На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Семинар-практикум "Формирование группы учащихся как коллектива в адаптационный период" - Методика проведения адаптационного периода в группе
Семинар-практикум "Формирование группы учащихся как коллектива в адаптационный период" - Методика проведения адаптационного периода в группе
Лекции и практикум по психологии - Тренинги
Индекс материала
Семинар-практикум "Формирование группы учащихся как коллектива в адаптационный период"
Методика проведения адаптационного периода в группе
Все страницы

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ГРУППЕ

1 ДЕНЬ ЗАНЯТИЙ

У мастера группы есть список учащихсяпервокурсников. После линейки группы идут по кабинетам. Знакомство начинается с:
1) визитной карточки мастера производственного обучения, классного руководителя
( Ф.И.О., должность, предмет, роль этого предмета) — по 2 мин.
2) визитной карточки учащихся. Просьба назвать только ИМЯ и какое учреждение образования закончил.
Почему нужно попросить назвать т о л ь к о свое имя?
Потому что имя значимо для каждого человека. Это уважение к личности каждого человека. Фамилия может тут же создать кличку (ярлык). Ведь когда мы, взрослые, представляемся, то называем обычно только свое имя. Тем самым мы в группе создаем прогноз на ситуацию успеха.
3) Затем следует рассказ о будущей профессии, ее достоинствах, преимуществах, престижности и т.п.
В конце своего выступления мастер группы или классный руководитель говорит: "Ребята, у нас в училище традиционно в конце 2й недели проводится вечер знакомств. Вы хотели бы, чтобы в нашей группе прошел вечер знакомств?"
Какой последует ответ? Естественно "Да". А дальше Вы произносите следующую фразу: " Хорошо. Я вам помогу провести вечер знакомств."
Тут срабатывает психологическая уловка: то, что хотела "Я", захотели учащиеся. И не Вы, а они это будут делать, потому что они С А М И этого захотели.
— Для проведения вечера нам нужно создать 4 команды (не назначая ответственных!).
1 я команда оформляет и готовит аудиторию.
2 я — готовит сценарий.
3 я — займется сладким столом.
4 я — подготовит музыкальную часть (2 3 человека достаточно).
(Вся группа распределяется по командам. Каждой их них назначается день недели для консультаций. При проведении консультации выслушиваются предложения минигруппы, ненавязчиво предлагается свое: "А может так было бы лучше, как вы считаете?")
Каждая минигруппа готовит сюрприз для всех. Это может быть задание на приз, какойлибо шуточный конкурс и т.п. Музыкальная команда (диджеи) дает характеристику музыке, представляемой ею. Рассказывает об исполнителях, музыкальных течениях в современной музыке. Это ребятам по силам, так как они лучше нас разбираются в музыкальных новинках,)
Подготовительный период прошел. Наступил день "Вечера знакомств".
Вечер можно начать с ритуала "Расскажи мне о себе".
Желательно стулья в аудитории расставить по кругу. В руках у Вас колокольчик (свеча, волшебная ручка и т.п.). Психологи говорят, что есть такой психологический фактор: свеча и вечер создают непринужденную обстановку, действуют на подкорку мозга человека, восприятие происходящего идет и на уровне подкорки. Ритуал начинаете с себя, при свечах: "Родилась..., училась .., семья..., случай из жизни. Затем предлагаете: "Расскажите о случае, который произошел с вами, вашим другом, знакомым." Свеча (ручка, колокольчик) передается следующему по часовой стрелке. Все слушают рассказ товарища по группе. Это может быть и рассказисповедь. Если же ктолибо молчит, не хочет говорить, не нужно затягивать паузу. " Ты хотел бы рассказать о себе?" — "Нет." — "Спасибо. Передай свечу другому." А себе непременно надо взять на заметку такого учащегося. Это может быть застенчивый учащийся или социально отверженный. Потом, некоторое время спустя, можно выяснить причину молчания. Неохотно рассказывают о себе детисироты, дети из семей алкоголиков. А во время вечера должен быть комфорт и уют. Нужно его создать, тогда вечер пройдет успешно.
Далее вечер идет по сценарию, написанному совместно с учащимися.
Вечер окончен. ВСЕ убирают аудиторию. Не следует волевым усилием назначать уборщиков, чтобы не оскорбить ребят. Делается уборка вместе, дружно. За подготовительный к вечеру период Вы уже сумели заметить кто на что способен.
На следующий день после вечера проводится обсуждение вечера. Необходимо:
1. Обязательно похвалить в с е х за подготовку и проведение вечера.
2. Поблагодарить самых активных и сказать "за что".
3. Анкетирование. (дается перечень вопросов, отражающих ритуал "Расскажи мне о себе": Ф.И.О., дата рождения, где родился, школа, семья и т.п.).
В течение следующей недели проводим еще одно коллективное мероприятие по сценарию первого (поход, экскурсия, подготовка "Визитной карточки группы" и т.п.)
На протяжении этих недель вы искусственно создаете коллективные дела, наблюдаете за учащимися группы, замечаете лидеров, отверженных и т.п. В конце третьей недели вы уже знаете, кто из ребят самый активный, кто отказывается участвовать в общих делах, кто способен быть лидером.
Если вы хотите узнать, как юноши и девушки оценивают свою позицию в группе и какой они предпочитают ее видеть, проводите методику "МИШЕНЬ".

МЕТОДИКА «МИШЕНЬ»
(Автор Лутошкин В.Н.)

Данная методика изучает межличностные отношения в группе и социальный статус учащихся. Разработана Лутошкиным В.Н. В основу метода исследования положена социометрия. Предназначена для всех учащихся 1 курса. Проводит исследование куратор группы в начале учебного года. Предназначены результаты исследования для куратора группы, педагогапсихолога, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях, групповая форма проведения. Обеспечивается конфиденциальность. Количественная и качественная оценка и обработка результатов исследования стандартная. Выявляются учащиеся категории «группы риска», асоциальные лидеры и социально отверженные, помогает выбрать актив группы.
Методика направлена на выявление учащихся категории «группы риска»: асоциальных лидеров, социальноотверженных.
Каждому учащемуся группы дают лист бумаги с изображением двух мишеней (№1 и №2) из 4х кругов. Эти мишени условно обозначают активность ребят в группе:
1 круг – ребята всегда активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 круг – ребята активно откликаются на предложения. Приходят на помощь, хотя сами активности не проявляют.
3 круг – у этих ребят активность и пассивность соседствуют рядом. Их трудно организовать, но они выполняют то, что от них требуют.
4 круг – в делах группы участвуют редко, да и то в качестве зрителей.
За 4 кругом (5 позиция) – предпочитают избегать общественных дел, отказываются участвовать в общей работе группы.
Учащимся необходимо отметить знаком «+» в мишени №1 – «Как далеко от центра я нахожусь», в мишени №2 – «Где я хотел бы быть».
Полученные ответы переносятся на 2 итоговые мишени более крупного размера. По кругу разносятся также номера ребят, согласно списку группы. Таким образом, создалась картина самооценки учащихся, занятой ими позиции в группе и желаемого положения. В группе, где полноценная и активная жизнь, большинство отметок должно находиться в 1, 2, 3 кругах.
Вторая мишень определяет степень удовлетворённости ребят своей позицией в группе. Если учащийся стремится занять более достойное место, чем то, которое занимает, то это должно стать сигналом для дальнейших действий мастера или куратора.

куратор и ты


№ 1 № 2

№1 Как далеко от центра я нахожусь? №2 Где бы мне хотелось быть?

 

Инструкция
Попросите отметить в первой мишени знаком « +» как далеко от центра находится каждый. Во второй мишени — где бы каждому хотелось быть.
Полученные ответы переносятся на 2 итоговые мишени более крупного размера. Согласно списку группы по кругу разместите номера учащихся по списку в журнале. Перед вами картина самооценки учащихся, их занятой позиции в группе и желаемого положения. В группе, где полнокровная и активная жизнь, большинство отметок в 1,2,3 кругах.
Вторая мишень расскажет нам о степени удовлетворенности учащихся своей позицией в группе. Если учащийся стремится занять более достойное место, чем то, которое он занимает, это должно стать сигналом для ваших дальнейших действий.
При помощи этой методики выявляются асоциальный лидер и социально отверженный. Эта категория юношей и девушек входит в "группу риска". С такими учащимися потом будут работать психолог и социальный педагог. Их фамилии заносятся в банк данных.
После анкетирования, когда у вас данные на руках, проводится собрание группы, на котором выбирается актив. Собрание по выбору актива группы можно провести приблизительно по такому сценарию.
— Ребята, заканчивается 3я неделя. Нам необходимо выбрать актив группы и старосту. Мы провели анкетирование и выявили 7 самых активных учащихся.
— Записываете на доске фамилии. Дальше зачитываете психологопедагогический портрет старосты группы. В этом портрете следует назвать особенности характера того, кого вы уже наметили на эту должность. Предлагаете назвать кандидатуру (а учащиеся назовут именно того, кто вами уже намечен заранее) и проголосовать. Так добровольно избирают старостой того, кто вам нужен. Затем по этой же схеме выбирается актив группы. Во время выборов ведется протокол (для того, чтобы все избранные в актив группы, почувствовали ответственность за поручения).
Так за короткий срок можно выявить актив группы, наметить себе помощников и сплотить коллектив группы. Ведь часто так бывает, что наугад назначенный староста не справляется с обязанностями, не является лидером группы.
Потом при переизбрании юноша или девушка травмируется, не может понять, почему такое случилось, почему он или она не смогли организовать группу. Так мы проецируем на будущее Неудачника. Если же старостой сразу назначили асоциального лидера, то потом, при переизбрании, он будет заниматься дезорганизацией группы, мешать работать мастеру и куратору группы. Эта технология поможет вам избежать подобных ошибок.
Итак, подведем итоги. Мы с вами на семинаре рассмотрели особенности подросткового и раннего юношеского возраста, познакомились с тем, что такое девиантное и делинквентное поведение, узнали о некоторых неформальных молодежных группах. В конце семинара мы с вами познакомились с технологией, помогающей выявить категорию социально отверженных и асоциальных лидеров. Результат семинара даст вам возможность сплотить коллектив группы, выбрать старосту и не допустить возможного травмирования психики учащихся. Это первый семинар в учебном году.

ВОПРОСЫ К УЧАСТНИКАМ СЕМИНАРА

1) Был ли полезен для Вас этот семинар?
2) Нужны ли подобные семинары по следующей тематике:
" Закон о правах ребенка" и его соблюдение.
"Особенности учащихся с девиантным поведением и организация работы с такими учащимися".
" Пути преодоления асоциального поведения учащихся".
" Алкоголизм и наркомания. Болезнь или порок?"
3) Что Вам не понравилось в семинаре?
4) Нужны ли тренинги общения "педагог — учащийся", для того, чтобы научиться преодолевать конфликтные ситуации?

ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике, М., 1995.
2. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.
3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. М., 1994.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.
5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
7. Вечер Л.С. Секреты делового общения. Мн., 1996.
8. Голубева Н.К. Педагогическая диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. Л., 1988.
9. Добсон Дж. Непослушный ребенок. М., 1992.
10. Калицкий Э.М. Трансформация профессионального образования в современном обществе. Мн., 1997.
11. Лутошкин В.Н. Как повести за собой. М., 1972
12. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
14. Раттер М. Помощь "трудным" детям (перевод с англ.).
15. Сластенин В.А., Грачев В.В. Социальный педагог: учебно-методические материалы. М., ВНИК "Школа-микрорайон", 1991.
16. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. Сб. игркоррекций. М., 1995.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.