На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология
Индекс материала
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов
Классификация предметов и Исключение предметов
Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы
Сравнение понятий. Ассоциативный эксперимент
Все страницы

Система расстройств мышления в патопсихологическом аспекте (по Б.В.Зейгарник)
Операциональные нарушения:
• Снижение уровня обобщения
• Искажение процесса обобщения
Динамические нарушения:
• Лабильность
• Инертность
• Непоследовательность суждений


Мотивационные нарушения:
• Разноплановость
• Резонерство
• Нарушение целенаправленности
• Неравномерность процесса обобщения.


Нарушения критичности мышления
Исследование мыслительной деятельности осуществляется с помощью не менее 7–8 методик (вербальных и невербальных). Такое количество необходимо для получения наиболее объективной информации о мыслительной деятельности испытуемого. Например, если проведены только вербальные методики (на бланках), то психолог может быть лишен возможности выявить наличие каких-либо нарушений мышления, так как часто (особенно в начале болезни) более «чувствительными» и «провоцирующими» являются именно «рисуночные» тесты («Четвертый лишний», «Классификация» и т.п.) и «Пиктограмма», а методики на бланках могут выполняться испытуемыми без ошибок.
Целесообразно проводить методики в указанной ниже последовательности.

Пиктограммы

(Полное описание методики «Пиктограммы» и ее интерпретации см. в книге: Херсонский, Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. / Б.Г.Херсонский – СПб., «Сенсор»., 2000. – 128 с.)

Эта методика предложена Л.С. Выготским, модифицирована Б.Г. Херсонским.
Предназначена для исследования ассоциативного процесса, опосредованного запоминания.
Учитывается возраст испытуемого, уровень его культурного развития. Предъявляемые слова (16): веселый праздник, тяжелая работа, вкусный ужин, болезнь, печаль, счастье, любовь, развитие, разлука, обман, победа, подвиг, вражда, справедливость, сомнение, дружба.
Оборудование: лист бумаги и карандаш.
Инструкция: «Мы начнем нашу работу с проверки Вашей зрительной памяти. Я буду называть слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить запоминание, на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь, чтобы он помог Вам при запоминании. Слова и буквы не пишите».
Протокол. Записываются: дата проведения, Ф.И.О. испытуемого, заданные выражения, рисунок, рассуждения больного, объясняющие связь между словом и рисунком, воспроизведение спустя час.
Интерпретация:
Качественный анализ пиктограммы: учитываются содержание рисунка, факторы абстрактности, индивидуальной значимости, стандартности и адекватности.
Факторы абстрактности:
• Конкретные образы (К) – соотнесенность с конкретной ситуацией;
• Атрибутивные образы (Ат) – выбраны по принципу принадлежности, атрибутивности.
• Метафорические образы – абстрактная по сути ассоциация выражается опосредовано, через конкретный предмет.
• Геометрические, графические и грамматические символы (Гс) – абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения – символ, связанный по содержанию с понятием.
Факторы индивидуальной значимости:
• Индивидуально-значимые персонифицированные образы (Инд-Пс) – изображен сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела.
• Индивидуально-значимые образы-стимулы (Инд-С) – изображения объектов, «стимулирующих» у испытуемого воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.
• Образы, выбранные формально (Ф) – образы лишены индивидуальной значимости.
Фактор частоты выбора:
• Стандартные (Ст) – встречающиеся чаще, чем в 20 из 100 протоколов.
• Оригинальные (Ориг) – встречающиеся реже, чем в 2 из 100 протоколов.
• Повотряющиеся – занимают промежуточное положение между стандартными и оригинальными.
Фактор адекватности: близость образа и понятия по содержанию, умеренную абстрактность, краткость изображения и объяснения.
• Адекватные обозначаются знаком «+»
• Неадекватные обозначаются знаком «–»
Особые феномены в пиктограмме
Неформализуемые типы образов.
Ассоциации по созвучию. Выбранный образ помогает запомнить не смысл, а звучание понятия.
Множественный выбор. для запоминания понятия рисуется не один предмет, а не-сколько, при этом данные предметы не объединены в единую композицию.
Выхолощенная символика выбирают на предложенные понятия произвольные значки, никак не объясняя свой выбор («просто так, абстрактно», «просто значок»).

Недифференцируемые изображения.
Испытуемый не в состоянии объяснить, что же именно он хотел нарисовать, по характеру рисунка понять его сюжетсовершенно невозможно
Отказы, «шоковые» реакции.
Начальный отказ. Под этим понимается отказ от обследования тотчас после предъявления инструкции.
Отсроченный отказ. Отказ от дальнейшего исследования, возникший после того, как испытуемый столкнулся с трудностями интеллектуального либо эмоционального порядка.
Отказ от выбора. Испытуемый отказывается выбрать образ именно на данное понятие, соглашаясь продолжать исследование
Отказ от разъяснения. Испытуемый отказывается мотивировать свой выбор чаще всего под предлогом того, что сам по себе выбор не должен интересовать экспериментатора, что сопровождается ссылкой на инструкцию.
«Шоковые» реакции возникают у испытуемых в ответ на понятия, имеющие эмоциональную значимость, как положительную, так и отрицательную.
Употребление буквенных и словесных обозначений.
Появление буквенных обозначений – чаще результат сознательного игнорирования требований инструкции, что иногда сочетается с общей негативной установкой в отношении исследования.
Стереотипия, персеверация и сходные с ними феномены.
Типическая стереотипия (повторение человеческих фигур).
Атипическая стереотипия – стереотипное повторение (без полной тождественности) выхолощенных символов, мелких деталей человеческого тела (чаще всего глаза), архитектурных сооружений, растений и т. д.
Персеверация – прямое повторение идентичных изображений на два и более различных понятий.
Феномен единой системы заключается в том, что при построении образа на последующее понятие испытуемый пользуется предыдущим образом. Приэтом испытуемый может прямо пользоваться предыдущим рисунком, видоизменяя либо дополняя его.
Высказывания испытуемых.
Спонтанные разъяснения. Испытуемый по собственной инициативе объясняет мотивы выбора.
«Я так считаю». Давая разъяснение (чаще спонтанное), испытуемый подчеркивает, что данный образ выражает именно его собственное мнение, например, «мне думается, что лучше всего чистую любовь могут выразить два голубя».
Критика тестирования. Сталкиваясь с затруднениями при выполнении методики, испытуемый подчеркивает, что сама по себе методика ущербна, исследование – «глупости», «детская забава», «выдумки врачей».
Самокритика. Испытуемый всячески подчеркивает собственную несостоятельность, обращает внимание экспериментатора на «банальность» своих рисунков и плохое качество их исполнения.
Высказывания, находящиеся вне рамок экспериментальной ситуации. Выполняя задание или уклоняясь от его выполнения, испытуемый говорит о своих соматических жалобах, обстоятельствах интернирования и т. п.
Прочие особые феномены.
Фрагментация. Испытуемый изображает лишь часть задуманного им образа, какую-либо деталь, часто несущественную. При этом он прямо говорит обовсем замысле, подчеркивая невозможность его выполнения.
Дублирование. Испытуемый рисует на одно понятие несколько совершенно идентичных изображений.
Замена. Выбрав образ для опосредования, испытуемый под тем или иным предлогом зачеркивает рисунок и выполняет новый.
Феномен возврата. При предъявлении следующего понятия испытуемый возвращается к предыдущему рисунку, занимаясь его графической доработкой.
Спонтанная нумерация. Испытуемый по своей инициативе нумерует рисунки.
Пунктуация – рисунки разделяются запятыми.
Органический графический симптомокомплекс, включающий наклон фигуры более 5° от вертикали, дрожащую, несовпадающую и пересекающую линии.

Особенности Пиктограммы больных с органическим поражением головного мозга
• Недостаточное понимание смысла задания. Это связано со снижением уровня интеллекта и проявляется либо в полном непонимании инструкций, либо инструкция понимается искаженно, в ней улавливается лишь один элемент – «нарисовать что-либо».
• Невозможность выбора образа на абстрактные понятия. Такими понятиями являются, прежде всего «обман», «развитие», «справедливость», «сомнение», «вражда».
• Отсутствие геометрических и грамматических символов, удачных оригинальных образов.
• Снижение числа атрибутивных и метафорических образов.
• В структуре конкретных образов преобладание фотографических, часто фрагментированных.
• Чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персеверации.
• Недостаточная дифференцированность изображений.
• Снижение продуктивности опосредованного запоминания.
• Истощаемость проявляется в удлинении времени реакции на понятия, которые предъявляются последними, ухудшении качества выбираемых образов, нарастании изменений рисунков по типу органических.
• Выраженность органического графического симптомокомплекса.

Особенности Пиктограммы больных шизофренией
• Недостаточное или искаженное понимание смысла задания.
• Снижение числа атрибутивных образов. Это снижение обусловлено обилием метафорических образов и геометрических символов, а иногда связано с общей гиперконкретностью пиктограммы.
• Снижение числа адекватных образов. Выделена группа образов – «выборов», неадекватных по содержанию (отдаленные связи, пустая символика, выбор, сделанный на основании чувственного впечатления, ассоциации по созвучию, фрагментарный тип выбора).
• Вторая группа неадекватных образов у больных шизофренией отражает патологию мотивационного компонента мышления с потерей целенаправленности действия. К этой группе относятся множественный тип выбора, конкретный выбор с расплывчатостью и символическим объяснением, а также стереотипные пиктограммы.
• Снижение числа стандартных образов.
• Смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции.
• Употребление букв, часто вычурное. Испытуемый деформирует буквы, пытается придать буквам сходство с конкретными изображениями.
• Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков.
• Значительная диспропорция между данными пиктограммы и других методик экспериментально-психологического исследования. Часто пиктограмма оказывается наиболее чувствительной к наличию шизофренических нарушений мышления.
• Снижение продуктивности опосредованного запоминания чрезвычайно характерно для больных шизофренией и тесно связано с изменениями мышления и снижением уровня мотивации.

Особенности Пиктограммы больных неврозами
• Снижение числа (отсутствие) геометрических символов;
• расплывчатость и банальность метафорических образов – «солнце», «цветы», «пейзажи»;
• снижение числа атрибутивных образов;
• повышение числа индивидуально-значимых образов, преимущественно за счет образов-стимулов;
• связь индивидуально-значимых образов с конфликтной ситуацией, демонстрация своего отношения к ней в разъяснениях (для больных истерией);
• показатели адекватности, продуктивности запоминания – в нижних границах нормы;
• Непосредственно эмоциональные нарушения проявляются следующим образом:
• наличие «шоковых» реакций на эмоционально-значимые понятия;
• спонтанные высказывания по ходу исследования – разъяснения (у больных истерией), критика тестирования, самокритика;
• дестабилизированная (незначительно) композиция (у больных истерией и неврастенией), сверхупорядоченная (у больных неврозом навязчивых состояний).

Принципы формулировки заключения по данным Пиктограммы

В заключении должны найти отражение следующие моменты.
1. Понимание испытуемым инструкции, подчинение ее требованиям либо оппозиционное отношение.
2. Продуктивность опосредованного запоминания, показатель может быть соотнесен с показателями продуктивности пробы на запоминание 10 слов.
3. Особенности операционных характеристик мышления.
4. Уровень стандартности и адекватности образов пиктограммы.
5. Элементы оригинальности в образах пиктограммы, в частности число и характер оригинальных образов, наличие «украшенных» банальных образов.
6. Характер и степень выраженности стереотипии, наличие персевераций.
7. Признаки эгоцентризма и демонстративности. Об этих личностных чертах следует упоминать, если в протоколе содержится более трех индивидуально-значимых образов типа стимулы (Инд-С). Определенное значение имеют спонтанные высказывания испытуемых, в которых подчеркивается, что выбираемый образ выражает «личное мнение».
8. Тип реакции на фрустрацию может быть определен в зависимости от экстрапунитивной или интропунитивной направленности высказываний испытуемого по ходу исследования («самокритика», «критика исследования») и в особенности поведения испытуемого во время тестирования.

 


 

Классификация предметов

Метод предложен К. Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник. Метод предметной классификации является одним из основных, используемых почти при каждом психологическом исследовании больного.
Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня.
Предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования, последовательности суждений. Кроме того, данная методика позволяет провести анализ последовательности, критичности и продуманности действий больного человека, определить особенности памяти, объем и устойчивость внимания, а также личностные реакции на удачные и неудачные решения, в процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам – сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Таким образом, методика «Классификация» позволяет одновременно выявить сохранность или распад личности больного, его эмоциональной сферы.
Оборудование: 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.
Инструкция: 1. «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит» 2. После того как больной выложил на стол 15-20 карточек: «Нужно объединять карточки по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта и их можно было назвать одним названием». 3. «Раньше Вы соединяли в группы карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название».
Протокол. Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. На первом этапе записывается, как больной ориентировался в новом задании, сам ли понял задачу. На втором этапе записываются действия больного. После выполнения этапа больно спрашивают, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную группу – ответы фиксируются в протоколе. Основные группы, выделяемые на втором этапе: мебель, посуда, инструменты, измерительные приборы, транспорт, люди, фрукты, птицы, овощи, животные (домашние и дикие), насекомые, учебные пособия. Сложными считают группы: измерительные приборы, люди, учебные принадлежности, транспорт.
Интерпретация.
Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний пациента производится с учетом этапа выполнения задания. Можно выделить следующие основания для интерпретации результатов по методике «Классификация»:
1) Выделение очень дробных, чрезмерно детальных групп наблюдается при эпилепсии, в некоторых случаях – при ремиссии шизофрении.
2) Наличие одноименных групп свидетельствует о рассеянности, забывчивости, сужении объема внимания. Такие особенности свойственны больным с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга.
3) Складывание одних групп чрезвычайно обобщенно, а других – чрезмерно детально свидетельствует о непоследовательности мышления и наблюдается при разнообразных заболеваниях – иногда при шизофрении, иногда при органических заболеваниях, но обычно в период какого-то легкого неблагополучия.
4) Разноплановость, причудливость рассуждений больных. Больные раскладывают карточки по обобщенным группам, и наряду с этим устанавливают группы, например, железных и деревянных предметов, группу предметов синего цвета, группу предметов, которые он любит и т.п. Ошибки не исправляют, а логически обосновывают.
5) Невозможность найти общее понятие для обозначения группы наблюдается при умственном недоразвитии.
6) Затруднения при объединении более сложных групп (транспорта, людей, измерительных приборов) испытывают лица с умственной отсталостью.
7) Придумывание причудливых, аграмматичных названий группам предметов свойственно больным шизофренией.
8) Претенциозность названий групп, присуща малокультурным, но желающим произвести впечатление психопатам.
9) На третьем этапе в норме больной должен довести укрупнение групп до двух (живое и неживое) или трех групп (живые существа, растения, неодушевленные предметы).
10) Если больной с высшим образованием, на 3 этапе хочет объединить группу людей с одеждой или вообще с вещами, которыми человек пользуется, то это можно расценить как признак некоторого интеллектуального снижения, как тенденцию к конкретности мышления. Такая же ошибка, если она допущена больным с низшим образованием, может быть оставлена без внимания.
11) При конкретности мышления, затрудненности процессов абстрагирования больные успешно справляются со вторым этапом и не справляются самостоятельно с третьим.
12) При интеллектуальной сохранности, но суженном объеме внимания и снижении работоспособности на втором этапе пациента затрудняет обилие карточек, а на третьем этапе лучше, более четко справляются с заданием.
13) Больные шизофренией могут делить карточки уже на первом этапе на живую и неживую материю.
14) Если больной сразу после вопроса экспериментатора исправляет ошибочное решение, то это – ошибка внимания, если не исправляет, а пытается обосновать – ошибка суждения.
15) Если больной оспаривает прямое указание экспериментатора на ошибку, доказывает свою правоту – это свидетельствует о снижении критики (встречается у больных шизофренией). При паралитических и псевдопаралитических синдромах у органиков пациентам все равно, куда положить карточку, могут легко исправить свою ошибку после замечания и снова допустить аналогичную, у них нет заинтересованности в достижении правильных результатов и в оценке.
16) Аггравирующие больные очень огорчаются при всяком одобрении их работы и после одобрения начинают часто работать хуже.
17) Психопатизированные больные или психопаты обнаруживают способность мобилизовать все свои психические ресурсы при похвале экспериментатора, если они понимают, что опыт направлен на испытание их умственных способностей.
18) Основной особенностью результатов, полученных по методике «Классификация» у детей является то, что она не столько выявляет уровень обобщения, как это понимается во «взрослой» диагностике, сколько определяет актуальный уровень понятийного развития ребенка – выделение признака, являющегося для ребенка классификационным в настоящий момент исследования, «уход» в генетические корни процесса образования понятий.

Исключение предметов

Предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения строить обобщения.
Оборудование набор карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета.
Инструкция. Дается на примере самой легкой карточки. «Вот здесь на каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит (или который нужно исключить), и сказать, как можно назвать остальные три».
Протокол. Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается против номера карточки предмет, который больной считает нужным исключить, объяснение больного и название остальных трех.
Интерпретация.
1. Невозможность решить задачу встречается редко, когда больной в связи с очень глубокой степенью слабоумия или расстройством сознаний не понимает инструкцию.
2. Затруднения в более сложных пробах может свидетельствовать о степени интеллектуального снижения.
3. Конкретность мышления проявляется в том, что больные идут по пути практического использования ситуационного увязывания предметов.
4. Олигофренам удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов.
5. Больные шизофренией могут производить обобщений по слабым, латентным признакам.

 


 

Исключение понятий

Предназначена для исследования уровней процессов обобщения и отвлечения, способности выделения существенных признаков предметов или явлений.
Оборудование. Бланк, содержащий серии из 5 слов.
Инструкция. «В каждой строчке 5 слов. Четыре слова из пяти являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его».
Протокол: Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается исключаемое понятие и объяснение пациента.
Интерпретация. См. «исключение предметов». Сложными задачами являются № 5, 6, 7, 10, 11, 12 .

Бланк к методике

Фамилия И.О.____________________________Дата ______________№отд__________


Предметы

Исключения

Объяснение

1

Клевер, колокольчик, незабудка, кошка

 

 

2

Секундомер, будильник, наст. часы, монета

 

 

3

Ботинок, валенок, туфель, нога

 

 

4

Стол, стул, кровать, чашка

 

 

5

Замок, дворец, изба, шалаш

 

 

6*

Пряжка, крючок, пуговица, катушка

 

 

7

Катушка, трубка, ножницы, наперсток

 

 

8

Ножницы, бритва, нож, перо

 

 

9

Солнце, свеча, электролампа, керосиновая лампа

 

 

10

Карандаш, авторучка, ручка, тетрадь

 

 

11*

Шкаф, кровать, этажерка, комод

 

 

12

Портфель, кошелек, чемодан, книга

 

 

13

Нотная тетрадь, картина, книга, туфля

 

 

14*

Секундомер, очки, весы, термометр

 

 

15*

Штопор, пила, топор, шуруп

 

 

16

Карандаш, мел, ручка, печатная машинка

 

 

17*

Самолет, пароход, автомобиль, стратостат

 

 

18*

Лампочка, клещи, лопата, карандаш

 

 

19

Зонт, галоши, галстук, накидка

 

 

20*

Зонт, фуражка, барабан, пистолет

 

 

21

Слон, гусь, бабочка, ведро

 

 

22*

Птица, молоток, очки, табуретка

 

 

23

Корабль, машина, телега, матрос

 

 

24

Лыжник, коньки, лыжи, мяч

 

 

25

Балалайка, письмо, радио, телефон

 

 

26*

Яблоко, роза, книга, пальто

 

 

* Сложные пробы в задании

 

Простые аналогии

Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.
Предназначена для исследования понимания испытуемым логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
Оборудование. Бланк с задачами.
Инструкция. Дается в форме совместного решения первых 3–4 задач. «Вот посмотрите здесь написано два слова – сверху «обучение»», снизу «школа». Какая между ними связь? В школе обучают. А здесь справа, тоже сверху одно слово – «больница», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать и подчеркнуть только одно слово, которое также будет относиться к слову «больница», как «обучение» к «школе», т.е. что бы оно обозначало процесс, происходящий в больнице. Это будет… «лечение». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа. Разберем еще пример…(2–3 примера)».
Протокол. Записывается номер задачи, ответ и объяснение испытуемого.
Интерпретация.
1. Если больной, имеющий 7 классов образования, не может усвоить задание, то это может свидетельствовать о затруднении интеллектуальных процессов.
2. Если при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки, но больной без напоминания экспериментатора возвращается к правильному способу рассуждения, исправляет ошибки, то это может свидетельствовать о неустойчивости мышления, утомляемости больного скорее органического генеза.
3. Соскальзывание суждений на путь случайных, ненаправленных ассоциаций, не поддающееся коррекции, ошибки, как в трудных, так и в легких задачах свойственно больным шизофренией.
4. Расплывчатость мышления (при шизофрении) проявляется в связывании больными между собой слова одних задач со словами других задач.
5. Сложными считаются задачи № 10, 13, 14, 18, 19.

Бланк Простые аналогии

 

1.Школа                                                                                 Больница

Обучение

 

Больной

Доктор

Ученик

Учреждение

Лечение

2.Песня

 

 

 

Картина

 

 

Глухой

 

Хромой

Слепой

Художник

Рисунок

Больной

3.Нож

 

 

 

Стол

 

 

Сталь

 

Вилка

Дерево

Стул

Пища

Скатерть

4. Рыба

 

 

 

Муха

 

 

Сеть

 

Решето

Комар

Комната

Жужжать

Паутина

5.Птица

 

 

 

Человек

 

 

Гнездо

 

Люди

Птенец

Рабочий

Зверь

Дом

6. Хлеб

 

 

 

Дом

 

 

Пекарь

 

Вагон

Город

Жилище

Строитель

Дверь

7. Пальто*

 

 

 

Ботинок

 

 

Пуговица

 

Портной

Магазин

Нога

Шнурок

Шляпа

8. Коса

 

 

 

Бритва

 

 

Трава

 

Сено

Волосы

Острая

Сталь

Инструмент

9. Нога

 

 

 

рука

 

 

Сапог

 

Галоши

Кулак

Перчатки

Палец

Кисть

10. Вода*

 

 

 

Пища

 

 

Жажда

 

Пить

Голод

Хлеб

Рот

Еда

11. Электричество

 

 

Пар

 

 

проволока

Лампочка

Ток

Вода

Трубы

Кипение

12.Паровоз

 

 

Конь

 

 

Вагоны

 

Поезд

Лошадь

Овес

Телега

Конюшня

13.Алмаз*

 

 

 

Железо

 

 

Редкий

 

Драгоцен-ный

Желез-ный

Твердый

Сталь

Обычный

14. Бежать*

 

 

Кричать

 

 

Стоять

 

Молчать

Ползать

Шуметь

Звать

Плакать

15. Волк

 

 

 

Птица

 

 

Пасть

 

Воздух

Клюв

Соловей

Яйцо

Пение

16. Театр

 

 

 

Библиотека

 

Зритель

 

Актер

Книга

Читатель

Библиотекарь

Любитель

17. Железо

 

 

Дерево

 

 

Кузнец

 

Пень

Пила

Столяр

Кора

 

18. Нога*

 

 

 

Глаза

 

 

Костыль

 

Палка

Очки

Слезы

Зрение

Нос

19. Утро*

 

 

 

Зима

 

 

Ночь

 

Мороз

День

Январь

Осень

Сани

 

Метафоры и фразы

Предназначена для выявления понимания больным переносного смысла и умения вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений.
Оборудование. Набор метафор и фраз к ним.
Метафоры: золотая голова, глухая ночь, железный характер, каменное сердце, ядовитый человек, зубастый парень.
Фразы: Умная голова. Художник сделал статуэтку с позолоченной головой. Золото ярче железа. Человек высек на скале сердце. Сильный характер. Железо тверже меди. Железная дорога. Мальчик наелся сладостей и заболел. Злой человек. Его укусила ядовитая змея. Черствое сердце. Он всегда с камнем за пазухой. Больной вместо лекарства глотнул яду. У Ивана были крепкие и здоровые зубы.
Инструкция: К разложенным на столе в столбик метафорам «положите соответствующую по смыслу фразу. Не ко всем метафорам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной метафоре».
Протокол. Записываются метафоры, подобранные к ним фразы и объяснения больного.
Интерпретация:
1) Соскальзывание – больной переносит центр тяжести задания с понимания переносного смысла на задачу соотнесения одного смысла другому. Использует формально-лексическое сходство.
2) Конкретность мышления проявляется в непонимании переносного смысла, буквального толкования метафоры, невозможности соотнесения метафор и фраз.

 


 

Сравнение понятий

Предназначена для исследования процессов анализа и синтеза.
Оборудование: набор пар слов, подлежащих сравнению.
Утро – вечер, корова – лошадь, трамвай – автобус, ось – оса, стакан – петух, летчик – танкист, озеро – река, волк – луна, дождь – снег, глобус – бабочка, время – часы, дуб – ель, ночь – плащ, лебедь – пароход, корзина – сова, золото – серебро, ботинок – карандаш, река – часы.
Инструкция: «Я сейчас буду называть по два понятия, а Вы скажите, чем похожи, и чем отличаются эти понятия. Встречаются такие пары объектов (или понятий), которые нельзя сравнить. В таком случае Вы должны ответить: «Их сравнивать нельзя».
Протокол: записывают ответы больного.
Интерпретация
1) Склонность к конкретному мышлению, интеллектуальная недостаточность проявляется в неумении выделить признаков сходства.
2) Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь необычными, слабыми признаками.
3) Расплывчатость суждений, склонность к рассуждательству (резонерству) проявляется в построении определения, четкости формулировок.

Определение понятий
Определите, что такое.

Этажерка

Кошка

Ракета

Дождь

Север

Ложь

Шкаф

Холодильник

Трактор

Снег

Горизонт

Правда

Голова

Дружба

Справедливость

Определение разницы между понятиями
Какая разница между

матерью и мачехой

скупостью и береливостью

рекой и озером

Книгой и журналом

Птицей и самолетом

Солнем и луной

Санями и телегой

Обманом и ошибкой

Ассоциативный эксперимент

Наиболее распространенный классический вариант ассоциативного эксперимента проводится с предварительной инструкцией, требующей, чтобы на предложенное экспериментатором слово исследуемый отвечал одним каким-либо словом, первым пришедшим на ум в связи со словом экспериментатора. Очень важно, чтобы исследуемый четко усвоил инструкцию; если экспериментатор не уверен в этом, необходимо провести пробное исследование. При проведении опыта исследуемый не должен переспрашивать и отвлекаться. Во время эксперимента ведется протокол.
Латентный период (промежуток времени между словом и следователя и ответной реакцией исследуемого: слово, вопрос, отказ, смех и т. д.) регистрируют с помощью секундомера, здоровых латентный период в среднем колеблется от 0,5 до 2сек. Ответы регистрируют по возможности полно. Опыт с тем же набором слов можно повторить. Этим определяется степень воспроизведения прежних реакций. Большинство здоровых воспроизводят 92–100% своих первоначальных ответов. Увеличение латентного периода указывает на снижение подвижности возбудительного процесса или преобладание процесса торможения. Заметное удлинение латентного периода к концу исследования свидетельствует о повышенной истощаемости нервных процессов. Увеличение латентного периода в отдельных реакциях может зависеть от особенностей слова-раздражителя (малознакомое слово или слов имеющее для исследуемого особое значение и вследствие этого вызывающее выраженную эмоциональную реакцию, касаясь «больного пункта»; в последнем случае слово оказывает тормозное действие). Многословные реакции указывают на ослабление активного торможения. По качеству ответов все речевые реакции можно разделить на высшие, низшие и атактические.
Высшие речевые реакции могут быть:
1) общеконкретные, когда ответ содержит качественную характеристику предмета, явления (стол–деревянный, мяч – упругий, лето – жаркое) или составлен по контрасту (верх –низ), по смежности (трамвай – рельсы) или по какой-либо другой конкретной взаимосвязи;
2) индивидуально-конкретные, когда исследуемый в ответ называет собственное имя («город–Киев») или притяжательное местоимение («брат – мой»);
3) абстрактные – когда в ответ исследуемый называет слово, которое выражает по отношению к слову-раздражителю родовое понятие (соловей – птица, квас – напиток).
Низшие речевые реакции включают следующие варианты ответов:
1) ориентировочные (вместо ответа исследуемый задает вопрос: огонь – «где?», «какой?»);
2) отказные («не знаю», «не могу», «не соображу», «не хочу», «нет» и т. д.);
3) созвучные (ответ в рифму: «коса – оса», «овес – пес», «брат – брать»);
4) экстрасигнальные (исследуемый отвечает словом, которое не связано со словом-раздражителем, но в момент исследования предмет или явление, обозначаемое этим словом, находится в сфере восприятия: больной слышит шум дождя и на слово «жена» отвечает «дождь» или отвечает заранее придуманным словом);
5) междометные («ой», «ох», «ах», «ну» и т. д.);
6) персеверирующие (на два, три и более слов-раздражителей исследуемый отвечает одним и тем же словом);
7) эхолалические: а) повторение слова-раздражителя («дом – дом»), б) повторение слова-раздражителя + ответ («сад» – «сад большой»).
Атактические реакции возникают без улавливаемой смысловой или формальной связи со словом-раздражителем. Такие ассоциации соответствуют диссоциированному мышлению больных шизофренией (например: «еда – ухо», «врач – керосин», «мать – гвоздь»).
Независимо от качественного характера ответов (высшие, низшие, атактические) они могут быть однословными или многословными. После заполнения всех граф протокола проводится подсчет высших и низших речевых реакций, а также атактических и многословных ответов. Высчитывается средний латентный период, а также величина его в начале (первые 5 слов) и в конце (последние 5 слов) опыта. Суммируются ошибки репродукции, дается оценка степени выраженности и адекватности мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций.
Полученные результаты сопоставляются с данными нормы, согласно которым высшие речевые рефлексы составляют 98 – 100%, среди них общеконкретные – 68–72%, индивидуально конкретные– 8–12%, абстрактные – 20%. Низшие, атактические и многословные ответы в норме отсутствуют. Латентный период в норме устойчивый, в среднем 1,5–2 с. При репродукции допускается до трех ошибок.
Выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций хорошая, адекватная.
При расширении набора слов-раздражителей и введении в него редко встречающихся и сложных по смыслу слов (2-й и 3-й набор на табл. 20) необходимо определить реакции в норме. Если при сравнении результатов исследования больного с данными в норме существенных различий не обнаружено, можно сделать вывод об отсутствии отклонения в высшей нервной деятельности. Однако такое положение наблюдается крайне редко. Обычно у больных снижается качество реакций, изменяется латентный период; нередки и другие отклонения. При составлении заключения по данным ассоциативного эксперимента необходимо учитывать следующее:
1) Значительное увеличение высших речевых реакций абстрактного типа свидетельствует о преобладании в деятельности ЦНС второй сигнальной системы.
2) Снижение качества речевых реакций, то есть уменьшение количества ответов высшего типа, особенно абстрактных, и появление различных вариантов низших реакций свидетельствует о снижении аналитико-синтетической деятельности головного мозга, главным образом во второй сигнальной системе.
3) Атактические реакции появляются в случае нарушения силовых отношений в деятельности второй сигнальной системы, при так называемых гипноидных фазах.
4) Низшие реакции персеверирующего варианта указывают на инертность раздражительного процесса в речедвигательном анализаторе.
5) Низшие реакции созвучного типа появляются при недостаточной концентрации раздражительного процесса.
6) Низшие реакции эхолалического варианта указывают на освобождение подражательных рефлексов у детей в результате запредельного торможения в высших отделах второй сигнальной системы.
7) Многословные ответы являются признаком слабости внутреннего торможения.
8) Слабая выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций отмечается при недостаточной силе раздражительного процесса; неадекватная выраженность вышеперечисленных реакций расценивается так же, как атактические речевые реакции, то есть указывает на гипноидность.
9) Снижение репродукции наблюдается при слабости или патологической лабильности раздражительного процесса, вследствие чего плохо воспроизводятся новые условные связи.
У больных шизофренией отмечается преимущественно снижение качества речевых реакций за счет уменьшения высших реакций и появление вместо них атактических и низших реакций, главным образом эхолалического и персеверирующего вариантов. Нередко отмечается неадекватность или недостаточная выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций.
Для больных маниакально-депрессивным психозом наиболее характерны изменения латентного периода словесных реакций: в маниакальной фазе он часто укорачивается, в депрессивной – удлиняется Выраженность мимических, вегетативно-сосудистых и эмоциональных реакций зависит от фазы психоза: при депрессии эти реакции заторможены, в маниакальном состоянии – усилены. В обеих фазах снижается качество речевых реакций, что проявляется в появлении низших реакций, в депрессивной фазе – преимущественно отказного, а в маниакальной – созвучного вариантов, а также многословных ответов.
При эпилепсии наиболее часто наблюдаются низшие речевые реакции персеверирующего варианта (инертность раздражительного процесса) и заметное удлинение среднего латентного периода (инертность основных нервных процессов) при хорошей выраженности мимических, вегетативно-сосудистых и двигательных реакций.
Для больных психозами, развившимися в результате грубого органического поражения мозга, наиболее характерно резкое снижение репродукции и качества речевых реакций, появление разнообразных вариантов низших реакций. При олигофрении (дебильность) также наблюдается снижение качества речевых реакций – появление низших реакций и уменьшение или полное отсутствие высших реакций абстрактного типа.
Астенические состояния различной этиологии характеризуются значительным удлинением латентного периода, снижением качества речевых реакций к концу эксперимента, а также вегетативно-сосудистой лабильностью. При психастении часто отмечается увеличение количества высших речевых реакций абстрактного типа.
Для исследования подвижности нервных процессов пользуются дополнительным приемом (по В. М. Когану). В этом случае исследуемому предлагают инструкцию: «Отвечайте другим словом, а не тем, которым отвечали раньше». Больные с выраженным нарушением подвижности основных нервных процессов (инертность), например, больные эпилепсией, с трудом переключаются на новые ассоциации, повторяют прежние слова. При этом резко увеличивается латентный период речевых реакций
Для исследования мыслительной деятельности также используются следующие методики: Существенные признаки, Называние 60 слов, Сюжетные картины, Определение понятий, Сравнение понятий.

Ассоциативный эксперимент

Шкаф

 

Город

 

Сват

 

Ветка

 

Перо

 

Воробей

 

Кролик

 

Свеча

 

Рама

 

Дорога

 

Платье

 

Чернила

 

Туфли

 

Кошка

 

Помидор

 

Нитка

 

Тетрадь

 

Солнце

 

Подушка

 

День

 

Доска

 

Улица

 

Пила

 

Карандаш

 

Стакан

 

Огонь

 

Сад

 

Смех

 

Лес

 

Красный

 

Платье

 

Север

 

Любовь

 

Вечер

 

Радость

 

Сон

 

Хлеб

 

Дело

 

Болезнь

 

Труд

 

Брат

 

Обида

 

Гроза

 

Муж

 

Весна

 

Стол

 

Прошлое

 

Честь

 

Космос

 

Здоровье

 

Вешалка

 

Парта

 

Театр

 

Мост

 

Глаза

 

Школа

 

Кошка

 

Диван

 

Перо

 

Самоуверенность

 

Солидарность

 

Масса

 

Восторг

 

Дорога

 

Нож

 

Книга

 

Табак

 

Чайник

 

Цветок

 

Широта

 

Самообладание

 

Усталость

 

Сущность

 

Форма

 

Корзина

 

Рекомендации по написанию заключения по итогам исследования мыслительной деятельности
В заключении описываются особенности мыслительной деятельности с анализом всех сфер мышления – операциональной, динамической и мотивационно-смысловой. При отсутствии каких-либо существенных «качественных» нарушений или наличии незначительного снижения интеллектуального уровня дается общая характеристика мышления, но смысловой акцент делается на оценке способности испытуемого к проведению основных мыслительных операций.
Традиционно описание процесса мышления начинается с анализа операциональной его стороны, определения способности к абстрагированию, уровня обобщения – доступность выделения существенных практически значимых признаков категориального, функционального уровня либо конкретного и конкретно-ситуационного; отмечается зависимость успешности выполнения заданий от объективной сложности и характера стимульного материала (вербального или наглядно-образного), если это имеет диагностическое значение.
Затем дается оценка способности испытуемого к оперированию условными смыслами, определяется уровень осмысления (буквальный, конкретный или обобщенный) с учетом содержательной и эмоциональной составляющих. При этом следует учитывать, что буквальные трактовки пословиц и метафор могут по-разному квалифицироваться при неспособности понимать условный смысл вследствие низкого интеллектуального уровня и при нарушениях смысловой сферы мышления у больных эндогенным заболеванием.
Далее описываются особенности установления логических зависимостей и осмысления ситуаций, доступность или недоступность понимания содержательно-смыслового, эмоционального подтекста сюжетных изображений. Если при этом имеются какие-либо другие значимые особенности, дополнительные характеристики процесса мышления, то они указываются особо или в качестве общего фона, например, обстоятельность, склонность к излишней детализации или трудности вербализации решений, подбора обобщающих терминов и др.
В том случае, если у испытуемого выявляются нарушения мыслительной деятельности, психолог при написании данной части заключения делает акцент на структуре этих нарушений, что в итоге позволяет прийти к четкой квалификации патопсихологического симптомокомплекса. При этом в начало описания выносятся наиболее значимые и выраженные нарушения вне зависимости от того, к какой сфере они относятся – смысловой, динамической или операциональной, а затем следует конкретизация и более подробное изложение особенностей мышления. Например, у испытуемогоного могут выявляться нечеткость, аморфность мышления, трудности смысловых дифференцировок, снижение целенаправленности суждений, склонность к рассуждательству, неравномерность процесса обобщения, актуализация малозначимых, латентных признаков, субъективных оснований, смысловые искажения, соскальзывания и др.
При описании выраженного интеллектуального снижения важно обратить внимание на общую продуктивность мыслительной деятельности и способность к осмыслению стимульного материала, сохранные и нарушенные звенья когнитивной сферы, соотношение актуального уровня интеллектуального развития и потенциальных возможностей.
При описании особенностей мышления у детей и несовершеннолетних следует принимать во внимание то обстоятельство, что их психика находится в стадии становления. Квалифицируя актуальные способности, их необходимо соотносить не только с потенциальными возможностями испытуемого, но и соответствующими нормами того или иного возрастного периода.

Литература:
1. Блейхер,В.М. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 84–113.
2. Зейгарник,Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов. / Б.В. Зейгарник. – М.: Академия, 2000. – C. 101–152.
3. Кудрявцев, И.А. Руководство по написанию заключения экспериментально-психологического исследования испытуемогоного при проведении однородных судебно-психиатрических и комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз: Руководство для врачей. / И.А.Кудрявцев, М.В.Морозова, О.Ф.Савина – М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2010. – 67 с.
4. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. / И.Ю. Левченко. – М.: Академия, 2000. – C. 54–62.
5. Менделевич,В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 1998. – С. 37–42.
6. Полищук, И.А. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности. / И.А.Полищук // Под ред. И.А.Полищука, А.Е.Видренко. – Киев: Здоровья, 1980. – 123 с.
7. РубинштейнС.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С.Я. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – C. 71–133.
8. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
9. Собчик, Л.Н. Методика «Классификация предметов». Практическое руководство. / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2007. – 12 с.
10. Херсонский,Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. / Б.Г. Херсонский. – СПб.: «Сенсор». – 2000. – 128 с.
Источник: Беребин М.А. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / А.Ю. Рязанова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 131 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.