На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Системное изучение профессиональной деятельности
Системное изучение профессиональной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Системное изучение профессиональной деятельности
Психотехнология изучения профессиональной деятельности
Все страницы

Психологические основы профориентации и профконсультационнои деятельности

Глава 1. Системное изучение профессиональной деятельности.

1.1. Принципы и правила изучения профессиональной деятельности как системного объекта.

С позиций системной методологии профессиональная (трудовая) деятельность человека является системным объектом, представляющим собой целостную, сложноорганизованную, многоуровневую, динамичную структуру, включающую в себя два компонента: субъект труда (человек) и объект труда (трудовой пост), нормативно взаимосвязанные общими социально-техническими и экономическими задачами. При этом, данные компоненты нельзя определять как равнозначные, приоритет принадлежит субъекту труда, так как именно от человека зависит эффективность функционирования всей системы.

При этом профессиональная деятельность является многопризнаковой полимодальной системой, в силу того, что объединяет в себе две совершенно разные структуры: динамичную, живую, индивидуальную - человека (субъекта труда) и статичную, нормативно заданную структуру - профессию (трудовой пост). При чем каждая из этих подсистем имеет сложную многопризнаковую структуру, внутри которой также существуют взаимосвязи. Так, Е.М.Иванова в структуре субъекта труда предлагает выделять следующие характеристики:
личностной направленности (интересы, мотивы, ценностные ориентации, убеждения, идеалы и др.);
психологические (когнитивные, коммуникативные, сенсомоторные);
психофизиологические (работоспособность, эмоционально-волевую регуляцию, индивидуально-типологические особенности и др.);
психологические единицы деятельности (действия и операции) (См.: Иванова Е.М. Профориентационная профессиография: Методическое пособие. - М.: Высшая школа психологии, 2005. С.20). Структура объекта труда включает в себя характеристики следующих компонентов:
трудового поста (предмет труда, трудовая задача, средство труда, трудовые функции, права и обязанности);
профессиональной среды (социально-контактная, информационная, предметная, экстремальная);
операционально-технологическую структуру труда (действия и операции, правила и нормы их исполнения, требования к результату труда);
характеристики продукта труда В силу того, что профессиональная деятельность является системным объектом, её изучение необходимо проводить в рамках методологического принципа поуровнего изучения системного объекта (См.: Берталанфи Л. История и статус общей теории систем/Системные исследования. - М., 1973; Ганзен В.А. Системные исследования в психологии. -Л., 1984 и др.). Так, концептуальный аппарат, предложенный Э.Г.Юдиным, включает в себя три уровня описания и анализа системного объекта: «параметрический», «морфологический» и «функциональный» (Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978.С.150-153.) Изучение объекта на параметрическом уровне заключается в основанном на эмпирических наблюдениях описании свойств, признаков и отношений объекта. То есть мы выделяем нормативные признаки или характеристики свойств объекта, выраженные через какой-либо эталон (температуру, вес, электромагнитные колебания или выражение глаз, жесты, речь и т. д.). Полученные данные можно использовать также для построения моделей аналогичных объектов. Далее осуществляется морфологическое или «субстратное» описание структуры объекта: происходит расчленение объекта на составляющие его части (пространственно локализованные компоненты объекта). На этом уровне необходимо выделить внутренние связи между частями и элементами объекта, которые обеспечивают его целостность (например, пооперациональное описание деятельности). При этом, сам объект может рассматриваться как элемент более широкого целого.
Функциональное описание объекта происходит на основе изучения функциональных зависимостей между параметрами (функционально-параметрическое описание), между элементами объекта исследования (функционально-морфологическое описание) или между параметрами и строением объекта. Функциональное описание объекта позволяет объяснить принципы его организации, функционирования и развития. Особенность функционального строения объекта в отличие от морфологического заключается в том, что его элементы можно изучать как самостоятельные объекты, то есть функциональное расчленение не является жёстко привязанным к пространственной локализации объектов. Таким образом, субъектно-объектные взаимосвязи взаимосвязи между единицами структуры субъекта труда и единицами структуры объекта труда, рассматриваются на трёх уровнях анализа: параметрическом, морфологическом и функциональном.
Далее предлагаем выделить признаки субъекта и объекта труда, которые следует анализировать на каждом из упомянутых выше уровнях. Так, на параметрическом уровне это должны быть нормативно зафиксированные в технических, юридических, научных источниках характеристики субъекта и объект трудовой деятельности, которые позволяют их распознать, изменить, сравнить. К значимым признакам субъекта труда можно отнести: фундаментальные признаки (возраст, образование, стаж работы, состояние здоровья и др.); психологические признаки (общий уровень развития когнитивных, перцептивных, психомоторных, мнемических, коммуникутивных и др. способностей); признаки личности (интересы, ценностные ориентации, социальные цели и др.); типологические признаки нервной системы.. Все названные признаки взаимосвязаны и взаимозависимы.
К значимым признакам объекта труда на параметрическом уровне необходимо отнести признаки предмета и средств труда, допустимые нормативы их взаимодействия, а также условия производственной среды (социально-психологические, предметные, информационные и др-)
В свою очередь, на морфологическом уровне анализа выделяются основные единицы структуры субъекта и объекта труда в нормативно заданной последовательности. Так, структура субъекта труда включает в себя мотивы, цели, психические процессы, психологические действия. Структура объекта труда представлена задачами трудового процесса, функциями субъекта труда, операционально-техническими действиями и т.п.
На функциональном уровне субъект и объект труда исследуются в их вертикальных и горизонтальных (субъект -объект) взаимосвязях. Так, в структуре субъекта труда исследуются мотивационно-когнитивные, эмоционально-волевые и операторные взаимосвязи; в структуре объекта труда исследуются взаимосвязи между предметом, средствами и задачами трудового процесса. Примером субъектно-объектных отношений могут быть, например, скорость предъявления информации на индикаторе и возможность зрительной системы ее воспринимать (параметрический уровень) Э.Г.Юдин предлагает выделять следующие принципы изучения системного объекта (См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978.С.132-136.):
1. обоснование целостности изучаемой системы;
2. определение количества (не менее двух) и типов связей (пространственных, функциональных, гигиенических и др.);
3. выделение структуры системы;
4. определение направленности связей структурных компонентов системы по «горизонтали» (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы) и по «вертикали» (связи по иерархии уровней системы).
Также можно раскрыть характеристики объекта в их взаимосвязях и определить условия их изучения (См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.,1978.С.101-103.):
1. каждый элемент системного объекта описывается не как таковой, а с учётом его места в целом;
2. один и тот же субстрат выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и разными принципами строения; 3. исследование системы должно проводится неотделимо от условий её существования;
4. специфика системного подхода заключается в проблеме порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого;
5. объяснение функционирования и развития объекта только на основе причинно-следственного анализа не всегда оказывается достаточным, так как для системного объекта характерна целесообразность поведения. Более того, методология системного подхода требует разработки определенных принципов и правил проведения исследования человека как субъекта конкретного труда (См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. - М.,1978.С.154.):
1) необходимы такие методы и средства, которые относятся к любым исследованиям или к достаточно широким их классам, а не к исследованию отдельных, частных систем и структур;
2) должна проводится классификация специальных научных методов системного исследования по различным основаниям;
3) описание систем и структур необходимо проводить «в общем виде», то есть строить расчлененное представление о системных исследованиях как особом процессе научного исследования;
4) необходимо определение общих законов и методов переходов от одного предмета изучения к другому в системном исследовании, учитывая, что такое исследование является многопредметным;
5) выработка средств анализа и организация системных исследований. Далее остановимся на правилах организации изучения профессиональной деятельности, которые были определены Е.М.Ивановой согласно методологии системного подхода (См.: Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. -М., ПЕР СЭ, 2006. С. 81-84.). Данные правила представляют собой программу изучения конкретных субъектно-объектных взаимосвязей, обуславливающих взаимосоответствие человека и профессии. Правила характеризуют стратегию исследования и исходят из того, что прудовая деятельность человека представляет собой сложноорганизованную полимодальную систему.
Первый принцип - поэтапность познания трудовой деятельности определяет процессуальную последовательность сбора и анализа материала. В данной работе выделяются пять этапов: информационный, аналитический, синтетический, экспериментальный и результирующий. На информационном этапе собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда. На аналитическом этапе происходит осознание информационных данных, а также их дифференциация и структурирование. На синтетическом этапе строится гипотеза исследования конкретной ситуации трудовой деятельности и происходит выделение субъектно-объектных взаимосвязей На экспериментальном этапе происходит планирование эксперимента на основе данных, полученных на предыдущих этапах. И, наконец, на результирующем этапе осуществляется анализ экспериментальных данных, сопоставление их с гипотезой исследования, оценка результатов эксперимента и построение прогноза преобразования конкретной ситуации или действий субъекта труда, а также выдача конкретных рекомендаций (в случае необходимости).
Второй принцип - целенаправленность познания: заключается в том, что программа исследования должна строиться в зависимости от целей изучения (например, диагностических, информационных и др.) и конкретных практических задач (например, профотбора, профориентации, профессионального обучения и др.), а также специфики труда и условий его изучения.
Третий принцип - селективность (избирательность) объекта познания: направляет исследование именно на ту зону труда, в которой наиболее ярко выражена основная специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности, то есть та задача, которую должен решать человек в процессе работы, объективно сложна (по скоростным, пространственно-временнм, точностным и социальным параметрам) и требует осознанного отношения при её исполнении. Четвертый принцип - структурированность, предполагает реализацию поуровнего исследования системного объекта на трех уровнях анализа: параметрическом, морфологическом и функциональном.
Пятый принцип - многоуровневость познания объекта, заключается в исследовании не только «горизонтальных», субъектно-объектных взаимосвязей, но и также «вертикальных» - объектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей. Именно «вертикальные» взаимосвязи опосредуют субъекно-объектное взаимосоответствие. Шестой принцип - иерархичность познания, подразумевает динамику преобразования субъектно-объектных и субъектно-субъектных взаимосвязей в процессе формирования человека как субъекта конкретного труда.
Таким образом, с помощью выделенных правил можно составлять программу психологической профессиографии с позиций системной методологии. Также с помощью методологии системного исследования возможно создание психотехнологии изучения профессиональной деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Почему мы можем рассматривать профессиональную деятельность как системный объект?
2. Каким образом должна изучаться профессиональная деятельность с позиций системной методологии?
3. Какие характеристики профессиональной деятельности можно изучать на параметрическом уровне анализа?
4. Какие признаки профессиональной деятельности позволяют определить её морфологическое строение?
5. В чем заключается специфика функционального уровня описания и анализа профессиональной деятельности?
6. Какие правила положены в основу программы системного изучения профессиональной деятельности? Назовите их.
7. Почему при изучении профессиональной деятельности необходимо соблюдать последовательность выделенных этапов исследования?

 


 

1.2. Психотехнология изучения профессиональной деятельности.

Вначале необходимо рассмотреть динамику развития психотехнологий профессиографирования. В настоящее время можно выделить три типа технологий психологического изучения профессиональной деятельности, которые развивались в отечественной науке поэтапно в течение двадцатого века:
1. операционально-технологический;
2. системный операторно-психологический;
3. системный субъектно-деятельностный.
Далее охарактеризуем кратко суть каждого из этапов. На первом этапе профессиография представляла собой совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристике профессии. При этом, профессия рассматривалась как сумма трудовых актов, требующих развития некоторых способностей, на основе которых затем осваиваются определенные знания и навыки (См.: Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. -М., ПЕР СЭ, 2006. С. 85.). Одним из принципов данного подхода был принцип дифференцированного изучения трудовой деятельности, который направлял исследователя на сбор именно той информации, которая была необходима для решения конкретной практической задачи. Схемы профессиографирования представляли, в свою очередь, программу исследования профессиональной деятельности, состоящую из перечня вопросов, состав которых был обусловлен конкретной целью исследования. В результате профессиографирования составлялись профессиограммы -- сводки знаний (технологических, санитарно-гигиенических, психологических, технических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации. Также составлялись психограммы профессий, представляющие собой психологический «портрет» профессии, представленный группой профессионально важных психологических и психофизиологических качеств (ПВК), актуализируемых данной профессиональной деятельностью и обеспечивающих её исполнение. Таким образом, психограмма является частью профессиограммы.
Дпя второго этапа характерно развитие технологии профессиографирования на основе системной методологии с позиции теории деятельности. Другими словами, профессиональная деятельность стала изучаться как целостная сложноорганизованная система, состоящая из двух компонентов: субъекта труда (человека) и объекта труда (трудового поста) (См.: Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. -М., ПЕР СЭ, 2006. С. 87.). Эти компоненты рассматриваются как нормативно взаимосвязанные общими условиями функционирования (технико-экономическими, социально-психологическими, юридическими) на трех уровнях системного анализа: параметрическом, морфологическом и функциональном. Также в отличие от первого этапа (операционально-технологического профессиографирования), где единицами анализа являются отдельные технологические операции, на данном этапе на основе деятельностного подхода А.Н.Леонтьева выделяемые единицы анализа имеют четко очерченный психологический смысл. Например, трудовой процесс рассматривается во взаимосвязи с личностным отношением человека к технологическому процессу, условиям труда с учетом его психологических возможностей. Концептуальный аппарат теории деятельности обеспечивает оценку уровня сформированности, степени регуляции операторной составляющей деятельности (мыслительной, перцептивной, исполнительной и др.).
В основе третьего (современного) этапа развития технологий профессиографирования лежит субъектно- деятельностная концепция профессионального труда, разработанная Е.А.Климовым. Суть системной субъектно- деятельностной технологии профессиографирования заключается в рассмотрении труда как множества состояний сознания человека, а также как осознанном целенаправленном исполнении человеком нормативно представленных действий заданными орудиями труда. Далее можно выделить основные методологические и теоретические принципы построения новой технологии психологического изучения профессиональной деятельности с позиций системного субъектно-деятельностного подхода:
1.) организация изучения профессиональной деятельности как системы, функционирующей при взаимодействии двух компонентов: субъекта труда с объектом труда. При этом, объект труда - это конкретный, нормативно заданный трудовой пост; субъект труда - это носитель предметно-практической деятельности, инициатор активности, направленной на объект труда (индивид или группа);
2.) дифференцированный подход к изучению субъектно-объектных взаимосвязей и уровней анализа профессиональной деятельности как системы, обусловленный конкретной практической, методической или научной задачей;
3.) применение в ирофессиографировании комплекса методов. Таким образом, на современном этапе развития науки профессиография является психологическим инструментом, который позволяет познавать сущность человека как субъекта труда; изучать его становление и развитие в конкретной профессиональной деятельности. Более того, профессиография позволяет вырабатывать средства и способы для коррекции и реабилитации субъекта труда, а также разрабатывать рекомендации по совершенствованию организации трудового поста.
Для обеспечения современной технологии изучения профессиональной деятельности Е.М.Ивановой была разработана ориентировочная схема системного профессиографирования, на рассмотрении которой мы остановимся далее. Ориентировочная схема системного профессиографирования (Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. -М., ПЕР СЭ, 2006. С. 94 - 95.) позволяет раскрыть структуру профессиональной деятельности как системы, функционирование которой обеспечивается взаимодействием субъекта труда и объекта труда. В рамках данной схемы профессиографирование осуществляется следующим образом:
1. изучается и описывается нормативно заданная структура труда;
2. выделяются конкретные показатели (критерии) исследования структуры субъекта труда или строится гипотетическая модель его деятельности. Для определения данных показателей требуется выделение таких признаков труда, которые предопределят успешность исполнения работы в целом, и в то же время требуют высокой мобилизации способностей и возможностей человека. Ориентировочная схема системного субъектно- деятельностного профессиографирования выглядит следующим образом:
профессиональная деятельность складывается из взаимодействия субъекта и объекта труда, каждый из которых обладает своими неотъемлемыми характеристиками, которые, в свою очередь, взаимосвязаны между собой. Другими словами, субъект труда включает в себя:
1.) базовые характеристики:
а) объективные (образование, стаж работы, успешность в работе или учебе);
б) индивидные (возраст, пол, здоровье, психофизиологические возможности, способности);
в) личностные (образ мира, ценностные ориентации и идеалы, намерения, интересы, потребности, познавательная активность, эмоциональность, общая готовность к труду, отношение к ценности «чужого труда»).
2.) Социалъно-когнитивно-мотивационная структура:
а) информированность о мире профессий;
б) информированность о социальной значимости профессий;
в) осознание социально-профессионального статуса и своих интересов;
г) осознание себя как члена профессиональной общности;
д) осознание ценности профессионального труда для себя и для общества;
е) информированность о социально-экономических отношениях в труде;
ж) информированность о тенденциях технического развития труда;
з) информированность о перспективах профессионального роста:
и) правовая информированность.
3.) Профессионально-когниптвно-мотивационная структура:
а) знание о трудовом процессе в целом и результате труда; б) знание конкретных специфических признаков предмета труда и характеристик средств труда, обуславливающих успешное выполнение работы;
в) знание особенностей профессиональной среды (социально-контактной, информационной, предметной и экстремальной) и осознание её влияния на профессиональную деятельность и своё функциональное состояние;
г) знание о возможных осложнениях в деятельности и способах их преодоления;
д) осознание своих трудовых функций и правил их исполнения;
е) отношение к избранной профессии и осознание ответственности;
ж) осознание перспектив своего профессионального развития;
и) осознание личностного смысла, профессиональная направленность;
к) креативность (неадаптивная активность).
4.) Образная (мысленная) когнитивно-операторная структура деятельности:
а) мысленное планирование процесса исполнения задач (ориентировочная основа деятельности);
б) представление о средствах, приемах и способах работы;
в) осмысление целей деятельности;
г) осмысление действий и правил их исполнения;
д) мысленная готовность к возможным осложнениям в процессе деятельности и способам их устранения;
е) представление о требованиях к результату труда и способах его оценки; ж) осмысление своих профессиональных и психофизиологических возможностей;
з) осознание построения своих стратегий исполнения работы;
и) предвосхищение событий.
5.) Психологическая исполнительная (операторная) структура деятельности:
а) деятельность как субъективно значимая профессиональная задача, осознаваемая и осмысленная субъектом труда как целостный процесс, активизирующий специфические для данной деятельности психические процессы восприятия, мышления, внимания, памяти и др.;
б) психологические действия: перцептивные, когнитивные, мнемические, моторные, коммуникативные и др.; в) психологические операции: зрительное или слуховое восприятие, наглядно-образное репродуктивное мышление, оперативная память, социальная перцепция, концентрация внимания (увидел, услышал, подумал, проверил и др., речь.
6. Когнитивпо-эмоиионалъпо-волевая исполнительная структура деятельности:
а) индивидуальный стиль деятельности (стратегия и тактика исполнения деятельности;
б) функциональное состояние: динамика работоспособности, эмоционально-волевая регуляция, саморегуляция.
Структура объекта труда (трудового поста) представлена следующими компонентами:
1.) История, перспективы и тенденции развития профессии:
а) научно-технические тенденции изменения (технико- технологические характеристики);
б) социально-экономические тенденции изменения (социально-экономические характеристики);
в) организационные тенденции изменения (характеристики профессиональной среды).
2.) Социальная структура и направленность объекта труда:
а) социальная востребованность и направленность;
б) социальный статус и ценность труда;
в) социально-организационная структура;
г) социально-экономические характеристики;
д) социально-правовые нормы;
е) социально-технические характеристики.
3.) Структура трудового поста:
а) структура трудового процесса - предмет труда (основные технологические признаки), трудовая задача (нормативные требования к результату труда), средства труда (технические характеристики), трудовые функции специалиста, права и обязанности работающего;
б) структура условий труда (профессиональной среды) — социально-контактная (социально-психологический микроклимат), информационная (правила внутреннего распорядка, средства наглядности, приказы), предметная (материальные условия работы, санитарно-гигиенические условия), экстремальная среда (специфические опасные условия работы).
4.) Операшюналъно-технологическая структура труда:
а) действия и операции (технологическая характеристика);
б) правила и нормы исполнения действий и операций: стандартных и нестандартных (ошибочных);
в) требования к результату труда.
5.) Характеристики продукта труда:
а) тип продукта;
б) требования к качеству;
в) нормы выработки;
г) признаки дефекта.
Ещё раз отметим, что внутри данной схемы существуют горизонтальные взаимосвязи (объектно-субъектные), а также вертикальные взаимосвязи внутри структуры субъекта труда и объекта труда. Представленная схема позволяет быстро сориентироваться в подборе информации, которая необходима для решения конкретной задачи и раскрывает взаимосвязи, которые обуславливают реализацию профессиональной деятельности субъекта труда.
Не претендуя на полноправное раскрытие сущности системного субъектно-деятельностного подхода, автор данного пособия предлагает, однако, общую схему для написания профессиограммы профессии с целью ознакомления студентов с данным подходом в наиболее обобщенном виде. Предложенная схема профессиограммы профессии, как результата профессиографирования, выглядит следующим образом:
1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре.
2. Историческая справка (когда и где появилась профессия, её цель).
3. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе.
4. Содержание функциональных обязанностей.
5. Основные показатели эффективности и качества труда.
6. Нормативные документы, регламентирующие деятельность данной профессии (инструкции и др.).
7. Организация деятельности:
а) регламентация труда - распорядок, режим труда, отдыха и питания; порядок заступления на смену; инструктаж;
б) рабочая нагрузка - интенсивность, продолжительность, планирование; в) организация техники безопасности;
г) оплата труда (ставка, сдельная работа);
д) организация восстановления работоспособности -отпуска (продолжительность, дополнительные дни), санаторно-курортное лечение, реабилитационные мероприятия; е) является ли профессия вредной, существует ли более ранний уход на пенсию, компенсации, наличие медицинского контроля;
ж) формы поощрения (материальное вознаграждение, дополнительные отгулы, благодарности и др.).
8. Структура приема на работу:
1 а) наличие профотбора, ВЭКа (врачебно-экспертной комиссии);
б) требования к образованию;
в) возрастной ценз;
1 г) возможность использования труда подростков и женщин.
9. Содержание деятельности: а) описание и анализ основных нормативных (штатных) и ситуативных (нештатных, аварийных) задач;
б) характеристика рабочей нагрузки — вид, количество, продолжительность, сложность, неопределенность, значимость и др.;
в) особенности приема, хранения и переработки информации;
г) способы выполнения трудовых задач;
д) требования к уровню подготовленности и профессиональным способностям.
10. Средства (орудия) трудовой деятельности: а) средства отображения информации (тин, конструкция и др.);
б) органы управления (тип, особенности размещения);
в) рабочее место (размещение, обзор и др.).
11. Условия деятельности:
а) санитарно-гигиенические (микроклимат, нормырабочей площади, освещённость, шум, вибрация, наличие вредных веществ в воздухе, влажность, воздействие тока высокой частоты, инфракрасного/радиационного излучения, работа на открыто воздухе и др.);
б) социально-психологические (состав коллектива, особенности межличностного общения - постоянное или эпизодическое, с узким или широким кругом лиц, характер общения - узкопрофессиональное, в условиях обслуживания людей и др., эстетические факторы рабочего места).
12. Характеристика требований профессии к безошибочности и надёжности: а) особые требования к безопасности труда;
б) анализ ошибочных действий и аварий: виды, причины, частота, проявления, последствия.
Также автором предлагается следующая схема психограммы:
I) Требования к психическим протесам:
1. Психомоторика:
рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
- рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.; временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой; требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы: чувствительность различных сенсорных модальностей;
профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации; восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и др.; особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Профессионачьные особенности познавательных процессов: влияние представлений на эффективность и надёжность трудовой деятельности;
требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; преобладающие типы мышления (наглядно-действенное, образное, абстрактное);
особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль;
требования к стрессоустойчивости; требования к памяти - преобладающий тип памяти, устойчивость памяти в условиях напряжённости (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
особенности речи - удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
внимание и его особенности - широта, интенсивность, устойчивость;
роль внимательности как качества специалиста.
II) Эмоционально-волевая сфера:
1. характеристика преобладающих эмоциональных состояний;
2. типичный уровень нервно-психической напряженности труда;
3. особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками);
4. воля и её особенности - основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
III) Типичные психологические состояния в процессе труда: 1. монотония и утомление; 2. соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревания и т. д.); 3. другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду.
IV) Ансамбли профессионально значимых качеств:
1. общая и специфическая направленность личности;
2. структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации;
3. социально-профессиональная ответственность;
4. оптимизм;
5. внушаемость как желательное или нежелательное свойство личности, мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима);
6. нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством);
7. профессиональные и инновационные способности структура, качественно-количественная характеристика, обязательность/необязательность для нормальной профессиональной деятельности;
8. особенности характера - необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
V) Противопоказания и ограничения.
1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
2. Характеристика профнепригодности.
3. Половозрастные ограничения.
4. Профессиональные вредности.
5. Профессиональные деформации личности.
Далее хотелось бы упомянуть о том, что в настоящее время существует необходимость в типологизации дифференцированного профессиографирования, так как существует определённая специфика при его применении для решения различных задач. Е.М.Иванова предлагает выделять следующие типы профессиографирования в группе дифференцированного профессиографирования производственного направления (См.: Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М, ПЕР СЭ, 2006. С, 123 - 125.):
1.ориентировочно-диагностическое профессиографирование - проводится в случаях, когда не выявлены причины низкой производительности труда, травматизма, аварийности, брака продукции, конфликтов в коллективе и т.д. То есть данный тип профессиографирования позволяет выявить причины, осложняющие деятельность человека и снижающие экономическую эффективность труда. В данном случае психологу необходимо обозначить и оценить причины, нарушающие взаимосоответствие человека и профессии, и дать рекомендации, направленные на устранение или снижение негативного воздействия выявленных факторов.
2. Конструктивное профессиографирование -позволяет обеспечить проверку рекомендаций, разработанных на основе ориентировочно-диагностического профессиографирования. При применении данного типа профессиографирования производится разработка и апробация конкретных рекомендаций, направленных на коррекцию внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, отрицательно влияющих на человека и на экономическую эффективность его труда. При этом, основное внимание направлено на позитивные и негативные изменения, которые происходят в исполнительной и когнитивно-эмоционально-волевой структурах деятельности субъекта труда. Конструктивное профессиографирование обеспечивает организацию экспериментальной проверки рекомендаций, которые направлены на коррекцию отрицательных внешних воздействий на субъекта труда, а также на коррекцию его функционального состояния и психического равновесия.
3. Прогностическое профессиографирование -применяется в тех случаях, когда непосредственное изучение профессиональной деятельности недоступно. В таком случае психолог вынужден аналитически, на основе документации и экспертных характеристик мысленно составлять «картину» возможных причин нарушения безопасности функционирования сложных технических систем, надёжности. Тогда, проведя психологический анализ данной деятельности, психолог вынужден прогнозировать и рекомендовать профилактические мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, а также на повышение успешности человека в профессиональной деятельности.
4. Диагностическое профессиографирование - позволяет обеспечить организацию изучения изменений, функционального состояния, способов адаптации и саморегуляции, также изменений, которые происходят в когнитивной, сенсорной, моторной и других сферах в процессе исполнения трудовой деятельности субъектом труда. Данный тип профессиографирования позволяет организовать процесс профессиональной психодиагностики с целью оценки тенденций успешности освоения профессии, а также оценки уровня сформированности профессионала.
5. Методическое профессиографирование - необходимо для разработки, адаптации и подбора методов для изучения профессионально-важных качеств субъекта конкретного вида труда, а также методов анализа психологической структуры профессиональной деятельности и методов прогностической диагностики тенденций освоения профессии. Также данный тип профессиографирования позволяет разработать методы оценки уровня сформированности профессионала, его функциональных возможностей, мотивационной направленности и др.
6. Формирующее профессиографирование - это направление является новым и позволяет человеку осмыслить и понять свою актуальную и перспективную готовность к будущей профессии. В данном случае происходит интроспективное изучение собственной учебно- профессиональной деятельности для осознания её психологической сущности. Это позволяет студенту, завершающему обучение, создать ориентировочный образ будущего профессионала. Таким образом, можно говорить о том, что дифференцированное профессиографирование позволяет психологу вести целенаправленный отбор эмпирических данных о субъекте и объекте труда, а также об уровне изучения взаимосвязей между ними. Всё это требует детального исследования соответственно цели, условий проведения и профессиональных возможностей самого психолога.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие принципы профессиографирования существовали на первом этапе развития отечественной профессиографии?
2. В каких случаях лучше применять операционально-технологический тип профессиографирования?
3. Чем отличается операционально-технологическая и системно операторно-психологическая технологии профессиографирования?
4. Какие профессионально важные качества позволяет выявить операторно-психологическая технология профессиографирования?
5. При изучении каких вопросов необходимо применять субъектно-деятельностную технологию профессиографирования?
6. Что представляет собой схема системного субъектно-деятельностного профессиографирования профессиональной деятельности? Какие взаимосвязи она раскрывает?
7. Какова структура профессиограммы профессии?
8. Что представляет собой психограмма профессии? Её основные элементы?
9. Какие виды профессиографирования обеспечивают решение производственных задач?
10. Для каких целей применяется ориентировочно-диагностическое профессиографирование?
11. Для каких целей проводится диагностическое профессиографирование?
12. Для решения каких вопросов применяется конструктивное, прогностическое и формирующее профессиографирование?

Источник: Ковзиридзе М.А. Психологические основы профориентации и профконсультационной деятельности: Учебное пособие. Часть П-М.: МИИТ, 2008. - 64 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.