На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Теоретические основы конфликтологии социальной сферы
Теоретические основы конфликтологии социальной сферы
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология
Индекс материала
Теоретические основы конфликтологии социальной сферы
Транзактный анализ конфликта
Конфликты в системе образования
Организационно-административные конфликты в социальных учреждениях
Методы диагностики личности и межличностных отношений в ситуации конфликта
Все страницы

1.1 Характеристика конфликта как социального явления

Понятие конфликта. В научной литературе конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина. Наиболее распространенный подход состоит в определении конфликта через противоречие, и прежде всего - социальное противоречие.
Между тем противоречия и конфликт, с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой - противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Иными словами, конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Термин «конфликт» может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например). В социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей.
Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам). В конфликтологии используются и такие термины, как «споры», «дебаты», «торги», «соперничество», «контролируемые сражения», «косвенное» и «прямое» насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется с масштабными, историческими изменениями.
Итак, для социального конфликта всегда необходимы, по меньшей мере, две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов, что ведет к столкновению сторон. Именно поэтому всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе менять поведение, приспосабливаться либо «ограждаться» от данной ситуации.
Следует упомянуть и о явлениях, близких к конфликту, таких, как соревнование, состязание, конкуренция. В принципе, в указанных случаях имеет место противоборство сторон. Однако оно, как правило, не является обостренным до степени враждебности, и, даже если вражда возникает (например, при конкуренции), она не сопровождается обоюдными действиями, препятствующими законному поведению другой стороны. Каждый действует «на своем поле», стремясь достичь успеха и тем уязвить противника. Нередко конкуренты используют незаконные пути и методы. Но при этом действия сторон в целом позитивны - они стремятся к собственному максимальному успеху, и подавление противника для них не самоцель. Это, конечно, не исключает возникновения конфликта и в ходе «мирных» действий. Таким образом, конфликт и соревнование не идентичны, но соревнование может перерасти в конфликт. Это касается и конкуренции, в которой соперники могут перейти к прямому давлению друг на друга.
Особый случай представляют собой игры, в том числе спортивные. Некоторые из них и задуманы как конфликты (например, борьба, бокс). Однако очевидно, что, по существу, речь идет об имитации конфликта. Кончается игра - кончаются «конфликтные» взаимоотношения. Неприязнь между игроками разных команд, остающаяся после состязания, - скорее исключение, чем правило; в спорте она отнюдь не поощряется.
Существуют различные определения конфликта, некоторые из них мы приводим ниже в таблице 1.


Таблица 1. - Определение понятия конфликта

Авторы

Определение конфликта

1

2

3

1

М. Робер и Ф. Тильман М.

состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур.

2

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн

взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

3

К. Левин

ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность.

1

2

3

4

Ролевая
теория

ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

5

Теория социального конфликта Л. Козера

борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов - поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

6

С.М. Вишнякова

(от лат. conflictus - столкновение) психологическое столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме; чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

7

Р.Х. Шакуров

форма выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающего в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом. Основание - нарушение одним из членов группы установленных норм сотрудничества и общения.

Таким образом, конфликт (лат. conflictus) рассматривается большинством исследователей как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
Причины столкновений могут порождаться самыми разными объектами: материальными ресурсами, важнейшими жизненными установками, ценностями, властными полномочиями, статусно-ролевыми различиями в социальной структуре, личностными (эмоционально-психологическими) различиями и т. д.
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.
Повторимся, что в основе конфликта лежат субъективнообъективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Таким образом, конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности; наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Анализ существующих классификаций (М. Дойч, Л. Понди, Л. Козер, О. Раппопорт, А. А. Ершов, М. М. Ященко и др.) позволил установить, что практически все они являются далеко не полными. Это нетрудно объяснить. Конфликты разнообразны, а научнометодические требования к классификации довольно строги, поэтому создать классификацию, полностью отвечающую этим требованиям, крайне сложно.
Разнообразные классификации конфликтов представлены в таблице 2.


Таблица 2 - Классификация конфликтов

Критерии конфликтов

Виды конфликтов

1

2

По направленности

горизонтальные

вертикальные

смешанные

По значению для группы и организации

конструктивные          (созидательные,
позитивные)

деструктивные (разрушительные, негативные)

По характеру причин

объективные

субъективные

По социальной формализации

официальные формальные

неофициальные неформальные

По социально-психологическому эффекту

развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия

межгрупповые,

внутригрупповые,

межличностные

внутриличностные.

По длительности действия

кратковременные

затяжные

перманентные

По целям, которые отстаивают стороны, преследующие цели

личные

групповые

общественные

В зависимости от характера влияния выделяются

конструктивные

стабилизирующие

деструктивные

1

2

следующие типы конфликтов в организации:

 

Организационные конфликты

личностные, или психологические;

межличностные или социально-психологические,

социальные

Источники возникновения конфликта

объективные

субъективные

иллюзорные (ложные, мнимые).

По сфере возникновения

политический

экономический

идеологический

религиозный

производственный (служебный, профессиональный)

семейный

По содержательной стороне

адаптационный

военный

вооруженный

когнитивный

коммуникативный

моральный

организационный

педагогический

эмоциональный

художественный

По функциональному признаку

лихорадящие

деструктивные

стабилизирующие

конструктивные

По форме проявления

латентный и открытый

спонтанный и организованный

локальный и тотальный

 

 

По степени напряженности конфликтного поведения

бурные

острые

слабовыраженные

 

Структура конфликта. Конфликт можно рассматривать с точки зрения структуры, т.е. тех элементов, из которых он состоит. Разные исследователи вводят разные элементы конфликта, чаще всего это объект, предмет, стороны, среда, образ конфликта, его исход.
- Участники конфликта могут быть разделены на несколько групп: основные участники, в том числе, инициатор конфликта, группы поддержки, другие участники в той или иной степени подключенные к конфликту.
- Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, вокруг которой развивается конфликт.
- Объект конфликта - реально существующая материальная, социальная или духовная ценность, потребность, вокруг которой разгорается конфликт.
- Среда конфликта (микро- и макро-) - социальные условия, в которых действуют участники конфликтов.
- Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Рассматривая структуру конфликта следует обратить внимание на мотивы, интересы и позиции конфликтующих сторон. Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон - это то, о чём они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Позиции и мотивы могут не совпадать,
более того, они могут противоречить друг другу. Человек, заняв определенную позицию, может действовать во вред своим интересам.
Исходя из структуры, можно вывести формулу конфликта (рисунок 1).


Конфликт = участники + объект + предмет + конфликтная ситуа-ция +инцидент


Рис. 1 - Формула конфликта


Участники - это субъекты, непосредственно вовлечённые во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Объект - это реально существующий предмет, явление, событие.
Предмет - это объективно существующая или воображаемая проблема, вокруг которой развивается конфликт.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.
Инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Функции конфликта. С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо, по возможности, избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная наука рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
В целом, в психологии является общепризнанным представление о позитивной и деструктивной функциях конфликта, которые определяют стратегии поведения в нем и их последствия. По мнению специалистов, принципиальные различия между позитивными и деструктивными стратегиями совладания со своими психологическими трудностями и проблемами связаны с их направленностью, целями, которые они преследуют.
Позитивные стратегии направлены на «работу» с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути самоактуализации личности, ее самореализации и стремления к полноценной жизни. Иначе говоря, можно оценивать выход человека или социальной группы из конфликта как позитивный, если в результате они действительно «освобождаются» от породившей конфликт проблемы таким образом, что ее переживание делает участников конфликта более зрелыми, психологически адекватными и интегрированными.
Общим признаком деструктивных стратегий является нежелание (человека или социальной группы) или неспособность «работать» со своей проблемой. Неготовность к принятию решений, к ответственности за них, страх за их последствия и потому надежда на то, что «всё как-нибудь устроится само собой».
Довольно часто исследователи рассматривают конфликт односторонне (И. И. Лейман, З. Фрейд, Т. Шибутани), абсолютизируя негативные его последствия. Вместе с тем, неправомерно отрицать и определенную позитивную значимость межличностных конфликтов (Л. А. Петровская, М. М. Ященко, А. А. Ершов). Одним из исследователей, рассматривающих роль конфликтов с различных позиции является У. Линкольн (таблица 3).


Таблица 3 - Воздействие конфликта (по У. Линкольну)

Положительное воздействие конфликта

Отрицательное воздействие конфликта

Ускоряет процесс самосознания

Представляет угрозу заявленным интересам сторон

Под его влиянием утверждается и подтверждается          определенный
набор ценностей

Угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность

Способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы

Приводит к потере поддержки

Приводит к объединению единомышленников

Препятствует быстрому осуществлению перемен

Способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты

Ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от
которых невозможно легко и быстро отказаться

Способствует расстановке приоритетов

Вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию

Играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций

Подрывается доверие сторон друг к другу

Благодаря ему, обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении

Вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему

1

2

Приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами

Подрывается процесс формирования союзов и коалиций

Стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими

Имеет тенденцию к углублению и расширению; конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы

Причины возникновения конфликтов. Большое значение имеет ситуация, в которой конфликты возникают и развиваются. В одних случаях она способствует конфликту, в других - тормозит его, сковывает инициативу противоборствующих. Выделяются разные группы причин конфликтов: социально-психологические, личностные, организационно-управленческие.
К социально-психологическим причинам возникновения конфликтов относятся:
- потери и искажение информации в процессе коммуникации;
- несбалансированное ролевое взаимодействие (Э. Берн);
- несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальными различиями, а взглядом на проблему с другой стороны;
- различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга;
- психологическая несовместимость.
К личностным причинам возникновения конфликтов относятся:
- низкий уровень социально-психологической компетентности;
- низкий уровень психологической устойчивости к стрессам;
- ригидность;
- плохо развитая эмпатия;
- завышенная или заниженная самооценка;
- самопринятие;
- акцентуации характера.
Личностные причин возникновения конфликтов связаны с уровнем конфликтности личности. Существует несколько типов конфликтных личностей (таблица 4)


Таблица 4 - Типология конфликтных личностей

Тип

Характеристика

Поведенческая характеристика

1

2

3

4

1

Демонстративный

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят всё время быть на виду, имеют завышенную самооценку

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуются своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия

2

Ригидный
(косный).

Люди этого типа не умеют перестраиваться, т. е. учитывать в своём поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность

Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждение собственной значимости. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям

1

2

3

4

3

Педант

Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя

Предъявляет повышенные требования как к себе, так и к окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои просчёты, неудачи, часто расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе

4

«Бесконфликтный»

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывает ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя

Обладает лёгкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков

1

2

3

4

5

«Танк»

Это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства

Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент

6

«Пиявка»

«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чём прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло

Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику - он дарит своё общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении. Если он вял и молчалив, то всё равно доволен собой - все должны ценить, что он многое прощает. Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции

1

2

3

4

7

«Вата»

Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: «Вата» не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает её

Постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.
Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всём соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел

8

«Обвинитель»

Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлечённо, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями.

«Обвинителем» движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Обычно после одного - двух часов неутомимого раскрытия истины «обвинителю» становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло.

1

2

3

4

 

 

Имеет свои чёткие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет лёгкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо «вашей близорукостью» и тщетной попыткой оправдать кого- либо

Только не вздумайте хоть малым намёком дать понять, что он в чём-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит ещё два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трёх часов


К организационно-управленческим причинам возникновения конфликтов относятся:
- структурно-организационные, причиной которых является неэффективная структура организации;
- функционально-организационные, возникающие по причине нерациональной организации функционала сотрудников и структурных подразделений;
- структурно-функциональные, причиной которых является несоответствие функций организации ее структуре;
- личностно-функциональные, возникающие вследствие несовпадения личностных особенностей сотрудника его функциональным обязанностям;
- ситуативно-управленческие, появляющиеся в результате разнообразных ситуаций управления.
Кроме этого, выделяются объективные, псевдообъективные и эмоциональные причины возникновения конфликтов.
Объективные источники конфликта. Объективные источники конфликта - это проблемы, которые должны быть решены, или вопросы, по которым следует принять решение. Каждая сторона имеет свою позицию, и аргументы нужны для того, чтобы убедить противоположную сторону изменить свою позицию или принять другую.
Псевдообъективные источники конфликта. Зачастую объективные источники лишь маскируют истинные интересы людей, участвующих в конфликте. Источники остаются объективными лишь до тех пор, пока представляют собой отражение реальных интересов. Источники становятся псевдообъективными, когда отражают потребности человека. Поэтому можно сказать, что псевдообъективные источники - это эмоциональные источники, выдаваемые за объективные.


Эмоциональные источники конфликта. Конфликт - это не простое различие в позициях. Различия, лишенные эмоциональной окраски, редко воспринимаются как конфликт, а скорее - как просто предмет для обсуждения, разговора. Необходимо принимать во внимание и эмоциональные источники конфликта. Они непосредственно связаны с базовыми потребностями людей. Поэтому эмоциональные источники конфликта можно представить в следующем виде:
1. Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого социального статуса.
2. Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.
3. Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.
4. Эмоции, связанные с самоиндификацией - с потребностью в автономности, самореализации, позитивном образе - Я, в утверждении собственных ценностей.
Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные. Обмениваясь аргументами, мы редко упоминаем их. Особенно это характерно в деловом общении, в котором практически исключена возможность говорить о своих потребностях во власти автономности, самореализации и т.п. Хорошо это или плохо, но организационные нормы обычно не предполагают самораскрытия в плане потребностей. Эти нормы настолько глубоко внедрились в нас, что порой мы даже не осознаем эмоциональные источники как личностных, так и межличностных конфликтов. В силу этого бывает трудно распознать переживаемые эмоции и ясно описать их. Тем не менее, наши основные потребности всегда остаются с нами и разрешение конфликта достигается осознанием его эмоциональных источников и обсуждением их.


Стадии конфликта. Развитие конфликта проходит три стадии - предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.
1. Предконфликтная стадия. Начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это ещё не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству. Инцидент - вторая фаза предконфликтной стадии.
2. Конфликтная стадия. Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Первая фаза наступает после инцидента. Происходит неизбежный «обмен ударами», назначение которых - наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Очень часто она сопровождается нарастанием агрессивности. Эта фаза способствует «переоценке ценностей» с учетом происшедших перемен. Вторая фаза - выбор путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути: либо искать примирения; либо эскалация, продолжение конфликта.
3. Послеконфликтная стадия. Ослабление противостояния - первая фаза. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться: как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта. Напряженность ситуации спадает, причины, вызвавшие противостояние и обостренную борьбу, сглаживаются или устраняются. Заключительная фаза - подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядка, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта. Последствия конфликта, при любом исходе, оказывают влияние на организацию и её персонал.
Характеристика основных стратегий поведения в конфликте. В зависимости от значимости предмета конфликта и необходимости сохранения позитивных отношений с другой стороной конфликта, от типа личности, принадлежности к конфликтным типам личности человек выбирает стратегии поведения в конфликте (таблица 5).


Таблица 5 - Стратегии поведения в конфликте

Стратегия

Характеристика

1

2

Конфронтация-соперничество

Конфронтация или соперничество - стиль, предусматривающий усилия по навязыванию предпочитаемого решения другой стороне.
По своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учёта интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим своё решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий.
Этот стиль представляется наиболее продуктивным, когда вторая сторона, по всей видимости, легко идёт на уступки. Оказывать давление на оппонента с крепкими нервами, имеющего крепкую и твёрдую поддержку, или на того, кто уже пошёл на всевозможные уступки, - смысла нет. Более того, мало смысла осуществлять нажим на оппонента, продемонстрировавшего, что кроме обсуждающихся альтернатив у него имеется другая, лучшая альтернатива за пределами переговоров

1

2

Избегание -уклонение

Человек придерживающийся этого стиля стремиться уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но всё же бывает), если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.
Уклонение как стиль поведения в конфликтах характеризуется явным отсутствием у вовлечённого в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля уйти от конфликта.
Уклонение бывает оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль обычно используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нём

1

2

Приспособление - Сглаживание

Приспособление как стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль поведения предполагает в большей степени учитывать интересы оп­понентов и не избегать совместных с ними действий.
Этот стиль основывается на тезисах: Не стоит раскачивать лодку. Давайте жить дружно.
«Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призы­вая к солидарности. При этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В ре­зультате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема накопившиеся отрица­тельные эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся дисфункциональными.
Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности по иерархической вертикали: нижестоящий - вышестоящий, подчинённый - начальник и т.д.

1

2

Компромисс

Компромисс означает расположенность участника конфликта к урегулированию разногласия на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Этот стиль в равной мере предполагает активные и пассивные действия, приложение индивидуальных и коллективных усилий. Стиль компромисса предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и отчасти, удовлетворить притязания каждой из вовлечённых в конфликт сторон.
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворённость «половинчатыми» решениями. Кроме того, конфликт в несколько изменённой форме может возникнуть вновь, так как осталось нерешённой породившая его проблема

1

2

Сотрудничество

Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. В отличие от конфронтации сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при своевременной и точной диагностики проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели. Этот стиль основывается на убеждённости участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что даёт им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения

Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение конфликта и обоснуйте его.
2. Перечислите типы конфликтов.
3. В чём заключается конструктивное начало конфликта?
4. Назовите основные деструктивные проявления конфликтов.
5. Какие компоненты конфликта вы знаете?
6. Перечислите и обоснуйте стадии конфликта.
7. Что такое конфронтация, чем она характеризуется?
8. Когда выбирается стратегия уклонения?
9. Что такое приспособление?
10. Назовите основные характеристики компромисса?
11. В чем особенности стратегии сотрудничества?
12. Какие вы знаете типы конфликтных личностей? Охарактеризуйте их.


Литература
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник [Текст] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М.: Прогресс, 1988.
3. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология: учебник [Текст] / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - М.: ИНФРА, 2001.
4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: учебник [Текст] / Н. В. Гришина. - СПбю: Питер, 2000.
5. Иванова, О. А. Конфликтология в социальной работе: учебник и практикум [Текст] / О. А. Иванова, Н. Н. Суртаева. - М.: Юрайт, 2015.
6. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С. М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2001.
7. Майерс, Д. Социальная психология: учебник [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1999.
8. Рубин, Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст] / Д. Рубин, Д. Пруйт, С. Х. Ким. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001.

 

Источник: Конфликтология социальной сферы: учебное пособие / А. К. Бисембаева, В.Ф. Жеребкина, Е. В. Моисеева, Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос, С. В. Рослякова, Н. В. Сиврикова, Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова, Е. М. Харланова / под ред. Н. А. Соколовой. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет: Южно-Уральский центр РАО, 2021. – 231с.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.