На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Учебно-методическое пособие по дисциплине «Семьеведение»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Семьеведение»
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Семьеведение»
Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты, материнства и детства
Раздел II. Содержание семинарских занятий
Все страницы

Министерство Образования и науки Российской Федерации Федеральное Агентство по Образованию
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
«Тольяттинская Государственная Академия сервиса»
Кафедра «Социальные технологии»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел I. Теоретико-методологические основы семьеведения
Раздел П. Содержание семинарских занятий
Раздел III. Содержание индивидуальной работы Учебно-методические материалы


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Семьеведение»
для студентов специальности 350500 «Социальная работа»
Составитель: Н.Я. Иванова
Тольятти 2004
ВВЕДЕНИЕ
В наше время время коренных общественных перемен отношение к семье крайне противоречивое: диапазон мнений простирается от разговоров о семье как пережитке традиционного общества до самой высокой ее оценки как главной жизненной ценности человека. «Семья ... является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, братской близости, душевного сострадания и сопереживания, пишут А.И. Антонов и С.А. Сорокин, авторы капитального труда «Судьба семьи в России XXI века» (М., 2000). Семейное влияние на становление личности, на качество межличностных взаимоотношений огромно. Это свойство семьи давно общепризнанно...» [4, 5]. Свою книгу ученые рассматривают как «сигнал бедствия», как попытку прокричать о катастрофе, разворачивающейся в обществе, но остающейся невидимой для подавляющего числа людей.
Трудно разделить эту крайне пессимистическую точку зрения на состояние семьи в начале XXI века. И в обществе, и в семье идут фундаментальные перемены, но эти перемены нельзя рассматривать как гибель семьи. Рождаются новые типы семейных отношений (супружеская семья, приемная семья, гражданский брак и др.), новые образцы семьи, но семья как таковая не исчезает; она остается. И надо научиться принимать эти изменения.
Курс «Семьеведение» и нацелен на то, чтобы познакомить будущего специалиста по социальной работе с состоянием института семьи и ее новейшими концепциями, дать понимание того, откуда и куда движется семья, как следует понимать так называемый «кризис» современной семьи, осмыслить ее будущее. Существенной частью курса является изучение основных направлений социальной работы с семьей и ее новейших технологий; анализ нормативноправовой базы функционирования семьи, ее тендерных проблем.
Изучение «Семьеведения» рассчитано не только на прослушивание студентами курса лекций, но и на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы по курсу, список которой приводится в данном учебнометодическом пособии. В качестве учебников могут быть использованы следующие пособия: Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие / Под ред. Л.Т. Шинелевой. М., 1997; Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пособие. М., 1996; Психология семьи. Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды работ Специальность: 350500 социальная работа квалификация: специалист
Всего часов, в том числе: 135
Лекции 32
Практические занятия 14
Самостоятельная работа 89
Формы контроля
Экзамен 3 семестр

Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЬЕВЕДЕНИЯ
Предмет семьеведения
Семья предмет пристального внимания ученых, политиков и широкой общественности. Это не случайно. Она является одной из фундаментальных форм жизни отдельного человека и общества. Семью изучают многие науки: философия, социология, психология, педагогика, культурология, этнография, история и др. На их базе в современных условиях складывается комплексная дисциплина семьеведение, исследующее семью как особое социальное явление, ее историю, внутреннюю структуру, внешние (общественные) функции, место в жизни отдельного человека, современное состояние и пути дальнейшего развития.
Семья едина и многолика. Это целый микрокосмос, в котором можно найти все грани человеческой жизни. Поэтому определений семьи много, и каждое из таких определений выражает какойто отдельный аспект (или аспекты) семейной жизни. Семью определяют как первичную социальную общность, и здесь она совпадает с родом, родовой жизнью человека, необходимостью ее продолжения. Непрерывная смена поколений и образует родовую жизнь человека. Связь семейных традиций и родовой жизни органична.
Для социологии семья это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малая группа, члены которой связаны брачными или родственными связями, общностью хозяйства, быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве человека (А.Г. Харчев).
Близкое по духу определение семьи дают А.И. Антонов и В.М. Медков: «Семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства, родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [3, бб].
По мнению данных авторов, лишь наличие триединого отношения «супружества родительства родства» позволяет говорить о создании семьи в строгом смысле слова. Выпадение одного или двух из названных отношений говорит о превращении семьи в семейную группу (по причине взросления и отделения детей, распада семьи изза болезни, смерти ее членов, изза развода или других видов семейной дезорганизации). Семья может также выступать семейной группой на стадии
своего становления (молодая семья, не имеющая детей). Однако эта точка зрения оспаривается.
С точки зрения А.И. Антонова, В.М. Медкова и др., поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной организации рождения и социализации детей (это не исключает личную мотивированность индивидов к семейному образу жизни). СИ. Голод называет этот подход к семье «детоцентристским», в котором в центре семьи поставлены отношения «родители дети», а высшим назначением семьи признаны рождение и воспитание детей. Но есть иная точка зрения на семью (СИ. Голод и др.), которая главными в семье считает отношения супругов, союз мужчины и женщины для их личностной самореализации и творчества. Данная позиция подчеркивает самоценность семьи как творческого союза мужчины и женщины. Здесь семья служит не внешним для нее целям целям общества, продолжения жизни рода, но внутренним (установка на развитие личности супругов, моментом которого выступают материнство и отцовство). Такую семью СИ. Голод называет «супружеской», и следует с ним согласиться в том, что «супружеский» тип семьи является более развитым типом семьи, чем «детоцентристская» семья, а общая историческая тенденция развития современной семьи есть движение ее от «дето центристе кой» к «супружеской» семье [8].
Но представляется, что «супружеская» семья есть нечто большее, чем очередной новый тип «земной» семьи. «Супружеская семья» андрогинный (космический) союз мужчины с женщиной для их адекватного сотворчества и саморазвития. Одним из значимых аспектов этого творческого союза будет являться деторождение и воспитание детей, осмысленные также в космическом ключе как выведение душ в мир.
Итак, еще одно определение семьи: семья андрогинный (космический) союз женщины и мужчины (андрогин мужедева подлинно целостный, космический человек).
Семья имеет определенную пространственную локализацию жилище, дом и экономическую основу собственность, а также общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.
В контексте социологии семья это социальный институт. Социальным институтом в социологии называют совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения социальных потребностей. Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями, а роль это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.
В целом проблемы сущности семьи как социального явления продолжают оставаться дискуссионными, открытыми для новых интерпретаций.


Функции семьи
Когда социологи ведут речь о функциях семьи, они имеют в виду общественные результаты жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других социальных институтов.
Социологи А. И. Антонов и В.М. Медков функции семьи делят на специфические и неспецифические. По их мнению, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
К специфическим функциям Антонов и Медков относят рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), которые остаются при всех изменениях общества, хотя характер связей между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата в семье духовной атмосферы, способствующей деятельному образу жизни членов семьи. Заметим, такая дифференциация функций в семье отражает «детоцентристские» позиции авторов классификации.
Иную классификацию функций семьи можно найти в учебном пособии «Феминология. Семьеведение» под ред. проф. Л.Т. Шинелевой. Здесь указывается, что функции семьи можно рассматривать как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной общности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социальноэкономическими условиями, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. В данном учебном пособии приводятся основные типы функций современной семьи в их отношении к обществу и личности (напр.: репродуктивная функция: общественное назначение «биологическое воспроизводство общества», личное удовлетворение потребностей в детях и т.д.).
К числу основных функций семьи отнесены: репродуктивная, воспитательная, хозяйственнобытовая, экономическая, социальностатусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная функции и функции
духовного общения и первичного социального контроля. В своей массе данные функции возлагаются на женщину.
Как подчеркивает Л.Т. Шинелева, «многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управлением социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей» [40, 148]. Однако вряд ли подобный механизм можно создать, ибо весь уклад жизни «рыночного» (капиталистического) общества предполагает сохранение в семье неравенства семейных прав и обязанностей мужчины и женщины.
Исторические этапы развития семьи
Основанием для многих периодизаций исторического развития семьи служит периодизация исторического развития общества. Здесь исторический тип семьи определяется конкретноисторическим типом общества: первобытная семья, античная семья, буржуазная семья и т.п. Но есть иные периодизации, в которых исторические этапы развития семьи связывают с возможностями осуществления внутренних отношений в семье. Так, в работе «Семья и брак: историкосоциологический анализ» СИ. Голод пишет: «Я склонен рассматривать семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. Доминирование одного из названных отношений и его характер (от крайней формы половозрастной зависимости до соответствующей автономии) могут служить критериями, определяющими исторический этап эволюции моногамии» [8, 91]. Исходя из этой логики, СИ. Голодом и были смоделированы следующие исторические типы семьи: патриархальный, или традиционный, детоцентристский, или современный, и супружеский, или постсовременный. В настоящее время, подчеркивает автор, все эти виды функционируют параллельно, образуя широкий спектр типов семьи. По Голоду, наиболее архаичный тип семьи патриархальный: главные в семье кровнородственные отношения и явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Власть мужа в семье определяется сосредоточением в его руках экономических ресурсов, собственности и принятием основных решений. В связи с этим происходит и жесткое закрепление половых ролей в семье.
Детоцентристская семья явление индустриального (буржуазного) общества. Здесь дети становятся главным смыслом семьи, жизни родителей. На их воспитание и обучение тратятся основные материальные и духовные ресурсы семьи. Возможности для самореализации супругов ограниченные, особенно для женщины. Женщина видится в основном как домохозяйка, занятая повседневным обслуживанием мужа и детей, или «второсортной» наемной силой на работе. Проблема «работадом» для женщины остается неразрешимым противоречием семейной жизни. Отсюда детоцентристская семья неуклонно движется к своему кризису, а на историческую арену выходит супружеская семья.
Супружеская семья, по Голоду, семья будущего. Этот тип семьи утверждается уже сейчас. В супружеской семье главным является творческий союз мужчины и женщины, нацеленный на самореализацию каждого из них. Репродуктивная деятельность супругов только момент жизни этого творческого союза, важный, но не исчерпывающий всего его содержания. В целом проблемы исторической периодизации и тенденций развития семьи остаются дискуссионными, открытыми для новых гипотез и концепций.
Брак и семья
Семью создают отношения между супругами, а также отношения между родителями и детьми. Легитимным (общественным, узаконенным) признанием этих отношений является брак. Брак исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям, своему потомству. Иными словами, брак это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития как самой семьи, так и общества.
Как пишет СИ. Голод, одно из событий, радикально повлиявших на изменение качества семейных отношений, это автономизация брачности, сексуальности и прокреации (от лат. procreatio рождение, произведение на свет). Изменения в данной сфере уже нельзя понимать однозначно, как отклонение от нормы. Они должны рассматриваться скорее как признак существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи. Таковы тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности, характерные для индустриально развитых стран. К числу подобных явлений можно отнести и массовое распространение добрачной практики сексуального поведения
молодежи, по своим мотивам непосредственно не связанною ни с прокреативными, ни с брачными интересами [8, 5051].
Одно из следствий этой тенденции рост доли добрачных зачатий нередко единственного ребенка. Часть этих зачатий приводит к браку и, вероятно, не сказывается негативно ни на супружестве, ни на родительстве. Другая часть порождает «материнские» семьи.
Основное нормативное требование, предъявлявшееся к традиционной (патриархальной) моногамии, сводилось к непременной слитности и строго заданной последовательности брачности, сексуальности и прокреации. Сексуальные отношения до брака, рождение ребенка вне брака и самоценность сексуального общения мужа и жены считались нарушением социокультурных норм. К нарушителям этих обычаев применялись различные по жесткости санкции. Жесткость санкций поддерживала в обыденном сознании представления о брачности и «брачной» рождаемости как социальной норме. Поэтому человек (будь то мужчина или женщина), не состоящий в браке или не имеющий детей, ощущал свою ущербность. Можно, следовательно, заключить, что в этих условиях семья обладала монополией на регулирование сексуальных отношений и на воспроизводство детей.
В новое время сначала постепенно, а с XX в. интенсивно переосмысляется значимость сексуальности. Вопервых, становится тривиальным понимание несводимости супружеской сексуальности к деторождению. Когда зачатие можно не только контролировать, но и осуществлять искусственно, сексуальность наконец стала полностью автономной. Освобожденная сексуальность стала свойством индивидов и их взаимоотношений друг с другом (Э. Гидденс). К этим же выводам приходят и демографы. При изучении современного прокреативного поведения они столкнулись с тем, что в современном браке на протяжении всего репродуктивного времени (границы которого расширились примерно до 35 лет) женщина могла бы родить десятьдвенадцать детей (эта величина получена в результате наблюдения за населением с самой высокой рождаемостью). Реально же европейская женщина рожает в среднем одногодвух. Причины этого «огромные перемены в структуре демографического поведения». Массовое репродуктивное поведение обособилось от полового и брачного, стало автономным.
Вовторых, сексуальность раздвигает границы своего распространения. Выходя за пределы брака, она приобретает в равной мере существенное значение как для мужчин, так и для женщин. Более того, происходит активная переориентация на возможность таких отношений вне института брака. Все названные перемены способствовали зарождению новой системы ценностей и отношений в сфере семьи и брака. Представляется, что произошедшие изменения являются радикальными и актуализируют проблему нахождения критерия, который позволил бы дать нравственную оценку практики человека в приватной сфере (СИ. Голод).
Не менее существенные сдвиги характеризует процесс рождаемости: массовое зачатие ребенка до брака, рост внебрачных рождений определенное число женщин не воспринимает деторождение как исключительно брачный атрибут; более того, некоторые женщины удовлетворены отсутствием детей и считают бездетную семью идеальной [8, 58]; до одной трети супружеских пар фактически бездетных считают рождение ребенка помехой супружеству по крайней мере в молодой семье; есть семьи, которые вообще не хотят иметь детей. Все это в целом говорит, что идет фундаментальный процесс, суть которого «автономизация супружеского, сексуального и прокреативного поведения» [8, 58]. В нем с социологической точки зрения обнаруживается неоднозначность, ненавязчивость, гибкость складывающейся новой нормативной системы брачного поведения. «Действительно, предпочтительно, но не обязательно вступать в брак; желательно иметь детей, но и бездетность не представляется аномальным состоянием. Не воспринимаются маргинальными дети, рожденные вне брака. Словом, современная нормативность, оставаясь общественным регулятором, в большей мере учитывает личностное своеобразие человека, чем нормативность традиционная» [8, 6061].
Это касается и процесса выбора супруги (супруга), и отношения к разводу. В современных условиях наблюдается переход в выборе брачного партнера от «закрытой к открытой системе» [8]; развод превращается в атрибут брака [8]. И то и другое явление не должны рассматриваться как кризис семьи и брака вообще и моногамии в частности.
Семья и быт
Быт представляет сферу социальной жизни, связанную с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности. Эта жизнедеятельность обеспечивается определенными формами и способами потребления и обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления, а также конкретными формами социальных отношений. Основу быта и бытовых отношений составляют личное, семейное и общественное производство и потребление необходимых благ (Л.Т. Шинелева).
Домашнее (семейное) хозяйство входит в сферу быта и составляет на современном этапе развития нашего общества его важнейшую часть. Оно является сферой человеческой деятельности, в которой на основе индивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства и потребления. За счет него осуществляются питание, стирка, уход за одеждой, помещением, уход за детьми и др.
Домашний труд необходим для удовлетворения материальнобытовых нужд семьи, отдельного индивида, а подсобное хозяйство как разновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной части семей рабочих и служащих. Домашний труд служит одной из важных сторон жизни человека и дополняет общественное производство предметов потребления и услуг, необходимых населению. В настоящее время в РФ основная тяжесть труда по удовлетворению потребностей ложится на плечи семьи и женщины, поскольку сфера оказания услуг и производства материальных благ, связанных с ними, существенно сократилась.
Домашний труд обеспечивает производство предметов потребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д. Другой частью домашнего труда является оказание услуг внутри семьи.
Вместе с тем следует отметить и то, что домашний труд как труд, обособленный от общественного производства, возникает лишь в индустриальную эпоху. Он изначально здесь обесценен и рассматривается как неотъемлемая функция женщины. Этот труд не замечают экономисты (в статистике его нет); он не оплачен, а следовательно, не признан за труд и тем унижен. Он превращает женщин в придаток «семейного очага», занимает почти все их свободное время и требует огромных физических затрат. Тем самым он препятствует стремлению женщин к равенству и свободе (Л.Т. Шинелева). Тендерные исследования домашнего труда выявляют его как один из мощных источников низкого социального статуса женщин в целом. «Двойная нагрузка» (дом и работа) ставит заслон на пути полнокровной жизни женщины, ее самореализации не только в семье, но и вне ее. Загруженные домашними обязанностями по обслуживанию членов семьи и воспитанию детей, женщины вынуждены соглашаться на «второсортный» труд за пределами семьи. Проблема домашнего труда продолжает оставаться и по сей день одним из серьезных противоречий семейного быта, семейных отношений, источников конфликтов в семье.
Основные типы семьи и брака
В основу типологии семьи ложатся самые различные основания (характер супружества, родства, родительства; распределение власти, детность и т.д.). Поэтому однозначная структурная картина типологии семей отсутствует. Приведем некоторые отдельные примеры типологии семейных структур.
1. Типы семьи, определяемые характером супружества, родства, родительства:
моногамное супружество (моногамная семья) брак одного мужчины с одной женщиной;
полигамия брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак).
Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода.
Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, но может быть временная агамия например на время сезонных работ. Данная терминология используется при обсуждении проблем происхождения и истории семьи.
Этнологи и социологи семьи и родства выделяют патрилинеальные и матрилинеальные семьи в зависимости от того, по отцу или по матери происходит наследование фамилии, имущества, социального положения.
По критерию власти различают патриархальную семью, где власть принадлежит отцу, эгалитарную семью, в которой власть равномерно распределяется между мужем и женой, матриархальную семью, где власть принадлежит жене.
По социальному положению супругов или родителей супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных слоев, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различения гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальнодемографическим индикаторам.
Самыми распространенными в современном урбанизированном обществе являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т.е. из двух поколений.
Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех и более поколений прародителей, родителей и детей (внуков).
Повторные семьи семьи, основанные на повторном браке. Здесь вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети коголибо из супругов, приведенные им в новую семью. Рост разводов увеличил долю таких семей.
Репродуктивная семья нуклеарная семья, состоящая из родителей и несовершеннолетних детей.
Неполная семья (семейная группа) семья с одним из родителей отцом с детьми (отцовская семья) или матерью с детьми (материнская семья).
Структура семей по детности: малодетная семья (12 ребенка), многодетная семья (5 и более детей), среднедетная семья (34 ребенка), бездетная семья.
Приемная семья семья, воспитывающая приемных детей, то есть взявшая на себя временные обязанности по воспитанию «чужих» детей.
Девиантные семьи, или семьи группы «риска», семьи алкоголиков, наркоманов, проституток и семьи с другими формами отклонений от здорового образа жизни.
Альтернативные семейные стили
Как отмечают многие западные исследователи, все больше молодых людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вообще не вступать в брак (Р. Зидер). Широко распространились формы совместного жительства, аналогичные браку. В ФРГ в 1985 г. примерно около 1 млн пар вели так называемую «несупружескую семейную жизнь». Их дополняли близкие к ним «пробные браки». В Швеции добрачное сожительство является уже признанным социальным институтом. Почти все супружеские пары перед браком жили некоторое время вместе. «Женятся только по традиции. С браком ни в коей мере не связывают общественную санкцию на сексуальные отношения пары. Брак потерял значение узаконивающего сексуальные отношения пары акта» (Р. Зидер). Хотя, как замечает Зидер, большая часть незамужних женщин с одним ребенком выходят замуж перед рождением второго. Основная масса внебрачных первых родов приходится на женщин, которые живут в аналогичных браку союзах. Более 98% этих женщин всетаки выходят замуж, когда ребенок подрастает. Часть женщин последовательно вступает в «последовательную полигамию», что не исключает возможности более длительных отношений» (Р. Зидер).
«Экспериментальные» формы жизни требуют более высокого уровня рефлексии и способности к общению, а также не в последнюю очередь сил, позволяющих противостоять давлению общественных норм. По этой причине их распространение не может не зависеть от социальной принадлежности и уровня образования. Известно, что во Франции аналогичные браку формы сожительства чаще встречаются в более высоких социальных слоях, чем в низших.
К альтернативным стилям семейной жизни тот же автор, Р. Зидер, относит феномен обособленно живущих одиноких людей. Число тех, кто находится в «подходящем для брака» возрасте, но предпочитает жить одиноко, на Западе неуклонно растет. В 1982 г. в ФРГ более половины всех домохозяйств вели одинокие люди (52%), в Гамбурге в том же году их было 40,6%. В это же время в ФРГ имелось примерно 8 млн хозяйств одиноких лиц. Что стоит за этими цифрами? Ответ на этот вопрос Зидер не дает.
Жилые сообщества
Критика феминистками социальных функций семьи, связанных не только с воспроизводством рабочей силы и обеспечением целостности общества, но и со стабилизацией существующих отношений господства, в начале 70х годов породил попытки противопоставить ей альтернативу в виде жилых сообществ и коммун. Некоторые из первых коммун (коммуны 1 и 2 в Берлине; коммуна Хорла в Мюнхене) в начале 70х годов казались обывателям кошмаром (наркотические оргии, групповой секс и т.п.). Теперь коммуны «обуржуазились» и стали повседневным явлением (Р. Зидер).
Жилые сообщества представляют пеструю картину с точки зрения структуры отношений, складывающихся в них. Часть их состоит из нескольких малых семей, часто называемых «большой семьей», жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также образуемые из этих элементов смешанные формы. По критерию стоящих перед ними социокультурных, политических и экономических задач можно выделить студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, часто практикующие макробиотические методы возделывания культур, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых лиц, лиц с ограниченной подвижностью и другие пограничные группы, и, наконец, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми (в традициях движения за антиавторитарное воспитание). Общим для всех этих форм сожительства, отмечает Р. Зидер, является лишь то, что большое число частью не связанных родством людей собираются в квартире (или в доме) для совместного ведения хозяйства. Их мотивы, надежды, запросы и проблемы, напротив, очень различны. Многие группы представляют не просто временную, но длительную альтернативу семейному образу жизни. Студенческие жилые сообщества составляют среди них подавляющее большинство (Р. Зидер).
Социальные следствия альтернативного семье образа жизни. Совместное выполнение работ по дому и воспитанию детей дает то преимущество, что они могут быть распределены между большим количеством лиц. Выполняемое в идеальном случае по очереди «дежурство по дому и уходу за детьми особенно разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям хозяйки и матери». Группа контролирует справедливое распределение работ по дому и уходу за детьми. Таким образом, в тенденции устраняется разделение труда на основе половой специфики. Жилищные группы подрывают и принцип филиации (отделения нуклеарных семей). Не только родные отец и мать, но и каждый член жилой группы находится, как предполагается, в отношениях солидарности и заботы с живущими вместе детьми. Преодоление половых ролей находит свое продолжение в намерении в целом ограничить присущий полам тип поведения, порождающий господство.
В жилом сообществе всегда найдутся собеседники, чтобы обсудить важнейшие проблемы и поговорить, провести свободное время. Отдельная пара освобождается от бремени завышенных требований к самой себе.
В некоторых коммунах пытались разрушить обособленность личной жизни групп из родителей с детьми, пар, отдельных лиц, например, путем устройства общей спальни, отказа от собственности на предметы обстановки, автомобилей и т.п. Тем самым планировалось преодолеть отношения частной собственности. Но большинство коммун все же придерживалось сохранения автономного пространства каждого члена группы (его собственной комнаты и т.п.). Жилые сообщества финансируют и ведут хозяйство большей частью из общей кассы. Остаток личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе. Возникает более высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что в момент отсутствия заработка и денег солидарность группы оберегает его от нравственного и физического упадка. Общее владение средствами производства имеется в сельских коммунах, жилых и производственных кооперативах (например, в коллективных ремесленных мастерских). Многие группы пользуются вместе принесенными членами группы предметами длительного пользования (телевизорами, стереоаппаратурой, мебелью, автомобилями). Коллективное право собственности снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности находятся под контролем группы. Человек в меньшей степени подвергается и воздействию капиталистической товарной эстетики. Из коллективного сопротивления принудительному приобретению возникают формирующие стиль элементы специфической жилищной эстетики, которая способна своим повседневным порядком поставлять под вопрос «тонкий
микробазис» общественного порядка. Совместное пользование предметами потребления ограничивает их престижный и фетишизированный характер. Жилые сообщества подрывают в сознании своих членов ценность таких существенных элементов капиталистической идеологии, как конкуренция, статус, собственность, потребление, но, по мнению Р. Зидера, конечно, не могут устранить их в обществе.
Жизненный цикл семьи
Семья не только устойчивое, но и динамическое образование, изменяющееся во времени от начала семейной жизни до ее финиша. Введение параметра продолжительности (возраста, стажа) брака и семьи и изменений, происходящих с семьей на протяжении ее жизни, привело в социологии к формированию понятия «жизненного цикла семьи». В жизни отдельной семьи, разумеется, никакой цикличности нет. Цикл возникает только в массе семей, в процессе смены поколений, когда одни и те же стадии становления, функционирования и распада семьи как социальной целостности повторяются в разных семьях вновь и вновь. В отдельно же взятой семье можно наблюдать только последовательную смену семейных событий (истории семьи) и о цикле и цикличности можно говорить число условно.
Разработка схем семейного цикла и соответствующих семейных структур является самостоятельной задачей социологии семьи. Семейный цикл, в основе которого лежит родительство, начинается с предродительства периода от заключения брака до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства период между рождением первого и последнего ребенка. Эта стадия частично пересекается (а в случае рождения единственного ребенка полностью исчезает) со стадией социализациоиного родительства, то есть периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребенка. Завершается семейный цикл по разным основаниям и может насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возможные события в семье (болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д.), а не только те, о которых речь шла выше.
В зависимости от оснований выделения стадий семейного цикла и его содержания может изменяться и семейная структура, могут возникать новые типы семей и основанные на них семейные типологии. Все это является важнейшей задачей изучения микросоциологии семьи. Макросоциология семьи изучает последнюю в системе общественных связей ее с иными социальными институтами (политика, экономика, право, образование, здравоохранение, социальная работа и др.).

Духовная жизнь семьи

Семья не только сфера удовлетворения первичных материальных потребностей человека, но и та общность, в которой человек впервые приобщается к духовной жизни общества, его культуре. В семье духовные ценности, идеалы превращаются в личностные характеристики, предопределяя дальнейшую духовнонравственную позицию человека, меру его духовности, сопричастности высоким гражданским и культурным идеалам. Как известно, этот процесс приобщения детей к культуре иначе называется социализацией. Хотя процесс социализации идет и за пределами семьи, семья играет в нем одну из ключевых ролей. В то же время в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства каждая семья создает собственную среду. В ней царит особый нравственнодуховный климат, особый дух, который или объединяет семью в единое целое, и это целое с обществом, государством, или, напротив, разъединяет и противопоставляет их друг другу.
Богатство духовной жизни семьи и ее возвышенные (гражданские) интересы главное семейное достояние. Но это в идеале. Пока же многие семьи ориентированы главным образом на умножение материального благосостояния, достижение вещного богатства, которое способно лишь противопоставить человека человеку и в семье, и за ее пределами. Узкокорыстные интересы и устремления членов семьи равнозначны ее бездуховности, разрыву с культурой, высшая функция которой состоит в формировании человека особого склада, человека соборного, способного протянуть руку помощи и члену своей семьи и любому другому человеку. Соборность неотделима от проявления высших форм эмоциональной жизни, любви, которой и держится прежде всего семья и вне которой она невозможна. Холодный, «голый» расчет способен создать лишь суррогаты семьи, а не подлинную семью как андрогинный творческий союз женщины и мужчины.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.