На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Использование аутогенной тренировки для решения проблем здоровых людей
Использование аутогенной тренировки для решения проблем здоровых людей
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии

Большинство людей не относят себя ни к больным, ни к абсолютно здоровым. В российской традиции на вопрос о самочувствии люди отвечают неопределенно: «трудно сказать», «когда как». Многочисленные исследования в различных странах среди различных социальных групп показали, что около 60-70 % людей страдают повышенной нервозностью или психосоматическими нарушениями, т. е. присутствуют нарушения в деятельности внутренних органов (сердца, желудка, кишечника и т. п.), вызванные перенапряжением психической сферы. Хотя в медицинской карте большинства из них стоит стандартная пометка «здоров, трудоспособен». Таким образом, порядка двум третьим граждан рекомендовано амбулаторное оздоровление. Кроме того, каждый седьмой (а среди пятнадцати-девятнадцатилетних барышень каждая пятая) обладал неизвестным ему до обследования заболеванием [9].


Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье человека проявляется в хорошем самочувствии и основывается на активной мышечной деятельности (физической активности), оптимальном (умеренном, разнообразном) питании и психологическом комфорте (психопрофилактика и психотерапия). И если проблемы гиподинамии не решить психологическими методами - физическая активность человеку необходима в любом случае, то в оптимизации питания психологические приемы могут быть использованы. В частности, ограничения в питании полных зачастую сопровождаются психоэмоциональными проявлениями (нервозность, агрессивность, плаксивость, эмоциональные вспышки). Таким образом, психологические приемы и техники, направленные на формирование психологического комфорта, могут сыграть значительную роль в здоровье человека. Именно на это направлена утилизация в сеансе аутогенной тренировки [11].
Надежда, уверенность, доверие, положительные жизненные намерения способствуют выздоровлению, укреплению и поддержанию здоровья. Так, швейцарский психиатр Шарль Бодуэн опубликовал историю специалиста-отоларинголога, который лечил больную раком горла. Пациентка пришла к нему на контроль с уменьшением процессов, хотя ранее врач был уверен, что она не проживет и трех месяцев. Больная рассказала врачу, что практикует «духовный метод самоизлечения». Одобрив избранную методику, отоларинголог отправил пациентку для дальнейшей терапии. Однако, при следующем посещении отмечено прогрессирование рака, пациентка пожаловалась на скептическое отношение к используемой ею методике духовного самоизлечения в новом хосписе. Тогда больную перевели в другой стационар, где она прожила несколько лет.
Сила убеждения иногда доводит до смерти. Так, венгерский писатель Рат-Венг в «Пестрых рассказах» описывал смерть шута Гонеллы на гильотине от воды, вылитой ему на шею вместо топора. Рабочий Гарди Иштван умер с симптоматикой переохлаждения, оказавшись запертым в неподключенном холодильнике. Есть и обратные примеры.
Ален Бомбар в надувной лодке без запаса пищи и воды смог пересечь Атлантический океан. А. Бомбар хотел доказать, что жертвы кораблекрушений погибают от паники: «Психика отказывает быстрее тела». Путешественник готовился с помощью аутотренинга, внушая себе: «Я справлюсь!!!». Из его воспоминаний: «Природа формул аутогенной тренировки, в том числе и формул намерения и целей такова, что их следует повторять при выполнении любых механических действий: при ходьбе, за едой, в душе. Формулы намерения и цели должны стать не только смыслом жизни, но и самой жизнью, содержанием личности человека, его вторым Я. Тогда цели проникнут буквально в каждый орган, в каждую клеточку, в самые глубокие подкорковые слои мозга - все должно знать: "Я справлюсь!". Через 3 недели возникла непоколебимая уверенность, что вернусь живым. Во время плаванья всегда приходила на помощь вторая формула: "Курс вест!". Она помогала противостоять галлюцинациям, возвращая к действительности. Так, в одной из галлюцинаций африканский вождь спрашивал: "Куда едем?”. В ответ подсознание выдавало: "Курс вест!". И сознание возвращалось» [14].
Формула цели и намерения тем действеннее, чем более значима она для занимающегося. Например, ранний подъем зачастую приводит к плохому сну, а использование аутогенной тренировки способствует полноценному отдыху и является гарантией и показателем нервного равновесия.


Шульц сформулировал следующие требования к формулам намерения и целей:
1. Формула цели должна быть краткой. Это квинтэссенция желаемого состояния. Формула выучивается наизусть и многократно повторяется. Выше приведенная формула «Я справлюсь! Курс вест» как раз и олицетворяет краткость и эффективность.
2. Формулу намерения и целей желательно формулировать в позитивном ключе. Вместо «Не сдаваться» лучше применять «Выдержать!» или «Я справлюсь!». Негативные формулы могут эффективно работать, но частица «не» подсознанием не воспринимается, сознанию приходится сначала создать образ (зачастую довольно приятный - торт, сигареты, шоппинг), а потом его перечеркнуть - в результате отсасывается часть энергии.
3. Формула цели должна соответствовать психологическому типу поведения человека, для которого она предназначена. Наиболее эффективна ситуативно замотивированная формула [29].


Использование рифмы и ритма повышает эффективность формул. Рифмованные проще запоминаются, а ритмичные легче повторяются и «застревают», ассоциируясь с ритмом дыхания и сердцебиения, интериоризируются.
Борьба с лишним весом наряду с контролем калорийности продуктов, физической активностью может быть поддержана занятиями аутогенной тренировкой. В младенчестве при грудном вскармливании акт приема пищи сопровождался удовлетворением потребности в комфорте (смена подгузника, тепло), любви и принятии ребенка, поэтому в стрессовой ситуации многие «заедают» свои проблемы. Это ведет к избыточному весу. Занятия аутотренингом способствуют снятию нервно-мышечного перенапряжения, а включение формул, внушающих чувство сытости и получение удовольствия от чувства легкости в животе, помогает снизить объем поглощаемой пищи без вреда для настроения. «Я сыт и доволен. Я равнодушен к сладкому/мучному/копченому (название блюда). Чувство легкости в животе доставляет радость».
Очень многие люди не довольны своим сном: кто-то хочет быстрее засыпать, другие - глубже спать, третьи - высыпаться или легче вставать по утрам. Аутотренинг способствует решению большинства проблем уже самим фактом снятия нервно-мышечного перенапряжения. Кроме того, можно включить в занятия аутотренингом утилизацию, направленную на решение конкретных проблем со сном.
Работающие в ночную смену или по «скользящему» графику: «Будь хоть поздно или рано, засыпаю без труда я. Я легко засыпаю в любое время, в любом месте. Я везде засыпаю как у себя дома».
Тем, кому необходим ранний подъем или к определенному часу: «Просыпаться без труда я привык в шесть тридцать утра. Я поднимаюсь легко, энергичным, свежим, отдохнувшим, полным сил в шесть тридцать».
При бессоннице: «Мое тело тяжелое. Веки тяжелые. Глаза слипаются. Хочется спать. Сон охватывает меня без таблеток. Я заслужил отдых. Мысли и заботы дня отступают. Я засыпаю».
Многие боятся не уснуть, и чем больше боятся, тем меньше шансов уснуть. Этим они изматывают свою нервную систему и наутро встают разбитыми и больными. Если заснуть не удалось, главное - не переживать и не «делать себе нервы», а успокоиться, сосредоточившись на отдыхе от физической активности, мышечной релаксации: «Ничего страшного, я расслабился и отдохнул. Придет время, и я усну глубоко и сладко. Я абсолютно спокоен».
При ночных шумах: «Мое тело тяжелое. Веки тяжелые. Я засыпаю. Шум/тиканье часов/стук колес успокаивают и помогают расслабиться».
Для быстрого восстановления сил: «Я отдыхаю 15 минут. Я расслабляюсь и восстанавливаю силы. Через 15 минут я проснусь бодрым, энергичным, активным, полным сил».
Невосприимчивость к шуму имеет в современном мире довольно большое значение. Внешние источники шума непроизвольно заставляют нас прислушиваться, что ведет к нервному переутомлению, следствием чего является раздражительность, отвратительное настроение и как итог - плохое самочувствие. Длительные шумы могут привести к вегетативным расстройствам, причем не только преходящим, но и постоянным, даже когда шум отсутствует.
Если шумно на работе: «Я равнодушен к шуму. Шум помогает быть внимательным и сосредоточенным. Я спокоен, если кругом шумно».
Для работающих на конвейере, где необходимо внимание к однообразной, монотонной работе: «Пальцы работают умело. Я просто и уверенно делаю деталь за деталью».
Чтобы придать лицу румянец (при условии, что бледность не является проявлением органического заболевания): «Лицо излучает тепло, капилляры лица заполнены кровью. Кожа на лице теплая, нежная, гладкая и розовая».
Весенний аутотренинг: «Я умная, удачливая, красивая, счастливая, очень счастливая, самая счастливая» [15].


Вопросы и задания
1. На чем основана эффективность занятий аутогенной тренировкой для решения проблем здорового человека?
2. Найдите информацию о примерах повышения эффективности деятельности человека под влиянием аутогенной тренировки (например, спортивных результатов), а также механизмах, обеспечивающих данное явление.
3. Составьте текст утилизации для решения какой-либо проблемы здорового человека.
Источник: Удалова, Т. Ю. Эмоциональная саморегуляция с использованием аутогенной тренировки : учеб. пособие / Т. Ю. Удалова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. - 70 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.