расценивается так же, как атактические речевые реакции, то есть указывает на гипноидность.
9) Снижение репродукции наблюдается при слабости или патологической лабильности раздражительного процесса, вследствие чего плохо воспроизводятся новые условные связи.
У больных шизофренией отмечается преимущественно снижение качества речевых реакций за счет уменьшения высших реакций и появление вместо них атактических и низших реакций, главным образом эхолалического и персеверирующего вариантов. Нередко отмечается неадекватность или недостаточная выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций.
Для больных маниакально-депрессивным психозом наиболее характерны изменения латентного периода словесных реакций: в маниакальной фазе он часто укорачивается, в депрессивной – удлиняется Выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций зависит от фазы психоза: при депрессии эти реакции заторможены, в маниакальном состоянии – усилены. В обеих фазах снижается качество речевых реакций, что проявляется в появлении низших реакций, в депрессивной фазе – преимущественно отказного, а в маниакальной – созвучного вариантов, а также многословных ответов.
При эпилепсии наиболее часто наблюдаются низшие речевые реакции персеверирующего варианта (инертность раздражительного процесса) и заметное удлинение среднего латентного периода (инертность основных нервных процессов) при хорошей выраженности мимических, вегетативно-сосудистых и двигательных реакций.
Для больных психозами, развившимися в результате грубого органического поражения мозга, наиболее характерно резкое снижение репродукции и качества речевых реакций, появление разнообразных вариантов низших реакций. При олигофрении (дебильность) также наблюдается снижение качества речевых реакций – появление низших реакций и уменьшение или полное отсутствие высших реакций абстрактного типа.
Астенические состояния различной этиологии характеризуются значительным удлинением латентного периода, снижением качества речевых реакций к концу эксперимента, а также вегетативно-сосудистой лабильностью. При психастении часто отмечается увеличение количества высших речевых реакций абстрактного типа.
Для исследования подвижности нервных процессов пользуются дополнительным приемом (по В. М. Когану). В этом случае исследуемому предлагают инструкцию: «Отвечайте другим словом, а не тем, которым отвечали раньше». Больные с выраженным нарушением подвижности основных нервных процессов (инертность), например, больные эпилепсией, с трудом переключаются на новые ассоциации, повторяют прежние слова. При этом резко увеличивается латентный период речевых реакций
Для исследования мыслительной деятельности также используются следующие методики: Существенные признаки, Называние 60 слов, Сюжетные картины, Определение понятий, Сравнение понятий.

Ассоциативный эксперимент

Шкаф

 

Город

 

Сват

 

Ветка

 

Перо

 

Воробей

 

Кролик

 

Свеча

 

Рама

 

Дорога

 

Платье

 

Чернила

 

Туфли

 

Кошка

 

Помидор

 

Нитка

 

Тетрадь

 

Солнце

 

Подушка

 

День

 

Доска

 

Улица

 

Пила

 

Карандаш

 

Стакан

 

Огонь

 

Сад

 

Смех

 

Лес

 

Красный

 

Платье

 

Север

 

Любовь

 

Вечер

 

Радость

 

Сон

 

Хлеб

 

Дело

 

Болезнь

 

Труд

 

Брат

 

Обида

 

Гроза

 

Муж

 

Весна

 

Стол

 

Прошлое

 

Честь

 

Космос

 

Здоровье

 

Вешалка

 

Парта

 

Театр

 

Мост

 

Глаза

 

Школа

 

Кошка

 

Диван

 

Перо

 

Самоуверенность

 

Солидарность

 

Масса

 

Восторг

 

Дорога

 

Нож

 

Книга

 

Табак

 

Чайник

 

Цветок

 

Широта

 

Самообладание

 

Усталость

 

Сущность

 

Форма

 

Корзина

 

Рекомендации по написанию заключения по итогам исследования мыслительной деятельности
В заключении описываются особенности мыслительной деятельности с анализом всех сфер мышления – операциональной, динамической и мотивационно-смысловой. При отсутствии каких-либо существенных «качественных» нарушений или наличии незначительного снижения интеллектуального уровня дается общая характеристика мышления, но смысловой акцент делается на оценке способности испытуемого к проведению основных мыслительных операций.
Традиционно описание процесса мышления начинается с анализа операциональной его стороны, определения способности к абстрагированию, уровня обобщения – доступность выделения существенных практически значимых признаков категориального, функционального уровня либо конкретного и конкретно-ситуационного; отмечается зависимость успешности выполнения заданий от объективной сложности и характера стимульного материала (вербального или наглядно-образного), если это имеет диагностическое значение.
Затем дается оценка способности испытуемого к оперированию условными смыслами, определяется уровень осмысления (буквальный, конкретный или обобщенный) с учетом содержательной и эмоциональной составляющих. При этом следует учитывать, что буквальные трактовки пословиц и метафор могут по-разному квалифицироваться при неспособности понимать условный смысл вследствие низкого интеллектуального уровня и при нарушениях смысловой сферы мышления у больных эндогенным заболеванием.
Далее описываются особенности установления логических зависимостей и осмысления ситуаций, доступность или недоступность понимания содержательно-смыслового, эмоционального подтекста сюжетных изображений. Если при этом имеются какие-либо другие значимые особенности, дополнительные характеристики процесса мышления, то они указываются особо или в качестве общего фона, например, обстоятельность, склонность к излишней детализации или трудности вербализации решений, подбора обобщающих терминов и др.
В том случае, если у испытуемого выявляются нарушения мыслительной деятельности, психолог при написании данной части заключения делает акцент на структуре этих нарушений, что в итоге позволяет прийти к четкой квалификации патопсихологического симптомокомплекса. При этом в начало описания выносятся наиболее значимые и выраженные нарушения вне зависимости от того, к какой сфере они относятся – смысловой, динамической или операциональной, а затем следует конкретизация и более подробное изложение особенностей мышления. Например, у испытуемогоного могут выявляться нечеткость, аморфность мышления, трудности смысловых дифференцировок, снижение целенаправленности суждений, склонность к рассуждательству, неравномерность процесса обобщения, актуализация малозначимых, латентных признаков, субъективных оснований, смысловые искажения, соскальзывания и др.
При описании выраженного интеллектуального снижения важно обратить внимание на общую продуктивность мыслительной деятельности и способность к осмыслению стимульного материала, сохранные и нарушенные звенья когнитивной сферы, соотношение актуального уровня интеллектуального развития и потенциальных возможностей.
При описании особенностей мышления у детей и несовершеннолетних следует принимать во внимание то обстоятельство, что их психика находится в стадии становления. Квалифицируя актуальные способности, их необходимо соотносить не только с потенциальными возможностями испытуемого, но и соответствующими нормами того или иного возрастного периода.

Литература:
1. Блейхер,В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 84–113.
2. Зейгарник,Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов. / Б.В. Зейгарник. – М.: Академия, 2000. – C. 101–152.
3. Кудрявцев, И.А. Руководство по написанию заключения экспериментально-психологического исследования испытуемогоного при проведении однородных судебно-психиатрических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз: Руководство для врачей. / И.А.Кудрявцев, М.В.Морозова, О.Ф.Савина – М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2010. – 67 с.
4. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. / И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2000. – C. 54–62.
5. Менделевич,В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 1998. – С. 37–42.
6. Полищук, И.А. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности. / И.А.Полищук // Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. – Киев: Здоровья, 1980. – 123 с.
7. РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – C. 71–133.
8. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
9. Собчик, Л.Н. Методика «Классификация предметов». Практическое руководство. / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2007. – 12 с.
10. Херсонский,Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. / Б.Г. Херсонский. – СПб.: «Сенсор». – 2000. – 128 с.
Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.