На главную Лекции и практикум по психологии Психология управления Специфика организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Специфика организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Лекции и практикум по психологии - Психология управления
Индекс материала
Специфика организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Основные требования к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Технологии в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
Все страницы

Особенности профессиональной деятельности психолого-педагогического направления

Особенности профессиональной деятельности педагога- психолога обусловлены прежде всего основной целью вида его профессиональной деятельности. Формулировка этой цели была приведена в параграфе 1.1. Считаем важным продублировать ее и в этом параграфе.


Цель профессиональной деятельности педагога- психолога является:


1) «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в организациях общего, профессионального и дополнительного образования;
2) оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» [40].


Специфика организации профессиональной деятельности педагога-психолога также обусловлена стоящими перед ним профессиональными задачами. В литературе отмечается, что педагог-психолог имеет двойное подчинение: по профессиональной линии он подчиняется методическому центру районной психологической службы, а по административной - директору образовательной организации, в психологической службе которой работает [42]. Такое двойное подчинение определяет особенности организации педагогом-психологом своей профессиональной деятельности, успешность которой во многом зависит не только от его профессионализма, но и от уровня развития его профессионально важных и личностных качеств, уровня развития психологической культуры, умения взаимодействовать и устанавливать конструктивные взаимоотношения с администрацией образовательной организации, педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями, а также с другими специалистами, занимающимися проблемами развития, обучения и воспитания обучающихся.


В соответствии с этим возможна реализация следующих профессиональных задач в деятельности педагога- психолога:
- раскрывать и развивать индивидуальные особенности, индивидуальные возможности и способности обучающегося и воспитанника на каждом возрастном этапе развития личности;
- отслеживать динамику развития обучающихся и воспитанников для своевременного выявления проблем в развитии;
- создавать благоприятный психологический климат для личностного развития и эмоционального состояния каждого обучающегося и воспитанника;
- создавать психолого-педагогические условия для благоприятной адаптации обучающихся при поступлении в первый класс, при переходе из четвертого в пятый класс, на этапе выбора профильной направленности в процессе непрерывного образования;
- создавать ситуацию успеха не только в учебной деятельности, но и в наиболее значимой деятельности обучающегося;
- развивать у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- проводить профилактику и выявлять причины различных психологических отклонений и нарушений личностного и социального развития обучающихся и воспитанников;
- оказывать своевременную психологическую и педагогическую поддержку как обучающимся и воспитанникам, так и их родителям в решении проблем, связанных с образованием, отклонениями в поведении или развитии;
- организовывать коррекционную или развивающую работу с обучающимися и воспитанниками, которые имеют нарушения психического развития или испытывают проблемы в развитии и обучении;
- организовывать эффективное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса;
- осуществлять диагностическую работу, необходимую для изучения субъектов образовательного процесса;
- выстраивать межличностные отношения и работать в группе с представителями различных культур;
- применять психолого-педагогические знания и знание нормативных правовых актов в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений;
- участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий с целью определения соответствия их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся и воспитанников;
- приобщать участников образовательного процесса к психологической культуре;
- обеспечивать деятельность педагогических работников образовательных организаций научно-методическими материалами в области психологии.
Особенности профессиональной деятельности психолого-педагогического направления раскрываются через основные направления деятельности педагога-психолога. Краткое содержание этих направлений было представлено в предыдущем параграфе. Поэтому остановимся на особенностях различных моделей организации профессиональной деятельности педагога-психолога, которые отражают специфику его деятельности.
Существуют разнообразные модели организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления [25]. В качестве примера рассмотрим несколько моделей профессиональной деятельности педагога-психолога.
Согласно Концепции психологической службы образования, существует пять моделей работы педагога- психолога.
Первая модель характеризуется направленностью на реализацию психологического консультирования по запросам обучающихся, их законных представителей и педагогов образовательной организации.
Вторая модель отличается преобладанием в деятельности педагога-психолога диагностического направления: посещение и анализ учебных занятий по запросам администрации и педагогов образовательной организации.
Третья модель включает выше указанные направления работы педагога-психолога из первой и второй модели. Наряду с ними деятельность педагога-психолога предусматривает реализацию коррекционного направления, основными формами которого являются семинар и тренинги с участниками образовательного процесса.
Четвертая модель представляет организацию работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса, целью которого является развитие личности каждого участника образовательного процесса.
Пятая модель характеризуется направленностью деятельности педагога-психолога на организацию научных исследований, объектом которых является образовательный процесс.
Е.И. Изотова предлагает схематическую модель профессиональной деятельности педагога-психолога, которая состоит из теоретического содержания, прикладных средств и технологий ее реализации [25]. По мнению психолога, вариативность предлагаемой ею модели обеспечивается опорой на существующие психологические концепции (психоаналитическая концепция З. Фрейда, А. Фрейд, М. Клейн; концепция социального научения А. Бандура и Д. Роттер, когнитивистская концепция Дж. Сперлинга, Ж. Пиаже, Дж. Брунера, концепция деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и т.п.), выбор которых определяет стратегию поведения педагога-психолога в профессиональной деятельности. Более подробная характеристика модели представлена в учебном пособии Е.И. Изотовой [25].
Е.Г. Кузьмина считает, что вариативность основных направлений профессиональной деятельности педагога- психолога обусловливает появление различных моделей профессиональной деятельности педагога-психолога. В соответствии с этим определяется несколько моделей профессиональной деятельности педагога-психолога, которые отражают специфичность его деятельности.
Первая модель определяет основные направления деятельности педагога-психолога на «территории» своего кабинета. Доминирующим направлением педагога-психолога при таких условиях является консультирование.
Вторая модель предполагает наряду с консультированием проведение диагностики обучающихся по запросам администрации образовательного организации и отдельных педагогов, а также посещение учебных занятий по просьбе педагогов с целью составления рекомендаций по работе с конкретными обучающимися.
Третья модель включает проведение обучающих семинаров и тренингов с субъектами образовательного процесса, в ходе которых педагог-психолог развивает у учащихся социальные умения, рассматривает проблемы, характерные для учащихся определенного возраста, определяет средства, позволяющие успешно справиться с проблемами, проводит предупреждающие мероприятия.
Четвертая модель предусматривает работу с педагогическим коллективом и администрацией образовательной организации с целью формирования целостной педагогической позиции, а также психологического сопровождения образовательного процесса.
Пятая модель направлена на реализацию основных направлений, указанных в четвертой модели, объектом которой становится образовательный процесс.
По мнению О.В. Хухлаевой, множество моделей профессиональной деятельности предоставляет педагогу- психологу возможность выбирать ту модель, которая не только отвечает потребностям образовательной организации, но и позволяет реализовать свой индивидуальный стиль деятельности [53]. Модель организации профессиональной деятельности О.В. Хухлаева представляет в виде пирамиды, где нижний ярус - максимальное количество возможных видов деятельности, которые определяются структурой психологической службы и профессиональной подготовкой педагога-психолога. Средний ярус представляют те виды деятельности педагога-психолога, которые связаны со спецификой конкретной образовательной организации и ее потребностью в определенных услугах. Верхний ярус модели - деятельность, которая определяется с учетом временных и физических ресурсов педагога-
психолога, количества учащихся, с которым ему придется работать, его личной профессиональной подготовкой.
По мнению М.Р. Битяновой, модель организации деятельности педагога-психолога нужно рассматривать как «отражение определенной системы теоретических представлений о целях, задачах и содержании деятельности» психолога в сфере образования [5]. Особенностью модели, предлагаемой ею, является направленность не на объект, а на взаимодействие с объектами.
Основными формами взаимодействия в ее модели являются такие, как психолого-педагогический консилиум, групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума, «круглые столы» по итогам педагогической сопровождающей работы в определенной параллели, индивидуальные консультации по единичным запросам, методические семинары с педагогами- предметниками и классными руководителями, просветительские психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива, направленные на повышение их профессионального уровня.
Основными направлениями в деятельности педаго- га-психолога по указанной модели являются: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, организация и проведение психолого-педагогического консилиума.
С учетом основных форм и направлений деятельности психолога М.Р. Битянова выделяет следующие модели поведения педагога-психолога: консультант, методист, куратор, преподаватель.
Целью деятельности педагога-психолога по модели консультант является сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной организации.
Целью деятельности педагога-психолога по модели методист является участие в проектировании и реализации развивающей среды в соответствии с образовательной программой образовательной организации.
Целью деятельности педагога-психолога по модели куратор является комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и коллективов в образовательном процессе.
Целью деятельности педагога-психолога по модели преподаватель является ознакомление с теориями и закономерностями психического развития обучающихся, психологическое просвещение субъектов образовательного процесса и формирование психологической культуры.
Более подробную информацию о моделях деятельности педагога-психолога, предлагаемых М.Р. Битяновой, можно найти в соответствующей литературе [5].
По мнению Р.В. Овчаровой, основу организации модели профессиональной деятельности педагога-психолога составляют базовые категории психологии: деятельность, общение и личность [35]. В соответствии с ними предлагаемая Р.В. Овчаровой модель состоит из следующих этапов: мотивационно-ориентировочного, исполнительского и контрольно-оценочного. На первом этапе происходит формулировка целей и задач, на втором - подбор необходимых средств для реализации профессиональной деятельности, на третьем - анализ и оценивание результатов действий. Как считает Р.В. Овчарова, предлагаемая модель может быть ориентиром, на основе которого возможно формирование индивидуального стиля деятельности пе- дагога-психолога. Более подробное описание особенностей работы педагога-психолога по указанной модели можно найти в соответствующей литературе [36].
Таким образом, различные модели профессиональной деятельности педагога-психолога позволяют получить общее представление о специфике и разнообразии профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. В современных условиях вариативность моделей профессиональной деятельности предоставляет возможность педагогу-психологу организовать профессиональную деятельность в соответствии с его профессиональной подготовкой, профессиональным опытом и профессионально важными качествами.
Следует отметить, что выбор педагогом-психологом определенной модели организации профессиональной деятельности обусловлен как объективными факторами, так и субъективными факторами.


К объективным факторам можно отнести следующие:
1) специфику образовательной организации, в которой работает педагог-психолог (цели, задачи, структуру образовательной организации, циклограмму деятельности педагога-психолога, содержание образовательных программ, особенности педагогического коллектива, сложившиеся традиции, материально-техническое обеспечение, состав психологической службы и основные направления ее деятельности);
2) запрос субъектов образовательного процесса: родителей, их законных представителей, администрации и педагогов образовательной организации;
3) возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их возрастной состав, его общее количество;
4) проблемную ситуацию, требующую участия педа- гога-психолога в ее разрешении.


К субъективным факторам можно отнести следующие:
1) профессиональную позицию педагога-психолога;
2) уровень развития профессиональной компетентности педагога-психолога;
3) профессиональную подготовкой педагога- психолога, в частности направленность базового высшего образования;
4) опыт работы в сфере образования;
5) уровень профессиональной и личностной культуры педагога-психолога, профессионально важные качества;
6) индивидуальный стиль деятельности.


Особенности организации профессиональной деятельности педагога-психолога определяются возрастной категорией обучающихся. Так, педагогу-психологу необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и в соответствии с ними выстраивать свою профессиональную деятельность.
Как отмечает И.В. Дубровина, «ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода» [39]. Важным в этом направлении, по мнению И.В. Дубровиной, является знание о: динамике возрастного развития ребенка, психологических закономерностях его самопознания, самовоспитания обучающегося и основных трудностях возрастного периода [35]. В связи с этим дадим краткую характеристику возрастных особенностей обучающихся на определенных этапах психического развития, которые и определяют специфику работы педагога-психолога.
Отметим, что возрастные особенности детей дошкольного возраста рассматриваются в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, М.Н. Микляевой, П.П. Болонского, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина и др.


Прежде всего рассмотрим особенности дошкольного возраста.


Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет.


Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - это игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра). Именно через игру дошкольник начинает познавать мир взрослых. В игровой деятельности он моделирует отношения между людьми, примеряя на себя социальные роли, копирует поведение взрослых и учится вести себя как взрослый.
В процессе игровой деятельности происходит личностное развитие дошкольника. Он овладевает предметной деятельностью, начальными навыками общения, готовится к овладению учебными действиями. Игровая деятельность способствует возникновению нового социального мотива - желание заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью [42].
Возрастными особенностями дошкольников являются эмоциональность, зависимость от взрослого, подражательность, высокая восприимчивость, непроизвольное внимание, низкий уровень развития самоконтроля, неумение управлять своим поведением, активное развитие речи, интенсивное развитие наглядно-образного мышления, развитие продуктивных видов деятельности (таких как рисование, лепка, конструирование, развитие навыков самообслуживания). Именно в дошкольном возрасте происходит быстрый рост и физическое развитие ребенка, развитие координации его движений, крупной и мелкой моторики руки [42].
Дошкольный возраст характеризуется возникновением так называемого «кризиса трех лет», основными симптомами которого, по мнению Л.С. Выготского, являются:
1) негативизм (отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого);
2) упрямство (ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал);
3) строптивость (стремлением настоять на собственном желании);
4) своеволие (ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения).
Психические новообразования детей дошкольного школьного возраста: произвольность поведения, готовность к начальному обучению, потребность в общественно-значимой деятельности, соподчинение мотивов (изменение и развитие мотивационной сферы, переход от неосознанных желаний к их осознанию), усвоение нравственных норм, способность к обобщению переживаний, переход от наглядно-действенного мышления к нагляднообразному.
Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных с конкретной действительностью.
С учетом возрастных особенностей дошкольников и их психических новообразований работа педагога- психолога в дошкольной образовательной организации должна быть направлена прежде всего на создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста, в частности на сопровождение адаптации дошкольников к дошкольной образовательной организации, подготовку дошкольников к обучению в образовательной организации, развитие психических процессов.
Вместе с тем в литературе отмечаются возможные трудности дошкольного возраста, большая часть которых является отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания [42]. Наиболее частыми трудностями этого возраста являются следующие: проявление физической и вербальной агрессии в силу незрелости системы и несформированности умений к самовыражению, проявление гиперактивности или вспыльчивости, замедление темпа психического развития ребенка и др. В связи с этим работа педагога-психолога должна предполагать не только коррекцию поведения дошкольника, его эмоционально-волевой сферы, задержки психического развития и аффективного поведения, но и работу с родителями (законными представителями) с целью коррекции межличностных и детско-родительских отношений.
С учетом возможных проблем в обучении и воспитании дошкольников и с целью предупреждения отклонений в их психическом развитии и поведении, педагог- психолог составляет список проблем, которые могут стать основными направлениями просветительской работы. Приведем возможные темы психологического просвещения педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации: «Адаптация детей к детскому саду», «Почему дети ябедничают?», «Развитие навыков самообслуживания», «Режим дня дошкольника», «Упрямство детей дошкольного возраста», «Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста», «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста», «Развитие познавательных процессов у дошкольников», «Организация игровых занятия дома», «Особенности психического развития дошкольников», «Подготовка к школе».
По мнению И.В. Дубровиной, особенность работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организации заключается в реализации им основных функций. Так, функции педагога-психолога не отделены от функций воспитателя. Поскольку образовательные программы для дошкольников направлены в первую очередь на социальное, познавательное, эмоциональное и нравственное развитие детей, поэтому практически все виды деятельности педагога-психолога пересекаются с профессиональной деятельностью воспитателя [42]. Работа педагога-психолога в средней образовательной организации имеет свои особенности, которые отличают ее от деятельности педагога-психолога в дошкольной образовательной организации. Так, функции педагога-психолога четко отделены от функций учителя, отвечающего за усвоение обучающимися образовательной программы.
Дадим краткую характеристику обучающихся младшего школьного возраста.
Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста являются предметом исследования таких ученых, как Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.


Младший школьный возраст охватывает период от 7 до 10 (11) лет.


Ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста - учебная деятельность.
Особенностями развития младших школьников являются: дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие, развитие произвольности познавательной деятельности, повышение уровня развития нагляднообразного мышления, сформированность учебных действий (умение выделять учебную задачу, сформирован- ность внутреннего плана умственных действий и умение выполнять учебные задания), развитие речи, принятие и соблюдение этических норм и правил поведения, произвольная регуляция поведения, способность к ответственному поведению, устойчивое эмоциональное состояние, устойчивая адекватная самооценка [5; 6]. Поскольку наиболее важные отделы головного мозга человека, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, то именно поэтому младшие школьники легко отвлекаются,
не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, появляется нарочитость, ребенок начинает манерничать, капризничать, наряду с этим ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать сам себя (характеризуется в психологии как проявление «кризиса семи лет»).
Основные признаки проявления этого кризиса:
1) потеря непосредственности (действия детей младшего школьного возраста приобретают осмысленность и значимость для самого ребенка);
2) манерничанье (появление тайн, нарочито взрослая деятельность);
3) симптом «горькой конфеты» (появление осознания незаслуженной похвалы или награды, умение проанализировать свои действия или поступки).
Психические новообразования детей младшего школьного возраста - это качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, рефлексия, анализ, внутренний план действий, развитие навыков самоконтроля, переход от нагляднообразному к словесно-логическому мышлению.
Таким образом, младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, которые начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.
В литературе отмечаются возможные трудности детей младшего школьного возраста, связанные со слабой учебной мотивацией, отрицательным отношением к учению, низким уровнем произвольности, несформированностью способов учебной работы, гиперактивностью, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожностью, а также с индивидуальными особенностями развития детей (например, леворукостью, минимальными мозговыми дисфункциями, нарушением эмоционально-волевой сферой и др.).
С учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и их психических новообразований, а также возможных трудностей в развитии ребенка, работа педагога-психолога должна быть направлена прежде всего на создание благоприятных условий для психического и психологического здоровья младших школьников, сопровождение адаптации первоклассников, развитие интеллектуальных процессов, решение индивидуальных проблем обучающихся, связанных с адаптацией к первому классу, несформированностью навыков учебной деятельности, со школьной неуспеваемостью, межличностными отношениями в коллективе сверстников.
С учетом возможных проблем в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста темами психологического просвещения педагогов и родителей обучающихся могут быть следующие: «Адаптация первоклассников к школе», «Дети и компьютер», «Особенности психического развития первоклассников», «Как помочь ребенку стать читателем?», «Как помочь ребенку учиться?», «Как готовить домашнее задание?», «Психологическая готовность к переходу в среднюю школу», «Подготовка к экзаменам», «Развитие положительной мотивации к обучению».
Дадим краткую характеристику обучающихся младшего и старшего подросткового возраста.


Младший подростковый возраст охватывает период от 11 (12) до 13 (14) лет.


Ведущим видом деятельности детей младшего подросткового возраста является интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности. В этом возрасте закрепляются первые навыки трудовой деятельности. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Впервые младшие подростки начинают задумываться о будущей профессии.
Психическими новообразованиями детей младшего подросткового возраста являются: чувство взрослости, потребность в самоуважении, критическое отношение к окружающим, стремление к самостоятельности, романтические отношения со сверстниками другого пола.
Подростковый возраст характеризуется возникновением так называемого «подросткового кризиса» (13 лет). В литературе описаны два основных пути протекания подросткового кризиса: кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности) и кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения).


Старший подростковый возраст охватывает период от 14 (15) до 17 (18) лет.


Ведущим видом деятельности детей старшего подросткового возраста является учебно-профессиональная деятельность.
Психическими новообразованиями детей старшего подросткового возраста являются: профессиональное и личностное самоопределение, новый уровень развития самосознания, формирование мировоззрения, потребность в самовоспитании.
Особенностями развития подростков являются избирательная познавательная активность в соответствии с учебными интересами, самостоятельное планирование различных видов учебной и внеучебной деятельности, использование в обучении формальных логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение), сформированность важнейших учебных действий (выделение существенных признаков изучаемых понятий, оперирование всей системой данных учебной задачи, ориентация на всю систему требований учебной задачи), способность к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы, богатый словарный запас, способность к ответственному поведению, эмоционально-положительное восприятие подростком системы своих отношений с педагогами и воспитателям, позитивная Я-концепция, устойчивая адекватная самооценка, ориентация на будущее, субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций, стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, ориентация на будущее, мотивационная избирательность интересов, обусловленная выбором профессии [5].
Таким образом, подростковый возраст характеризуется дальнейшим развитием познавательных процессов, становлением избирательности, целенаправленности восприятия, дальнейшим развитием устойчивого и произвольного внимания, развитием логической памяти и формированием абстрактного и теоретического мышления.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подросткового возраста работа педагога-психолога должна быть направлена в первую очередь на сопровождение адаптации пятиклассников, развитие психических процессов обучающихся и их интеллектуального развития, сопровождение адаптации обучающихся в профильных классах, развитие межличностных отношений, профильную подготовку, коррекцию тревожности в период адаптации и прохождения промежуточной и итоговой аттестации (в форме основного государственного экзамена для девятиклассников - ОГЭ или государственного выпускного экзамена для учащихся одиннадцатых классов - ЕГЭ).
С учетом возможных проблем в обучении и воспитании подростков возможны следующие темы психологического просвещения педагогов и родителей: «Особенности психического развития подростков», «Выбор профиля обучения», «Профессиональное самоопределение», «Подготовка к сдаче экзаменов», «Как справляться с различными стрессовыми ситуациями», «Как управлять своим поведением», «Приемы саморегуляции при подготовке к ЕГЭ», «Профилактика игровой и компьютерной зависимости».
Профессиональная деятельность педагога-психолога связана с сопровождением обучающихся высшего образования, поэтому дадим краткую характеристику обучающихся на этапе студенческого возраста.


Юношеский возраст охватывает период от 18 до 25 лет.


Ведущим видом деятельности студентов является профессиональная деятельность.
Психическими новообразованиями студентов являются: профессиональная направленность, сформированность устойчивого отношения к будущей профессии.
Возрастными особенностями студентов являются высокий образовательный уровень, наиболее активная познавательная деятельность, высокий уровень познавательной мотивации, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
С учетом возрастных особенностей студентов работа педагога-психолога в высшей образовательной организации может быть направлена на сопровождение адаптации первокурсников, развитие их профессиональной мотивации, развитие межличностных отношений, снижение уровня тревожности в период экзаменационной сессии, сопровождение научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, каждый возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущим видом деятельности, психическими новообразованиями. Знание возрастных особенностей обучающихся позволит педагогу-психологу подбирать адекватные их уровню развития методы и средства обучения, воспитания и коррекции с целью предупреждения возникновения определенных трудностей или возможных отклонений в психическом развитии обучающихся, а также оказывать своевременную помощь в кризисные периоды и в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
Сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:
1. Особенностями профессиональной деятельности психолога образования являются направленность его деятельности на психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном процессе и оказание психологической и педагогической помощи в решении проблем, связанных с поведением, деятельностью, психическим развитием и развитием личности;
2. Особенности организации профессиональной деятельности педагога-психолога обусловлены уровнем его профессиональной подготовки, профессиональными задачами, возможными запросами субъектов образовательного процесса, возрастными особенностями обучающихся и спецификой образовательной организации;
3. Педагогу-психологу предоставляется возможность проявлять индивидуальный стиль деятельности, варьируя содержание профессиональной деятельности и реализуя ту модель, которая позволит качественно и успешно решить поставленные профессиональные задачи;
4. Рассмотренные модели организации деятельности педагога-психолога являются примерным ориентиром, выбор которых осуществляется с учетом требований, предъявляемых к профессии педагога-психолога, что будет рассмотрено в следующем параграфе.


Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите особенности профессиональной деятельности педагога-психолога.
2. Раскройте особенности профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации.
3. Перечислите особенности профессиональной деятельности педагога-психолога по сопровождению процесса адаптации первоклассников.
4. Определите структуру модели профессиональной деятельности педагога-психолога.
5. Чем обусловлены различия в содержании профессиональной деятельности педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в организациях дошкольного, основного и высшего образования?

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.