На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Работа социального педагога с детьми-сиротами
Работа социального педагога с детьми-сиротами
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

Право ребенка на семью закреплено в белорусском законодательстве. В настоящее время остро стоит проблема социального сиротства в Республике Беларусь. Лишение родительских прав производится в судебном порядке. При лишении законных прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства. Важнейшей работой социальной службы является устройство детей в семью. Усыновление ребенка разрешается только в случае невозможности воспитания ребенка на постоянной основе в семье родственников. Между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми. Социальный педагог может включаться в психолого-педагогическую подготовку кандидатов в усыновители, знакомя их с особенностями психического развития детей в разные возрастные периоды, со спецификой развития детей из интернатных учреждений, обучая способам коррекции и компенсации недостатков в воспитании в семье.

Особой является работа социального педагога в приютах и интернатных учреждениях. Основной целью воспитательной работы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Особое направление деятельности социального педагога - поиск путей обустройства детей в родной или приемной семье. Кроме того, социальный педагог должен создавать в интернатных учреждениях социальное и эмоциональное окружение, близкое к семейному.
О признаках социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений свидетельствует неготовность детей к освоению необходимых социальных ролей. Эта неготовность основывается на ранее полученном негативном опыте. Ярким признаком дезадаптации является вырабатываемая у воспитанников ролевая «позиция сироты». Отношение особой заботы начинает восприниматься как должное и обязательное. Часто у выпускников детских домов возникают сложности в общении со сверстниками.
Можно выделить следующие требования к организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях: отдавать приоритет правам и интересам ребенка, поднимать профессиональный уровень воспитателей, социальных педагогов, психологов, улучшать работу органов самоуправления, формировать навыки самостоятельного выбора досуговых занятий, не разделять братьев и сестер по разным учреждениям, укреплять связи между детьми и их родителями. Существуют такие проблемы в работе интернатных учреждений, как однообразность и формальность проводимой воспитательной работы, слабая трудовая и профессиональная подготовка воспитанников, финансовые затруднения и т.д.
Как показывают данные многочисленных социальных исследований, на практике выпускники интернатов или вообще не создают семью, или испытывают значительные трудности в ее создании и сохранении. Необходимо проводить социально-педагогическую подготовку детей из школ-интернатов к семейной жизни. Эта работа должна включать социальный, нравственный, хозяйственно-экономический, психологический аспект. В первую очередь, нужно формировать у детей ценностную ориентацию на семью. Следует уделить внимание изучению нравственных принципов семейных отношений, любви, ответственности, состраданию среди членов семьи. Надо учить управлять своей эмоциональной сферой, учитывать реакции других, быть чуткими, терпеливыми и тактичными.
Интеграция с домашними детьми, сотрудничество с учебными заведениями способствует адаптации детей в обществе, дает образцы взаимоотношений в семье. Воспитательная работа по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни ориентирована на различные возрастные группы. Формы работы с учащимися младшего школьного возраста - сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Прощение и примирение», этюды по культуре отношений мальчиков и девочек, чтение и анализ сказок, рассказов, работа с тестами-рисунками, беседы. Для детей средних и старших классов можно применять сочинения, выпуск стенгазет, лекции, разбор жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликта, составление заповедей для мужа и жены, обзор семейных рубрик по газетам и журналам, тренинг отцовских и материнских отношений.
Социальные приюты - образовательно-воспитательные учреждения, работа которых направлена на коррекцию и реабилитацию детей. Функции социальных приютов предполагают временное содержание ребенка, по каким-то причинам оставшегося без родителей (это может быть смерть родителей или лишение их родительских прав), беспризорных детей, а также тех детей, которые нуждаются во временной изоляции от семьи.
Семейный детский дом является альтернативной формой содержания детей-сирот. Новообразованная семья в определенной степени является суррогатной. Нетрадиционным для Республики Беларусь является новый тип детского учреждения для детей-сирот - детская деревня-8О8. За образец взята модель воспитания, созданная австрийским общественным деятелем Г. Гмайнером. Мать-воспитательница является педагогическим работником, опекающим 57 приемных детей. Она самостоятельно выбирает методы и средства их воспитания, не придерживаясь жестких инструкций. Детская деревня ставит своей задачей не только обеспечить детей теплом домашнего очага, но и подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни.
В Республике Беларусь уже есть опыт создания патронатных семей, воспитывающих детей из интернатных учреждений. Контроль за процессом социализации детей в таких семьях осуществляет администрация детского дома. Можно выделить этапы становления замещающей семьи: отбор и подготовка патронатных воспитателей, знакомство с родителями, пребывание ребенка в патронатной семье.
Одним из аспектов работы социально-педагогической службы является контроль за выплатой алиментов родителями, розыск родителей, родственников воспитанников.


Вопрос к семинарскому занятию


1. Что представляет из себя усыновление как форма устройства детей в семью?


Задания к семинарскому занятию


1. Назовите признаки социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений.
2. Составьте образец акта обследования жилищно-бытовых условий ребенка, находящегося на опеке (работа по группам).
3. Разберите и обсудите план реабилитационной работы с ребенком, находящимся в социальном приюте (работа по группам).


Вопросы для самоконтроля


1. В каких случаях разрешается усыновление ребенка?
2. Что представляет собой патронатная семья?
3. Каковы функции социальных приютов?
4. В чем состоят особенности семейного детского дома?


1. Согласны ли вы с тем, что в настоящее время по объективным и субъективным причинам в интернатных учреждениях не использованы все возможности для личностного развития ребенка? Если да, то что, по-вашему, можно сделать в этом направлении?
2. Является ли создание разновозрастных смешанных групп одним из путей преодоления недостатков интернатного воспитания?
3. Как вы полагаете, родителей необходимо лишать родительских прав и отдавать ребенка в интернат, или задача социального педагога - все же помогать ребенку адаптироваться к неблагоприятным условиям в семье?
4. Согласны ли вы, что в детских деревнях - SOS воспитателями-ро- дителями должны быть только женщины? Обоснуйте свое мнение.


Задания по УИРС, НИРС


1. Подготовьте обзор статьи «Организация работы социального приюта в составе социально-педагогических центров» Фоменка Г. А. (см. литературу).
2. Посетите социально-педагогические учреждения (детский дом, социальный приют и др.) и изучите личные дела, медицинские карты, карты наблюдений за развитием ребенка и другие документы и материалы.
3. Составьте примерный психологический портрет воспитанника- социального сироты интернатного учреждения.
4. Методом анкетирования выясните у воспитанников интернатного учреждения, насколько они подготовлены к будущей семейной жизни.
5. Подготовьте реферат на тему «Работа социального педагога в интернатных учреждениях».
6. Предложите свой проект социального приюта.


Рекомендуемая литература


1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - М., 1994.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. - М., 1999.
4. Об организации работы детских социальных приютов // Пазаш- кольнае выхаванне. - 2003. - № 8. - С. 10-13.
5. Простак Г.Д. Коррекционно-реабилитационная работа с воспитанниками интернатного типа // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2001. - №1. - С. 99 - 112.
6. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реа- на. - СПб., 2003.
7. Смагина Л.И. Права ребенка: теория и методика. - Минск, 2001.
8. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. - Минск, 2001.
9. Фоменок Г.А. Организация работы социального приюта в составе социально-педагогических центров // Сацыяльна-педагагшная работа. - 2003. - № 3. - С. 96-104.
10. Фурманов И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. - Минск, 1999.

Источник: Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М54 М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 63 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.