На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Типологические опросники и опросники черт в психодиагностике личности
Типологические опросники и опросники черт в психодиагностике личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

4.1. Типологические личностные опросники в психодиагностике личности

Типологические опросники разрабатываются на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт.
Диагностика осуществляется при сопоставлении с типом личности (типология личности по К. Леонгарду, П.Б. Ганнушкину и др.).
Современные типологические опросники:


- Миннесотский личностный опросник (MMPI)
- Опросник акцентуаций характера Г. Шмишека
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко
- Опросник И. Майерс - К. Бриггс,
- Опросник Д. Кейрси
- Опросник Д. Олдхэма - Л. Морриса
Миннесотский личностный опросник (MMPI; Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Опросник ММ?! занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях, является одним из наиболее распространенных методов исследования личности, широко применяется в нашей стране и за рубежом, в различных отраслях науки и практики: общей и судебной психиатрии, в авиационной и космической медицине, общей и социальной психологии. У.Т. Зушима [36] отмечает, что MMPI на сегодняшний день является наиболее широко используемым бланковым личностным тестом среди нескольких сотен методик оценки личности. Базовый вариант MMPI переведен на 50 языков.
Миннесотский личностный опросник разработан в 1942 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли (Starke Rosecrans Hathaway, John Charnley McKinley).
Опросник предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80 баллов, с образованием не менее 6 классов средней школы - минимальным образовательным уровнем, необходимым для понимания содержания пунктов опросника.
Базовый вариант MMPI включает 12 шкал, из них 3 - контрольные (оценочные), 550 (566) утверждений. Для формулировки вопросов использовались жалобы больных, описания симптоматики, известные психодиагностические опросники.Вопросы отражают широкое разнообразие индивидуальных психологических особенностей: здоровье, социальные, политические и религиозные ценности; отношение к семье, образованию и работе, эмоциональные состояния, типичные невротические или психотические симптомы. Первоначально шкалы MMPI предназначались для различения нормы (здоровых испытуемых) и некоторых обычных психических заболеваний. Но затем стандартизация и опыт его использования сузили область диагностируемых свойств личности, и в настоящее время опросник применяется для диагностики психологических и личностных проблем [40].
Контрольные шкалы опросника:
1. Шкала «лжи» (L) - предназначена для оценки искренности обследуемого, включает утверждения, выявляющие тенденцию испытуемого представлять себя в возможно более выгодном свете, демонстрировать очень строгое соблюдение социальных норм.
2. Шкала достоверности (F) - создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также преувеличения тяжести симптомов и симуляции;
3. Шкала коррекции (K) - введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной осторожностью обследуемого.
Три шкалы «валидности» ответов при заполнении опросника - L, F и К - составляют отличительную особенность MMPI. С их помощью можно оценить отношение к процедуре тестирования, выявить симуляцию, небрежность и непонимание.
Основные клинические шкалы MMPI:
1. Шкала ипохондрии (HS) - определяет «близость» обследуемого к астено- невротическому типу личности, выявляет сосредоточенность испытуемого на своем соматическом состоянии.
2. Шкала депрессии (D) - предназначена для определения степени субъективной депрессии;
3. Шкала истерии (Hy) - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа;
4. Шкала психопатии (Pd) - направлена на диагностику социопатического типа личности;
5. Шкала маскулинности - феминности (Mf) - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;
6. Шкала паранойи (Pa) - позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
7. Шкала психастении (Pt) - устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожномнительный тип личности);
8. Шкала шизофрении (Sc) - направлена на диагностику шизоидного (аутическо- го) типа личности;
9. Шкала гипомании (Ma) - определяется степень «близости» обследуемого ги- пертимному типу личности;
10. 0. (Нулевая шкала) Шкала социальной интроверсии (Si) - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки.
Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Например, шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и др.
По результатам опросника строится профиль, отражающий величину отдельных шкал. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные.
В 1989 г. опросник был значительно переработан и опубликован под названием MMPI-2. Новая редакция опросника содержала 567 утверждений, из которых 394 взяты из первого варианта, 66 модифицированы и 107 были новыми. Для MMPI-2 были разработаны новые шкалы. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15).
Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет - MMPI-A.
Варианты и модификации MMPI:
- Опросник Мини-мульт (Mini-Mult);*
- ММИЛ - Методика многостороннего исследования личности, состоит из 384 утверждений (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967).
- СМИЛ - Стандартизированный метод исследования личности (Л.Н. Собчик, 1971)
- Опросник тревожности Ж. Тейлор.
Среди других типологических опросников в нашей стране большое распространение получил опросник Г. Шмишека. Опросник Г. Шмишека направлен на изучение акцентуаций личности.
В основе опросника лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации - это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
К. Леонгард различает акцентуированные свойства характера и темперамента [21]: акцентуации характера (демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, аффективно-экзальтированный, эмотивный, циклотимический,).
Показатель по результатам опросника считается выраженным, а акцентуированная черта представленной, если он превосходит 12 баллов. Сочетание акцентуированных черт требует специального анализа на основе теории К. Леонгарда.
В отечественной психологии акцентуации личности диагностируются методикой «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО), разработанной А.Е. Личко.

 

4.2. Опросники черт в психодиагностике личности

Опросники черт личности - группа методик, направленных на измерение отдельных свойств и качеств. Непосредственно наблюдаемые черты личности выступают как исходный материал для построения опросников. Диагностика в методиках данного типа происходит по степени выраженности черт личности.
Психология черт (trait psychology) представляет собой подход к теории и измерению личности, опирающийся на понятие черты как фундаментальной единицы анализа. Черта - это единичное и непрерывное измерение личности (Н. Сандберг) [36]. В узком смысле под ними понимаются относительно устойчивые описательные характеристики личности. В более широком смысле, черты определяются как предрасположенности к поведению, которое отличается как устойчивостью (т.е. обладает временной согласованностью), так и широким диапазоном (т.е. обладает межситуативной согласованностью).
Опросники черт личности разрабатывались с помощью статистических методов. С.Б. Селлс указывает, что сторонниками применения факторного анализа в психологии был сделан значительный вклад как в описание таксономии черт личности, так и в разработку и усовершенствование факторных личностных опросников [36]. Р.Б. Кеттелл, Дж.П. Гилфорд и Г.Ю. Айзенк на протяжении многих лет сохраняли за собой положение первопроходцев в области исследования личности с использованием различных техник факторного анализа. Ряд методологических достижений в их поздних работах можно отнести на счет появления более совершенных методов факторного анализа и психометрических методик, равно как и более мощных компьютеров, которые были недоступны на ранних - основных - этапах их исследований.
Примеры опросников черт:
- Опросник Р. Кеттелла;
- Опросники Г. Айзенка.
Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF) разработан на основе его 16-факторной теории личности. Шестнадцатифакторная теория личности Р. Кет- телла. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда.
Для накопления первоначальной информации о личности и методах её измерения Р. Кеттелл использовал три основных типа данных:
L-данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени.
Q-данные, полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации Q-данные занимают центральное место в личностных исследованиях.
T-данные. Это данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.
Р. Кеттелл проанализировал 4500 терминов, обозначающих черты личности и разделил их на синонимичные группы. Из каждой такой группы он отобрал по одному термину, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, он сократил список личностных признаков до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Кеттелл использовал экспертные оценки. Для выяснения группового мнения Р. Кеттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко-коррелирующие характеристики, которые выражали одни и те же суждения. Затем был осуществлен переход от исследований «L» - данных к исследованиям «Q» -данных. В результате факторы, выделенные на основании L- данных, были названы буквами латинского алфавита, начиная с A, а факторы, выделенные на основании Q-данных, буквой Q с числовыми индексами - арабскими и римскими.
Своеобразие подхода Р. Кеттелла состояло также в том, что метод факторного анализа использовался им как инструмент для выявления «основных исходных свойств личности», а не для упорядочивания полученных данных.
Для обозначения выделенных факторов Р. Кеттелл предложил специальные «технические», предназначенные для специалистов-психологов, названия.
- Фактор А: Шизотимия - Аффектотимия (замкнутость - общительность)
- Фактор F: Десургенсия - Сургенсия (сдержанность - экспрессивность)
- Фактор H: Тректия - Пармия (робость - смелость)
Свойства (черты) личности, выделенные Р. Кеттелом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, т. к. они объединяют в себе несколько тесно связанных признаков и обобщают их содержание.
Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла. Шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттелла (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16PF) позволяет получить многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституциональными факторами. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности.
Впервые опросник Кеттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (IPAT - Institute for Personality and Ability Testing), основателем и руководителем которого был Р. Кеттелл.
Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращенный взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта.
В России чаще всего используют формы А и С. Надежность опросника - 0,71-0,91 (методом расщепления); валидность - 0,36-0,73.
Опросник переведен на 20 языков. В июле 2009 г. отмечалось 60-летие опросника. Методика Кеттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию о личности человека.
Опросники личности Г. Айзенка.
Г. Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей.
Трехфакторная теория личности Г. Айзенка. Г. Айзенком выделено наличие трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- и интроверсии (К. Юнг) и психотизма. Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и нейротизма.
Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуальнопсихологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Экстраверсия и интроверсия - комплексы коррелирующих между собой черт, различающихся направленностью на внешний и внутренний мир. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Второй фактор - нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». «Нейротическая личность» характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).
Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получать дополнительный результат психодиагностики - достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Третий фактор - психотизм - был описан позже и представляет собой характеристику склонности к асоциальному поведению и неадекватности эмоциональных реакций. Психотизм говорит о предрасположенности к психическим отклонениям. «Психотическая личность» (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная. Этот фактор не биполярен, его высокие значения могут свидетельствовать о затруднении в социальной адаптации, хотя категория психотизма оспаривается многими зарубежными исследователями.
Опросники Г. Айзенка:
- MPI - Maudsley Personality Inventory (70 вопросов, из них - 2 маскировочные, 20 - шкала лжи), 1956 г.;
- EPI - Eysenck Personality Inventory (57 вопросов, шкалы: нейротизм, экстра- интроверсия, 9 вопросов - шкала лжи), 1963 г.;
- EPQ - Eysenck Personality Questionnaire (101 вопрос, шкалы: нейротизм, экстра- интроверсия, психотизм), 1969 г.
Опросник личности Г. Айзенка EPI. Личностный опросник Г. Айзенка (EPI) предназначен для выявления особенностей, которые получили название «экстраверсия», «интроверсия» и «нейротизм», являющихся в теории личности автора базовыми личностными измерениями.
EPI (Eysenck Personality Inventory) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки достоверности результатов.
Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование через непродолжительные промежутки времени.
Число обследованных в ходе разработки EPI превышает 30 000 человек. Испытуемые были разделены на группы в зависимости от проявлений диагностируемых характеристик. Изучались ответы лиц, отнесенных компетентными экспертами в группы экстравертов или интровертов, нейротиков или эмоционально уравновешенных. На основе полученных данных определялась дискриминативная возможность каждого вопроса.
Коэффициенты ретестовой надежности EPI для фактора экстра-интроверсии составляют 0,82-0,85, для фактора нейротизма - 0,81-0,84, коэффициент надежности методом расщепления - 0,74-0,91. В зарубежных исследованиях сообщается о достаточной валидности EPI.
Созданы варианты EPI для обследования детей и подростков. EPI широко используется в отечественных исследованиях. В России адаптирован А.Г. Шмелёвым. В отечественной психологической литературе базовые понятия теста ЕР1 - экстраверсия-интроверсия и нейротизм - не были подвергнуты тщательному анализу и практически отождествлялись со свойствами темперамента.

Вопросы для повторения теоретического материала:
1. Каковы особенности типологических опросников?
2. Назовите основные типологические опросники.
3. Дайте характеристику типологического опросника MMPI.
4. Каковы функции контрольных шкал опросника MMPI?
5. Назовите основные варианты и модификации опросника MMPI.
6. Каковы особенности опросников черт?
7. Назовите основные опросники черт.
8. Дайте характеристику шестнадцатифакторного личностного опросника Р. Кет- телла.
9. Какие типы данных применял Р. Кеттелл при разработке опросника 16 PF?
10. Назовите основные варианты шестнадцатифакторного личностного опросника Р. Кеттелла.
11. В чем состоит трехфакторная теория личности Г. Айзенка?
12. Перечислите основные опросники Г. Айзенка, разработанные на основе го теории.

Словарный тренинг:
Дайте определение и приведите примеры содержания понятий:
1. Акцентуация
2. Гипомания
3. Депрессия
4. Ипохондрия
5. Истерия
6. Маскулинность
7. Паранойя
8. Психастения
9. Психопатия
10. Феминность
11. Шизофрения

Тематика докладов и рефератов:
1. Типология личности К. Леонгарда
2. Типологии личности в отечественной психологии
3. Акцентуированные личности и их психологические особенности
4. Психология черт и ее основные положения
5. Институтом изучения личности (IPAT - Institute for Personality and Ability Testing), Р. Кеттелла

Тематика сообщений по психодиагностическим методикам:
1. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) А.Е. Личко
2. Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу
3. Индикатор типов личности И. Майерс - К. Бриггс
4. Опросник А. Басса- А. Дарки (Buss-Durkey Hostility Inventory, BDHI)


Решение тестовых заданий:
Задание 1
Типологические опросники разрабатываются на основе выделения
1. типов личности
2. типов переживаний
3. типов профиля по результатам исследования
4. типов психологического диагноза
Задание 2
О каком личностном опроснике идет речь:
Опросник содержит три оценочных контрольных шкалы, которые позволяют судить о достоверности результатов обследования, и десять основных диагностических «клинических» шкал, названных в соответствии с клинической группой испытуемых, по которой они была валидизированы.
1. Опросник 16PF
2. Опросник EPQ
3. Опросник MMPI
4. Опросник PARI
Задание 3
Интерпретация результатов опросника MMPI основана на том, что:
1. Оцениваются наиболее высокие и низкие результаты
2. Оцениваются наиболее высокие результаты по отдельным шкалам
3. Профиль по всем шкалам рассматривается как единое целое
4. Рассматриваются результаты по шкалам, относящимся к цели исследования
Задание 4
Опросники черт личности направлены на измерение
1. индивидуально-психологических свойств личности
2. отдельных свойств и качеств личности
3. отдельных типов личности
4. целостного типа личности
Задание 5
О каком личностном опроснике идет речь:
Опросник предназначен для диагностики черт личности. Шкалы опросника обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква «Q» используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Каждая шкала имеет положительный и отрицательный полюс. По результатам опросника может быть построен профиль личности.
1. Опросник 16PF
2. Опросник EPI
3. Опросник PARI
4. Опросник MMPI
Работа с текстом:
Ознакомьтесь с параграфом 9.2. «Методики диагностики самосознания» (В кн.: Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2007. - С. 363-379.

Задания к тексту:
1. Проанализировать текст, сформулировать его аннотацию (основное содержание)
2. Составить глоссарий (список основных понятий текста). Дать определения новым понятиям по материалам статьи.
3. Выявить взаимосвязи между основными смысловыми единицами текста, оценить логику построения материала.
4. Изложить часть текста в форме суждения для теоретической части магистерской диссертации.
5. Составить проблемные вопросы к тексту. Подготовить ответы по материалам статьи, обосновать собственную позицию по каждому вопросу.
6. Охарактеризовать личностные опросники, применяющиеся для диагностики самосознания личности. Определить к каким видам они относятся.
7. Дать рецензию на статью с выражением собственного мнения, позиции.

Работа с Интернет-ресурсами:
Ознакомьтесь с одним из номеров журнала «Вопросы психологии». Проанализируйте, какие типологические опросники и опросники черт применяются в современных психологических исследованиях.

Практические задания:
Практико-аналитические задания для проработки изученного материала:
1. Дайте сравнительную характеристику типологических опросников MMPI и опросника акцентуаций личности Ф. Шмишека
2. Дайте сравнительную характеристику опросников Г. Айзенка EPI и EPQ
Работа с диагностической методикой:
Работа с диагностической методикой «Мини-мульт» (сокращенный вариант MMPI).
Цель методики: Опросник предназначен для диагностики типа личности.
Стимульный материал: бланк с текстом опросника, бланк (таблица) ответов испытуемого.
Формы работы: решение проблемно-поисковой учебной задачи, учебная демонстрация, групповая дискуссия, работа с программами статистической обработки данных.
Формируемые навыки и компетенции: сбор фактического материала; обработка и интерпретация данных.

Порядок работы с методикой:
1. Анализ методики:
1. Определить, к какому типу и виду относится данная методика.
2. Проанализировать основные психометрические характеристики методики.
3. Проанализировать стимульный материал, оборудование методики и процедуру проведения методики.
4. Проанализировать инструкцию и протокол проведения методики. При необходимости разработать протокол.
5. Проанализировать цели и содержание методики. Какие психологические явления, свойства и качества выявляет каждый пункт методики?
6. Проанализировать отдельные шкалы, соответствие пунктов методики наименованию и назначению шкалы.
7. Установить, в каких направлениях работы психолога может применяться методика, в какой области психологической диагностики личности может применяться методика.

2. Проведение методики:
1. Ознакомиться с методикой и провести ее с группой испытуемых.
2. Провести индивидуальную и групповую обработку результатов, полученных в ходе диагностики, согласно инструкции к методике.
3. Представить полученные результаты в графической форме (графики, гистограммы
и др.).
4. Провести статистическую обработку полученных результатов.
5. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов.
6. Провести собственную оценку методики на основе полученного опыта ее применения. В чем состоят достоинства и недостатки методики в работе с людьми разных возрастных периодов и разных социальных групп?

Практическое задание для самостоятельной работы и формирования портфолио:
Подобрать опросник для магистерской диссертации среди типологических опросников и опросников черт личности и дать ее характеристику по основным классификациям личностных опросников.



Рекомендуемая литература по теме:
1. Ассанович М.А., Дерман Е.В. Разработка шкал специфических расстройств личности на основе MMPI. //Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2014. № 1 (45). С. 77-81.
2. Клочкова О.А., Ихсанова С.Г. Акцентуация характера как фактор стилистических предпочтений. //Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2015.- С. 155-157.
3. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д.: Феникс, - 1997. - 347 с.
4. Петров В.Е., Кокурин А.В. Особенности применения Пятифакторного личностного опросника в деятельности психолога органов внутренних дел // Психология и право. 2016. Т. 6. № 3. С. 40-47.
5. Резапкина Г.В. Акцентуация и выбор профессии. // Школьные технологии. - 2011. - № 1. - С. 170-179.
6. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник: практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста. - М.: Боргес, 2010. - 59 с.
7. Чернышева Е.В. Методика Р.Б. Кеттелла. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2012. - 167 с.
8. Шутилова М.А., Шутилов Ф.В., Молошникова Н.С. Особенности изучения темперамента посредством опросников Айзенка и Русалова. // Проблемы функционирования современного государства: право, политика, экономика, образование: Сб. научных докладов международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2015. С. 68-75.
9. Eysenck Personality Inventory /Электронный ресурс.
Источник: Матяш Н.В., Павлова Т.А. Проблемы современной психодиагностики: личности теория и инструментарий

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.