На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Системное изучение профессиональной деятельности
Системное изучение профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Системное изучение профессиональной деятельности
Психотехнология изучения профессиональной деятельности
Все страницы

Психологические основы профориентации и профконсультационнои деятельности

Глава 1. Системное изучение профессиональной деятельности.

1.1. Принципы и правила изучения профессиональной деятельности как системного объекта.

С позиций системной методологии профессиональная (трудовая) деятельность человека является системным объектом, представляющим собой целостную, сложноорганизованную, многоуровневую, динамичную структуру, включающую в себя два компонента: субъект труда (человек) и объект труда (трудовой пост), нормативно взаимосвязанные общими социально-техническими и экономическими задачами. При этом, данные компоненты нельзя определять как равнозначные, приоритет принадлежит субъекту труда, так как именно от человека зависит эффективность функционирования всей системы.

При этом профессиональная деятельность является многопризнаковой полимодальной системой, в силу того, что объединяет в себе две совершенно разные структуры: динамичную, живую, индивидуальную - человека (субъекта труда) и статичную, нормативно заданную структуру - профессию (трудовой пост). При чем каждая из этих подсистем имеет сложную многопризнаковую структуру, внутри которой также существуют взаимосвязи. Так, Е.М.Иванова в структуре субъекта труда предлагает выделять следующие характеристики:
личностной направленности (интересы, мотивы, ценностные ориентации, убеждения, идеалы и др.);
психологические (когнитивные, коммуникативные, сенсомоторные);
психофизиологические (работоспособность, эмоционально-волевую регуляцию, индивидуально-типологические особенности и др.);
психологические единицы деятельности (действия и операции) (См.: Иванова Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособие. - М.: Высшая школа психологии, 2005. С.20). Структура объекта труда включает в себя характеристики следующих компонентов:
трудового поста (предмет труда, трудовая задача, средство труда, трудовые функции, права и обязанности);
профессиональной среды (социально-контактная, информационная, предметная, экстремальная);
операционально-технологическую структуру труда (действия и операции, правила и нормы их исполнения, требования к результату труда);
характеристики продукта труда В силу того, что профессиональная деятельность является системным объектом, её изучение необходимо проводить в рамках методологического принципа поуровнего изучения системного объекта (См.: Берталанфи Л. История и статус общей теории систем/Системные исследования. - М., 1973; Ганзен В.А. Системные исследования в психологии. -Л., 1984 и др.). Так, концептуальный аппарат, предложенный Э.Г.Юдиным, включает в себя три уровня описания и анализа системного объекта: «параметрический», «морфологический» и «функциональный» (Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978.С.150-153.) Изучение объекта на параметрическом уровне заключается в основанном на эмпирических наблюдениях описании свойств, признаков и отношений объекта. То есть мы выделяем нормативные признаки или характеристики свойств объекта, выраженные через какой-либо эталон (температуру, вес, электромагнитные колебания или выражение глаз, жесты, речь и т. д.). Полученные данные можно использовать также для построения моделей аналогичных объектов. Далее осуществляется морфологическое или «субстратное» описание структуры объекта: происходит расчленение объекта на составляющие его части (пространственно локализованные компоненты объекта). На этом уровне необходимо выделить внутренние связи между частями и элементами объекта, которые обеспечивают его целостность (например, пооперациональное описание деятельности). При этом, сам объект может рассматриваться как элемент более широкого целого.
Функциональное описание объекта происходит на основе изучения функциональных зависимостей между параметрами (функционально-параметрическое описание), между элементами объекта исследования (функционально-морфологическое описание) или между параметрами и строением объекта. Функциональное описание объекта позволяет объяснить принципы его организации, функционирования и развития. Особенность функционального строения объекта в отличие от морфологического заключается в том, что его элементы можно изучать как самостоятельные объекты, то есть функциональное расчленение не является жёстко привязанным к пространственной локализации объектов. Таким образом, субъектно-объектные взаимосвязи взаимосвязи между единицами структуры субъекта труда и единицами структуры объекта труда, рассматриваются на трёх уровнях анализа: параметрическом, морфологическом и функциональном.
Далее предлагаем выделить признаки субъекта и объекта труда, которые следует анализировать на каждом из упомянутых выше уровнях. Так, на параметрическом уровне это должны быть нормативно зафиксированные в технических, юридических, научных источниках характеристики субъекта и объект трудовой деятельности, которые позволяют их распознать, изменить, сравнить. К значимым признакам субъекта труда можно отнести: фундаментальные признаки (возраст, образование, стаж работы, состояние здоровья и др.); психологические признаки (общий уровень развития когнитивных, перцептивных, психомоторных, мнемических, коммуникутивных и др. способностей); признаки личности (интересы, ценностные ориентации, социальные цели и др.); типологические признаки нервной системы.. Все названные признаки взаимосвязаны и взаимозависимы.
К значимым признакам объекта труда на параметрическом уровне необходимо отнести признаки предмета и средств труда, допустимые нормативы их взаимодействия, а также условия производственной среды (социально-психологические, предметные, информационные и др-)
В свою очередь, на морфологическом уровне анализа выделяются основные единицы структуры субъекта и объекта труда в нормативно заданной последовательности. Так, структура субъекта труда включает в себя мотивы, цели, психические процессы, психологические действия. Структура объекта труда представлена задачами трудового процесса, функциями субъекта труда, операционально-техническими действиями и т.п.
На функциональном уровне субъект и объект труда исследуются в их вертикальных и горизонтальных (субъект -объект) взаимосвязях. Так, в структуре субъекта труда исследуются мотивационно-когнитивные, эмоционально-волевые и операторные взаимосвязи; в структуре объекта труда исследуются взаимосвязи между предметом, средствами и задачами трудового процесса. Примером субъектно-объектных отношений могут быть, например, скорость предъявления информации на индикаторе и возможность зрительной системы ее воспринимать (параметрический уровень) Э.Г.Юдин предлагает выделять следующие принципы изучения системного объекта (См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978.С.132-136.):
1. обоснование целостности изучаемой системы;
2. определение количества (не менее двух) и типов связей (пространственных, функциональных, гигиенических и др.);
3. выделение структуры системы;
4. определение направленности связей структурных компонентов системы по «горизонтали» (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы) и по «вертикали» (связи по иерархии уровней системы).
Также можно раскрыть характеристики объекта в их взаимосвязях и определить условия их изучения (См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.,1978.С.101-103.):
1. каждый элемент системного объекта описывается не как таковой, а с учётом его места в целом;
2. один и тот же субстрат выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и разными принципами строения; 3. исследование системы должно проводится неотделимо от условий её существования;
4. специфика системного подхода заключается в проблеме порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого;
5. объяснение функционирования и развития объекта только на основе причинно-следственного анализа не всегда оказывается достаточным, так как для системного объекта характерна целесообразность поведения. Более того, методология системного подхода требует разработки определенных принципов и правил проведения исследования человека как субъекта конкретного труда (См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.,1978.С.154.):
1) необходимы такие методы и средства, которые относятся к любым исследованиям или к достаточно широким их классам, а не к исследованию отдельных, частных систем и структур;
2) должна проводится классификация специальных научных методов системного исследования по различным основаниям;
3) описание систем и структур необходимо проводить «в общем виде», то есть строить расчлененное представление о системных исследованиях как особом процессе научного исследования;
4) необходимо определение общих законов и методов переходов от одного предмета изучения к другому в системном исследовании, учитывая, что такое исследование является многопредметным;
5) выработка средств анализа и организация системных исследований. Далее остановимся на правилах организации изучения профессиональной деятельности, которые были определены Е.М.Ивановой согласно методологии системного подхода (См.: Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. -М., ПЕР СЭ, 2006. С. 81-84.). Данные правила представляют собой программу изучения конкретных субъектно-объектных взаимосвязей, обуславливающих взаимосоответствие человека и профессии. Правила характеризуют стратегию исследования и исходят из того, что прудовая деятельность человека представляет собой сложноорганизованную полимодальную систему.
Первый принцип - поэтапность познания трудовой деятельности определяет процессуальную последовательность сбора и анализа материала. В данной работе выделяются пять этапов: информационный, аналитический, синтетический, экспериментальный и результирующий. На информационном этапе собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда. На аналитическом этапе происходит осознание информационных данных, а также их дифференциация и структурирование. На синтетическом этапе строится гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и происходит выделение субъектно-объектных взаимосвязей На экспериментальном этапе происходит планирование эксперимента на основе данных, полученных на предыдущих этапах. И, наконец, на результирующем этапе осуществляется анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента и построение прогноза преобразования конкретной ситуации или действий субъекта труда, а также выдача конкретных рекомендаций (в случае необходимости).
Второй принцип - целенаправленность познания: заключается в том, что программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения (например, диагностических, информационных и др.) и конкретных практических задач (например, профотбора, профориентации, профессионального обучения и др.), а также специфики труда и условий его изучения.
Третий принцип - селективность (избирательность) объекта познания: направляет исследование именно на ту зону труда, в которой наиболее ярко выражена основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, то есть та задача, которую должен решать человек в процессе работы, объективно сложна (по скоростным, пространственно-временнм, точностным и социальным параметрам) и требует осознанного отношения при её исполнении. Четвертый принцип - структурированность, предполагает реализацию поуровнего исследования системного объекта на трех уровнях анализа: параметрическом, морфологическом и функциональном.
Пятый принцип - многоуровневость познания объекта, заключается в исследовании не только «горизонтальных», субъектно-объектных взаимосвязей, но и также «вертикальных» - объектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей. Именно «вертикальные» взаимосвязи опосредуют субъекно-объектное взаимосоответствие. Шестой принцип - иерархичность познания, подразумевает динамику преобразования субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта конкретного труда.
Таким образом, с помощью выделенных правил можно составлять программу психологической профессиографии с позиций системной методологии. Также с помощью методологии системного исследования возможно создание психотехнологии изучения профессиональной деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Почему мы можем рассматривать профессиональную деятельность как системный объект?
2. Каким образом должна изучаться профессиональная деятельность с позиций системной методологии?
3. Какие характеристики профессиональной деятельности можно изучать на параметрическом уровне анализа?
4. Какие признаки профессиональной деятельности позволяют определить её морфологическое строение?
5. В чем заключается специфика функционального уровня описания и анализа профессиональной деятельности?
6. Какие правила положены в основу программы системного изучения профессиональной деятельности? Назовите их.
7. Почему при изучении профессиональной деятельности необходимо соблюдать последовательность выделенных этапов исследования?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.