Психология отклоняющегося (девиантного) поведения. Психология самоубийства. |
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии |
Среди совершивших суициды - Демосфен, Фемистокл, Демокрит, Эзоп, Сократ, Сенека, М.Петтенкофер, О.Ковалевский, Н.Гарин-Михайловский, П.Лафарг, М.Цветаева, В.Маяковский, С.Есенин, Ю.Друнина, В.Легасов и многие другие. Появление романа Гёте "Страдания юного Вертера" в 1774г., в котором описана жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породили целую эпидемию самоубийств. Смерть Курта Кобейна (солиста популярной группы "NIRVANA") в 1994г. повлекли за собой целый ряд самоубийств среди молодёжи. Опыт мировой суицидологии свидетельствует о существовании тесной зависимости между частотой самоубийств и такими переменными, как степень индустриализации, урбанизации, экономической нестабильности, интенсивности миграционных потоков, нарушения привычных жизненных стереотипов под воздействием социальных или политических преобразований. Кроме того, рост самоубийств в значительной степени обусловлен ослаблением роли традиционных социальных институтов церкви, семьи, брака (сохранение традиционного уклада жизни являются мощными антисуицидальными факторами, т.к. они препятствуют разобщенности между людьми и ограничивают безмерный рост потребностей и личностных притязаний, свойственный экономическим развитым обществам). В начале ХХ века Россия была на последнем месте среди европейских стран по уровню самоубийств. В 1915г. кол-во суицидов в России было 3,4 на 100 тыс. населения; в 1985 г. кол-во суицидов в СССР было 24,5 (22,7 - во Франции; 22,8 - в Швейцарии; 23,8 - в Бельгии; 43,1 - в ФРГ; 45,3 - в Венгрии). Территории РФ дифференцированы по уровням самоубийств; общее количество самоубийств в середине 1990-х гг.составляло около 40 на 100 тыс. населения, в начале 2000-х гг. - 38; при этом наблюдается "омоложение" суицидов - средний возраст чуть больше 45 лет (согласно общемировому стандарту значение показателя менее 9 считается низким, от 10 до 19 - средним, от 20 до 30 - высоким и свыше 30 - сверхвысоким)[4]. Среди психически больных диспансерного контингента показатели суицидов в 2 раза выше - около 80 на 100 тыс. населения (большая часть суицидов психически больными совершается в возрасте 30-59 лет; преобладают больные шизофренией - 55,6%; социальные факторы не влияют). Большинство совершающих суициды - практически здоровые люди, попавшие в психотравмирующие ситуации, из которых они не смогли найти правильный выход (именно о них и пойдет далее речь). Суицидальные мысли встречаются примерно у 2/3 больных эндогенной депрессией, суициды совершают около 10-15%. Согласно концептуальным представлениям о суицидальном феномене Российского Суицидологического Центра, суицидальное поведение рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности, возникающей под влиянием различного рода психотравмирующих и стрессогенных факторов, в том числе в результате социальной незащищенности и нарушения механизмов взаимодействия между индивидом и его средой (А.Г.Амбрумова). Возраст и пол оказываются значительными характеристиками при распределении не только самоубийств, но и покушений на самоубийство (т.е. попыток; а количество попыток в 7-10 раз превышает число законченных суицидов). При этом здесь отчетливо констатируется дифференциация по видам суицидального поведения. Если завершенные суициды совершают по преимуществу лица среднего и пожилого возраста и вероятность лишения себя жизни с возрастом всё больше увеличивается, то при анализе суицидальных попыток наблюдается обратная картина - покушение на свою жизнь чаще всего совершаются молодыми женщинами и подростками. Но очевидно, что по мере взросления утяжеляются проблемы, с которыми сталкивается человек - тяжело переживаются тяжелые болезни, смерти близких людей, предательство, развод. По-видимому, сложность проблем и определяет серьезность намерений, чем и объясняется преобладание среди самоубийц лиц зрелого и пожилого возраста. Одиночество, которое нередко называют проблемой века, является, пожалуй, наиболее общим мотивом суицидального поведения. В пожилом возрасте по мере снижения жизненной активности формируется чувство беспомощности и неполноценности. Неизбежная смерть близких людей и сверстников у пожилых людей обостряет чувство эмоционального вакуума и опустошенности, провоцирует суицидогенные переживания "усталости от жизни", "нетерпения смерти", делая пожилых людей, по образному выражению, "беззащитными перед соблазном самоубийства". Ситуации, которые толкают человека на самоубийство, имеют чрезвычайно широкий диапазон - от обыденных и банальных до глубоко трагичных. В одних случаях суицидогенная ситуация переживается субъектом как тяжелейшая жизненная драма, порождающая глубокий душевный надлом и воспринимается как личностный крах. В других случаях, напротив, поражает легковесность в принятии решения о покушении на свою жизнь с заметным прагматизмом в подходе к жизненным ситуациям. Мотивом такого поступка может быть стремление изменить ситуацию в выгодном для себя направлении, вызвать к себе жалость и сострадание, либо стремление любой ценой настоять на своём или, наконец, желание получить защиту или поддержку со стороны общественного мнения в случае реальных или мнимых притеснений. Совершая суицидальные действия, человек посылает, таким образом, сигнал бедствия, аппелируя к чувствам партнера, других близких и даже посторонних людей. Во многих случаях суицидального поведения у молодежи может быть и простое подражание, копирование поведенческих образцов. Легче всего суицидальные модели поведения усваиваются социально незрелыми людьми, а среди них - подростками как наиболее восприимчивыми к освоению новых поведенческих образцов. В этом одна из причин, почему суициденты зачастую рассматривают посягательства на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиции эффективности суицидальных действий как средства решения жизненных проблем, особенно, когда всё более значимыми становятся такие жизненные ценности, как материальный достаток, жизненные удовольствия и аналогичные. Всё большее число людей склонно подходить к своей жизни с подобными потребительскими мерками, но далеко не всем удается приспособиться к этим требованиям. Э.Дюркгейм выделял 4 типа самоубийств: 1. Эгоистические самоубийства - резко противопоставлено "я" индивидуальное "я" социальному. 2. Альтруистические самоубийства - неразвитость индивидуализма, деиндивидуализация (особенно характерна для армейской среды). 3. Аномические самоубийства, в кризисные моменты развития общества. 4. Фаталистические самоубийства. З.Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. Американский психиатр Карл Меннингер (Karl Menninger), разработав идеи З.Фрейда, предположил, что в суициде 3 взаимосвязанные бессознательные причины: место/ненависть (желание убить), депрессия / безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым). Суицидальное поведение есть результат взаимодействия средовых (ситуационных) и личностных факторов. Однако ни специфика конфликтных ситуаций, с одной стороны, ни специфика личностных характеристик - с другой, не определяют сами по себе характер той или иной поведенческой реакции, "наложение" этих двух факторов не даёт системного представления о механизмах поведения. В.А.Тихоненко (1998) применительно к задачам суицидологии позиции личности в ситуациях конфликта разделяет на адаптивные и неадаптивные ("проигрышные"). "Проигрышную" позицию характеризуют следующие признака: · Фиксированность позиции - субъект не в состоянии изменить образ ситуации, свободно манипулировать его элементами в пространственно-временных координатах. · Вовлеченность - помещение себя в точку приложения угрожающих сил, не способность отстраниться от конфликтной ситуации, дистанцироваться от неё. · Сужение сферы позиции личности - ограничение представлений о собственных ресурсах и нарастающей изоляции от окружающих. · Изолированность и замкнутость позиции - вместо адаптивной позиции "Мы-они" имеется гораздо более уязвимая конфронтация "Я-они", свидетельствующая об отчужденности личности, утрате связи с референтными группами, нарушениях идентификации. · Пассивность позиции - субъект не в силах представить свои конструктивные действия (в последующем суициденты нередко обнаруживают знание путей разрешения конфликта и даже выступают в роли советчиков по отношению к другим). · Отсутствие будущего. Все суицидоопасные позиции личности, фактически, свидетельствующие о капитуляции личности перед сложившимися обстоятельствами, В.А.Тихоненко (1998) разделяет на 5 групп: · 1 тип - пассивный протест, т.е. конфронтация без борьбы; его вербальные формулы: "все против меня", "нет сил бороться", "нет справедливости". · 2 тип - пассивный призыв без мобилизации защиты: "я никому не нужен", "за что вы меня так мучаете". · 3 тип - пассивное избежание без поиска обходных путей: "дальше будет ещё хуже", деваться некуда", "мне не вынести этих мук или позора". · 4 тип - самонаказание без конструктивного преодоления своих просчетов или недостатков: "никогда не прощу себе". · 5 тип - отказ - тенденция ухода без поиска путей отступления: "это конец", "никогда не вернуть того, что было", "всё потеряно". Эти формальные признаки и содержательные типы "проигрышных" позиций относительно независимы от конкретного многообразия причин и фабулы конфликтных ситуаций; поэтому они информативные для диагностики психологического кризиса и, соответственно, вероятности совершения суицида. 5 типов суицидального поведения так же выделяют следующим образом: 5. Протест, месть - в ситуации конфликта, при высокой самооценки и самоценности, с активной или агрессивной позицией личности. 6. Призыв. 7. Избежания (наказания, страдания). 8. Самонаказание ("уничтожение в себе врага", "искупление вины" - в телесериале "Очарованные" Коуэл, наполовину очень сильный демон, наполовину человек, страстно любящий одну из героинь, чтобы не навредить ей, пытается организовать своё убийство, фактически, совершить самоубийство, чтобы "уничтожить зло в себе"). 9. Отказ (отказ от существования, а цель - лишение жизни). Среди суицидальных мотивов различаются 2 центральные группы: мотивы неблагополучия (одиночество, тяжесть жизни как таковой, потеря близких, любимых людей) и, прогностически несколько более благоприятные, мотивы конфликта, в который помимо суицидента, вовлечены другие лица (А.Г.Амбрумова). Конфликтная ситуация лишь тогда перерастает в суицидальный кризис, когда в её сферу вовлекаются главные смысловые образования - ценностные отношения человека к жизни и смерти. Для истинного суицида характерно не только выраженное негативное отношение к жизни, но и своеобразное позитивное ценностное отношение к смерти[5]. Выдающийся отечественный философ Николай Александрович Бердяев в своем эссе о самоубийстве делает упор на 2-х положения: чувстве гордыни (совершая самоубийство, человек бросает вызов богу, ведь только бог может определять сколько кому жить - церковь категорически против) и эгоизме (при совершении самоубийство, которое всегда всеми осуждалось, человек не задумывается о переживаниях своих родных и близких, каково им будет; что будет с родными - один из ключевых моментов при психологическом консультировании и психокоррекции). О наличии суицидальных мыслей или "плохих" мыслей, мыслей что-то сделать с собой (т.е. вероятности совершения самоубийства) в соответствующих ситуациях всегда надо спрашивать и, возможно, несколько раз возвращаться к этой теме: · важно отношение к самоубийству: лучше - если оно человека пугает и хуже, если он к имеющимся у него подобным мыслям относится спокойно; · стоит узнать не было ли в недалёком прошлом (несколько дней, несколько недель назад) таких мыслей (пациент скорее признается о наличии таких мыслей в прошлом, чем в настоящем) и соотносить его состояние в прошлом и настоящем. Самоубийство не способ решения своих проблем, психически здоровый человек не должен прибегать к этому, чаще это характерно для лиц с психопатическими чертами характера, алкоголизмом и в большинстве случаев целесообразна консультация психиатра. Эффективны телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся, в том числе, в учебных заведениях. Можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству. Источник: В.В.Деларю Психология отклоняющегося поведения |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |