На главную Лекции и практикум по психологии Патопсихология Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов - Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов - Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы
Лекции и практикум по психологии - Патопсихология
Индекс материала
Исследование мыслительной деятельности и интерпретация результатов
Классификация предметов и Исключение предметов
Исключение понятий, простые аналогии, метафоры и фразы
Сравнение понятий. Ассоциативный эксперимент
Все страницы

 

Исключение понятий

Предназначена для исследования уровней процессов обобщения и отвлечения, способности выделения существенных признаков предметов или явлений.
Оборудование. Бланк, содержащий серии из 5 слов.
Инструкция. «В каждой строчке 5 слов. Четыре слова из пяти являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его».
Протокол: Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается исключаемое понятие и объяснение пациента.
Интерпретация. См. «исключение предметов». Сложными задачами являются № 5, 6, 7, 10, 11, 12 .

Бланк к методике

Фамилия И.О.____________________________Дата ______________№отд__________


Предметы

Исключения

Объяснение

1

Клевер, колокольчик, незабудка, кошка

 

 

2

Секундомер, будильник, наст. часы, монета

 

 

3

Ботинок, валенок, туфель, нога

 

 

4

Стол, стул, кровать, чашка

 

 

5

Замок, дворец, изба, шалаш

 

 

6*

Пряжка, крючок, пуговица, катушка

 

 

7

Катушка, трубка, ножницы, наперсток

 

 

8

Ножницы, бритва, нож, перо

 

 

9

Солнце, свеча, электролампа, керосиновая лампа

 

 

10

Карандаш, авторучка, ручка, тетрадь

 

 

11*

Шкаф, кровать, этажерка, комод

 

 

12

Портфель, кошелек, чемодан, книга

 

 

13

Нотная тетрадь, картина, книга, туфля

 

 

14*

Секундомер, очки, весы, термометр

 

 

15*

Штопор, пила, топор, шуруп

 

 

16

Карандаш, мел, ручка, печатная машинка

 

 

17*

Самолет, пароход, автомобиль, стратостат

 

 

18*

Лампочка, клещи, лопата, карандаш

 

 

19

Зонт, галоши, галстук, накидка

 

 

20*

Зонт, фуражка, барабан, пистолет

 

 

21

Слон, гусь, бабочка, ведро

 

 

22*

Птица, молоток, очки, табуретка

 

 

23

Корабль, машина, телега, матрос

 

 

24

Лыжник, коньки, лыжи, мяч

 

 

25

Балалайка, письмо, радио, телефон

 

 

26*

Яблоко, роза, книга, пальто

 

 

* Сложные пробы в задании

 

Простые аналогии

Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.
Предназначена для исследования понимания испытуемым логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
Оборудование. Бланк с задачами.
Инструкция. Дается в форме совместного решения первых 3–4 задач. «Вот посмотрите здесь написано два слова – сверху «обучение»», снизу «школа». Какая между ними связь? В школе обучают. А здесь справа, тоже сверху одно слово – «больница», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать и подчеркнуть только одно слово, которое также будет относиться к слову «больница», как «обучение» к «школе», т.е. что бы оно обозначало процесс, происходящий в больнице. Это будет… «лечение». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа. Разберем еще пример…(2–3 примера)».
Протокол. Записывается номер задачи, ответ и объяснение испытуемого.
Интерпретация.
1. Если больной, имеющий 7 классов образования, не может усвоить задание, то это может свидетельствовать о затруднении интеллектуальных процессов.
2. Если при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки, но больной без напоминания экспериментатора возвращается к правильному способу рассуждения, исправляет ошибки, то это может свидетельствовать о неустойчивости мышления, утомляемости больного скорее органического генеза.
3. Соскальзывание суждений на путь случайных, ненаправленных ассоциаций, не поддающееся коррекции, ошибки, как в трудных, так и в легких задачах свойственно больным шизофренией.
4. Расплывчатость мышления (при шизофрении) проявляется в связывании больными между собой слова одних задач со словами других задач.
5. Сложными считаются задачи № 10, 13, 14, 18, 19.

Бланк Простые аналогии

 

1.Школа                                                                                 Больница

Обучение

 

Больной

Доктор

Ученик

Учреждение

Лечение

2.Песня

 

 

 

Картина

 

 

Глухой

 

Хромой

Слепой

Художник

Рисунок

Больной

3.Нож

 

 

 

Стол

 

 

Сталь

 

Вилка

Дерево

Стул

Пища

Скатерть

4. Рыба

 

 

 

Муха

 

 

Сеть

 

Решето

Комар

Комната

Жужжать

Паутина

5.Птица

 

 

 

Человек

 

 

Гнездо

 

Люди

Птенец

Рабочий

Зверь

Дом

6. Хлеб

 

 

 

Дом

 

 

Пекарь

 

Вагон

Город

Жилище

Строитель

Дверь

7. Пальто*

 

 

 

Ботинок

 

 

Пуговица

 

Портной

Магазин

Нога

Шнурок

Шляпа

8. Коса

 

 

 

Бритва

 

 

Трава

 

Сено

Волосы

Острая

Сталь

Инструмент

9. Нога

 

 

 

рука

 

 

Сапог

 

Галоши

Кулак

Перчатки

Палец

Кисть

10. Вода*

 

 

 

Пища

 

 

Жажда

 

Пить

Голод

Хлеб

Рот

Еда

11. Электричество

 

 

Пар

 

 

проволока

Лампочка

Ток

Вода

Трубы

Кипение

12.Паровоз

 

 

Конь

 

 

Вагоны

 

Поезд

Лошадь

Овес

Телега

Конюшня

13.Алмаз*

 

 

 

Железо

 

 

Редкий

 

Драгоцен-ный

Желез-ный

Твердый

Сталь

Обычный

14. Бежать*

 

 

Кричать

 

 

Стоять

 

Молчать

Ползать

Шуметь

Звать

Плакать

15. Волк

 

 

 

Птица

 

 

Пасть

 

Воздух

Клюв

Соловей

Яйцо

Пение

16. Театр

 

 

 

Библиотека

 

Зритель

 

Актер

Книга

Читатель

Библиотекарь

Любитель

17. Железо

 

 

Дерево

 

 

Кузнец

 

Пень

Пила

Столяр

Кора

 

18. Нога*

 

 

 

Глаза

 

 

Костыль

 

Палка

Очки

Слезы

Зрение

Нос

19. Утро*

 

 

 

Зима

 

 

Ночь

 

Мороз

День

Январь

Осень

Сани

 

Метафоры и фразы

Предназначена для выявления понимания больным переносного смысла и умения вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений.
Оборудование. Набор метафор и фраз к ним.
Метафоры: золотая голова, глухая ночь, железный характер, каменное сердце, ядовитый человек, зубастый парень.
Фразы: Умная голова. Художник сделал статуэтку с позолоченной головой. Золото ярче железа. Человек высек на скале сердце. Сильный характер. Железо тверже меди. Железная дорога. Мальчик наелся сладостей и заболел. Злой человек. Его укусила ядовитая змея. Черствое сердце. Он всегда с камнем за пазухой. Больной вместо лекарства глотнул яду. У Ивана были крепкие и здоровые зубы.
Инструкция: К разложенным на столе в столбик метафорам «положите соответствующую по смыслу фразу. Не ко всем метафорам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной метафоре».
Протокол. Записываются метафоры, подобранные к ним фразы и объяснения больного.
Интерпретация:
1) Соскальзывание – больной переносит центр тяжести задания с понимания переносного смысла на задачу соотнесения одного смысла другому. Использует формально-лексическое сходство.
2) Конкретность мышления проявляется в непонимании переносного смысла, буквального толкования метафоры, невозможности соотнесения метафор и фраз.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.