На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психологическое измерение когнитивно-познавательной сферы личности
Психологическое измерение когнитивно-познавательной сферы личности
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

(Свойства и виды внимания, тип и динамика запоминания, эффекты памяти, стиль мышления, умственные способности, ригидность мыслительных процессов)

Особенности диагностики когнитивно-познавательной сферы

Успешность выполнения многих видов деятельности на прямую связана с уровнем интеллектуального развития. «Интеллектуальное развитие» - это комплексная характеристика, которая отражает особенности ряда психических процессов человека, таких как свойства и виды внимания, тип и динамика запоминания, эффекты памяти, стиль мышления, умственные способности, пластичность и ригидность мыслительных процессов. Данные процессы составляют отдельную сферу личности - когнитивно-познавательную сферу.

В истории развития психодиагностической мысли именно данная сфера личности впервые подверглась экспериментальному обследованию. А в настоящее время когнитивно-познавательная сфера личности самая изучаемая в психодиагностике. В психологической литературе можно встретить множество методик, в той или иной мере связанных с определением уровня интеллекта, сформированностью отдельных процессов памяти, выраженностью видов воображения и т. п.
При оценке психического развития наиболее важным является переход к пониманию развития психических структур как «сквозных» процессов (Л. М. Веккер, 2000), недизъюнктивных (нерасчленимых) психических образований (в первую очередь речи, мышления, памяти, внимания) (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, 2003). Подобный подход оценивает психические системы и процессы как неразделимые, но многокомпонентные структуры, в которых одновременно присутствуют и непроизвольные, и различным образом опосредованные (то есть произвольные, по Л. С. Выготскому) составляющие. На практике такой методологический подход оказывается реализуемым.
При изучении когнитивно-познавательной сферы следует учитывать принцип пространственно-временной динамики состояния. Так, любое проявление психической деятельности, психическая функция или процесс не могут существовать вне времени (и пространства), поэтому любое диагностическое средство (методика) исследует постоянно изменяющиеся характеристики, что накладывает определенные условия на анализ получаемых результатов. При анализе результатов, полученных при использовании конкретной диагностической методики необходимо учитывать, что исследуемое явление находится в контексте времени и физического пространства, в контексте изменения ресурсных возможностей испытуемого (истощения или пресыщения, перевозбуждения или других особенностей работоспособности и изменения деятельностных характеристик).
Обследование испытуемого, какие бы диагностические средства и технологии при этом ни использовались, должно быть минимизировано и по затратам времени на его проведение, и, соответственно, по затратам сил (энергии). В. П. Устинов предлагает следующие нормативы для проведения методики:

 

Возраст

Продолжительность (в минутах)

5-7

3-4 (до 5-10 в игровой форме)

8-10

5 (до 10-15 в игровой форме)

11-12

7-10

13-15

15-20

Взрослые

30-35

Пожилые

15

Данные временные периоды являются оптимальными для эффективного обследования, так как в противном случае начинают действовать внешние переменные (утомление, пресыщение и т. п.). При этом необходимо учитывать, что некоторые психодиагностические методики, такие как «Краткий ориентировочный тест», «Тест Бурдона» и т. п. имеют собственные ограничения по времени. Широко известный «Теппинг-тест» проводится в течение 30 секунд, а методики, нацеленные на изучение устойчивости внимания взрослого человека, должны быть не менее 10 минут.
При изучении когнитивно-познавательной деятельности помимо общей продолжительности обследования следует обращать внимание на день недели и час обследования. Так, наиболее оптимальным днем недели для изучения процессов памяти, внимания, мышления является вторник, среда. А «лучший» отрезок времени - утро.
Согласно принципу учета пространственно-временной динамики состояния (явления) следует обращать внимание на темпологические и энергозатратные характеристики предыдущей перед обследованием деятельности. Не следует ожидать высоких результатов когнитивно-познавательной сферы у школьников, обследование которых проходило после урока физической культуры, или сложной контрольной по математике.
Многие методики, исследования когнитивно-познавательной сферы, можно оценить как полифункциональные, то есть помимо преимущественно ориентированного показателя изучения можно получить достаточно ценную информацию о развитии какого-либо другого параметра психических функций и процессов. А в любой интеллектуальный акт вовлечены: восприятие, внимание, мышление, память, воображение и речь. Так, например, тест определяющий динамику запоминания, отражает и уровень развития произвольного внимания, умственную продуктивность, сензитивность восприятия к определенного вида стимулам, и наконец, эмоциональное состояние испытуемого. Поэтому на основании результатов одной методики (несмотря на ее психометрические показатели) нельзя полностью оценить даже единичный аспект психической активности. Результаты получение по одной конкретной методике должны быть подтверждены другими методическими средствами.

Ощущение

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы) человека. Ощущения могут быть классифицированы по видам анализаторов и локализации. К основным параметрам анализаторов относятся:
- абсолютная чувствительность - соответствует минимальной интенсивности адекватного раздражителя, при которой возникает ощущение (нижний абсолютный порог);
- верхний абсолютный порог - предельно допустимая интенсивность сигнала;
- диапазон чувствительности - значения силы раздражителя от нижнего до верхнего абсолютного порога;
- дифференциальная чувствительность к изменению интенсивности раздражителя (порог различения) - минимальное изменение интенсивности, ощущаемое человеком;
- диапазон спектральной чувствительности - нижний и верхний пороги ощущений по частоте, длине волны (зрительный, слуховой, вибрационный анализаторы);
- дифференциальная чувствительность к изменению частоты раздражителя (порог различения по частоте);
- минимальная длительность сигнала, необходимая для возникновения ощущения.
Важными свойствами анализаторов являются также их пространственные характеристики, то есть распределение чувствительности в пространственных координатах (например, центральное и периферическое зрение).
Диагностика ощущений высоко специфична. Оценка свойств анализаторов проводится при отборе специалистов, деятельность которых предъявляет повышенные требования к сенсорным функциям. Например, гидроакустики должны обладать высокой абсолютной дифференциальной чувствительностью слуха. Для изучения параметров анализаторов используются различные приборы: аудиометры, адаптометры и пр.

Восприятие

Восприятие - познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом - это качественно более высокий уровень познания. Восприятие рассматривается как система перцептивных действий, результатом которых является построение в сознании человека образа явления, выполняющего ориентирующую и регулирующую функции по отношению к осуществляемой деятельности.
Восприятия имеют ряд особенностей или свойств: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность. Различают следующие виды восприятия: (а) по ведущему анализатору: вкусовые, обонятельные, кинестезические, осязательные, слуховые, зрительные; (б) по форме существования воспринимаемой материи: восприятие пространства, времени, движения.
Основными характеристиками продуктивности восприятия являются:
- объем - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации или в единицу времени;
- быстрота (скорость) - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления;
- точность - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком;
- полнота - степень такого соответствия;
- надежность - возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.
Для диагностики восприятия используется методы кратковременных экспозиций. В этих целях используют тахистоскоп - прибор для зрительного предъявления объектов с регулируемым временем экспозиции. Существуют тахистоскопы различных видов. В любом случае при оценке объема внимания следует соблюдать условия:
(1) до экспозиции зрительное поле должно быть такой же яркости, как и при экспозиции объектов;
(2) до экспозиции зрительное поле должно иметь точку фиксации, что позволяет экспонировать объекты в центр поля зрения и способствует концентрации внимания обследуемого;
(3) предъявление объектов должно быть оптимальным, то есть достаточным для ясного восприятия и непродолжительным как одноактное восприятие.
При исследовании константности восприятия (величины, формы и цвета) обычно используются различные плоские фигуры (прямоугольники, круги и т. п.), условия восприятия которых меняются (изменяется освещение, поворот фигур по отношению к испытуемому, расстояние до фигуры и т. п.).
Оценка точности восприятия времени может производиться с помощью обычного секундомера по точности воспроизведения временных интервалов. Для многих видов профессиональной деятельности имеет большое значение правильная и быстрая оценка пространственных отношений, которая может изучаться с помощью достаточно известных методик «Компасы», «Часы», «Узоры» и др.

Внимание

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте. Внимание - это динамическая сторона всех познавательных процессов. Можно указать несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих оптимальное возбуждение в определенных участках коры большого мозга. Такое внимание не требует предварительной готовности человека к данному восприятию или действию. Оно протекает внезапно и, как правило, непродолжительно.
Произвольное внимание требует сознательных волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью. Произвольное внимание обусловлено рядом основных причин: 1) осознанием долга и обязанности; 2) наличием интересов, мотивов, побуждений и т. п.; 3) привычкой работать, выполнять ту или иную деятельность.
Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда исчезает необходимость волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется. Это обычно бывает в тех случаях, когда человек увлечен какой-либо деятельностью.
Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключением, подвижностью и распределением. Объем внимания оценивается числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости. При одновременной зрительной экспозиции в течение 100 мс человек может воспринять 5-9 однородных элементов. Концентрация внимания - это степень сосредоточенности внимания на объекте. Устойчивость внимания определяется длительностью сосредоточения внимания на объекте. Намеренным переносом внимания с одного объекта на другой характеризуется переключение внимания. Подвижность внимания проявляется в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено. Распределение внимания - направленность внимания одновременно на несколько объектов, выполнение нескольких действий, слежение за несколькими независимыми процессами.
Изучение внимания (или аттенционных способностей) имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций, а также в диагностике профессионально-трудовой деятельности. Различные по характеру и выраженности нарушения внимания и умственной работоспособности типичны для некоторых контингентов больных нервнопсихическими и соматическими заболеваниями. Это объясняет важность и распространенность методик, направленных на психодиагностическое исследование особенностей внимания в клинической психодиагностике.
В диагностике особенностей внимания важное место всегда должно отводиться наблюдению за деятельностью испытуемого. Суждение о развитии и состоянии характеристик внимания может быть вынесено на основании работы испытуемого над любым по характеру экспериментальным заданием. Для диагностики аттенцион- ных способностей может использоваться любой вербальный или образный материал, достаточно хорошо знакомый испытуемому. Материал не должен создавать трудности в его восприятии и опознании. Движения, необходимые для выполнения диагностического задания, должны быть привычными для учащихся (например, при изучении распределения внимания между умственной и моторной деятельностью), должны быть привычными для учащихся.
Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами, географическими изображения. Особые требования предъявляются к качеству оформления материала при изучении концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения задания, как правило, не ограничено. При изучении устойчивости внимания оно должно быть не менее 10 мин.
Методы изучения объема внимания можно условно разделить на две группы: (1) - методики, основанные на тахистоскопическом предъявлении; (2) - методики, основанные на отыскивании знаков. Показателями успешности выполнения заданий обычно служат следующие: время работы с тестовым материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы. При выполнении некоторых работ производятся простейшие расчеты.
Методики, основанные на тахистоскопическом предъявлении. Для предъявления стимула используются приборы (электронный та- хистоскоп, экран, диапозитивы). Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления. Обеспечение четкости восприятия материала достигается за счет соблюдения следующих правил:
- высота букв (цифр) должна быть 9-10 мм,
- толщина штрихов - 1,5 мм,
- длина ряда знаков - 60 мм,
- расстояние от экрана до испытуемого - 0,75-1,5 м,
- скорость экспозиции -0,07 ± 0,02 секунды.
Методики, основанные на отыскивании знаков. Для изучении объема внимания часто используются таблицы с расположенными вразброс числами (одно- и двухзначными). Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать (или записать) все числа в порядке возрастания. Для определения объема внимания используется косвенный показатель - скорость работы с таблицей.
Объем и распределение внимания можно изучать при установочной инструкции на запоминание цифр и выполнение с их помощью простейшего математическое действие (нахождение суммы), без установки на запоминание фигур, в которых эти цифры предъявляются. После записи суммы ученики должны ответить, на каких фигурах, какие числа были записаны. Объектами в данном случае являются цифры и геометрические фигуры. Фиксируемые результаты отражают объем и распределение внимания с установкой на запоминание и без.
Для изучения распределения внимания между различными объектами используются таблицы с цифрами разного цвета или различных систем исчисления. Испытуемый должен считать или отыскивать в определенном порядке соответствующие символы, перемежая элементы различных рядов. При этом в качестве показателя хорошего распределения внимания выступает успешное выполнение обоих заданий. Для исследования распределения внимания между различными видами деятельности могут быть использованы следующие процедуры:
- ритмическое нажатие на ключ в такт с метрономом и одновременное решение в уме арифметических задач (опыт Бине);
- работа на суппорте и устный счет;
- слушание рассказа и одновременное выполнение простейших арифметических операций (опыт Стерзингера) и др.
Для изучения переключения внимания обычно используются простые модели умственной или сенсомоторной деятельности, в процессе осуществления которых испытуемый через определенные промежутки времени должен менять способы ее выполнения. При исследовании процесса переключения внимания определяют способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой, осознанно перемещать внимание с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие. Степень переключения внимания зависит от целого ряда условий, таких как: (1) соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности; (2) отношения субъекта к ним: чем интереснее предшествующая и менее интересная последующая деятельность, тем труднее переключение, и наоборот.
Существует несколько вариантов процедуры обследования переключения внимания: сложение чисел с переключением (Э. Крепелин), отыскивание чисел с переключением (красно-черные таблицы Шульте), вычеркивание знаков с переключением (корректурная проба) и пр.
Для изучения особенностей внимания, в том числе его переключения, а также работоспособности и утомляемости больных Э. Крепелином (1895) предложено несколько простых проб. Например, испытуемому дают бланк с записанными на нем однозначными числами, которые нужно складывать в уме. Результат оценивают по времени выполнения и количеству допущенных ошибок. Другое задание заключается в последовательном вычитании из 100 или 200 одного и того же числа. Испытуемый также считает в уме, называя вслух промежуточные результаты.
Метод Шульте предполагает предъявление испытуемому большой квадратной таблицы, состоящей из квадратных ячеек. В каждой ячейке в случайном порядке размещаются различные знаки, например арабские или римские цифры. Обследуемый должен последовательно осуществлять поиск то арабской, то римской цифры. При этом поиск арабских цифр может осуществляться в восходящем порядке (например, от 1 до 25), а римских - в нисходящем порядке. Таким образом, обследуемый в ходе опроса оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной деятельности на другую.
Для диагностики процессов переключения внимания часто используют черно-красные таблицы Ф. Д. Горбова (1964). Эти таблицы представляют собой модифицированный квадрат Шульте, в котором в случайном порядке размещены черные и красные цифры. Обследуемый должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать черные и красные цвета.
Для изучения концентрации внимания используются различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Лан- дольта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5-10 мин отыскивать и вычеркивать заданные экспериментатором знаки. В результате психодиагност получает ряд количественных данных: количество просмотренных знаков, количество пропущенных знаков, количество неправильно зачеркнутых знаков. Эти данные, по сути, характеризуют меру производительности и точности работы обследуемого. Второй способ диагностики концентрации внимания основан на применении сенсомоторных проб типа лабиринтов и перепутанных линий.
При диагностике концентрации, избирательности и устойчивости внимания может быть использован корректурный тест Б. Бурдона (1895). В этом тесте испытуемому предлагается бланк с набором напечатанных в строчку букв или других знаков. Он должен за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенным способом некоторые из них.
Основой для выведения обобщенных показателей являются полученные по результатам обследования данные: число правильных зачеркнутых знаков - S, число неправильно обнаруженных стимулов - г, число всех просмотренных знаков - N, число пропущенных знаков - о.
- Показатель точности работы А, определяемый по формуле:
А = S / (S + о).
- Показатель производительности, или продуктивности работы Е вычисляется по формуле:
Е = N * А.
- Показатель точности избирательности внимания рассчитывается по формуле Уиппла:
А = (N - r) / (N + о)
- Условный показатель скорости выбора - t, рассчитывается по формуле:
t = Т / N
Наиболее известными модификациями корректурной пробы являются:
- кольца Ландольта (случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны),
- проба Иванова-Смоленского (случайный набор различных вариантов сочетаний букв),
- тест Тулуз-Пьерона (случайный набор прямоугольников с различными вариантами заштрихованной стороны или угла).
В диагностике особенностей внимания важное место всегда должно отводиться наблюдению за деятельностью испытуемого. Суждение о развитии и состоянии характеристик внимания может быть вынесено на основании работы испытуемого над любым по характеру экспериментальным заданием.
Зарубежные методы диагностики внимания. Распространенным в западной психодиагностике тестом внимания является Konzentration-Leistung-Test (KLT), заключающийся в выполнении простых счетных операций. Продолжительность теста - 20 минут, результат оценивается по проценту ошибок от количества решений. Коэффициент критериальной валидности (критерий - успешность изучения математики) составляет - 0,20-0,39, коэффициент ретестовой надежности теста - 0,86-0,92.
Для изучения индивидуальных особенностей внимания используется тест на импульсивность / рефлексивность (Matching Familiar Figures Test).
Не менее важной является диагностика поддерживаемого внимания (процесс, обеспечивающий в течение длительного времени внимание к редким, непредсказуемым сигналам, иначе говоря, «состояние готовности»). Для этого используют тест непрерывной деятельности (Continious Performance Test) и пробу парно-ассоциативного заучивания (Paired-Associated Learning). В первом тесте 12 букв последовательно появляются на экране (или называются вслух), одна из них является сигнальной, но реагировать на нее нужно только тогда, когда перед ней появляется буква А. Во втором тесте предъявляются от 4 до 10 (в зависимости от возраста обследуемых) рисунков, как правило животных. Обследуемый должен поместить каждое животное в один из четырех зоопарков (южный, северный, западный и восточный), а при повторном предъявлении требуется сказать, в каком зоопарке оно находится.

Память

Память - это форма психического отражения, реализующаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память состоит из основных взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Выделяют различные виды памяти. По критерию характера психической активности, преобладающей в деятельности, различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности виды памяти можно разделить на непроизвольную и произвольную. По критерию - продолжительность закрепления и сохранения материала - дифференцируют: (1) долговременную, (2) кратковременную и
(3) сенсорную память. Сенсорная память обеспечивает удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. При сенсорной памяти мы имеем дело лишь с отдельными психофизиологическими следами воспринимаемого. В зависимости от вида стимулов различают память иконическую (зрение), память эхои- ческую (слух) и другие виды сенсорной памяти.
Также следует различать механическое запоминание (не опирающееся на логику) и смысловое запоминание (опирающееся на логические способности к нахождению определенной закономерности и смысла в информации).
Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
- объем - количественный показатель сохранившегося в памяти или воспроизведенного материала;
- точность запоминания и воспроизведения - способность без искажения сохранять и воспроизвести информацию, характеризующаяся степенью соответствия между воспринятым и воспроизведенным материалом;
- прочность запоминания - максимальная длительность сохранения запоминаемого материала;
- скорость запоминания - время и число повторений, необходимые для полноты запоминания определенного объема материала;
- мобилизационная готовность памяти - способность легко и быстро извлекать из памяти необходимый материал.


Основные методы исследования памяти
можно разделить на две ключевые группы:
1. Методы исследования непосредственной памяти. Эти методы позволяют определить число элементов, которое может удержать обследуемый без применения каких-либо специальных приемов смысловой организации материала.
2. Методы опосредованного запоминания. С помощью этих методов определяется повышение объема и прочности запоминания в результате применения специальных (мнемотехнических) средств, позволяющих ввести запоминаемые элементы в систему логических связей или использовать смысловую организацию запоминаемого материала.
Для исследования процессов памяти разработан ряд классических методов исследования:
1. Метод удержания членов ряда. В этом методе все элементы ряда (слоги, числа, фигуры, слова) предъявляются обследуемому последовательно. Такое предъявление может осуществляться в разных модальностях (зрительно или на слух). В зависимости от целей эксперимента ряд может предъявляться один или несколько раз. После предъявления всего ряда обследуемому предлагают либо сразу, либо через определенный промежуток времени воспроизвести (устно или письменно) все, что он запомнил, независимо от порядка элементов ряда. Количество правильно воспроизведенных элементов является показателем степени запоминания материала.
2. Метод парных ассоциаций. В данном методе экспериментальным материалом являются ряды из пар слогов, чисел фигур, слов, которые обследуемый должен запомнить. Стимульный материал предъявляется последовательно пара за парой. Между парами стимулов соблюдается строго фиксированная пауза. При использовании зрительной модальности испытуемому предлагается читать про себя или вслух каждую пару с ударением на первом элементе пары. В случае использования слуховой модальности психодиагност сам зачитывает пары, используя аналогичные правила. После предъявления всего материала один или несколько раз испытуемому предъявляется зрительно или на слух только первый элемент каждой пары, а он должен воспроизвести (устно или письменно) второй элемент пары. Число правильно воспроизведенных вторых элементов пар является количественным показателем прочности образовавшихся ассоциаций.
3. Метод заучивания. При этом методе обследуемый должен выучить ряд элементов (слогов, чисел, фигур, слов). Стимульный материал предлагается обследуемому несколько раз. После каждого предъявления его просят воспроизвести материал. Количество повторений, потребовавшихся для первого безошибочного воспроизведения всех элементов в любом порядке, является показателем способности к запоминанию. Если фиксировать количество правильно произведенных элементов после каждого предъявления, то можно построить график научения. Данный метод позволяет проследить динамику процесса запоминания, выявить характерные особенности процесса забывания, влияние про- и ретроактивного торможения на процесс запоминания существенного по объему материала.
4. Метод узнавания. При узнавании необходимо лишь выделить среди множества объектов те, которые подлежат запоминанию, тогда как воспроизведение предполагает вспоминание объектов. При методе узнавания обследуемому после предъявления ряда элементов для их запоминания предъявляется второй ряд с большим или таким же количеством аналогичных элементов, среди которых есть все или несколько элементов первого ряда, которые и предлагается узнать. С помощью указанного метода можно прослеживать различия процессов узнавания и воспроизведения материала в зависимости от его объема и содержания.
В качестве стимульного материала могут использоваться легкие для воспроизведения стимулы: картинки, слова, целые рассказы и бессмысленные слоги (изучение функциональных аспектов мнемических способностей). При предъявлении материала следует помнить, что на процесс заучивания влияют быстрота предъявления, промежутки между предъявлениями, промежутки между заучиванием и воспроизведением, количество повторений. Тестовый материал может быть показан, прочитан, его можно дать прочитать самому испытуемому или позволить записать. Однако при различной форме подачи материала необходимо строго следить за продолжительностью процесса запечатления.
В качестве результатов-индикаторов используются
- время, необходимое для заучивания;
- количество опытов, необходимое для заучивания;
- количество ошибок;
- количество воспроизведенных элементов после определенного времени заучивания.
В ряде случаев, особенно если в качестве материала выступают рисунки, бывает трудно решить, допустил ли ученик ошибку при воспроизведении. В этих условиях еще до опыта необходимо определить, что вы будете считать за правильные и неправильные ответы.
Основой для выведения обобщенных показателей являются полученные по результатам обследования данные:
- М - количество правильно воспроизведенных (узнанных) элементов;
- N - объем материала (общее количество предъявленных элементов);
- L - количество элементов, воспроизведенных в той же последовательности, в которой они предъявлялись;
- R - количество ошибок, допущенных обследуемым;
Для количественной оценки особенностей памяти используется ряд показателей:
- Коэффициент запоминания (КЗ) - количество (в %) воспроизведенных или узнанных элементов ряда, рассчитывается по формуле:
К3 = (М / N) *100 %.
- Коэффициент точности запоминания (КТ) количество (в %) элементов ряда, воспроизведенных в той последовательности, в которой они предъявлялись обследуемому, вычисляется согласно формуле:
КТ = (L /М) * 100 %.
- Коэффициент ошибок (Ко) - количество ошибок, допущенных при воспроизведении или узнавании стимульного материала по процентному отношению к общему объему материала, определяется по формуле:
Ко = (R/N) * 100 %.
- Время, необходимое для достижения определенного уровня запоминания.
- Число повторений стимульного материала, необходимое для его заучивания.


Кратко охарактеризуем основные методы изучения памяти.

Метод попарного воспроизведения. Метод парных ассоциаций (А. Иост, 1897; И. Мюллер, 1900; П. Раншбург, 1905). Под этим названием объединяются два типа экспериментов.
1. Элементы заучиваются парами так, что при предъявлении первого элемента пары надо ответить вторым элементом.
2. Экспериментатор читает подряд около 24 слогов так, что первый, третий и т. д. произносятся с ударением. При тестировании экспериментатор произносит в беспорядке ударные слоги, а испытуемый должен вспомнить соответствующие неударные: тек - чук, как - жик, мун - зик, нин - гил, лян - дун и т. д.
Метод напряжения памяти (Джекобсон, 1987). Употребляется для определения объема непосредственной памяти. Испытуемому предъявляют три объекта и просят их воспроизвести, затем предъявляют четыре объекта и так далее. В результате узнают, сколько объектов испытуемый может вспомнить при однократном предъявлении. Показателем объема памяти выступают: (1) наиболее длинный ряд, который испытуемый всегда повторяет правильно; (2) наиболее длинный ряд, который испытуемый иногда повторяет правильно; (3) средний объем, который можно высчитать, давая, например, три ряда каждой длины и добавляя одну треть при каждом следующем правильном повторении, (4) когда испытуемый воспроизводит правильно все ряды с элементами, но не может воспроизвести ни одного ряда с (h+1) элементами, то за показатель объема памяти следует взять (h+0,5).
Тест памяти Мейли (Meili Метогу Test) - методика исследования зрительной и слуховой памяти. Относится к числу проб памяти по определению количества удержанных членов ряда. Тестирование проводится в два этапа. Первый этап направлен на исследование зрительной памяти при помощи двух серий картинок (по 30 в каждой серии) с изображением различных предметов. После демонстрации картинок первой серии (с интервалом между предъявлением картинок в 2 с) делается перерыв на 10 с, и затем обследуемый называет по памяти изображенные на карточках предметы. На следующий день опыт повторяется, но уже со второй серией картинок. Аналогично проводится второй этап обследования (стимульный материал 2 серии по 30 слов). Фиксируются количество правильно названных объектов, без учета их последовательности. Получение достоверных различий по результатам отдельных серий свидетельствует о лабильности мнемической функции, недостаточной концентрации внимания. Для общей оценки состояния памяти применение данной методики допустимо лишь в комплексе с другими методами.
При исследовании логической памяти наибольшее распространение получили методы: дополнения; парных мыслей; рассказа; опосредствованного запоминания. Эти методы направлены на выявление способности субъекта устанавливать связи в процессе запоминания, воспроизведения и сохранения материала.

Метод опосредствованного запоминания (по Л. С. Выготскому). Испытуемому дают установку на запоминание аудиального ряда (слова) и предлагают воспользоваться картинками для лучшего. Испытуемые выбирает из предложенных картинок, ту которая логически связана со словом. Затем респонденту предъявляются выбранные им картинки. Задача испытуемого вспомнить соответствующее слово. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем способности к установлению осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом инструментальны приемов. При выполнении методики возможна косвенная диагностика мыслительной способности к установлению дальних логических связей.


Таблица
Нормативный коридор по опосредованному и непосредственному запоминанию (исследования А. Н. Леонтьева)

Способ
запоминания

Возраст (лет)

4-5

6-7

7-12

12-16

16-22

22-28

Непосредственное
запоминание

2,2

4,7

6,26

7,25

7,88

10,09

Опосредствованное
запоминание

2,92

8,1

11,41

12,4

13,1

14,28


Исследование оперативной памяти. В качестве примера методики изучения оперативной памяти можно привести тест «Счет с наращиванием» (В. Д. Шадриков, 1967). Испытуемому предлагают пары однозначных чисел, которые он должен сложить и прибавить к исходному числу (2-3-4-значному), полученную сумму запомнить и к ней прибавить результат сложения следующих двух однозначных чисел и так далее. Длительность процедуры зависит от возраста испытуемых, их опыта. Осуществляется контроль правильности промежуточного результата. 
В целях индивидуализации процесса обучения школьников и последующей коррекционной работы бывает полезным выявление у школьников типов памяти. Суть методики сходна с описанными выше. Содержательная валидность методики обеспечивается изменениями инструкции и характера стимульного материала.
Существующий в психодиагностике ряд классических методов исследования памяти можно условно обозначить следующими видами:
(1) методы удержания членов ряда (слоги, числа, фигуры, слова);
(2) методы парных ассоциаций;
(3) метод заучивания;
(4) методы узнавания.
К методам оценки индивидуальных особенностей мышления относятся многие так называемые интеллектуальные тесты, предусматривающие различных задания: выполнение арифметических операций, оценка и сравнение лексических значений слов, поиск решения исходя из общей закономерности (дедуктивное мышление) или нахождения закономерности в наборе чисел, фигур, знаков (индуктивное мышление) и т. д. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ). На результаты теста интеллекта влияет множество факторов. Данная группа тестов является наиболее распространенной.
Следует различать тесты, направленные на измерение мышления, мыслительной операции, интеллекта и процесса познания. Несмотря на безусловную связь между данными понятиями, каждый конструкт имеет собственное содержание. Более подробно мы остановимся на этой теме в следующих главах.
Воображение - психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).
Воображение выражается:
- в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности человека;
- в создании, антиципации программы поведения в условиях проблемной ситуации;
- в создании образов, соответствующих описанию объекта;
- в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность.
В ходе осуществления деятельности воображение выступает в единстве с восприятием, мышлением, представлением и памятью. Механизм воображения основан на преобразовании представлений, создании новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, таких как: агглютинация, акцентирование, заострение, схематизация, типизация. Образы воображения различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.
Виды воображения различают по степени яркости и соотношению образов с действительностью (реалистическое, фантастическое), по степени активности и осознанности (активное и пассивное). Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение. Пассивное воображение может быть: преднамеренным и непреднамеренным.
В плане изучения наибольший интерес как правило вызывает творческое воображение - вид воображения, базирующийся на самостоятельном создании образов объектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления; создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом. Это нестандартный образ ранее описанного, прочитанного, воспринятого.
Объективную трудность изучения воображения на сегодняшний день составляет отсутствие диагностирующих функциональных механизмов воображения, невозможность определения границ возрастных норм. Данные причины обуславливают использование наблюдения за испытуемым, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности с целью определения особенностей воображения.
В частности, об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов. О развитии пространственных представлений можно судить, например, на основе успеваемости школьника по таким дисциплинам, как география, геометрия, черчение и др.; слуховых представлений - на уроках музыки; абстрактнологических представлений - на уроках физики, математики и т. д. Успешность решения образных задач тоже может служить критерием развития способности воображения, об этом же говорит и склонность ученика к различного рода сочинительству и изобретательству.
Для диагностики способностей воображения традиционно используются следующие методические подходы:
1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов («Тест чернильных пятен» Г. Роршаха);
3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения (Тест «Круги»);
4) самооценка параметров образов воображения.
Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и т.п.). При этом стимульный материал и способ его предъявления может быть самым различным.
Кратко охарактеризуем наиболее известные методы изучения воображения. Метод чернильных пятен Г. Роршах предназначен для оценки оригинальности процессов воображения. В тесте Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серочерных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят пояснить, что могло бы изображать данное пятно. Помимо дословной записи ответов испытуемого по каждой карточке, экспериментатор отмечает время ответа, положение или положения, в которых держатся карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеанса тестирования. После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относительно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время этого опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.
Метод трех слов (тест Масселона). Этот тест позволяет оценить продуктивность вербального воображения. Испытуемому задаются три существительных и его просят за ограниченное время составить максимальное число предложений с их совместным использованием. Оценивается количество и степень естественности предложений.
Тест «Круги». Он предназначен для оценки продуктивности невербального воображения. Испытуемому предлагается бланк с изображением 50 кругов одинакового размера, равномерно расположенных на листе. За ограниченное время ему предлагается нарисовать и назвать (подписать) максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Подсчитывается количество нарисованных объектов и разнообразие тематики рисунков (количество категорий, к которым относятся эти объекты).
При диагностике познавательной сферы применительно к каждому возрасту испытуемых существуют свои особенности. Но особенно важно обращать внимание на ряд факторов диагностики когнитивно-познавательной сферы личности в дошкольном возрасте. При диагностической работе с ребенком в центре внимания психодиагноста находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности. Для этого важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Исследователю надо учитывать:
- степень организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;
- понимание и принятие инструкции;
- способность к организации целесообразного поведения (особенно если цель непосредственно в восприятии не задана);
- понимание несоответствия системы действий по достижению конкретного результата (или по исправлению допускаемых ошибок);
- заинтересованность ребенка;
- уровень активности;
- показатели собранности, сконцентрированности на выполнении задания;
- возможность совместных действий;
- реакцию на неудачу;
- обучаемость.
В отечественной психодиагностике исторически сложилось так, что большинство методик, находящихся в арсенале психодиагноста, на Западе давно не используются. Те же методики, которые наиболее популярны за рубежом, неизвестны в Российской Федерации.

План семинарского занятия по теме

«Диагностика когнитивно-познавательной сферы личности»

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Специфика измерения когнитивно-познавательной сферы
2. Приборы для измерения ощущения, восприятия, внимания.
3. Классические методики измерения внимания и памяти
4. Общая характеристика тестов воображения.

Темы рефератов:
«Возможности и ограничения психологических методов оценки памяти и внимания»
«Стимульный материал для оценки когнитивно-познавательной сферы личности»
«История возникновения метода корректурной пробы и его современные модификации»
«История возникновения метода Шульте и его современные модификации»
«Диагностика когнитивно-познавательной сферы дошкольников»
«Процедура обследования внимания и памяти при диагностике готовности к обучению в школе»
«Диагностический инструментарий исследований А. Р. Лурии в области когнитивно-познавательной сферы»
Контрольные вопросы по теме:
1. Что включает в себя категория «интеллектуальное развитие»? Каковы детерминанты интеллектуального развития?
2. Назовите основные индикаторы интеллектуального развития?
3. Что означает выражение Веккера «сквозные процессы»?
4. Опишите и приведите примеры принципа пространственновременной динамики?
5. Перечислите оптимальные временные периоды для эффективного обследования?
6. Почему большинство методик, измеряющих когнитивнопознавательную сферу, называются полифункциональными? Приведите примеры.
7. Что такое «диапазон чувствительности»? Для каких областей предметной деятельности важен данный показатель?
8. Какие приборы используют для обследования параметров анализаторов?
9. Что означает выражение «продуктивность восприятия»?
10. Какие условия необходимо соблюдать при оценке восприятия?
11. Какие методы используются для измерения свойств внимания?
12. В чем состоит специфичность и универсальность стимульного материала при оценке внимания?
13. Какие существуют методы для оценки объема внимания?
14. От каких условий зависит переключение внимание? Как учитываются эти условия при диагностике внимания?
15. В чем суть метода Шульте? В каких областях он используется?
16. Что такое «метод корректурной пробы»? Назовите разновидности метода?
17. Перечислите классические методы изучения памяти?
18. Перечислите индикаторы результативности методов изучения памяти?
19. В чем состоит объективная трудность изучения воображения?
20. Назовите основные методические подходы при обследовании воображения?


Практическое задание


Заполнить таблицу

Измеряемый
процесс

Измеряемый
показатель

Название методики

Тип методики и стимульный материал

 

 

 

 

 

Психологическая диагностика сфер личности [Электронный ресурс] : лабораторный практикум / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2018 - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.