План
1. Тренинг как метод практической работы психолога 2. Определение понятия «психологический тренинг» 3. Парадигмы психологического тренинга 4. Отличия тренинга от групповой терапии, групповой коррекции и группового обучения. Специфические черты тренинга как групповой формы работы
Список литературы
1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст]: учебное пособие / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. - 176 с. 2. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с. 3. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с. 4. Макаров, Ю.В. Психологический тренинг как технология / Ю.В. Макаров // Известия Российского Государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. - 2013. - №5. - С.61-66. 5. Макаров, Ю.В. Технологический подход к психологическому тренингу [Электронный ресурс] / Ю.В. Макаров // Известия Иркутского государственного университет. Серия «Психология». - 2017. - Т.19. - С.48-58. 6. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика[Текст]: монография / С.И. Макшанов. - СПб.: «Образование», 1997. -238 с. 7. Толковый словарь русского языка
1. Тренинг как метод практической работы психолога
С точки зрения запроса клиента, И.В. Вачков выделяет четыре основные цели практической психологической деятельности и способы их достижения, которые он называет мета-методы деятельности психолога: информирование, консультирование, интервенция и тренинг. Метаметодами они названы ввиду того, что направлены на достижение глобальной цели (мета-цели) любой психологической работы - развитие и позитивные изменение в жизни человека, повышение качества его жизни [2]. Информирование будет методом деятельности психолога, когда клиент запрашивает ту или иную психологическую информацию, которой ему не хватает для самостоятельного осуществления желаемых изменений: «Я в последнее время постоянно вступаю в конфликты со своими одноклассниками. Как надо общаться, чтобы не конфликтовать?» или «Я не могу понять своего сына. Объясните мне, что с ним происходит». Консультирование будет методом деятельности психолога, когда клиент нуждается в том, чтобы психолог поставил психологический диагноз и вместе с ним разработал проект(ы) необходимых изменений, осуществив которые клиент добьется желаемого: «Как мне наладить отношения с сыном-подростком?». Интервенция (вмешательство) будет методом деятельности психолога, когда клиент хочет, чтобы специалист произвел необходимые для него изменения: «Помогите мне разобраться в том, что происходит со мной сейчас». Тренинг будет методом деятельности психолога, когда клиент хочет научиться самостоятельно решать проблемы в дальнейшем: «Вы мне рассказали о том, как правильно общаться. Но я пока так не умею. Научите!». Первые три мета-метода психологической работы - информирование, консультирование, интервенция - являются, с точки зрения И.В. Вачкова, способами решения актуальных проблем клиента. Четвертый метод - тренинг - направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы.
2. Определение понятия «психологический тренинг»
Слово «тренинг», согласно «Толковому словарю русского языка», имеет значение «система, режим тренировок». Тренировка - занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения. В психологии определение понятия «тренинг» является предметом дискуссий среди специалистов. Так, О.В. Евтихов, Ю.В. Макаров выделяют несколько подходов к определению понятия «тренинг» в психологии [3,6]. - Тренинг - как активный метод обучения (Емельянов Ю.Н., Ковалев Г.А.). Обучать, учить - передавать кому-либо знания, навыки. Г.А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления. Ю.Н. Емельянов понимает под ним метод активного социально- психологического обучения, в ходе которого формируется коммуникативная компетентность личности. Возражения такой позиции состоят в том, что 1) обучение - важный элемент тренинга, однако, не является ключевой характеристикой психологического тренинга, полностью раскрывающей его сущность. Приобретение знаний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон происходящих в ходе тренинга изменений, в частности, трансформаций установок, отношений, мотивационных структур личности. 2) Разделение методов по критерию их активности некорректно, так как метод не может быть активным или пассивным. Активность - это характеристика не метода, а реализующего его субъекта. - Тренинг - психологический метод воздействия на человека. Воздействовать - оказывать влияние и добиваться необходимого результата. Л.А. Петровская рассматривает социальнопсихологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении». Возражение такой позиции состоит в том, что термин «воздействие» отражает скорее процессуальные характеристики тренинга как метода и не раскрывает его полной сути. - Тренинг - как метод развития отдельных качеств личности человека. Развивать - совершенствовать, усиливать, способствовать духовному и умственному росту. Однако, как отмечает О.П. Кондаурова, в ходе тренинга психологические характеристики могут не только развиваться, но и затормаживаться, а некоторые навыки и умения формируются заново. - Тренинг - как метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации, с целью личностного и профессионального развития человека через приобретение, анализ и переоценку человеком его действий, гармонизации его личностного и профессионального бытия. Изменять - менять, делать иным. С такой позиции определяет психологический тренинг С.И. Макшанов. Понятие «преднамеренное изменение» отражает цель, процесс и результат изменений, их осознанный характер, включает в себя и развитие и коррекцию. Эту точку зрения разделяет О.В. Евтихов, определяя тренинг как метод преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Новым в настоящее время является, как пишет Ю.В. Макаров, технологический подход к психологическому тренингу, который состоит в использовании технологий - совокупности методов и процедур в какой- либо сфере деятельности. Ю.В. Макаров дает следующее определение психологического тренинга с позиции этого подхода: «Психологический тренинг - есть технология психологического воздействия на личность и группу с целью ее обучения, коррекции и развития» [5, с.50]. Согласно этому подходу, для тренинга характерно как единство личности, группы и их взаимодействия. Тренинг имеет трехкомпонентную структуру, воплощенную в единстве трех модулей: личностного, группового и взаимодействия. В тренинге осуществляется в единстве и последовательности обучающее, корректирующее, развивающее психологическое воздействие на личность и группу. Технологизация тренингов осуществляется посредством тренинговых технологий. Тренинговая технология (ТТ) - это совокупность последовательных, научно обоснованных модулей и процедур [5, с.51].Тренинг, проводимый на основе тренинговой технологии, Ю.В. Макаров называет технологическим [5, с.57]. Рассмотрим основные понятия и структуру тренинговой технологии.
|
Рисунок 1. Основные понятия и структура тренинговой технологии
Основу тренинговой технологии составляют модули. Модуль тренинговой технологии (Мтт) - это совокупность последовательных, научно обоснованных процедур, направленных на оптимизацию процессов тренинга в рамках данной технологии [5, с.52]. Как было отмечено, исходя из понимания того, что структура любого тренинга складывается из трех компонентов - личностного, группового и их взаимодействия - выделяют следующие модули тренинговой технологии. - Личностный модуль тренинговой технологии (ЛМтт) - направлен на оптимизацию процессов развития и совершенствования личности на тренинге. - Групповой модуль тренинговой технологии (ГМтт) - направлен на оптимизацию процессов развития и совершенствования тренинговой группы. - Профильный модуль тренинговой технологии (ПМтт) - направлен на оптимизацию процессов, связанных с взаимодействием личности и тренинговой группы для решения задач тренинга. Процедура модуля - это метод, прием, техника направленные на личность в целом или отдельные ее компоненты с целью их изменения в соответствии с задачами модуля тренинговой технологии [5, с.52]. Исходя из ключевой идеи технологического подхода к тренингу как технологии психологического воздействия на личность и группу, осуществляемой в единстве и последовательности процессов обучения, коррекции и развития, Ю.М. Макаров классифицирует процедуры модулей тренинговой технологии. - Обучающая процедура модуля (ОПм) - направлена на обучение личности на тренинге. - Корректирующая процедура модуля (КПм) - направлена на коррекцию личности на тренинге. - Развивающая процедура модуля (РПм) - направлена на развитие личности на тренинге. Обучающая, корректирующая и развивающая процедуры составляют основу модуля тренинговой технологии. К числу основных элементов модуля тренинговой технологии относятся психогимнастические упражнения (ПУ) и процедура рефлексии (ПР). Психогимнастическое упражнение - форма работы на тренинге, предназначенная для регуляции психоэмоционального состояния участников. Психогимнастическое упражнение проводится перед обучающей процедурой модуля. Рефлексия на тренинге - это метод осознания того, что участники тренинга пережили и узнали нового. Рефлексия может быть осуществлена по итогам проведения процедуры (процедурная рефлексия) и реализации модуля (модульная рефлексия). - Процедурная рефлексия (ПР) - это процесс отслеживания динамики изменений, происходящих на уровне личности и группы после выполнения какой-либо процедуры модуля. - Модульная рефлексия (МР) - это процесс отслеживания динамики изменений, происходящих на уровне личности и группы после выполнения процедур модуля тренинговой процедуры. Таким образом, Ю.В. Макаров считает, что технологический тренинг более эффективен, так как позволяет оптимизировать процессы, происходящие на нем и сократить сроки проведения.
3. Парадигмы тренинга
Парадигма - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Организация и содержание тренинга, способы взаимодействия тренера с группой отражают парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, ведущий тренинговые занятия. Таких парадигм по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания осознанности и ответственности участников группы за происходящее на тренинге можно выделить несколько [1]. - Тренинг как дрессура, при которой нужные паттерны поведения формируют манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления, а вредные, ненужные, по мнению ведущего, паттерны поведения устраняют при помощи отрицательного подкрепления. Тренер полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках. Он не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. - Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения. - Тренинг как активное обучение, целью которого является передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков. Тренер делегирует тренируемым малую часть< ответственности и занимается "натаскиванием" для развития необходимых умений и навыков. Он способен осуществлять сотрудничество с участниками группы, однако занимает обычно позицию "сверху" и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. - Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. Тренер берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможны самоизменения участников группы.
4. Отличия тренинга от психотерапии, психокоррекции и обучения
Для обозначения форм групповой психологической работы используют ряд терминов: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, тренинговые группы [1]. Психологический тренинг - технология психологического воздействия на личность и группу с целью ее обучения, коррекции и развития [5]. Психотерапия - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно- ориентированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и к собственной личности [1]. Психологическая коррекция - психологическое воздействие, направленное на психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности [1]. И.В. Вачков называет следующие основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения [1], обращая внимания на то, что в тренинге могут быть применены психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы. - В отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. В тренинге могут участвовать не только фактически здоровые люди, но и невротики и люди в пограничных состояниях психики. В последнем случае практическому психологу (не имеющему медицинского образования) рекомендуется работать совместно с клиническим психотерапевтом. - В отличие от психокоррекции в тренинге уделяют внимание не столько отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы. - В отличие от обучения в тренинге когнитивный компонент не всегда является главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются [1]: - наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны); - нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников; - соблюдение ряда принципов групповой работы; - стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы; - акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации "здесь и теперь"; - определенная пространственная организация (чаще всего - работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу); - применение активных методов групповой работы; - объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия; - атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Контрольные вопросы
1) Какие методы практической работы психолога Вам известны? 2) Сформулируйте определение понятий «психологический тренинг», «психологическая коррекция», «психотерапия». 3) Какие подходы к определению понятия «психологический тренинг» существуют в отечественной психологии? Назовите представителей этих подходов. 4) Назовите черты тренинга, отличающие его от других методов практической работы психолога. 5) Сформулируйте определение понятия «парадигма». 6) Назовите парадигмы психологического тренинга. Раскройте их содержание.
Источник Бобченко, Т.Г.Основы тренинговой работы: курс лекций / Т.Г.Бобченко; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. -128с. |