Психодиагностика. Психологическое исследование. Психологическое измерение. |
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система задач психодиагностикиДля проведения психодиагностических исследований после ответа на вопрос "Зачем?", т.е. после конкретизации цели исследования, нужно сформулировать ответ на три вопроса: "Что?", "Когда?" и "Как?" будет изучаться. На рисунке 2 изображена схема задач психодиагностики с этой позиции.
Рис. 2. Схема задач психодиагностики Каждая из ветвей этой схемы конкретизируется для текущей задачи, а всю процедуру диагностического исследования можно разделить на отдельные этапы, каждый из которых имеет самостоятельную цель и значение для конечного результата. Этапы психодиагностического исследования
Формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.
Определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.
Конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах.
Непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.
Обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию. Понятие о психологическом измеренииВ настоящее время тестология превращается в науку, концентрируя в себе больше проблем, чем путей их разрешения. При разработке теста и психологического оценивания обычно учитываются пять основных требований: 1) отбор тестовых заданий, Иными словами, измерение в психодиагностике связано с количественной оценкой свойств. В основе измерения лежит операция сравнения. Особенности психологического измерения позволяют выделить три его вида и четыре уровня.
Нормативное на ординальном (ранговом) уровне. Используется так называемая перцентильная (процентильная) шкала, построение которой не обусловлено видом распределения тестовых оценок. Единственное условие — возможность ранжирования показателей по величине. Единицы перцентильной шкалы отличаются тем, что арифметически одинаковые различия перцентильных тестовых оценок могут не соответствовать равным различиям в интенсивности оцениваемого свойства.
Информация, полученная в результате психологического тестирования, шкалируется (С. Стивенс, 1939; 1946). "Модель шкалирования определяет способ выведения баллов, уровень полученного измерения (тип шкалы) и выбор способов оценки функционального единства полученного инструмента измерения". В практической психологии принято шкалирование по четырем основным шкалам, хотя их существует больше. Рассмотрим шесть шкал психологического измерения.
1. Описание в естественном языке. Примером практического применения данной шкалы измерения служит составление психологической характеристики какого-либо человека, обратившегося за консультацией или проходящего психологическое освидетельствование в процессе решения кадровых задач. В ней, как правило, излагается текстовой материал, характеризующий данного клиента и отличающий его от других людей. Данное описание характерологических и поведенческих особенностей субъекта дает возможность умозрительно сравнить его психологические признаки с признаками другого человека. Собственно говоря, в этом пункте и начинается измерение. Психологическое измерение основывается на методах параметрической и непараметрической статистики. Непараметрические шкалы уже активно используют математические методы. Непараметрические шкалы2. Нечеткая (размытая) классификация. Содержанием данной шкалы является сопоставление признаков реальных объектов с "эталоном". Эталоном может выступать идеальный объект (например, перечень профессионально значимых качеств специалистов) или реальный объект (лучший в профессии), то есть подобие эталону (А). Абсолютного подобия (идентичности) эталону не существует. Поэтому подобие определяется степенью совпадения признаков. В практике распространена следующая ситуация: "В подобно А; С подобно А; но В не подобно С". Если в процессе психодиагностики редко встречается оценка "подобия" психологических характеристик людей при помощи математических расчетов, то в психологии профессий идентичность специальностей определяется с использованием коэффициента сопряженности. Параметрические шкалыКогда исследователь может измерить психологический признак, сказав при этом, что данные феномены различаются между собой на такое-то количество условных единиц, то появляется новый уровень измерений, основанный на параметре. Именно на параметрическом уровне измерения базируется математическая статистика. К параметрическим относят шкалу интервалов, шкалу отношений и абсолютную шкалу. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |