Задания к семинарским занятиям по социально-педагогическим основам профориентации |
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СЗ№1 Тема: Теоретические основы профориентации
СЗ№2 Тема: Основы профессионального самоопределения
Задания к практическим занятиям по социально-педагогическим основам профориентации для слушателей специальности 1-03 04 71 «Социальная педагогика» ПЗ№1 Тема: Проблемы профессиографирования и профотбора
ПЗ№2-3 Тема: Основные методы профориентации
ПЗ№4 Тема: Организация профориентационной помощи
Задание к деловой игре по социально-педагогическим основам профориентации для слушателей специальности 1-03 04 71 «Социальная педагогика» ДИ№1 Тема: Основные методы профориентации
Задание к конференции по социально-педагогическим основам профориентации для слушателей специальности 1-03 04 71 «Социальная педагогика» КФ№1 Тема: Основы профессионального самоопределения
3 Раздел контроля знаний ЭУМК Вопросы к зачету по курсу «Социально-педагогические основы профориентации»1 Профессия. Подходы к классификации профессий.
|
Наименование тем и форм текущей аттестации |
Количество учебных часов |
Этапы |
Кафедра |
|||||||||
Всего |
Распределение по видам занятий |
|||||||||||
аудиторные занятие |
Самостоятельная работа |
|||||||||||
Лекции |
практические занятия |
семинарские занятия |
Круглые столы, тематические дискуссии |
Лабораторные занятия |
Деловые игры |
Тренинги |
Конференции |
|||||
3.8 Социально-педагогические основы профориентации |
62 |
16 |
8 |
4 |
- |
- |
2 |
- |
2 |
30 |
|
кафедра социально-гуманитарных дисциплин |
3.8.1 Теоретические основы профориентации |
12 |
4 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
|
|
3.8.2 Основы профессионального самоопределения |
14 |
4 |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
2 |
6 |
|
|
3.8.3 Проблемы профессиографирования и |
12 |
4 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
|
|
3.8.4 Основные методы профориентации |
14 |
2 |
4 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
6 |
|
|
3.8.5 Организация профориентационной помощи |
10 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
|
|
Форма итоговой аттестации |
|
Зачет |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
Зав.кафедрой социально-гуманитарных дисциплин И.А.Мазурок
Доцент Е.В. Гапанович-Кайдалова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Социально-педагогические основы профориентации» по специальности «Социальная педагогика» в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным 12.05.2014 25-13/584
Учреждение образования «Гомельский государственный
университет имени Ф.Скорины»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИПК и ПК
Ю.В.Кравченко
2014
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Социально-педагогические основы профориентации»
по специальности «Социальная педагогика»
в соответствии с типовым учебным планом
переподготовки, утвержденным
12.05.2014 25-13/584
Гомель, 2014
Разработчик программы:
Е.В. Гапанович-Кайдалова, доцент, к. психол. н., доцент
Рекомендована к утверждению:
кафедры социально-гуманитарных дисциплин ИПК и ПК
Протокол заседания от протокол №
Совета ИПК и ПК учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»
Протокол заседания от протокол №
ВВЕДЕНИЕ
Профориентация представляет собой научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профинформацию, профдиагностику, профконсультацию, профотбор, профадаптацию. Систематическая работа по профориентации должна быть органически включена в воспитательную работу учебных заведений, поскольку выбор профессии является важным условием формирования личности учащегося.
Курс «Социально-педагогические основы профориентации» направлен на знакомство слушателей с историко-культурными предпосылками профориентации, сущностью профессионального самоопределения и основными методами профориентации, профессиографическими основами профориентации, спецификой профориентационной помощи.
Целью дисциплины является ознакомление слушателей с социально-педагогическими основами профориентации.
Задачами дисциплины являются:
- ознакомление слушателей с основами профессионального самоопределения, проблемами профессиографирования и профотфора;
- формирование у слушателей представления о профориентации как системе;
- ознакомление слушателей с особенностями организации профориентации учащихся;
- формирование у слушателей умений и навыков применения методов профориентации.
В результате изучения дисциплины:
Слушатель должен знать:
- теоретические основы профориентациии и профессионального самоопределения;
- основные методы профориентации;
- особенности организации профориентационной помощи.
Слушатель должен уметь:
- определить направления социально-педагогического консультирования учащихся и их родителей для подготовки школьников к сознательному выбору профессии;
- оказывать практическую помощь учащимся в профессиональном самоопределении.
Материал дисциплины «Социально-педагогические основы профориентации» основывается на ранее полеченных слушателями знаниях по таким курсам, как «Психология развития», «Социально-педагогическая диагностика».
Дисциплина «Социально-педагогические основы профориентации» изучается слушателями специальности «Социальная педагогика» в объеме 62 часов учебных занятий (из них 16 часов лекционных, 8 часов практических и 4 часа семинарских занятий).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1 Теоретические основы профориентации
Профессия. Подходы к классификации профессий. Классификация профессий по содержанию труда (Е.А. Климов). Классификация профессий в связи с известной классификацией труда. Классификация профессий по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека (по характеристикам субъекта труда). Становление и развитие профессионала в ходе обучения. Трудовое допрофессиональное обучение и воспитание. Направления психологической подготовки учащихся к труду и к выбору профессии, осуществляемой в допрофессиональном трудовом обучении и воспитании в школе и в семье. Психологическая готовность (мотивационная сфера). Психологическая подготовленность (операциональная сфера). Психологическая подготовка к труду и психологическая помощь молодому человеку в выборе профессии. Профориентация. Профориентация в культурно-историческом контексте. Психологические причины возникновения профориентации. Проблема свободы выбора. Профориентация как система. Субъект профориентации. Основные субъекты профориентации. Цели профориентации. Научно-практические средства профориентации. Результаты (эффекты) профориентации. Критерии эффективности профориентации. Основные направления профориентации.
Тема 2 Основы профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение. Этапы развития проблематики профессионального самоопределения: конкретно-адаптационный; диагностико-рекомендательный; искусственная «подгонка» человека и профессии; диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация; учет изменяющегося общества; учет изменения «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности. Уровни профессионального самоопределения (по Е.А. Климову): гностический (перестройка сознания и самосознания); практический (реальные изменения социального статуса человека). Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения. Формирование субъекта самоопределения. Основные группы задач профессионального самоопределения: информационно-справочные, просветительские; диагностические; морально-эмоциональная поддержка клиента; помощь в выборе, в принятии решения. Основные типы самоопределения (профессиональное, жизненное и личностное), их специфические признаки. Психологические «пространства» профессионального и личностного самоопределения. Типологии профессионального и личностного самоопределения. Типы и уровни профессионального самоопределения. Уровни реализации имеющихся возможностей по профессиональному и жизненному типу самоопределения: агрессивное неприятие деятельности, молчаливое избегание деятельности, реализация стереотипных способов деятельности, стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности, стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом.
Тема 3 Проблемы профессиографирования и профотфора
Основные понятия, методы и различные схемы профессиографирования. Профессиограмма. Психограмма. Системная профессиограмма. Типы профессиограмм (по Е.М. Ивановой): информационные, ориентировочно-диагностические, конструктивные, методические, диагностические. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм (А.К. Маркова). Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.). Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой). Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И. Гарберу). «Модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). «Задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию (А.К. Маркова). Основные требования к профессиограмме. Модуль профессии. Модель специалиста. Основные методы профессиографирования. Организационные методы. Методы сбора эмпирических данных. Методы обработки эмпирических данных. Интерпретационные методы. Схемы профессиографирования. Субъект труда, его характеристики. Объект труда, его характеристики. Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии Общая схема для разработки комплексной профессиограммы. «Аналитическая профессиограмма» и общая схема профотбора. Этапы аналитического профессиографирования. Анализ операционально-технологической структуры труда. Анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда. Проблемы при использовании тестов в профотборе. Профотбор в конкретной организации, его основные этапы. Уровни анализа трудовой деятельности (Е.М. Иванова, В.Д. Шадриков, Е.А. Климов). Формула профессий. Схема анализа профессии, варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации.
Тема 4 Основные методы профориентации
Основные факторы выбора профессии. «Восьмиугольник» основных факторов выбора профессии (по Е. А. Климову). Личная профессиональная перспективы (ЛПП). Схема построения личной профессиональной перспективы. Основные группы методов профориентации. Информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные; встречи школьников со специалистами по различным профессиям; познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой; различные «ярмарки профессий» и их модификации. Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого и открытого типа; опросники профессиональной; опросники профессиональных способностей; «личностные» опросники; проективные личностные тесты; методы наблюдения; сбор косвенной информации о клиенте; психофизиологические обследования; «профессиональные пробы»; использование различных игровых и тренинговых ситуаций; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности; использование для исследования работника различных тренажеров. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения; тренинги; сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др); публичные выступления; профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта; различные положительные примеры самоопределения; «праздники труда». Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение «цепочки» основных ходов; построение системы различных вариантов действий клиента; использование различных схем альтернативного выбора. Диагностика и формирование профессиональных интересов, склонностей и мотивов выбора профессии у учащихся. Требования к процедуре диагностического исследования способностей и к методическим приемам, используемым в процедуре профессионального отбора.
Тема 5 Организация профориентационной помощи
Социально-педагогические основы профессиональной ориентации. Система и структура профессиональной ориентации молодежи в учебных заведениях. Межведомственное взаимодействие в системе профессиональной ориентации. Профориентационные программы и консультационная работа с детьми и родителями в учебных заведениях. Главные характеристики активизирующей профконсультационной методики. Увлекательность процедуры методики для клиентов; личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Добровольность участия клиентов в процедуре данной. Двухплановость действия (реальные и вымышленные действия). Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем. Методы активизации профессионального самоопределения. Профориентационные игры с классом. Игровые профориентационные упражнения. Карточные профконсультационные методики. Основные группы карточных методик: информационно-поисковые системы; игровые карточные методики, предназначенные для моделирования жизненного пути. Настольные карточные игры. Бланковые карточные методики. Активизирующие профориентационные опросники. Бланковые игры с классом. Ценностно-смысловые опросники. Основные стратегии организации профориентационной помощи. Диагностическая и развивающая стратегии профессионального самоопределения. Допустимые стратегии профессионального самоопределения: тестологическая; информационно-просветительская; рационалистическая; «глубинная», психоаналитическая стратегия; «гуманистическая-психотерапевтическая»; организационно-управленческая; «частичные услуги»; идеологическая (воспитательная, мировоззренческая); «принудительная»; активизирующая стратегия. Нежелательные стратегии: стратегия «обмана» и стратегии «самообмана». Варианты «самообмана»: директивное консультирование; игра в «терапию»; «деструктивно-рекомендательная»; «адаптивно-манипулятивная». Особенности организации профориентации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Социально-педагогические основы профориентации»
Составитель: Е.В. Гапанович-Кайдалова
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |