На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Разговор о смерти: некоторые аспекты профессиональной позиции психолога
Разговор о смерти: некоторые аспекты профессиональной позиции психолога
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

А. А. Баканова
РАЗГОВОР О СМЕРТИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПСИХОЛОГА
Актуальность обращения к теме смерти в рамках практической и исследовательской работы психолога обуславливается необходимостью психологического сопровождения различных категорий населения на протяжении жизненного пути, в том числе в экстремальных и кризисных ситуациях, а также возрастающим интересом исследователей к танатопсихологической проблематике. Основные противоречия при обращении к теме смерти можно описать следующим образом: 1) противоречие между значимостью обсуждения вопросов жизни и смерти для становления и нормального функционирования личности и выраженным страхом смерти, затрудняющим этот процесс; 2) противоречие между потребностями науки в танатопсихологическом знании, а также этическими и эмоциональными затруднениями в построении соответствующего диалога.


Опыт проведения научно-исследовательской и практической деятельности показывает, что среди внутренних ограничений, препятствующих обсуждению темы смерти, можно назвать следующие.
1. «Говорить о смерти неприлично». Данный аргумент закрывает возможность обсуждения темы смерти, вынося танатическую проблематику за рамки социально приемлемых тем. Это отражает тенденцию современного общества к вытеснению смерти из процесса жизни, таким образом, значительная часть переживаний человека, связанных с экзистенциальным аспектом его существования (тревога, одиночество, страх, горе, неизвестность, духовность и др.), остается за границей социально приемлемого образа жизни. Профессиональная позиция помогающего специалиста в этом случае должна стремиться к сохранению баланса между признанием права на существование такого мнения и внутренней убежденностью в том, что любые переживания человека, существующие вне зависимости от их оценки, имеют право быть услышанными. Для исследователя в этом случае может быть полезна уточняющая информация, более подробно раскрывающая тезис о «неприличности» смерти.
2. «Разговоры о смерти могут вызвать сильные эмоции». В определенном смысле это опасение вполне разумно, учитывая имеющиеся у большинства людей механизмы по сдерживанию и подавлению сильных чувств в целом, не говоря уже о страхе смерти. Разрешение обсуждать эту тему (или приглашение к подобному диалогу) может явиться не только катализатором для погружения в экзистенциальные аспекты своей жизни и обнаружения в ней новых задач, смыслов и открытий, но и, как любой новый опыт, содержать опасность встречи с неизведанной частью себя и своего внутреннего мира. Для психолога-консультанта такие опасения со стороны клиента могут стать сигналом о том, что танатическая проблематика находится в зоне предсознания и потенциально готова стать объектом психологической работы. Если же такое опасение присутствует у самого психолога, то оно может свидетельствовать не только о возможной актуализации собственных переживаний в отношении смерти, но и о вызове профессиональной компетентности в сфере методологии и методов работы с чувствами.
3. «Разговоры о смерти могут напугать или навредить». Факты конечности жизни и смертности человека являются наиболее мощными экзистенциальными стимулами, сила воздействия которых так велика, что, по мнению ряда авторов, играет решающую роль в становлении личности, определяя ее онтологические характеристики. Однако видеть в опыте столкновения со смертью лишь негативную составляющую было бы не только неверно, но и в некотором роде опасно, так как запрет на размышления о смерти не способен остановить ее наступление, но зато способен ограничить человека в его познавательной активности и стремлении быть творцом своей жизни. Поэтому в данном случае вопрос должен звучать не «как оградить человека от экзистенциальной данности смерти», а «как помочь человеку интегрировать знание о смерти в опыт его бытия». Этот тезис предполагает, что при бережном и уважительном отношении к чувствам другого человека в вопросах жизни и смерти профессиональная позиция психолога должна опираться на принцип позитивности, предполагающий, что любой опыт потенциально может быть описан, осмыслен и интегрирован.
Таким образом, содержательный анализ отказов обсуждать танатические вопросы может не только служить отражением отношения социума к данной теме, но и дать информацию о характере сопротивления субъектов помогающей деятельности при обращении к экзистенциальной данности смерти. Это, в свою очередь, создает предпосылки не только для уточнения этических аспектов танатопсихологических исследований, но и для конкретизации программ подготовки соответствующих специалистов.
Источник: Ананьевские чтения – 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21–23 октября 2014 г. / отв. ред. Г.С. Никифоров. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 420 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.