На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Теоретические основы разработки и применения личностных опросников
Теоретические основы разработки и применения личностных опросников
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

3.1. Общая характеристика личностных опросников

Психологическая диагностика личности, как было указано, опирается на различные группы стандартизированных и нестандартизированных методов. Ведущее место среди них в настоящее время занимают личностные опросники. С формальной стороны, личностные опросники - это группа психодиагностических методик, задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений.
С общепсихологической точки зрения, личностные опросники - это совокупность психодиагностических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности [39]. Личностные опросники представляют собой стандартизированную процедуру получения информации, заключающуюся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанную на определенном способе интерпретации ответов.

Личностные опросники относятся к группе опросных методов и имеют с ними много общего.

 

опросные методы

Рис. 3.1. Место личностных опросников среди других опросных методов

К опросным методам в психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Опросные методы изначально возникли в рамках общей психологии, и в настоящее время широко применяются во всех отраслях психологической науки: в возрастной, социальной, педагогической психологии и многих других.
Общность опросных методов состоит в том, что они основаны на единой методической процедуре сбора информации. Во всех методах этой группы психолог собирает необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов. Составление вопросов для любого из методов этой группы подчиняется определенным правилам и проходит в несколько этапов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому к его формулировке предъявляются специальные требования: он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.
Целью опросных методов является быстрое получение психологической информации об испытуемых, формирование рабочей картины психологических свойств личности.
Обработка результатов, полученных с помощью опросных методов, может носить качественный характер, но может включать и сложные процедуры контент-анализа, статистической обработки.
Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе общения с испытуемым с помощью ответов на вопросы исследователя. Беседа является гибким методом исследования, так как психолог может изменять вопросы в соответствии характером протекания беседы, в соответствии содержанием ответов испытуемых, их поведением во время беседы. Необходимым условием проведения беседы является наличие доверительного контакта с испытуемым, создание дружеской, благоприятной для раскрытия личности атмосферы. Методом научного познания беседа становится лишь тогда, когда проведение её определяется целями и задачами исследования, выступает как средство сбора первичной информации. Беседа относится к вспомогательным психологическим методам, используется для ознакомления с проблемой исследования, для получения дополнительных данных.
Интервью - (от англ. interview - беседа, встреча) - способ получения психологической информации с помощью устного опроса, особый метод получения информации на основе вербальной коммуникации. [39]. По уровню регламентированности интервью может быть свободным (не регламентированным темой и формой беседы), полуструктурированным и стандартизованным (по форме близким к анкете с закрытыми вопросами). По содержанию выделяются такие виды интервью как глубинное, биографическое, фокусированное и др. В зависимости от целевого назначения выделяются клиническое и диагностическое интервью. Различия между этими видами интервью зависят от содержания проблемы, целей и этапа исследования.
Анкета - (от фр. enguete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной коммуникации, метод сбора фактического материала с помощью письменных ответов на вопросы исследователя. Анкета чаще всего содержит вопросы, которые носят формальный характер, не касаются психологических свойств и явлений (вопросы, касающиеся биографических данных, уровня образования, состава семьи, гражданского состояния, места работы, места жительства, и др.).
Опросник представляет собой любой упорядоченный набор вопросов, касающихся определенной темы.
Вопросы в анкетах и опросниках могут быть закрытыми (испытуемые должны выбрать один из предложенных, заранее подобранных вариантов ответов на вопрос) и открытыми (испытуемые должны сами сформулировать ответ на поставленный вопрос). В анкетах и опросниках в большинстве случаев встречаются одновременно те и другие формы вопросов.
Опросные методы широко применяются не только в психологии и психодиагностике, а также в рекламных, социологических и маркетинговых исследованиях. Опросные методы могут проводиться не только при личном контакте с опрашиваемыми. Применяется также почтовая рассылка, опросы по телефону, интернет-опросы. Основной недостаток такого проведения опросов состоит в отсутствии мотивированности испытуемых в принятии участия в исследовании. В этом случае не удается опросить необходимое число людей.
Личностные опросники также можно отнести к опросным методам, эти методики строятся на аналогичных принципах и приемах. Однако их основное отличие от других опросных методов состоит в наиболее высокой степени стандартизованности, что обеспечивает объективность получаемых результатов по сравнению с беседой, анкетой и т.д. Личностные опросники разрабатываются на основе строгих психометрических требований, проходят процедуру стандартизации, начиная от содержания и до интерпретации получаемых результатов.
Вопросы в личностных опросниках формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими.
Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов [39].
Совокупность вопросов внутри опросника может быть посвящена одной теме, но может сгруппирована по нескольким отдельным направлениям, образующим так называемые шкалы (по аналогии с процедурой психологического шкалирования). Вопросы в каждой шкале подбираются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо отдельное свойство или состояние личности. Поэтому отдельные шкалы личностных опросников получают, как правило, название того свойства личности, которому они посвящены (например, «Шкала ситуативной тревожности» в опроснике Ч. Спилбергера, шкала «Этикетная ложь» в опроснике «Виды лжи» И.П. Шкуратовой и др.).
Как правило, в личностных опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Любой из выбранных предлагаемых ответов выражает индивидуальность и своеобразие личности обследуемого. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных математических и статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графика или гистограммы.
Личностные опросники являются наиболее распространенным видом психодиагностических стандартизированных методик, они наиболее часто применяются в работе психологов и специалистов-смежников.

3.2. Теоретические основы разработки личностных опросников

Как упоминалось выше, Л.Ф. Бурлачук выделяет три основных подхода, которые разделяют множество имеющихся стандартизированных психодиагностических методик в зависимости от их выполнения и интерпретации: объективный, субъективный и проективный подходы. Личностные опросники относятся к субъективному подходу в психодиагностике. Субъективный подход заключается в том, что диагностика происходит на основе сведений, сообщаемых испытуемым о себе.
Личностные опросники являются образцом субъективного подхода в психодиагностике, поскольку они основаны на сведениях, сообщаемых испытуемым о себе, и в этом заключаются основные причины недостоверности данного типа методик. В некоторых случаях респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают, влияет также фактор социальной желательности, то есть человек пытается представить себя в выгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы.
Личностные опросники представляют, как упоминалось, субъективный подход в психодиагностике, являются стандартизированными самоотчетами. Однако, П. Клайн отмечает, что личностные опросники могут разрабатываться так, что им будут присущи многие атрибуты эффективных тестов: надежность, дискриминативность и стандартизованность.
Личностные опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов, это обусловлено их многими преимуществами по сравнению с другими методами оценки личности.
Достоинства и преимущества личностных опросников по сравнению с другими психодиагностическими методами:
1. Простота применения
2. Низкие временные и материальные затраты на сбор данных
3. Возможность исследовать одновременно большое количество людей
4. Субъективная легкость заполнения (чувство анонимности, неограниченность времени
ответа)
5. Отсутствие влияния на ответ со стороны психолога
6. Легкость обработки на основе стандартизации
7. Обоснованность интерпретации
Личностные опросники отличаются еще одним важным свойством: их диагностическая цель скрыта от испытуемых. Человек понимает, что методика оценивает какую-то сторону личности, но обычно не догадывается, для чего она предназначена.
Недостатки личностных опросников как методов психодиагностики:
1. Обращенность к субъективному опыту испытуемых;
2. Возможность фальсификации ответов;
3. Искажение ответов установками, эффект фасада;
4. Неустойчивость ответов во времени
1. Обращенность к субъективному опыту испытуемых, который может быть недостаточным.
Кроме того, человек может не иметь достаточного опыта рефлексии, самопознания собственных состояний, мыслей и др.
2. Возможность фальсификации ответов.
Возможность как целенаправленного, так и неосознанного искажения сообщаемой информации.
3. Искажение ответов установками, «эффект фасада», эффект социальной желательности.
Стратегии и установки испытуемых при заполнении опросников также влияют на полученные результаты. Проблема фальсификации ответов проявляется в тенденции выбора испытуемым социально желательной альтернативы при ответах на вопросы. Эта тенденция, по мнению одних исследователей, может указывать на то, что индивид недостаточно хорошо знает себя, стремится выглядеть лучше («эффект фасада») и т.д. Может оказывать существенное влияние и социальная желательность ответа - фактор, искажающий ответы в личностных опросниках за счет увеличения частоты тех ответов, которые кажутся испытуемым более привлекательными, социально приемлемыми, представляющими их в выгодном свете. Некоторые исследователи полагают [34], что сила социально желательного ответа связана с более общей потребностью индивида в самозащите, социальном согласии и одобрении, в желании избежать критики. С другой стороны, индивид, который выбирает неблагоприятные ответы, может испытывать потребность в чьем-либо внимании, симпатии или помощи. Кроме того, стратегии и установки испытуемых при заполнении опросников также влияют на полученные результаты.
4. Неустойчивость ответов во времени в связи с изменениями личности.
Проблемы конструирования личностных опросников.
Проблемы конструирования личностных опросников включают преодоление недостатков субъективного подхода, к которому относится данная группа методик. Это устранение возможности фальсификации ответов и повышение объективности интерпретации полученных данных.
Личностным опросникам присуще явление, известное как психометрический парадокс - вопросы, имеющие высокий показатель дискриминативности, являются неустойчивыми и ненадежными, и наоборот. Чем более валиден вопрос, тем он менее надежен.
При конструировании и применении опросников исследователь и психолог-диагност нередко сталкиваются и с другими трудностями. П. Клайн указывает, что качество отдельных заданий (вопросов, утверждений) является определяющим для всего опросника. Здесь можно выделить две проблемы: формулирование вопросов и интерпретация ответов, каждый из которых должен быть логически связан с основной проблемой обследования.
Формулировка вопросов существенно влияет на содержание ответов. Поэтому основное требование, предъявляемое к формулировке вопросов, - ясность и точность. Текст вопросов должен быть простым, понятным для всех опрашиваемых. Сложные и трудные для понимания слова, а также многозначные слова должны исключаться. Каждый вопрос должен содержать только одну мысль. Многозначная интерпретация вопроса ведет к тому, что ответы будут содержать разноплановость понимания и не будут пригодны для анализа и однозначной оценки. Опасны наводящие вопросы, внушающие определенный ответ. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы их содержание было беспристрастным и, насколько это возможно, социально нейтральным [34].
По форме вопросы могут быть двух видов: открытые и закрытые.
Вопросы закрытого типа - вопросы, содержание которых сопровождается несколькими номерованными вариантами ответа; испытуемому предлагается выбрать номер ответа, с которым он согласен. Вопросы открытого типа - вопросы без указания возможных вариантов ответа; испытуемому предлагается самостоятельно сформулировать ответ. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, заложенного шкалой (например, трудный - легкий, хороший - плохой) Обычно используется трех-, пяти- и семи- балльные шкалы Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества.
Пути повышения надежности личностных опросников включают применение таких средств конструирования, которые снимают недостатки субъективного подхода: дублирование вопросов, введение «шкалы лжи» и коррекции и т.д.
• многократное дублирование вопросов. По поводу каждой черты или иной характеристики готовится не один, а несколько вопросов, которые формулируются таким образом, чтобы в разной форме, но в одинаковой степени быть адресованными к одному и тому же содержанию, раскрывать одну и ту же черту личности. Противоречивость в ответах на дублирующие вопросы означает действие различных установок испытуемого.
• метод вынужденного выбора. Еще одной мерой, направленной не столько на выявление, сколько на предупреждение фальсификации, связанной с действием установок, является использование метода вынужденного выбора. Он состоит в том, что отвечающему предлагается выбрать между двумя терминами или фразами, которые кажутся одинаково допустимыми, но имеют разную валидность. Спаренные фразы в социальном отношении могут быть либо обе желательными, либо обе нежелательными. Задания, построенные по типу вынужденного выбора, могут состоять из 3, 4 или 5 пунктов, из которых испытуемый должен указать наиболее и наименее близкое ему высказывание
• отказ от прямых вопросов, использование косвенных вопросов
• введение контрольных шкал («лжи», коррекции и др.). Этот метод заключается в том, что в опросник, помимо диагностических пунктов, направленных на измерение тех или иных содержательных личностных свойств, вводятся пункты, выявляющие действие некоторых установок на ответы. Шкала «лжи» в данном случае представляет собой специальную шкалу, с помощью которой выявляется уровень социальной желательности в ответах испытуемого. Именно с этой шкалы начинается обработка результатов опросника, и в том случае, если количество баллов по данной шкале превышает определенный показатель, полученные результаты признаются недостоверными и заполненный опросник дальше не обрабатывается.
Для повышения достоверности полученных с помощью личностных опросников результатов необходимо использовать их в комплексе с другими диагностическими методами.

3.3. Основные подходы к классификации личностных опросников

В современной психодиагностике существует множество классификаций личностных опросников. Личностные опросники разделяются на виды по различным основаниям, существуют следующие основные их классификации:
1. Классификация личностных опросников в зависимости от способов формулирования вопросов (вопросы или утверждения);
2. Классификация личностных опросников по форме ответов (выбор варианта или степень согласия);
3. Классификация личностных опросников по способу конструирования (факторные и эмпирические опросники);
Факторные опросники - опросники, построенные по факторно-аналитическому принципу (опросники Г. Айзенка);
Эмпирические опросники - опросники, построенные по критериально-ключевому принципу (MMPI).
4. Классификация личностных опросников по степени охвата личностных характеристики (одномерные и многомерные опросники);
Одномерные опросники - опросники, направленные на измерение какого-либо одного личностного свойства (шкала тревожности Ж.Тейлор);
Многомерные опросники - опросники, направленные на измерение нескольких личностных свойств (опросник 16 PF Р. Кеттелла);
5. Классификация личностных опросников по содержанию диагностики.
Классификация опросников по содержанию диагностики опирается на зарубежный
подход в психологическом анализе личностных опросников и является ведущей для данного типа методик. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на:
1. Опросники черт личности, к которым относятся опросники, диагностирующие различные личностные характеристики.
2. Типологические опросники, в которых типы личности трактуются как не сводимые к комбинации личностных черт.
3. Опросники мотивов
4. Опросники интересов, включают опросники для диагностики профессиональных интересов.
5. Опросники ценностей направлены на выявление ценностей - качеств или свойств предметов, которые являются для личности ценными, полезными и желательными.
6. Опросники установок выявляют установку или мнение, выраженную направленность индивида положительно или отрицательно реагировать на определенную ситуацию, событие или группу стимулов.
Типологические опросники и опросники черт личности распространены в отечественной психодиагностике больше других видов опросников, входящих в данную классификацию, они будут рассмотрены ниже. Среди других перечисленных основное место по степени распространения и востребованности отечественной психодиагностике занимают опросники мотивов и интересов. Опросники ценностей и установок применяются мало, они почти не переведены и не адаптированы для практического использования.
Опросники мотивов. В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. А. Мехрабиан (A. Mehrabian) и его работы в области психодиагностики личности. «Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» (1970) измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффилятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно - негативные ожидания.
Опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения того же автора имеет две формы: для мужчин и для женщин. Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости- независимости в межличностных отношениях. При конструировании теста был использован метод факторного анализа, и в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов.
Опросники интересов направлены на диагностику интересов к какому-либо конкретному виду деятельности (опросник Г. Кьюдера, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова). Одним из наиболее популярных является разработанный Э. Стронгом «Бланк профессиональных интересов». Первое издание осуществлено в 1938 г. Методика выявляет 4 параметра профессиональных интересов:
- Сходство интересов испытуемого с интересами лиц, достигших успеха в определенной профессиональной области;
- Сходство интересов испытуемого с типично мужскими и типично женскими интересами;
- Степень зрелости интересов;
- Степень профессиональной подготовки.
Теоретическим основанием создания опросника явилось предположение о том, что представители отдельных профессиональных групп обладают сходными интересами, увлечениями, пристрастиями.
6. Классификация личностных опросников по предмету диагностики
Классификация опросников по предмету диагностики в качестве основного критерия выделения видов личностных опросников, входящих в ее состав, опирается на предмет диагностики, психологическое свойство, которое подвергается диагностике и оценке.
Примерами отдельных личностных опросников данной классификации являются:
- Опросники темперамента
- Опросники тревожности
- Опросники направленности личности;
- Опросники детско-родительских отношений
7. Классификация личностных опросников в зависимости от целей их применения:
Классификация опросников в зависимости от целей их применения в качестве основного критерия выдвигает сферу общественной практики, для которой создаются и в которой преимущественно применяются те или иные личностные опросники.
Примеры личностных опросников, выделяющихся в данной классификации:
• Опросники для системы образования;
• Опросники для профессиональной ориентации;
• Клинические опросники;
• Социально-психологические опросники.
Различные классификации пересекаются между собой, каждый конкретный опросник может быть проанализирован по каждой из описанных классификаций, что позволяет психологу лучше понять его свойства, определить степень его пригодности и границы применения для целей конкретного психодиагностического исследования.
Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Дайте определение опросных методов.
2. Какие методы относятся к группе опросных методов?
3. В чем состоит отличие личностных опросников от других опросных методов?
4. Какова структура личностных опросников?
5. Назовите основные преимущества личностных опросников по сравнению с другими психодиагностическими методами.
6. В чем состоят недостатки личностных опросников как методов психодиагностики?
7. Какие требования предъявляются к форме и содержанию вопросов в личностных опросниках?
8. Назовите основные пути повышения надежности личностных опросников.
9. Перечислите основные критерии классификаций личностных опросников.
10. Раскройте особенности классификации личностных опросников по способу конструирования.
11. Дайте определение личностных опросников, входящих в классификацию личностных опросников по содержанию диагностики.
12. Перечислите группы личностных опросников, входящих в классификацию в зависимости от целей применения.
Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Анкета
2. Интервью
3. Метод вынужденного выбора
4. Психометрический парадокс
5. Факторные опросники
6. Шкала «лжи»
7. Эффект фасада
Тематика докладов и рефератов:
1. Применение опросных методов в психодиагностике личности.
2. Личностные опросники в психологической диагностике.
3. Проблемы конструирования личностных опросников.
4. Проблема фальсификации ответов и психометрический парадокс при использовании личностных опросников.
5. Особенности интерпретации результатов личностных опросников.
6. Основные подходы к классификации личностных опросников.
7. Эмпирические опросники и их разработка.
8. Опросники интересов, ценностей и установок.
Тематика сообщений по психодиагностическим методикам:
1. Гиссенский личностный опросник
2. Калифорнийский психологический опросник
3. Опросник маскулинности и фемининности С.Бем
4. Опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири
5. Опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плучека, Г. Келлермана, Г. Конте
6. Опросник А. Басса - А. Дарки
7. Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Решение тестовых заданий:
Задание 1
Особенности личностных опросников, как одного из основных методов психодиагностики состоят в том, что (выберите несколько ответов из предложенных):
1. В опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов.
2. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты.
3. Опросники выявляют знания, умения и навыки человека через содержание поставленных вопросов.
4. Опросники требуют определить правильный ответ из предложенных вариантов.
Задание 2
Укажите основные недостатки личностных опросников:
1. Личностные опросники с трудом поддаются валидизации;
2. Личностные опросники требуют значительных временных и материальных затрат для своего создания;
3. Личностные опросники не обладают достаточной надежностью;
Задание 3
Многократное дублирование вопросов в личностных опросниках применяется для:
1. Лучшего запоминания вопросов испытуемыми
2. Лучшего понимания вопросов испытуемыми
3. Повышения надежности методики
4. Для увеличения объема опросника
Задание 4
В классификацию личностных опросников по способу конструирования входят:
1. Многомерные опросники
2. Теоретические опросники
3. Факторные опросники
4. Эмпирические опросники
Задание 5
К классификации личностных опросников по степени охвата личностных характеристик относятся:
1. Многомерные опросники
2. Одномерные опросники
3. Опросники черт личности
4. Факторные опросники


Работа с текстом:
Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 (49). С. 85-96.


Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.


Работа с Интернет-ресурсами:
Проанализируйте содержание психологических ресурсов сети Интернет и систематизируйте материалы по опросным методам психодиагностики личности, проанализируйте представленные методики по степени их структурированности и стандартизации.


Практические задания:
Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Раскройте особенности личностных опросников как образца субъективного подхода
2. Дайте сравнительный анализ проблемы субъективности сообщаемой информации и проблемы фальсификации ответов в применении личностных опросников
3. Проанализируйте пути повышения надежности личностных опросников
4. Проанализируйте требования к выбору и применению личностных опросников в психологической диагностике личности
Работа с диагностической методикой:
Работа с диагностической методикой опросник личности Г. Айзенка EPI (опросник темперамента).
Цель методики: Опросник предназначен для диагностики свойств экстра-интроверсии и нейротизма личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника, бланк (таблица) ответов испытуемого.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.


Порядок работы с методикой:

1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду по всем классификациям личностных опросников относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.
8. Предложить экспресс-процедуру применения методики.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?
Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Предложите и обоснуйте применение подобранных вами личностных опросников для эмпирической части магистерской диссертации в соответствии с выбранной вами темой. Дайте характеристику подобранным методикам по основным классификациям личностных опросников. Разработайте программу психодиагностики свойств личности в соответствии с темой научно-исследовательской работы.


Рекомендуемая литература по теме:
1. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. - М.: Психотерапия, 2006. - 288 с.
2. Большакова И.А. Личностные опросники как психологический метод оценки персонала. // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции. Тамбов, 2014. С. 24-26.
3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Камалетдинова З.Ф., Сапарин О.Е., Семенов Д.В. Психометрические показатели русскоязычной версии теста «Опросник смысла жизни» (MLQ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10 (49). С. 85-96.
4. Погребицкая В.Е. Возможности использования стандартизированных личностных опросников для исследования личностных черт в ситуативном контексте. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 3. С. 45-51.
5. Черненко В.В., Богатырев В.Г. К вопросу оценки влияния неискренности в ответах при использовании личностных опросников. //Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-9. С. 129-138.
Источник: Матяш Н.В., Павлова Т.А. Проблемы современной психодиагностики: личности теория и инструментарий

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.