Парные ассоциации
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

Истории и источники методики, направленность. Методика парные ассоциации предложена В.П. Критской (Критская, Савина, 19X2) на основе метода парных ассоциаций М. Калкинс (9, 20]. Методика представляет собой два набора но 10 пар слов, имеющих разную степень ассоциативной связи. Первый набор пар имеет сильные ассоциативные связи, доминирующие по частоте использовании (например, «лампа - свет», «день - ночь»). Второй набор имеет более слабые ассоциации (например, «цветок - вода»), а также дополни тельную трудность - возможность установления ассоциации первого слова из одной нары со вторым словом другой пары (например, слово «цветок» из пары «цветок вода» могло вызвать ответ «корень» из другой пары «куст корень»).
Возрастной диапазон: от 6 лет. Как показывает практика применения методики, начиная с 15 лет практически все испытуемые (в норме) выполняют первый набор максимально хорошо (можно говорить об «эффекте потолка») .

Инструкции испытуемому и процедура проведения

«Сейчас я назову тебе 10 пар слов. Слушай внимательно и постарайся запомнить вторые слова каждой пары (какое слово с каким в паре). Затем я буду называть первые слова, а тебе нужно будет назвать второе слово в каждой паре. Для маленьких детей и при умственной недостаточности, непонимании, желательно привести пример: "Например, я говорю юбка-брюки. Ты запомнил. Потом я говорю юбка, а ты мне?". Ждём, пока испытуемый скажет: «Брюки» Понятно? ... Внимание! Приготовились слушать и запоминать!»
Инструкция перед вторым набором; «А теперь - такое же задание, только слова будут другими».
Сначала предъявляется и проверяется первый набор, затем - второй. Испытуемому не сообщается о том, что списки разные по сложности, но но окончании работы над заданием желательно спросить, какой из списков был сложнее и почему.

Стимульный материал

 

Ответ

Слабые связи

Ответ

1. Зима - Лето

 

I. Цветок - Вода

 

2. Кошка - Собака

 

2. Папка - Пакет

 

3. Ромашка - Василек

3. Гора -Тропа

4. Стол-Стул

4. Письмо - Чтение

5. День - Ночь

5. Банка - Коробка

6. Лампа - Свет

 

6. Стена - Карта

 

7. Нос - Рот

 

7. Кус т - Корень

 

8. Ручка - Карандаш

 

8. Звонок - Ключ

 

9. Пол - Потолок

 

9. Дерево - Лес

 

10. Ключ - Замок

10. Весна - Ручей

Итого

Итого

 


Дли удобства в протоколе можно писать лишь первую букву первого слова из пары, чтобы избежать возможного «подсматривания» испытуемого. 13 графе ответа можно ставить «+», если испытуемый отвесил правильно; записать названное слово, если ответ неверный; поставить прочерк, если испытуемый не помнит пару. В стоке «Итого» указывается сумма правильных ответов.

Альтернативный набор

Сильные связи

Ответ

Слабые связи

Ответ

1. Курица-Яйцо

 

1. Липа-Улей

 

2. Утро-Вечер

 

2.

Рыба - Водоросли

 

3. Заяц - Волк

 

3.

Бусы - Браслет

 

4. Ученик-Школа

 

4.

Лето - Пыль

 

5. Корова - Молоко

 

5.

Компас - Восток

 

6. Коньки - Лёд

 

6.

Лейка - Шланг

 

7. Щётка - Зубы

 

7.

Журнал - Бумага

 

8. Лошадь-Седло

 

8.

Касса - Чек

 

9. Кофе - Чай

 

9.

Берёза - Почка

 

10. Монитор - Компьютер

 

10.

Горшок - Земля

 

Итого

 

Итого

 

Оценка.

Для каждого набора подсчитывается количество верно воспроизведенных слов. В результате получаются два показателя: 1) ППА - объем «простых» парных ассоциаций (набор с сильными связями); 2) СИЛ объем «сложных» парных ассоциаций (набор со слабыми связями). Полученные показатели ППА и СПА соотносятся с объемом воспроизведения в первой пробе методики 10 слов (с объемом непосредственной памяти - МП): как правило, введение сильных связей приводит к увеличению объема; введение слабых связей - существенно не снижает его (для сравнения, см. соотношение нормативных показателей в Приложении 4.2, табл.1). Снижение объема при введении слабых связей при сохранении/увеличении объема после введения сильных связей может говорить о возможных нарушениях мышления; часто такая картина наблюдаете, психических заболеваниях круга шизофрении.

Приложение 4.2
Табл.1 Средние показатели парных ассоциаций

Возраст,
годы

ППА

СПА

7

8,4 ± 1,4

4,2 ± 1,9

8

8,8 ± 1,2

5,8 ± 2,6

9

9,0 ± 1,5

5,0 ± 2,3

10

9,6 ± 0,7

6,7 ± 2,2

11

9,6 ± 0,6

6,5 ± 2,5

12

9,9 ± 0,4

7,3 ± 2,5

13

9,6 ± 0,7

7,5 ±2,4

14

9,7 ± 0,6

6,2 ± 2,7

15

9,5 ± 1,1'

5,8 ± 2,6

16

9,9 ±0,3'

6,4 ± 2,6

ППА - объем воспроизведения простых парных ассоциаций (сильные связи). СПА - объем воспроизведения сложных парных ассоциаций (слабые связи).

Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). - М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 - 48 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.