На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов - Классификация предметов и Исключение предметов
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов - Классификация предметов и Исключение предметов
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология
Индекс материала
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов
Классификация предметов и Исключение предметов
Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы
Сравнение понятий. Ассоциативный эксперимент
Все страницы

 

Классификация предметов

Метод предложен К. Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник. Метод предметной классификации является одним из основных, используемых почти при каждом психологическом исследовании больного.
Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня.
Предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования, последовательности суждений. Кроме того, данная методика позволяет провести анализ последовательности, критичности и продуманности действий больного человека, определить особенности памяти, объем и устойчивость внимания, а также личностные реакции на удачные и неудачные решения, в процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам – сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Таким образом, методика «Классификация» позволяет одновременно выявить сохранность или распад личности больного, его эмоциональной сферы.
Оборудование: 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.
Инструкция: 1. «Разложите эти карточки на столе – что к чему подходит» 2. После того как больной выложил на стол 15-20 карточек: «Нужно объединять карточки по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта и их можно было назвать одним названием». 3. «Раньше Вы соединяли в группы карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название».
Протокол. Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. На первом этапе записывается, как больной ориентировался в новом задании, сам ли понял задачу. На втором этапе записываются действия больного. После выполнения этапа больно спрашивают, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную группу – ответы фиксируются в протоколе. Основные группы, выделяемые на втором этапе: мебель, посуда, инструменты, измерительные приборы, транспорт, люди, фрукты, птицы, овощи, животные (домашние и дикие), насекомые, учебные пособия. Сложными считают группы: измерительные приборы, люди, учебные принадлежности, транспорт.
Интерпретация.
Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний пациента производится с учетом этапа выполнения задания. Можно выделить следующие основания для интерпретации результатов по методике «Классификация»:
1) Выделение очень дробных, чрезмерно детальных групп наблюдается при эпилепсии, в некоторых случаях – при ремиссии шизофрении.
2) Наличие одноименных групп свидетельствует о рассеянности, забывчивости, сужении объема внимания. Такие особенности свойственны больным с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга.
3) Складывание одних групп чрезвычайно обобщенно, а других – чрезмерно детально свидетельствует о непоследовательности мышления и наблюдается при разнообразных заболеваниях – иногда при шизофрении, иногда при органических заболеваниях, но обычно в период какого-то легкого неблагополучия.
4) Разноплановость, причудливость рассуждений больных. Больные раскладывают карточки по обобщенным группам, и наряду с этим устанавливают группы, например, железных и деревянных предметов, группу предметов синего цвета, группу предметов, которые он любит и т.п. Ошибки не исправляют, а логически обосновывают.
5) Невозможность найти общее понятие для обозначения группы наблюдается при умственном недоразвитии.
6) Затруднения при объединении более сложных групп (транспорта, людей, измерительных приборов) испытывают лица с умственной отсталостью.
7) Придумывание причудливых, аграмматичных названий группам предметов свойственно больным шизофренией.
8) Претенциозность названий групп, присуща малокультурным, но желающим произвести впечатление психопатам.
9) На третьем этапе в норме больной должен довести укрупнение групп до двух (живое и неживое) или трех групп (живые существа, растения, неодушевленные предметы).
10) Если больной с высшим образованием, на 3 этапе хочет объединить группу людей с одеждой или вообще с вещами, которыми человек пользуется, то это можно расценить как признак некоторого интеллектуального снижения, как тенденцию к конкретности мышления. Такая же ошибка, если она допущена больным с низшим образованием, может быть оставлена без внимания.
11) При конкретности мышления, затрудненности процессов абстрагирования больные успешно справляются со вторым этапом и не справляются самостоятельно с третьим.
12) При интеллектуальной сохранности, но суженном объеме внимания и снижении работоспособности на втором этапе пациента затрудняет обилие карточек, а на третьем этапе лучше, более четко справляются с заданием.
13) Больные шизофренией могут делить карточки уже на первом этапе на живую и неживую материю.
14) Если больной сразу после вопроса экспериментатора исправляет ошибочное решение, то это – ошибка внимания, если не исправляет, а пытается обосновать – ошибка суждения.
15) Если больной оспаривает прямое указание экспериментатора на ошибку, доказывает свою правоту – это свидетельствует о снижении критики (встречается у больных шизофренией). При паралитических и псевдопаралитических синдромах у органиков пациентам все равно, куда положить карточку, могут легко исправить свою ошибку после замечания и снова допустить аналогичную, у них нет заинтересованности в достижении правильных результатов и в оценке.
16) Аггравирующие больные очень огорчаются при всяком одобрении их работы и после одобрения начинают часто работать хуже.
17) Психопатизированные больные или психопаты обнаруживают способность мобилизовать все свои психические ресурсы при похвале экспериментатора, если они понимают, что опыт направлен на испытание их умственных способностей.
18) Основной особенностью результатов, полученных по методике «Классификация» у детей является то, что она не столько выявляет уровень обобщения, как это понимается во «взрослой» диагностике, сколько определяет актуальный уровень понятийного развития ребенка – выделение признака, являющегося для ребенка классификационным в настоящий момент исследования, «уход» в генетические корни процесса образования понятий.

Исключение предметов

Предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения строить обобщения.
Оборудование набор карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета.
Инструкция. Дается на примере самой легкой карточки. «Вот здесь на каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит (или который нужно исключить), и сказать, как можно назвать остальные три».
Протокол. Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается против номера карточки предмет, который больной считает нужным исключить, объяснение больного и название остальных трех.
Интерпретация.
1. Невозможность решить задачу встречается редко, когда больной в связи с очень глубокой степенью слабоумия или расстройством сознаний не понимает инструкцию.
2. Затруднения в более сложных пробах может свидетельствовать о степени интеллектуального снижения.
3. Конкретность мышления проявляется в том, что больные идут по пути практического использования ситуационного увязывания предметов.
4. Олигофренам удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов.
5. Больные шизофренией могут производить обобщений по слабым, латентным признакам.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.