На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Профессиональные деструкции в системе профессионального развития личности
Профессиональные деструкции в системе профессионального развития личности
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

3.1 Профессиональные деформации

Многочисленные исследования, касающиеся проблем профессионального развития личности, показывают, что процесс профессионализации не является однонаправленным. Известны прогрессивные и регрессивные стадии, периоды стагнации профессиональной деятельности и наивысшего профессионального мастерства. К деструктивным проявлениям профессионализации субъекта деятельности относят феномены профессиональной деформации и психического выгорания личности.

Впервые термин «professional deformation» был использован в статье Х. Ландерока «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации», вышедшей в 1915 г. в «Американском журнале социологии», где автором указывается, что продолжительное выполнение определенной профессиональной деятельности создает в отдельном человеке деформацию процессов мышления и деформацию нормальной оценки важности его работы в общей работе той группы, к которой принадлежит данный человек [10, с. 137]. В отечественной науке понятие «профессиональная деформация» впервые в 1921 г. применил П. А. Сорокин для обозначения негативного влияния профессиональной деятельности на переживания и поведение человека [3]. Проблема профессиональной деформации личности не осталась незамеченной и отечественными психотехниками. Известный представитель психотехнического направления С. Г. Геллерштейн в 1926 г. писал о деформации «не только тела, но и психики работника» под влиянием его активного приспособления к специфическим требованиям профессии. Автор указывал, что в отношении к профессиональной работе деформацию следует понимать шире: всякое изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер, есть профессиональная деформация, если это изменение вызвано профессиональной работой. [34, с. 45]. Данный подход к пониманию профессиональной деформации (деструкции) встречается и в современных исследованиях.
К настоящему времени выделены три группы концепций профессионального развития личности, где степень выраженности проблемы профессиональных деструкций представлена по-разному [9, с. 23]. К первой группе относятся концепции, в которых проблема профессиональных деструкций прямо не ставится, но вытекает из логики основных теоретических положений. Во вторую группу входят концепции, в которых проблема деструкций ставится непосредственно и исследуется как часть профессионального развития. В третьей группе выделяются концепции, в которых профессиональные деструкции являются самостоятельным предметом исследования [27, с. 288].
К первой группе концепций относят работы Ш. Бюллер, Д. Сьюпера, А. Роу, Дж. Холланда, Т. В. Кудрявцева и др.
Ш. Бюлер считала, что главной движущей силой развития является врожденное стремление человека к самоосуществлению и самоисполнению, т. е. стремление к всесторонней самореализации. Автор подчеркивала, что именно профессионализация является одной из ведущих форм самореализации личности. Ш. Бюлер изучала профессиональные деструкции, но логика её исследований показывает, что причины возникновения деформаций кроются в отсутствии жизненных целей и планов, низком уровне профессионального и личностного самоопределения, противоречиях между основными тенденциями личностного и профессионального развития [27, с. 289].
Основоположником целостного подхода к процессу профессионального развития личности считается Д. Сьюпер. Исследователем была предложена ступенчатая модель профессионального развития, которая опирается на ранние исследования этапов жизненного пути Ш. Бюлер. В работах Д. Сьюпера было сформулировано понятие «уровень профессиональной зрелости» применительно к различным стадиям развития профессионала. В целом профессиональная зрелость характеризуется степенью самостоятельности в решении проблем профессионального развития, причем этот уровень должен изменяться по мере перехода от одних стадий развития к другим. Обобщение данной концепции показывает, что причины профессиональных деструкций Д. Сьюпер видит в принятии человеком профессионально незрелых решений о выборе соответствующей траектории профессионального развития. В свою очередь незрелость решений определяется недостаточной сформированностью Я-концепции, её неадекватностью соответствующим стадиям и фазам профессионального развития. Можно предположить, что на появление деструкций могут влиять и кризисные состояния, которые возникают при переходе с одной стадий профессионального развития на другую. Этому же может способствовать принятие человеком ролей, не адекватных соответствующей стадии развития [34, с. 39].
Исследования Д. Сьюпера нашли свое отражение в психодинамических концепциях профессионального развития личности. В концепции профессионального развития А. Роу основные идеи психодинамического направления реализуется следующим образом. Автор выделяет шесть типов взаимодействия родителей с ребенком, которые, по её мнению, порождают и соответствующие типы интересов человека, в том числе и профессиональных: защищающий, требовательный, враждебный, попустительский, небрежный, любящий. По мнению А. Роу, профессиональные интересы, выбор карьеры индивидом отражает желание удовлетворить потребности, которые не были удовлетворены родителями в детстве. С этой точки зрения четко просматривается специфическая форма профессиональных деструкций, порождаемых различными видами компенсаций. Например, деструкции могут возникать в том случае, если подросток выбирает профессию, которая нравится не ему, а родителям, безработный соглашается на любую работу для того, чтобы содержать семью или сохранить свою работоспособность, и т. д.
Следующий вид — типологические концепции профессионального развития, которые также тесно пересекаются с теорией Д. Сьюпера. Суть данного направления заключается в том, что профессионализация рассматривается как процесс поиска и обретения человеком форм профессиональной деятельности, которые адекватны некоторому устойчивому типу индивидуальности человека. В рамках данного подхода одной из наиболее известных является концепция, предложенная Дж. Холландом. Автор представил комплексное описание ориентации типов личности, соответствующей профессиональному развитию субъекта деятельности: 1) реалистическая ориентация (ориентация на настоящее); 2) интеллектуальная ориентация (умственный труд); 3) социальная ориентация (контакт с социальной средой); 4) конвенциональная ориентация (четко структурированная деятельность); 5) предпринимательская ориентация (руководящие роли); 6) ориентация на искусство (артистический тип).
С позиций типологического похода ведущим фактором, порождающим деструкции, является несоответствие или степень несоответствия типа личности профессионала и выбранной им сферы профессиональной карьеры. При этом можно предположить, что чем выше данное несоответствие, тем больше вероятность появления профессиональных деструкций, тем сильнее их разрушающее влияние на деятельность [27, с. 294].
Среди подходов отечественных психологов, рассматривающих проблему профессиональных деструкций косвенно, выделяется концепция профессионального развития Т. В. Кудрявцева [12, с. 22]. В рамках данной концепции профессионализация рассматривается как целостный процесс профессионального становления личности и обретения ею социальной зрелости. Т. В. Кудрявцев отмечал, что профессиональное становление — это длительный, динамичный, многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных стадий. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий, нередко даже кризисных ситуаций. [27, с. 295].
Важное место в рассматриваемой концепции профессионализации отводится периодам наступления кризисных ситуаций, обострению противоречий, которые, по мнению автора, фиксируются при переходе от одной стадии к другой. Т. В. Кудрявцев отмечает, что кризис обусловливается рассогласованием между ожидаемым успехом того или иного действия и его действительным результатом. Возникающий кризис характеризуется ломкой самого себя, собственной концепции профессионального становления, построением новых концепций и апробированием их в реальном поведении.
В рассмотренной парадигме ведущей причиной появления профессиональных деструкций выступает несформированность профессионального самоопределения как ведущего фактора профессионального развития. Сказанное относится и к стадии выбора профессии, и к процессу адаптации к ней, и переживанию профессиональных кризисов. Автором подчеркивается особая роль профессиональных кризисов в развитии личности профессионала, которые могут являться дополнительным источником деструкций. В данном случае деструктивные тенденции профессионального развития появляются как результат невозможности преодоления кризиса или как результат неадекватного его разрешения. В качестве причин появления деструкций, с позиций основных положений концепции Т. В. Кудрявцева, можно рассматривать нереализованные противоречия (или их неадекватную реализацию) между развитием операционально-технической и мотива- ционно-потребностной сфер профессионала [27, с. 297].
Как было указано, ко второй группе концепций относят исследования, в которых проблема деструкций ставится непосредственно и исследуется как часть профессионального развития личности. Таким образом проблему исследовали Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Ю. П. Поварёнков, Р. М. Грановская, Л. Н. Корнеева, С. П. Безносов, Е. И. Рогов.
Одной из наиболее разработанных в отечественной психологии является концепции профессионального становления личности Э. Ф. Зеера. В рамках данной концепции осмысляются проблемы детерминации и периодизации профессионального развития, проблемы профессиональных кризисов и деструктивных изменений в ходе профессионализации, проблема психологического сопровождения профессионала. Э. Ф. Зеер считает, что профессиональное становление личности, как всякий развивающийся процесс, сопровождается деструктивными изменениями (кризисы, стагнация и деформации личности), которые обусловливают прерывность, неравномерность и гетерохронность профессионального развития. Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности, по мнению Э. Ф. Зее- ра, неизбежно приводит к образованию деформаций личности, которые снижают продуктивность деятельности за счет деструктивных изменений субъекта труда. Автор предложил назвать негативные изменения личности, которые возникают в процессе профессионализации и под её влиянием, деструкциями. Э. Ф. Зеер дает определение этому явлению и отмечает, что профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [13, с. 230].
Э. Ф. Зеер предложил развернутую психологическую концепцию профессиональных деструкций, в рамках которой раскрывается их содержание, динамика возникновения, детерминирующие факторы. В основе данной концепции лежат следующие основные положения.
1. Профессиональное развитие — это не только приобретения, но и определенные потери, следовательно становление профессионала сопровождается как совершенствованием личности, так и разрушениями, деструкциями.
2. Профессиональные деструкции в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности.
3. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями.
4. Деструкции, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на её продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества, которые называются профессиональными деформациями.
5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии её освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Профессионализация способствует развитию профессиональных акцентуаций, т. е. чрезмерно выраженных качеств и их сочетаний, отрицательно сказывающихся на деятельности и поведении специалистов.
6. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться её совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием. Неизбежны периоды временной стабилизации, которые можно назвать профессиональной стагнацией.
7. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности, особенно непродуктивные формы их преодоления. [13, с. 233-234].

Э. Ф. Зеер выделил основные, на его взгляд, психологические детерминанты деформации личности. К числу таковых он относит:

1) акцентуацию на определенных мотивах выбора профессии (социальная значимость, материальные блага, стремление к власти);
2) сверхожидания на стадии вхождения в профессиональную жизнь, которые часто вступают в противоречие с реальностью;
3) стереотипизацию профессиональных функций, действий, операций, которая может вносить искажения в отражение профессиональной ситуации, создает психологические барьеры разного типа, затрудняет приспособление к новым условиям;
4) разные формы психологической защиты, среди которых наибольшее влияние на образование профессиональных деструкций оказывают отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение;
5) снижение профессиональной активности, которое создает благоприятные условия для стагнации профессионального развития;
6) снижение уровня профессионального интеллекта, которое неизбежно происходит на определенных стадия профессионального пути личности;
7) высокую эмоциональная напряженность профессионального труда, которая по мере профессионализации может снижать фрустрационную толерантность личности;
8) достижение человеком предела уровня профессионального развития, который вступает в противоречие с профессиональными требованиями [13, с. 236-238].
Опираясь на исследования С. П. Безносова, Р. М. Грановской, Л. Н. Корнеевой, А. К. Марковой, Э. Ф. Зеер указывает, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, которые постоянно взаимодействуют с людьми (врачи, педагоги, милиционеры, руководители разного уровня и т. д.).
Таким образом, Э. Ф. Зеер предлагает развернутую концепцию профессиональных деструкций и деформаций, в которой раскрывается их содержание и специфика проявления. Автор стремится развести понятия деструкций и деформаций и соотносит их результат и процесс, т. е. деструкции, по его мнению, представляют собой определенные фиксированные изменения личности и деятельности профессионала, а деформации (или деформация) есть некоторые формы активности субъекта труда, через которые и происходят соответствующие изменения. Существенной характеристикой взглядов Э. Ф. Зеера на природу деструкций и деформаций является то, что он рассматривает их как естественный результат процесса профессионального развития [27, с. 304].
Несколько иной взгляд на возникновение профессиональных деструкций представлен в рамках психологической концепции профессионализма А. К. Марковой. Автор подходит к проблеме деструкций с позиций нарушений профессионального развития. Она отмечает, что в целом профессиональная деятельность оказывает положительное воздействие на человека, но в неблагоприятных условиях труда (высокая напряженность, плохой психологический климат, резкие изменения режима труда и перегрузки, плохие санитарно-гигиенические условия и т. д.) могут возникать деформации, профессиональные болезни, различные нарушения профессионального развития [27, с. 305]. В ходе анализа этой проблемы,
A. К. Маркова опирается на общие тенденции дизонтогенеза, выделенные B. В. Лебединским:
- отставание развития (недоразвитие, задержанное развитие), например вследствие болезней, неблагоприятных условий воспитания;
- диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоничное развитие, например состоящее в отставании одних систем при ускоренном развитии других;
- выпадение отдельных функций: поврежденное или дефицитарное развитие, например при нарушении отдельных анализаторов — зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и т. д.
Так же, как и другие авторы, А. К. Маркова отмечает, что неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется в снижении производительности труда, работоспособности, трудоспособности человека, в негативных изменениях психических качеств, в утрате адекватных ценностных ориентаций. Нарушения развития, по мнению автора, могут затрагивать профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение [22, с. 100].
Нарушения в профессиональной деятельности проявляются в том, что выпадают отдельные звенья в структуре профессиональной деятельности, например в силу усталости или психического перенапряжения человек утрачивает возможность реализовать свои навыки, умения и знания, у него нарушаются (выпадают) функции самоконтроля, прогнозирования или целеполагания. Нарушения на уровне личности заключаются в том, что в силу ряда обстоятельств у человека угасают отдельные профессионально важные качества, например у учителей снижается эмпатия и на этом фоне появляется эмоциональное равнодушие, безразличие к ученику, личность перестает соответствовать профессиональным нормам специалиста. Негативные изменения на уровне общения могут проявляться в сужении круга общения, в утрате навыков взаимодействия и согласования действий с окружающими, в росте несовместимости и конфликтности, в стереотипизации социальной перцепции и в ряде других особенностей.
А. К. Маркова выделяет следующие тенденции в профессиональном дизонтогенезе:
1) отставание, замедление профессионального развития при сравнении с возрастными и социальными нормами, например запоздалая активизация профессионального самоопределения личности;
2) несформированность профессиональной деятельности, отсутствие необходимых нравственных профессиональных представлений, средств и способов труда;
3) обеднение, уплощенность профессиональной деятельности (личности, общения), а также узость мотивов труда, мотивационная недостаточность, низкая удовлетворенность трудом;
4) остановка, разрыв в профессиональной деятельности из-за невозможности использования профессионалом своего потенциала в силу переутомления, психического перенапряжения, монотонии;
5) дезинтеграция профессионального развития, полный или частичный распад профессионального сознания и, как следствие, — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
6) низкая профессиональная мобильность, неумение приспосабливаться к новым условиям труда и дезадаптация;
7) рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает;
8) ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
9) искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствующих негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
10) появление деформации личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
11) прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. [22, с. 150-151].
Таким образом, А. К. Маркова рассматривает профессиональные деформации, прежде всего, как результат влияния неблагоприятных условий деятельности, а также как следствие биологического старения человека. Поэтому главное для нее основание для выделения профессиональных деструкций — нарушение профессионального развития человека.
В рамках системогенетической концепции профессионального становления личности, разработанной Ю. П. Поварёнковым, так же, как и в работах исследователей, чьи концепции проанализированы выше, рассматриваются фундаментальные проблемы профессионального развития человека на различных этапах его жизненного пути. В поле внимания адептов системогенетической концепции находятся проблемы детерминации и диахронических критериев профессионального развития, проблема неравномерности, гетерохронности и периодизации данного процесса, проблемы профессиональных кризисов и сопровождения профессионала. Важное место в системогенетической концепции профессионального становления отводится проблеме возникновения и проявления профессиональных деструкций [27, с. 308].
В рамках данной концепции определено, что возникновение деструкций является естественным процессом профессионального развития, его обратной стороной. В основе возникновения деструкций лежат те изменения субъекта труда, которые происходят с ним в процессе разрешения противоречия между профессиональной деятельностью, её требованиями и условиями — с одной стороны и актуальными возможностями и притязаниями человека — с другой. Исследователь показывает, что одним из источников возникновения деструкций является неадекватное преодоление нормативных и ненормативных профессиональных кризисов. На материале исследования студентов вуза Ю. П. Поварёнковым выявлены дезадаптивные формы деструкций, которые возникают в ходе неуспешной учебной адаптации первокурсников, возникающие как непринятие учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности. Автор установил, что ведущим условием преодоления профессиональных деструкций является формирование субъекта учебной и профессиональной деятельности, субъекта профессионального пути. По мнению Ю. П. Поварёнкова, существуют качества личности, которые способствуют или, наоборот, затрудняют возникновения профессиональных деструкций. В рамках системогенетической концепции автор установил, что профессиональные деструкции снижают не только эффективность профессиональной деятельности, но и продуктивность жизнедеятельности вне рамок трудового процесса. Таким образом, в рамках концепции Ю. П. Поварёнкова сделана попытка выделить 3 типа деструкций:
1) деструкции, которые нарушают исключительно профессиональную деятельность человека;
2) деструкции, которые мешают человеку решать только жизненные задачи вне рамок деятельности;
3) деструкции, которые затрудняют то и другое [27, с. 309].
К третьей группе научных разработок, изучающих вопрос профессиональных деструкций, относятся концепции, в которых указанная проблема является самостоятельным предметом исследования.
Одним из первых в отечественной психологии стал исследовать профессиональные деструкции С. П. Безносов. Автор показал, что источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Сущность деформации он видит во взаимодействии, несовпадении и противоречии между субъектом деятельности и личностью в рамках единой структуры индивидуальности. По мнению исследователя, в профессиях типа «человек — человек» специфическими факторами деформации субъекта труда являются процессы уподобления, идентификации, эмпатии, заражения, внушения, подражания, сращивания и несформированность механизмов управления или регуляции данными процессами [5, с. 69]. Автор считает, что особенно деформирующее влияние данных процессов отмечается в тех видах деятельности, где объектом воздействия является, по выражению С. П. Безносова, «ненормальный человек» (заключенный, психически или соматически больной человек, человек с отклонениями в развитии и т. д.) [5, с. 72]. В работах С. П. Безносова показано, что любая технология деятельности, любые способы её выполнения стремятся к консервации, стереотипизации, постоянному воспроизводству, а это ведет к серьезным деформациям личности. В исследованиях С. П. Безносова разделение труда и специфика труда рассматривается как общий и частный факторы профессиональной деформации. Выявлены признаки и причины профессиональной деформации, дана их классификация [34, с. 51].
На примере некоторых массовых профессий автором зафиксированы типичные формы проявления профессиональных деформаций, а именно: нарушение механизмов социальной перцепции, возникновения социального фильтра восприятия окружающих людей, нарушение социальных норм взаимодействия и ряд других. Автор отмечает, что одни деформации проявляются, реализуются только в пространстве профессиональной работы, а другие — в обыденной жизни, в быту. Исследователь подчеркивает, что разделенные профессиональные и научные миры заставляют человека специализироваться в отдельных, порой очень узких, областях теории и практики, развивать одни способности за счет других [5, с. 108].
Глубокий анализ содержания профессиональных деформаций в рамках системного подхода представлен в работах В. Е. Орла [24, с. 330]. В качестве основания классификации профессиональных деформаций автор определяет место их проявления в структуре личности. Он выделяет деформации, проявляющиеся в мотивационной, познавательной сфере личности, на уровне её характерологических качеств. По мнению исследователя, профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой, гиперболизацией её значимости. Например, это проявляется у специалистов в качестве феномена трудоголизма или у преподавателей в форме явного завышения значимости своего предмета.
В познавательной сфере профессиональная деформация проявляется в стереотипизации познавательных действий, в упрощенном подходе к решению проблем, неадекватном восприятии инноваций, людей, с которыми приходится взаимодействовать (учеников, больных, обвиняемых и т. д.), включая коллег. При этом наблюдается сужение объема воспринимаемой и запоминаемой информации до уровня, который специалист привык считать важным. В общении наблюдается эффект когнитивного диссонанса. Профессиональная деформация на уровне личностных характеристик проявляется в том, что определенные черты характера или темперамента акцентуируются и это может приводить к полной или частичной перестройке структуры личности профессионала. Например, у следователей, в силу содержания профессионального труда, может вырабатываться чрезмерная подозрительность, повышенная критичность, излишняя бдительность [27, с. 313].
Для понимания развития деструктивных феноменов в процессе профессионального развития представляет интерес подход к данной проблеме Д. Н. Завалишиной [11, с. 207-219]. Автор исследует проблему с точки зрения способа, которым субъект труда разрешает противоречие между профессией и индивидуальностью. В частности, утверждается, что если специалист остается в рамках данного противоречия, то для него характерны три специфические формы существования в профессии: адаптивно-репродуктивный, адаптивно-деформирующий и дезадаптивно-дефор- мирующий. Два последних способа, как это следует из названия, непосредственно связаны с возникновением профессиональных деструкций. Адаптивно-деформирующий тип существования в наибольшей степени характерен для профессионалов, обладающих компетентностью в узкоспециализированной области (форма гиперспециализации) и способных обеспечивать высокую эффективность труда. В данном случае профессиональная деятельность отгораживает субъекта от нормальных отношений с миром и препятствует использованию этих отношений в труде, что способствует развитию процессов застоя и стагнации [27, с. 315].
Существенной характеристикой дезадаптивно-деформирующего варианта существования в профессии является мобилизация субъектом всего арсенала психологических защит, которые обусловливают искаженное отражение профессиональных проблем или полное их игнорирование. Как было указано, вся совокупность изменений, которые происходят с человеком в процессе профессионализации, связана с появлением в структуре его деятельности и личности определенных профессиональных новообразований. Данные новообразования могут иметь как конструктивное, так и деструктивное (с большим количеством взаимопереходов) значение для профессиональной деятельности человека, его профессионального развития и повседневной жизнедеятельности в целом.
В качестве ведущих средств преодоления профессиональных деструкций рассматриваются оптимизация деятельности, формирование надситуативных форм регуляции деятельности и профессионализации в целом. Для профилактики и коррекции психических деструкций используются специальные системы тренингов, а соматических деструкций — специальные медицинские мероприятия [27, с. 317].
Итак, нами были рассмотрены основные научные направления, рассматривающие феномен профессиональной деформации личности: а) опосредованно (косвенно); б) как часть профессионального развития субъекта труда; в) как самостоятельный предмет исследования. Очевидно, что категория профессиональной деформации встроена в систему профессионализации личности и на разных этапах профессионального пути субъекта деятельности проявляется в большей или меньшей степени.
Анализируя негативные последствия воздействия профессии на субъекта труда, психологическая наука направляет внимание на целый спектр профессиональных деформаций, различающихся степенью изученности и проработанности. Дело в том, что наряду с «классическими» профессиональными деформациями, которые выделены и проанализированы специалистами достаточно давно: поведение типа А, синдром выгорания — существуют такие профессиональные деструкции, которые относительно недавно стали объектом изучения в психологической науке — прокрастинация, трудоголизм. Рассмотрим обозначенные феномены.
Поведение типа А. Одна из форм деструктивного поведения, развивающегося как следствие накопления эффектов переживания негативных функциональных состояний (стресса, утомления, монотонии, пресыщения). Этот поведенческий паттерн характеризуется излишней склонностью к конкуренции, высоким чувством ответственности, соревновательностью, постоянным стремлением к достижению поставленных целей, стремительностью и торопливостью. Как правило, поведение типа А поощряется спецификой самой деятельности [3]. Традиционно считалось, что типичными профессионалами, демонстрирующими подобные деформации, являются руководители среднего и высшего звена, чья деятельность не нормирована, сопряжена с высокими нагрузками и ответственностью за результат. Однако эти условия характеризуют и современные профессии инновационной сферы. Повышение текучести кадров, инициированное самой организацией, побуждает работников активно бороться за свою должность, убеждая руководство в своих преимуществах и возможностях. Данный феномен можно наблюдать и у спортсменов по мере роста спортивного мастерства, т. к. в данной профессиональной группе становятся все более выраженными такие качества, как целеустремленность и конкурентность [3]. Именно эти качества могут не только привести к продуктивной деятельности, но и стать риск-фактором развития профессиональных деформаций. Парадоксально, но поведение типа А становится социально одобряемым стереотипом, связанным с переживанием постоянной эмоциональной напряженности при невозможности задействования саморегуляционных механизмов [3].
Синдром выгорания. Проблема психического выгорания стала предметом научного анализа в середине 60-х гг. XX в. благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (H. Fredenberger, C. Maslach, W. Schaufeli, М. Burish, A. Pines, R. Golembiewsky, М. Leiter, Т. Marek и др.) [24, с. 3]. Синдром выгорания является самой тяжелой формой профессиональной деструкции и относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат «сгорания дотла» [35, с. 8]. Один из ведущих специалистов Ярославской психологической школы В. Е. Орел, изучавший проблему психического выгорания в русле системного подхода, указывал, что, в отличие от профессиональной деформации, психическое выгорание можно отнести в большей степени к случаям полного профессионального регресса, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая её и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. [24, с. 261]. Акцентируя внимание на специфичности выгорания, В. Е.Орел рассматривает данную категорию не как некоторый самостоятельный феномен, а как специфическую форму деструкций, которая обладает характерными признаками. Следовательно, вслед за специалистами Ярославской психологической школы мы будем рассматривать синдром выгорания как специфическую форму профессиональных деструкций, имеющую свои особенности, обладающую характерными признаками в силу крайне выраженного деструктивного влияния, которое выгорание оказывает на субъекта профессиональной деятельности. В связи с этим проблеме психического выгорания личности будет посвящен отдельный параграф данного пособия.
Прокрастинация. В психологии под термином «прокрастинация» подразумевают «сознательное откладывание выполнения намеченных действий, несмотря на то что это повлечет за собой определенные проблемы» [14, с. 373]. Буквальным переводом слова «прокрастинация» является выражение «на завтра» (от лат. crastinus — «завтра», pro — «на»). В настоящее время активно разрабатываются подходы к анализу данного типа профессиональной деформации: ведется множество работ по адаптации и апробации различных зарубежных опросников, появляются исследования, посвященные концептуализации феномена прокрастинации в российских условиях. Актуальность изучения этого феномена подтверждается тем, что прокрастинация плотно вошла во все сферы жизнедеятельности современного человека, это делает необходимым дополнение теоретических построений, а также разработку психологических рекомендаций на основе использования полученных психологических знаний [3].
Трудоголизм. Данный феномен является еще одной профессиональной деформацией, которая к настоящему времени изучена в психологической науке в недостаточной степени. Трудоголизм, так же как и поведение типа А, может считаться следствием поощряемых обществом моделей поведения. Любая организация приветствует желание сотрудника работать как можно интенсивнее, проводя на рабочем месте большое количество времени, несопоставимое с продолжительностью рабочего дня. Наиболее общее определение трудоголизма дала К. Скотт с коллегами, определив трудоголика как человека, который 1) тратит значительное количество времени на деятельность, связанную с работой, что приводит к негативным последствиям для семьи и других видов деятельности; 2) продолжает концентрироваться на работе, даже если не находится на рабочем месте, 3) работает больше, чем от него требуется для достижения организационных целей [40]. По мнению зарубежных исследователей, трудоголизм является формой ад- дикции, в связи с чем включает в себя три компонента: аффективный, когнитивный и поведенческий [21, с. 28-42].
1. Аффективный компонент. Трудоголики получают удовольствие от процесса работы. Отсутствие работы вызывает у них отрицательные эмоции, основными из которых являются чувство вины и тревога.
2. Когнитивный компонент. Он отражает когнитивные процессы, которые побуждают трудоголиков работать чрезмерно. Основным когнитивным элементом, характеризующим трудоголизм, является навязчивость работы, которую они не могут подавлять и контролировать, даже зная, что в чрезмерной работе нет необходимости.
3. Поведенческий компонент. К поведенческому компоненту трудоголизма можно отнести чрезмерную вовлеченность в работу, которая проявляется в большом количестве времени, посвященном работе, и в чрезмерном проникновении работы в личную жизнь.
Существующие исследования позволяют охарактеризовать трудоголизм как негативный феномен. При возможных временных выгодах трудоголизма работников для организации в долгосрочной перспективе он приведет к негативным следствиям как для сотрудника-трудоголика, так и для организации в целом. Поэтому организации выгоднее иметь увлеченных работников, а не зависимых от работы людей. Для этого недостаточно просто поощрять или стимулировать сверхурочную работу, необходимо вовлекать работников в процесс достижения целей, увлекать их деятельностью [21, с. 28-42].


3.2. Феномен психического выгорания личности


Впервые феномен психического выгорания появился не как исследовательский конструкт, а как социальная проблема. Первое описание данного феномена было выполнено Х. Дж. Фреденбергером. Работая психиатром в одном из центров здоровья, он наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Данный процесс протекал около года и сопровождался рядом симптомов в сфере физического здоровья и в интеллектуальной сфере. Для обозначения подобного состояния умственного истощения им был использован термин «выгорание», ранее употребляемый в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков [24, с. 4]. Одновременно с наблюдениями Х. Дж. Фреденбергера социальный психолог К. Маслак, занимаясь исследованием когнитивных стратегий людей, используемых для борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуемые феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников. Случайно она обнаружила, что юристы называют этот феномен «burnout» («выгорание»). Использование данного термина в дальнейшем показало, что он однозначно понимается испытуемыми [24, с. 4].
К настоящему времени наиболее популярной точкой зрения на сущность психического выгорания и его структуру является понимание выгорания, предложенное К. Маслак и С. Джексоном. Согласно данному определению под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслак: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное профессиональной деятельностью. Деперсонализация (цинизм) определяется циничным отношением к труду и объектам труда. Редукция профессиональных достижений отражает возникающее у профессионала чувство собственной профессиональной некомпетентности и низкой успешности своей профессиональной стельности [24, с. 7].
Данный концептуальный подход нашёл свое отражение в созданном опроснике «Maslach Burnout Inventory» — MBI (Maslach, Jackson, 1981). Позже на основе MBI был разработан опросник «Maslach Burnout Inventory-General Survey» (MBI-GS) (Schaufeli et, 1996). Данный опросник позволял оценивать психическое выгорание в профессиях, связанных и не связанных с межличностным общением. В его утверждениях не указываются ссылки на конкретную профессию.
А. Пайнс и И. Аронсон предложили более широкое определение психического выгорания. Они представляют его как состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере. Структура психического выгорания, по их мнению, выражается в проявлении одной составляющей, а именно психического истощения. Исходя из данной позиции был создан опросник «Burnout Measure» — ВМ (1988). Первоначальная версия данного опросника вышла под названием «Tedium Measure» — «Измерение Скуки». Опросник ВМ был создан как одномерный, хотя три вида истощения различаются [9, с. 28].
Названные специалисты являются представителями результативного подхода. Кроме него, существует процессуальной, в рамках которого выгорание рассматривается как процесс, включающий в себя ряд стадий.
Одним из представителей данного подхода является С. Chemiss [9, с. 28]. Он определяет психическое выгорание как процесс негативного изменения профессионального поведения в ответ на стрессовый характер рабочей среды. С. Cherniss выделяет три основные стадии развития выгорания. Первая стадия характеризуется дисбалансом между ресурсами и требованиями среды, что порождает стрессовое состояние. На второй стадии работника возникают краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение. Третья стадия проявляется в изменениях мотивационной сферы профессионала и его поведения, где ведущий симптом — негуманное (бездушное) обращение с клиентами. Ведущей детерминантой возникновения выгорания, с точки зрения автора, является адекватность выбранного субъектом способа преодоления стресса. Использование неадекватных приемов преодоления стрессовой ситуации ведет к формированию психического выгорания.
В свою очередь, М. Burish выделял шесть фаз развития психического выгорания: предупреждающая фаза; снижение уровня собственного участия; эмоциональные реакции; фаза деструктивного поведения; психосоматические реакции; фаза разочарования. М. Burish указывал, что выгорание возникает в случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальных профессий [24, с. 9].
Динамическая модель В. Perlman, Е. А. Hartman также относится к процессуальному подходу. Она описывает развитие выгорания в проявлении трёх основных классов реакций на организационные стрессы:
- физиологические реакции (физиологическое истощение);
- аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деперсонализация);
- поведенческие реакции (дезадаптация, снижение мотивации и продуктивности) [24, с. 9].
A. Shirom выделяет эмоциональное истощение как главный фактор развития выгорания. Дополнительные компоненты — это следствие либо введения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, выражающегося в редуцировании персональных достижений и ограждении себя от ситуаций с повышенной ответственностью. Последствия выгорания могут также проявляться в психосоматических реакциях [24, с. 10].
В отечественной литературе процессуальная концепция выгорания представлена в работе В. В. Бойко, описывающего его с точки зрения основных стадий стресса согласно концепции Г. Селье. Изучаемый феномен
В. В. Бойко обозначает как эмоциональное выгорание и дает следующее определение. Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. По мнению В. В. Бойко, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще профессионального, поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой — выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием ряда факторов — внешних и внутренних. Данная концептуальная конструкция носит чисто умозрительный характер в силу отсутствия психометрической проверки созданной на основе данного подхода методики и других эмпирических данных, подтверждающих её ценность [24, с. 11].
Исследования голландских социальных психологов Е. Buunk и W. Schaufeli направлены на изучение причин психического выгорания с позиций социального сравнения. Основной тезис их подхода заключается в том, что выгорание развивается под влиянием социального контекста. Они выдвинули предположение, что восприятие симптомов выгорания у коллег способствует развитию его у работников. В то же время авторы подчеркивают, что чувствительность к психическому выгоранию у всех людей различна, она зависит от личностных особенностей [9, с. 32].
С. Cherniss (1993) рассматривает выгорание с точки зрения оценки собственной эффективности и социальной компетентности. Он выдвинул предположение, что на психическое выгорание влияет низкая оценка собственной эффективности. В понятие профессиональной самоэффективности С. Cherniss включает три компонента: профессиональное мастерство, поддержание хороших взаимоотношений с коллегами, способность оказывать определенное влияние внутри организации. Он также подчеркивает важность организационного компонента, выражающегося в социальных и политических умениях. Данное положение квалифицирует его подход как организационный [9, с. 32].
A. Pines (1981, 1988, 1993) является представителем экзистенциальной парадигмы. Она связывает возникновение психического выгорания с неудачным поиском смысла жизни в профессиональной деятельности. Люди, полностью погруженные в свою работу, видящие в ней смысл своего существования, в большей степени подвержены психическому выгоранию. Оценка таким работником своей деятельности как незначимой оказывается сильным фактором, провоцирующим выгорание.
Таким образом, экзистенциальный подход предполагает интерпретацию выгорания как конечный результат постепенного разочарования. Данный феномен, с точки зрения авторов, распространен среди высоко мотивированных на работу людей, которые длительное время работают в эмоционально напряженных условиях.
R. T. Golembiewski и др. рассматривают психическое выгорание как вирулентный процесс. Авторы акцентируют внимание на влиянии данного феномена на здоровье человека, ухудшение которого неизбежно приводит к снижению эффективности деятельности. Отмечается, что выгорание является практически общепрофессиональным феноменом. Также R. T. Golembiewski пытался классифицировать людей по степени влияния на них выгорания. В результате он выводит 8 фаз. Что касается структуры психического выгорания, то в целом он согласен с трехкомпонентной структурой К. Маслак, однако отмечает, что в процессуальном плане выгорание начинается с деперсонализации, затем — редукция профессиональных достижений и эмоциональное истощение [24, с. 11]. Данная концепция является довольно популярной, т. к. подчеркивает отрицательные последствия выгорания, прежде всего для организаций.
В отечественной психологии первые упоминания об описываемом феномене можно найти в работах Б. Г. Ананьева (1968 г.), который употреблял термин «эмоциональное сгорание» (термин, аналогичный понятию «выгорание») для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек — человек» и связанного с межличностными отношениями [24, с. 6]. Данный феномен, однако, был только зафиксирован, но не подтвержден дальнейшими эмпирическими разработками.
Начиная с 90-х г.г. XX в. интерес к исследованию феномена снова возрос благодаря работам, посвященным исследованию стресса, в том числе и профессионального [6, 20]. Несмотря на то что термин «выгорание» не употреблялся, его сущность была определена довольно четко. Данный синдром, называемый «болезнью общения», возникал вследствие душевного переутомления как своего рода плата за сочувствие и сопровождался такими проявлениями, как приглушение эмоций, исчезновение остроты чувств, возникновение конфликтов с партнерами по общению, безразличие, потеря жизненных идеалов. Аналогичные феномены, напоминающие выгорание, были зафиксированы в ряде профессиональных областей: феномен «отравления людьми» в медицинской сфере, «излетанность» у летчиков и некоторые другие [29]. В частности, «излетанность» понималась как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности, сопровождающаяся снижением мотивации к летному делу, потерей ответственности за исход полета, физическим и эмоциональным истощением.
В ряде экспериментальных исследований была предпринята попытка выйти на проблему выгорания через установление связи между свойствами нервной системы и степенью эмоциональной стабильности в профессиях педагогической сферы [2].
Начиная с 2000-х гг. теоретическая разработка проблемы достигла определенного прогресса, выразившегося в едином соглашении исследователей относительно операциональной структуры выгорания, появлении валидных методик его диагностики [7]. Вместе с тем нет однозначной точки зрения на само определение выгорания, основные симптомы и механизмы его возникновения; имеются противоречивые взгляды относительно динамики возникновения выгорания; недостаточно проработаны вопросы связи выгорания с различными подструктурами личности.
Среди отечественных концепций проблемы выгорания наиболее значимая принадлежит одному из ведущих представителей Ярославской психологической школы В. Е. Орлу. В качестве уникального методологического подхода к исследованию синдрома психического выгорания личности В. Е. Орел предложил собственную концепцию, разработанную в русле системного подхода. С его точки зрения, теоретической базой для замены традиционно сложившегося уровня исследования выгорания (аналитического) другим, более адекватным, позволяющим рассматривать данный феномен в единстве его структурных, функциональных и динамических аспектов, может стать методология системного подхода, широко используемого при изучении психических явлений. Важно подчеркнуть, что именно В. Е. Орел настаивал на операциональном понятии «психическое выгорание» [25, с. 31], убедительно обосновывая свои доводы тем, что такая формулировка описывает содержание феномена более широко, включая, наряду с эмоциональной, также мотивационную и оценочную составляющие.
Структурный аспект анализа психического выгорания предполагает переход от изучения отдельных подструктур выгорания, представленных как совокупность симптомов, к их иерархической организации. Функциональный аспект позволяет представить специфику влияния выгорания на структуру личности, выявить основные закономерности этого взаимодействия, определить основные функции выгорания в процессе профессионального становления личности. Рассматривая выгорание с позиций наличия у него основных атрибутов системы, можно отметить два основных момента. Во-первых, психическое выгорание не имеет собственного вектора «мотив — цель» и, формируясь в недрах других систем, может быть их компонентом и его функционирование должно подчиняться целям этих систем. Во-вторых, главной особенностью выгорания является то, что весь процесс формирования и функционирования выгорания полностью противоречит целям тех систем, в которые оно включено и с которыми взаимодействует [9, с. 35].
На базе системной методологии психическое выгорание, как и любое другое психическое явление, рассматривается в четырех аспектах: онтологическом, структурном, функциональном и генетическом. Генетический аспект анализа психического выгорания предполагает отслеживание его формирования в ходе профессионального развития личности. Полученные эмпирические данные демонстрируют проявление всех основных закономерностей системогенеза, среди которых ведущее значение принадлежит гетерохронности и неравномерности развития. Гетерохрон- ность развития подструктур выгорания проявляется в том, что основные его компоненты возникают на разных временных отрезках профессионального развития. Проявляется неравномерность развития выгорания в определенных степенях выраженности его компонентов в разных профессиональных группах [9, с. 36].
Обобщая работы В. Е. Орла, можно выделить следующие основные характеристики феномена психического выгорания.
1. Психическое выгорание связано с эмоциональным истощением личности, под которым понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
2. Для состояния психического выгорания характерны особые формы деперсонализации личности, которые проявляются в циничном отношении к труду и объектам своего труда.
3. Психическое выгорание сопровождается редукцией и недооценкой специалистом своих профессиональных достижений, что связано с возникновением у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, акцентуацей внимания на неудачах.
4. Феномен выгорания является сугубо профессиональным, т. е. фиксируется и проявляется в специфических условиях профессиональной деятельности и профессионального развития.
5. Психическое выгорание оказывает отрицательное воздействие на личность и её поведение, снижая в конечном счете эффективность профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом.
6. Данный феномен является необратимым, т. е. его нельзя полностью уничтожить в ходе специальных форм воздействия, можно только затормозить его развитие [27, с. 313-314].
Итак, кратко нами был рассмотрен специфичный феномен профессиональных деструкций — синдром психического выгорания личности. Синдром выгорания представляет собой целостное, динамическое, интегральное психическое образование в единстве и взаимодействии эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих элементов, образующих базовые компоненты выгорания, количественный и качественный состав которых определяется спецификой профессиональной деятельности. Наиболее традиционной является трехкомпонентная структура выгорания, включающая психоэмоциональное истощение, цинизм и редукцию профессиональных достижений. Синдром выгорания представляет собой дезадаптивный феномен, действие которого проявляется на всех уровнях функционирования личности: индивидуально-психологическом, социально-психологическом и организационном. Данный феномен оказывает негативное влияние на показатели профессиональной эффективности, удовлетворенности трудом, имеет отрицательные последствия и в сферах «непрофессиональной» жизни, где наблюдается дифференцированное влияние его составляющих на разные показатели качества жизни. [34, с. 81]. Выгорание оказывает отрицательное воздействие на все подструктуры личности, что показывает данный феномен как состояние, представляющее полный регресс профессионального развития личности. Поскольку синдром выгорания является общепрофессиональным феноменом и, будучи системным образованием, по большей части необратим, возникает насущная необходимость в разработке комплекса превентивных мер по стабилизации психического состояния профессионалов, тем более что проблема выгорания не только подрывает работоспособность сотрудников, но и негативно влияет на эффективность работы организации в целом. Большое количество проблем, связанных со структурой выгорания, его динамикой, проявлениями в различных сферах профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека создает перспективы для его дальнейшего изучения и координации усилий представителей различных наук — психологии, медицины, социологии и др.


Контрольные вопросы и задания

1. Дайте сравнительную характеристику трех понятий: «профессионализация», «профессиональное становление», «профессиональное развитие». Определите, какое из понятий шире, какое уже, в чем есть сходства, в чем существенные различия. Аргументируйте свой ответ.
2. Напишите ключевые особенности профориентационной работы.
3. Напишите сравнительную характеристику любых двух типологий, теорий или концепций. Например, Дж. Голланда и Е. А. Климова, А. К. Марковой и Э. Ф. Зеера. Общее, различия, достоинства и недостатки подходов.
4. Составьте анкету «Факторы выбора профессии», состоящую минимум из десяти вопросов. Вопросы могут быть открытыми и закрытыми. Перед составлением анкеты определите, для какой группы респондентов подойдет данная анкета: школьники, студенты первого или выпускного курса, работающие люди.
5. Перечислите и охарактеризуйте деструктивные проявления профессионализации личности.
6. Укажите, на какие группы разделяют концепции профессионального развития личности, где степени выраженности проблемы профессиональных деструкций представлены по-разному. Кого из ведущих исследователей профессионализации личности к какой группе относят?
7. Охарактеризуйте феномены: поведение типа А, прокрастинация, трудоголизм.
8. Опишите синдром психического выгорания. Укажите, какое место данный феномен занимает в системе профессиональных деструкций личности.

Источник: Чемякина, Анна Вадимовна. Психология профессионального развития личности : учебно-методическое пособие / А. В. Чемякина, А. И. Калачева ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2021. — 56 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.