Страница 3 из 4
Исключение понятий
Предназначена для исследования уровней процессов обобщения и отвлечения, способности выделения существенных признаков предметов или явлений. Оборудование. Бланк, содержащий серии из 5 слов. Инструкция. «В каждой строчке 5 слов. Четыре слова из пяти являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его». Протокол: Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается исключаемое понятие и объяснение пациента. Интерпретация. См. «исключение предметов». Сложными задачами являются № 5, 6, 7, 10, 11, 12 .
Бланк к методике
Фамилия И.О.____________________________Дата ______________№отд__________
№ |
Предметы
|
Исключения
|
Объяснение
|
1
|
Клевер, колокольчик, незабудка, кошка
|
|
|
2
|
Секундомер, будильник, наст. часы, монета
|
|
|
3
|
Ботинок, валенок, туфель, нога
|
|
|
4
|
Стол, стул, кровать, чашка
|
|
|
5
|
Замок, дворец, изба, шалаш
|
|
|
6*
|
Пряжка, крючок, пуговица, катушка
|
|
|
7
|
Катушка, трубка, ножницы, наперсток
|
|
|
8
|
Ножницы, бритва, нож, перо
|
|
|
9
|
Солнце, свеча, электролампа, керосиновая лампа
|
|
|
10
|
Карандаш, авторучка, ручка, тетрадь
|
|
|
11*
|
Шкаф, кровать, этажерка, комод
|
|
|
12
|
Портфель, кошелек, чемодан, книга
|
|
|
13
|
Нотная тетрадь, картина, книга, туфля
|
|
|
14*
|
Секундомер, очки, весы, термометр
|
|
|
15*
|
Штопор, пила, топор, шуруп
|
|
|
16
|
Карандаш, мел, ручка, печатная машинка
|
|
|
17*
|
Самолет, пароход, автомобиль, стратостат
|
|
|
18*
|
Лампочка, клещи, лопата, карандаш
|
|
|
19
|
Зонт, галоши, галстук, накидка
|
|
|
20*
|
Зонт, фуражка, барабан, пистолет
|
|
|
21
|
Слон, гусь, бабочка, ведро
|
|
|
22*
|
Птица, молоток, очки, табуретка
|
|
|
23
|
Корабль, машина, телега, матрос
|
|
|
24
|
Лыжник, коньки, лыжи, мяч
|
|
|
25
|
Балалайка, письмо, радио, телефон
|
|
|
26*
|
Яблоко, роза, книга, пальто
|
|
|
* Сложные пробы в задании
Простые аналогии
Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов. Предназначена для исследования понимания испытуемым логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Оборудование. Бланк с задачами. Инструкция. Дается в форме совместного решения первых 3–4 задач. «Вот посмотрите здесь написано два слова – сверху «обучение»», снизу «школа». Какая между ними связь? В школе обучают. А здесь справа, тоже сверху одно слово – «больница», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать и подчеркнуть только одно слово, которое также будет относиться к слову «больница», как «обучение» к «школе», т.е. что бы оно обозначало процесс, происходящий в больнице. Это будет… «лечение». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа. Разберем еще пример…(2–3 примера)». Протокол. Записывается номер задачи, ответ и объяснение испытуемого. Интерпретация. 1. Если больной, имеющий 7 классов образования, не может усвоить задание, то это может свидетельствовать о затруднении интеллектуальных процессов. 2. Если при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки, но больной без напоминания экспериментатора возвращается к правильному способу рассуждения, исправляет ошибки, то это может свидетельствовать о неустойчивости мышления, утомляемости больного скорее органического генеза. 3. Соскальзывание суждений на путь случайных, ненаправленных ассоциаций, не поддающееся коррекции, ошибки, как в трудных, так и в легких задачах свойственно больным шизофренией. 4. Расплывчатость мышления (при шизофрении) проявляется в связывании больными между собой слова одних задач со словами других задач. 5. Сложными считаются задачи № 10, 13, 14, 18, 19.
Бланк Простые аналогии
Обучение
|
|
Больной
|
Доктор
|
Ученик
|
Учреждение
|
Лечение
|
2.Песня
|
|
|
|
Картина
|
|
|
Глухой
|
|
Хромой
|
Слепой
|
Художник
|
Рисунок
|
Больной
|
3.Нож
|
|
|
|
Стол
|
|
|
Сталь
|
|
Вилка
|
Дерево
|
Стул
|
Пища
|
Скатерть
|
4. Рыба
|
|
|
|
Муха
|
|
|
Сеть
|
|
Решето
|
Комар
|
Комната
|
Жужжать
|
Паутина
|
5.Птица
|
|
|
|
Человек
|
|
|
Гнездо
|
|
Люди
|
Птенец
|
Рабочий
|
Зверь
|
Дом
|
6. Хлеб
|
|
|
|
Дом
|
|
|
Пекарь
|
|
Вагон
|
Город
|
Жилище
|
Строитель
|
Дверь
|
7. Пальто*
|
|
|
|
Ботинок
|
|
|
Пуговица
|
|
Портной
|
Магазин
|
Нога
|
Шнурок
|
Шляпа
|
8. Коса
|
|
|
|
Бритва
|
|
|
Трава
|
|
Сено
|
Волосы
|
Острая
|
Сталь
|
Инструмент
|
9. Нога
|
|
|
|
рука
|
|
|
Сапог
|
|
Галоши
|
Кулак
|
Перчатки
|
Палец
|
Кисть
|
10. Вода*
|
|
|
|
Пища
|
|
|
Жажда
|
|
Пить
|
Голод
|
Хлеб
|
Рот
|
Еда
|
11. Электричество
|
|
|
Пар
|
|
|
проволока
|
Лампочка
|
Ток
|
Вода
|
Трубы
|
Кипение
|
12.Паровоз
|
|
|
Конь
|
|
|
Вагоны
|
|
Поезд
|
Лошадь
|
Овес
|
Телега
|
Конюшня
|
13.Алмаз*
|
|
|
|
Железо
|
|
|
Редкий
|
|
Драгоцен-ный
|
Желез-ный
|
Твердый
|
Сталь
|
Обычный
|
14. Бежать*
|
|
|
Кричать
|
|
|
Стоять
|
|
Молчать
|
Ползать
|
Шуметь
|
Звать
|
Плакать
|
15. Волк
|
|
|
|
Птица
|
|
|
Пасть
|
|
Воздух
|
Клюв
|
Соловей
|
Яйцо
|
Пение
|
16. Театр
|
|
|
|
Библиотека
|
|
Зритель
|
|
Актер
|
Книга
|
Читатель
|
Библиотекарь
|
Любитель
|
17. Железо
|
|
|
Дерево
|
|
|
Кузнец
|
|
Пень
|
Пила
|
Столяр
|
Кора
|
|
18. Нога*
|
|
|
|
Глаза
|
|
|
Костыль
|
|
Палка
|
Очки
|
Слезы
|
Зрение
|
Нос
|
19. Утро*
|
|
|
|
Зима
|
|
|
Ночь
|
|
Мороз
|
День
|
Январь
|
Осень
|
Сани
|
Метафоры и фразы
Предназначена для выявления понимания больным переносного смысла и умения вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений. Оборудование. Набор метафор и фраз к ним. Метафоры: золотая голова, глухая ночь, железный характер, каменное сердце, ядовитый человек, зубастый парень. Фразы: Умная голова. Художник сделал статуэтку с позолоченной головой. Золото ярче железа. Человек высек на скале сердце. Сильный характер. Железо тверже меди. Железная дорога. Мальчик наелся сладостей и заболел. Злой человек. Его укусила ядовитая змея. Черствое сердце. Он всегда с камнем за пазухой. Больной вместо лекарства глотнул яду. У Ивана были крепкие и здоровые зубы. Инструкция: К разложенным на столе в столбик метафорам «положите соответствующую по смыслу фразу. Не ко всем метафорам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной метафоре». Протокол. Записываются метафоры, подобранные к ним фразы и объяснения больного. Интерпретация: 1) Соскальзывание – больной переносит центр тяжести задания с понимания переносного смысла на задачу соотнесения одного смысла другому. Использует формально-лексическое сходство. 2) Конкретность мышления проявляется в непонимании переносного смысла, буквального толкования метафоры, невозможности соотнесения метафор и фраз.
|