Целью социально-педагогической службы является содействие полноценному личностному развитию ребенка, социализации и профессиональному сопровождению учащихся. В таком содействии в той или иной степени нуждаются все дети, но есть особые категории, которым необходимо уделять большее внимание. В данном случае речь идет о детях с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).
Социально-педагогическая служба должна направлять усилия на:
организацию своевременной комплексной помощи детям с ОПФР, на формирование эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе, на предупреждение семейного неблагополучия, на формирование правовой культуры. Следует понимать, что дети с ОПФР – это дети не с нарушенным развитием, а дети, которые требуют организации особых условий и средств воспитания и обучения. Но в рамках данного понятия следует разграничивать различные категории детей. К наиболее благоприятным категориям относятся дети с нарушениями речи (ОНР, дислалия, заикание, дизартрия) и трудностями в обучении. Особое внимание социальные педагоги должны уделять детям с нарушениями умственного развития, с нарушениями поведения, коммуникативной сферы общения, эмоционально-волевой сферы. Дети с интеллектуальной недостаточностью подвержены влиянию других людей в силу низкой критичности мышления и незрелости эмоционально-волевой сферы. Они чаще всего неадекватно оценивают отношение к ним чужих людей и порой могут быть втянуты в преступление, не осознавая своих поступков и не отдавая отчета своим действиям. Эти дети могут стать жертвами психического и физического насилия. Под влиянием неблагоприятной среды и условий проживания эти дети значительно сильнее подвержены риску формирования асоциального поведения, вредных привычек. Семьи, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью, характеризуются тем, что чаще всего это неполные семьи, а также родители могут иметь интеллектуальную недостаточность либо другие психические нарушения (шизофрения, психопатия и др.). Семьи могут быть и благополучные, но следует обратить внимание социального педагога, на воспитание ребенка в семье и отношение родителей к ребенку. В таких семьях родители часто отказываются принимать ребенка таким, какой он есть и предъявляют к нему завышенные требования, что усугубляет условия, влияющие на формирование и становление личности ребенка. Имеют место и случаи, когда родители слишком опекают ребенка и не дают возможности ему проявить самостоятельность даже в тех сферах деятельности, которая им доступна. Так как, социально-психологическая служба ведет выявление и учет детей с ОПФР, то социальные педагоги должны владеть информацией о том, какие дети нуждаются в помощи, оказывается ли им помощь и какие специалисты могут ее оказать. Система специальных школьных учреждений за последние годы стала более разнообразной и дифференцированной. Дети с ОПФР могут получать помощь: в специальных классах, в интегрированных группах, классах, путем организации обучения на дому, на ПКПП, в ЦКРОиР путем консультаций или посещения коррекционных занятий, в специальных школах-интернатах (школах). Сеть специальных учреждений позволила включить в образовательное поле детей, которые не могут посещать занятия в школе (дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, с аутизмом). Если социальный педагог обнаруживает ребенка, нуждающегося в организации особых условиях обучения и воспитания самостоятельно, по рекомендациям педагогов или по просьбе родителей, то он дает рекомендации о том, где ребенок может получить консультацию по существующей проблеме либо направляет ребенка на ПМПК. Социальный педагог обязан владеть информацией о том, какую документацию необходимо собрать для прохождения ПМПК, и поставить родителей в известность, в какое время они могут пройти обследование. Если ребенок направляется на консультацию, то социальный педагог должен ориентировать, к какому специалисту лучше ребенка направить (психологу, логопеду, олигофренопедагогу, тифлопедагогу, сурдопедагогу, невропатологу, психиатру). Существует и такая проблема, как нежелание родителей видеть в своем ребенке недостатки. Многие ссылаются, что у них в детстве были те же проблемы, но они их «переросли». Социальному педагогу важно уметь аргументировано объяснить важность оказания своевременной помощи ребенку, которая не навредит ему, а лишь создаст условия для преодоления трудностей и дальнейшего развития всех сфер деятельности и личности ребенка. Коррекционно-образовательный процесс на ПКПП, в ЦКРОиР начинается с начала учебного года. Для зачисления детей с ОПФР на занятия родители должны заранее записаться к специалисту, пройти ПМПК. Роль социального педагога - информировать родителей о сроках деятельности коррекционно-педагогических служб. Но не следует строить предположения о том, какой период времени понадобиться ребенку для исправления или коррекции нарушения развития.
Социальный педагог – связующее звено между психологами, дефектологами, педагогами, семьей, органами опеки и попечительства, органами охраны детства, инспекцией по делам несовершеннолетних и др. Социальная психолого-педагогическая служба устанавливает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников и их семьи на посещение названных учреждений (п.14) |