На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Репрезентативная система: практическое занятие с диагностикой и элементами тренинга
Репрезентативная система: практическое занятие с диагностикой и элементами тренинга
Лекции и практикум по психологии - Тренинги

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий его мир. Художники предпочитают зрительные образы, музыканты — слуховые ощущения. Для спортсменов характерна кинестетическая ориентация. Их спортивные результаты напрямую зависят от полноты ощущения своего тела. Парфюмеры познают мир по запахам, а дегустаторы — на вкус.
У каждого из нас есть свой основной сенсорный канал восприятия информации, один из пяти: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (моторно-двигательный), осмический (обонятельный), вкусовой. В то же время каждый из нас способен одновременно видеть, слышать, ощущать, различать запахи и вкусы.


Восприятие неоднородно, но целостно. У каждого своя репрезентативная система, посредством которой мы воспринимаем и утилизируем информацию, поступающую из внешнего мира. Она может быть визуальной, если доминирует восприятие зрительных образов; аудиальной, основанной на слуховых впечатлениях; кинестетической, если преобладает моторно-чувственная модальность ощущений. Точнее, у нас присутствуют все модальности. Однако, как правило, мы привыкли полагаться на одну основную, характерную для нас. Именно она обычно работает с максимальной нагрузкой, обеспечивая нам связь с внешним миром и обогащая мир внутренний.

Индивидуальную репрезентативную систему человека можно определить тремя основными способами: с помощью вербальных и невербальных ключей и диагностического инструментария [Коптева, С. И. Познай себя: Актуальные проблемы психологии самосознания / С. И. Коптева, А. П. Гоманов. - Минск, 2002.].


Вербальные ключи


Мысленно произнесите любое слово, например, ЛЕС или МОРЕ. Какие ассоциации вызывает у Вас это слово? Что у Вас возникло в сознании в первую очередь: картина, звучание, ощущение, запах или вкус?
Ответив на этот вопрос, Вы узнаете свой основной сенсорный канал восприятия окружающего мира. Как утверждает психолог Эрнест Цветков, названное слово-стимул как реальный раздражитель включает ассоциативный каскад воспоминаний. Этот факт дает основание говорить о памяти как о сенсорной системе обратного восприятия. Восприятие, имеющее место когда-то, в настоящий момент извлекается (актуализируется) из хранилища тем же самым путем, посредством которого оно сохранилось в нашем сознании.
Кратко опишите какой-нибудь эпизод, который реально или виртуально произвел или мог произвести на Вас яркое впечатление. Например, первое свидание или первый контакт с НЛО. Не раздумывайте, говорите или записывайте быстро. Теперь проанализируйте Ваш рассказ с помощью таблицы 2.1.

Слова и словосочетания, адекватные РС

визуальной

аудиальной

кинестетической

Видеть

Слышать

Чувствовать

Казалось

Звучать

Ощущаю

С точки зрения

Я Вас слушаю

Схватываю

Смутно

Шумный

Скованно

Ярко

Громкий

Удобно

В перспективе

Мелодично

Щелкнуть

Оглядываясь

Беседа

Хмурить брови


Психолог Д. Гордон, исходя из того, что некоторые люди буквально «видят» или «осязают» то, о чем вы говорите, предлагает следующие упражнения. Прочитайте приведенные ниже предложения, выделите в них предикаты и с помощью последних определите модальность вашей репрезентативной системы.
1. Большинство людей, которых ты видел в эти дни, показывают себя не такими разболтанными, как ты.
Предикаты: видел, показывают.
Система репрезентации: визуальная.
2. Не удивительно, что некоторые люди чувствуют вину в отношении секса, если сталкиваются с таким напористым человеком.
Предикаты: чувствуют, напористым.
Система репрезентации: кинестетическая.
3. Я слышу, что вы говорите, но это звучит не правильно!
Предикаты: слышу, говорите, звучит.
Система репрезентации: аудиальная.
4. Красиво выглядящая женщина, разумеется, ласкает взгляд.
Предикаты: выглядящая, взгляд.
Система репрезентации: визуальная.
5. Всякий раз, когда я пытаюсь вдолбить ей это в голову, Джоан просто продолжает молоть всякую чепуху.
Предикаты: вдолбить, молоть.
Система репрезентации: кинестетическая.

Из когнитивного портрета:

Я очень не люблю неудобную одежду. Мне не нравится, когда что-то где-то жмет или болтается, не люблю, когда в одежде очень холодно или наоборот невыносимо жарко. Да, я — кинестетик. БИАС-тест не подвел. Как оказалось, мне на самом деле нравится, когда ко мне прикасаются во время разговора, тогда больше вероятность, что я раскроюсь. Я прекрасно запоминаю запахи (особенно аромат духов), танцевальные движения и объятия моей мамы.
Оксана Ц


6. Иногда я пытаюсь сфокусировать свое внимание на том, что они хотят показать мне. Однако каждый раз, когда я так делаю, я становлюсь с ними очень резким и обрываю их!
Предикаты: а) сфокусировать, показать; б)резким, обрываю.
Система репрезентации: а) визуальная; б) кинестетическая.
7. Что ж, я сделаю все, чтобы привлечь вас к этой картине, черт возьми!
Предикаты: привлечь, картина.
Система репрезентации: визуальная.


Невербальные ключи

Милтону Эриксону принадлежит открытие, суть которого заключается в том, что движение глазных яблок связано с типом мышления человека и способом обработки его внутреннего опыта. По направлению взгляда, по «глазному сигналу доступа», или так называемому «танцу глаз», можно судить о содержании сознания партнера по общению.
С целью тренинга определения модальности репрезентативной системы по невербальным ключам может быть предложена фронтальная работа с группой или работа в парах. В первом случае добровольцы (поочередно) приглашаются в аудиторию, ведущий задает им вопросы. Лутше, если они будут ставить человека в тупик. Они могут быть достаточно неожиданными и несколько нескромными. При этом доброволец может не отвечать на вопрос, однако он должен проговорить ответ на него «про себя». Одновременно все остальные участники фиксируют направление взгляда.
Обработка данных выполненного задания. Зафиксированные испытуемыми результаты наблюдения соотносятся со схемой (рисунок 2.1).

невербальные ключи общения

Рисунок 2.1 - Определение PC по невербальным ключам общения

Эта схема предназначена для правшей, для левшей «танец глаз» фиксируется в зеркальном отображении. Кроме этого, необходимо учитывать индивидуальные реакции человека. С этой целью проводится так называемая «калибровка»: задаются вопросы на каждый способ реагирования, на каждое направление взгляда. Так, для визуального воспоминания можно использовать вопросы следующего типа:
Вспомни, какого цвета глаза твоей мамы?
Представь себе карту мира.
Аналогичные вопросы необходимо подобрать для каждой модальности репрезентативной системы.
Иногда житейская психология приносит неожиданные сюрпризы. На практическом занятии студенты разгадывали 25 ребусов, каждый из которых был представлен отдельным квадратом. 25 квадратов — 25 задач. Один из квадратов имел следующее содержание:

взгляд любовь
взгляд
взгляд
взгляд


Авторы ребуса полагали, что он будет расшифрован как «любовь с первого взгляда да». Так думал и я. Однако, одна из студенток настаивала на своем: речь идет о любови с четвертого взгляда. Группа не могла ее переубедить, пришлось разрядить обстановку шуткой: с какой стороны на это посмотреть сверху или снизу. И только потом я прочитал, что ближе к истине была именно та, несговорчивая студентка. Английские психологи установили, что женщины влюбляются не с первого, а с шестого взгляда. Первый пятисекундный взгляд женщины оценивает цвет глаз и ум мужчины. Второй взгляд ищет наличие обручального кольца, пятый — оценивает состояние обуви. Все про все занимает 45 секунд [23].

Источник: Лобанов, А. П. Практикум по общей и когнитивной психологии : практикум / А. П. Лобанов. – Минск : БГПУ, 2014. – 144 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.