На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Психодиагностика. Психологическое исследование. Психологическое измерение.
Психодиагностика. Психологическое исследование. Психологическое измерение.
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

Система задач психодиагностики

Для проведения психодиагностических исследований после ответа на вопрос "Зачем?", т.е. после конкретизации цели исследования, нужно сформулировать ответ на три вопроса: "Что?", "Когда?" и "Как?" будет изучаться. На рисунке 2 изображена схема задач психодиагностики с этой позиции.

Психо-физиоло-гические

Позава-тельные

Эмоцио-нальные

Волевые

 

Психофизио-логические

Психические

Социальные

 

Индиви-дуальные

Груп-

повые

Что?

Процессы

 

Свойства

 

Состояния

Как?

 

 

 

 

Методы психодиагностики

 

 

 

 

Когда?

До

 

В течение

 

После

Предпосылки

Накануне

 

Срез

Динамика

 

Сразу

Послед-

ствия

Рис. 2. Схема задач психодиагностики

Каждая из ветвей этой схемы конкретизируется для текущей задачи, а всю процедуру диагностического исследования можно разделить на отдельные этапы, каждый из которых имеет самостоятельную цель и значение для конечного результата.

Этапы психодиагностического исследования

  1. Определение цели

Формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.

  1. Создание модели

Определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.

  1. Выбор методик

Конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах.

  1. Практика

Непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.

  1. Интерпретация

Обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию.

Понятие о психологическом измерении

В настоящее время тестология превращается в науку, концентрируя в себе больше проблем, чем путей их разрешения. При разработке теста и психологического оценивания обычно учитываются пять основных требований:

1) отбор тестовых заданий,
2) присвоение определенной оценки за их решение,
3) точность тестового балла,
4) обоснованность интерпретации тестового балла и
5) сравнение оценки с результатами других тестов.

Иными словами, измерение в психодиагностике связано с количественной оценкой свойств. В основе измерения лежит операция сравнения. Особенности психологического измерения позволяют выделить три его вида и четыре уровня.

  1. Нормативное измерение определяется сравнением тестового показателя развития свойства испытуемого со среднегрупповым уровнем.

Нормативное на ординальном (ранговом) уровне. Используется так называемая перцентильная (процентильная) шкала, построение которой не обусловлено видом распределения тестовых оценок. Единственное условие — возможность ранжирования показателей по величине. Единицы перцентильной шкалы отличаются тем, что арифметически одинаковые различия перцентильных тестовых оценок могут не соответствовать равным различиям в интенсивности оцениваемого свойства.
Нормативное измерение на интервальном уровне использует предположение о равенстве единиц измерения показателя теста во всем интервале его вариации. Для сравнения показателей разных тестов они переводятся в стандартные шкалы.
Связь многих статистических параметров с нормальным распределением определяет предпочтительность нормального распределения тестовых оценок. Если эмпирическое распределение отличается от нормального, оно может быть в большинстве случаев нормализовано искусственно (стандартизировано).

  1. Критериальное измерение (Popham W., 1978) основано на прямой оценке качества выполнения теста испытуемым без сравнения с другими испытуемыми в соответствии с определенным объективным уровнем (критерием) развития качества (объективный критерий: выполнение функции).
  2. Ипсативное измерение (Broverman D., 1962) нацелено на оценку внутрииндивидуальных соотношений и не связано с изучением межиндивидуальных различий (сравнение показателя теста в различных ситуациях с показателем в нормальном состоянии: пульс после нагрузки — пульс в покое для данного субъекта).

Информация, полученная в результате психологического тестирования, шкалируется (С. Стивенс, 1939; 1946). "Модель шкалирования определяет способ выведения баллов, уровень полученного измерения (тип шкалы) и выбор способов оценки функционального единства полученного инструмента измерения". В практической психологии принято шкалирование по четырем основным шкалам, хотя их существует больше. Рассмотрим шесть шкал психологического измерения.

 

1. Описание в естественном языке. Примером практического применения данной шкалы измерения служит составление психологической характеристики какого-либо человека, обратившегося за консультацией или проходящего психологическое освидетельствование в процессе решения кадровых задач. В ней, как правило, излагается текстовой материал, характеризующий данного клиента и отличающий его от других людей. Данное описание характерологических и поведенческих особенностей субъекта дает возможность умозрительно сравнить его психологические признаки с признаками другого человека. Собственно говоря, в этом пункте и начинается измерение. Психологическое измерение основывается на методах параметрической и непараметрической статистики. Непараметрические шкалы уже активно используют математические методы.

Непараметрические шкалы

2. Нечеткая (размытая) классификация. Содержанием данной шкалы является сопоставление признаков реальных объектов с "эталоном". Эталоном может выступать идеальный объект (например, перечень профессионально значимых качеств специалистов) или реальный объект (лучший в профессии), то есть подобие эталону (А). Абсолютного подобия (идентичности) эталону не существует. Поэтому подобие определяется степенью совпадения признаков. В практике распространена следующая ситуация: "В подобно А; С подобно А; но В не подобно С". Если в процессе психодиагностики редко встречается оценка "подобия" психологических характеристик людей при помощи математических расчетов, то в психологии профессий идентичность специальностей определяется с использованием коэффициента сопряженности.
3. Строгая классификация (номинальная шкала). Содержание данной шкалы описывается логическим правилом: А — не В; В — не С; С — не D и т. д. Шкала строго определяет отличие одного измеренного признака (или субъекта) от другого. Часто в опросниках "работает" дихотомическая шкала — "да-нет", которая интерпретируется в форме присутствия/отсутствия исследуемого признака, то есть "данный признак есть или нет". Например, дифференциально-диагностический опросник Е. Климова интерпретируется в рамках данной шкалы как наличие у субъекта признаков, относящихся к пяти категориям (типам деятельности): "человек", "техника", "знаковая система", "природа" и "художественный образ". Номинальная принадлежность субъекта к одной из областей определяет у него отсутствие признаков других категорий.
4. Шкала порядков (ранговая шкала). Известно по крайней мере два вида ранговых шкал. Это шкала строгой упорядоченности, где действует логическая схема А > B; B > C; C > D и т. д., и шкала нестрогой упорядоченности — "больше или равно — меньше или равно".

Параметрические шкалы

Когда исследователь может измерить психологический признак, сказав при этом, что данные феномены различаются между собой на такое-то количество условных единиц, то появляется новый уровень измерений, основанный на параметре. Именно на параметрическом уровне измерения базируется математическая статистика. К параметрическим относят шкалу интервалов, шкалу отношений и абсолютную шкалу.
5. Шкала интервалов (интервальная). Отличие данной шкалы от других параметрических шкал состоит в том, что начало отсчета (ноль) и интервалы выбраются условно. Здесь действует логическое правило, например, что между психологическими признаками А и В существует различие, измеряемое десятью условными единицами. Это интерпретируется так: А больше (или меньше) В на 10 единиц. Если, например, качество "коммуникабельность" субъекта А составляет стандартные 10 стэнов, а субъекта В — 7 стэнов, то по данному признаку субъект А более коммуникабелен, чем субъект В на 3 стэна. Из этого примера видно, что и точка отсчета величины признака, и интервал выбраны условно. Однако расчетный стандартизированный интервал дает возможность полагать, что на доверительном уровне (95%) разница между А и В постоянна и равна определенному значению. На практике измерение температуры (по Цельсию) происходит в шкале интервалов, так как, во-первых, нулевая температура не означает, что температура не отсутствует вообще, а во-вторых, интервалы, выраженные в градусах, являются делением относительным.
6. Шкала отношений. Измерение по шкале отношений осуществляется в области психофизиологических исследований. Содержанием данной шкалы является наличие абсолютной точки отсчета, то есть нуля, от которого идет относительно равный отсчет. Примером такой шкалы является измерение длины и веса, где имеется точка отсчета — ноль (отсутствие веса или длины), а интервалами являются общепринятые единицы измерения.
7. Абсолютная шкала (Lord F., Novick M., 1968). Данная оценочная шкала применяется в ситуации, когда есть ноль (отсутствие признака или качества), от которого идет отсчет в абсолютных долях. Примерами могут служить физические измерения, в частности, регистрация количества электронов в атоме, заряд ядра и т. п.
Названные одномерные шкалы (кроме абсолютной) могут быть преобразованы в другие шкалы более низкого уровня (понижение мощности шкалы). Так, интервальная шкала довольно легко может быть представлена в форме ранговой (по рейтингу балла), а также при наличии критерия (величины признака или его границ) — в номинальной. Возможно преобразование шкалы более низкого уровня в шкалу более высокого уровня (повышение мощности шкалы).
Одномерные психологические шкалы, полученные в результате измерения одного и того же признака у одного и того же объекта при использовании различных инструментов, могут также преобразовываться в многомерные шкалы путем конструирования функциональных зависимостей между ними.

[1] [2] [3] [4] [5]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.