На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Обследование ребенка раннего возраста
Обследование ребенка раннего возраста
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Обследование ребенка раннего возраста

 

 

Направление обследования

Содержание обследования

1. Сенсорное развитие

1.1 Зрительное восприятие

Восприятие   реальных   предметов,   моделей,   графического контурного изображения. Восприятие формы; восприятие величины; цвета: соотнесение (сличение), различение (выделение слова) предметов

 

1.2 Пространственные представления

Представления о схеме тела (своего, взрослого, куклы Конструктивный праксис (конструирование из кубиков, палочки по подражанию и образцу)

1.3 Тактильное восприятие

Способность к узнаванию и называнию ощупываемых знакомь предметов и игрушек

1.4 Слуховое восприятие

Узнавание и дифференциация звучащих игрушек, нахожден: источника звука; различение голосов близких / интонации / мелодии, слуховое внимание как реакция на речь взрослого и др

2. Двигательное (моторное) развитие

2.1 Общие движения

Ходьба (разные виды), бег, лазание, перелезание, подпрыгивание, перешагивание и др.

2.2 Движения руки

Функциональные возможности кистей и пальцев рук (манипуляции с предметами, дифференцированные движения пальцев рук, выделение ведущей руки и пр.)

3. Развитие деятельности

3.1   Особенности   деятельности ребенка в процессе обследования

Уровень развития познавательной активности и мотивации. Обучаемость и использование фиксированных видов помощи (во время обследования)

3.2  Формирование  предметной деятельности   и   предпосылок   к игровой и продуктивной деятельности

Проявление интереса к игрушкам, новым предметам; стойкость, избирательность интереса. Адекватность использования игрушек, предметов. Характер действий с предметами, игрушками: предметные действия; процессуальные действия; предметная игра с элементами сюжета. Предпосылки продуктивной деятельности: способность к изображению знакомых предметов основными средствами изодеятельности

4. Предречевое и речевое развитие

4.1 Понимание речи

Понимание просьб, связанных с обиходным предметным миром; понимание наименований предметов, действий и признаков, поисковых и репродуктивных вопросов, вопросов косвенных падежей, поставленных к объектам действий

4.2 Экспрессивная речь

Общая характеристика. Активный словарь. Грамматический строй речи. Слоговая структура слова. Звукопроизношение

4.3 Артикуляционный аппарат

Строение и моторика

4.4 Состояние лицевой мускулатуры

Мимика; состояние мышечного тонуса; наличие сглаженности носогубных складок, оральных синкинезий, асимметрии лица, гиперкинезов лица

4.5 Дыхательная функция

Тип и ритм дыхания

4.6 Просодика

Темп и ритм речи; паузация; наличие разных видов интонации.

5. Социальное развитие

5.1 Эмоциональная сфера

Особенности поведения, преобладающее настроение, резкие колебания настроения

5.2 Контактность

Желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым (эмоциональный, жестово-мимический, речевой)

5.3 Социальные действия

Социальные действия в ситуации непосредственно-эмоционального общения со взрослым, в ситуации предметно-игрового общения со взрослым соблюдение очередности в игре со взрослым. Предвосхищение регулярно повторяющихся событий, ожидание кульминационного момента в игре со взрослым. Подражание действиям / мимике / жестам, характерным эмоциональным вокализациям взрослого

5.4 Средства общения

Коммуникативные умения; используемые ребенком средства довербальной коммуникации: кинезнаки, вокознаки, мимиознаки, предметно-действенные

5.5 Навыки самообслуживания

Самостоятельность при приеме пищи, самообслуживание в одевании/раздевании, навыки личной гигиены

Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни
(по материалам Е.А. Стребелевой, Е.А. Мишиной)

 

Задание

Выполнение задания

1—1,5 года

1,6-2 года

1

«Принеси мяч»

+

+

2

«Каталка»

+

+

3

Игра «Ку-ку»

+

+

 

Пирамидки:

 

 

4

- из шаров,

+

-

 

- из колечек

-

+

 

Доска Сегена:

 

 

5

— 2 формы,

+

-

 

— 3 формы

-

+

 

«Разложи игрушки»:

 

 

6

- выбор из двух,

+

-

 

— выбор из трех

-

+

7

«Построй башню»

+

+

 

«Возьми игрушку»:

 

 

8

- выбор из двух,

+

-

 

- выбор из трех

-

+

 

«Найди картинку»:

 

 

9

- выбор из двух,

+

-

 

— выбор из трех

-

+

10

«Покатай куклу»

+

-

 

Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни
(по материалам Е.А. Стребелевой, Е.А. Мишиной)

 

Задание

Выполнение задания

2—2,5 года

2,5—3 года

1

«Лови шарик»

+

+

2

«Спрячь шарик»:
-     в 2 коробочки
-     в 3 коробочки

+

+

3

Разборка и складывание матрешки:
-     2-хсоставной,
-     3-хсоставной

+

+

4

Разборка и складывание пирамидки:
-     из 3 колец,
-     из 4 колец

+

+

5

Парные картинки:
-две,
- четыре

+

+

6

Цветные кубики:
-     2 (красный, желтый или белый),
-     4 (красный, желтый или белый, зеленый, синий)

+

+

7

Разрезные картинки:
-     из 2 частей,
-     из 4 частей

+

+

8

Конструирование из палочек:
-     «молоточек» (2 палочек),
-     «домик» (из 3 палочек)

+

+

9

«Достань тележку»:
-     скользящая тесемка,
-     скользящая и одна ложная тесемка

+

+

10

«Нарисуй»:
-     дорожку,
-     домик

+

+

Источник: Баль Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика : учеб.-метод, пособие / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова. -Минск : Зорны Верасок, 2013. - 55 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.