На главную Лекции и практикум по психологии Социальная психология Методика социально-педагогической работы с семьей
Методика социально-педагогической работы с семьей
Лекции и практикум по психологии - Социальная психология

Семья представляет собой основу первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. Задачи социального педагога в работе с семьей - это установление контактов, выявление проблем и трудностей в семье, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения, оказание нуждающимся семьям материальной помощи, поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий, обеспечение культурно-досуговой деятельности, технического и художественного творчества для семей, оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами.


Важно овладеть методикой диагностики семьи. В пособии М.В. Шакуровой указано, что социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе решений. Его основные принципы - достоверность, полнота, системность информации, оперативность получения сведений, сопоставимость получаемых данных, сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов. Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог учитывает подсистемы внутри семьи: брачная (муж - жена), родительская (мать - отец), подсистема «братья - сестры», «родители - дети». Можно использовать традиционные диагностические методики: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование. Социально-педагогический паспорт семьи позволяет систематизировать информацию о семье в лаконичной форме.
Существуют различные типы семей: городская и сельская; семья, состоящая из многих поколений; нуклеарная (состоит из мужа, жены и одного или двоих детей); молодая (ее возраст не старше 5 лет); неполная (с одним родителем); внебрачная, семья в повторном браке; семья «маленькая мама» (мама с ребенком, не достигшая совершеннолетнего возраста); семья беженцев, военных, эмигрантов, опекунская, неблагополучная, малообеспеченная, многодетная (трое и более детей) и др. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа, однако степень нуждаемости в поддержке будет различна, как различны и виды помощи. Социальный педагог должен выделить те проблемы в семье, которое оказывают негативное воздействие на ребенка, провоцируют его на конфликты (например, отклонения в поведении членов семьи, слабый воспитательный потенциал).
М.В. Шакуровой разработана типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, которое оказывают члены семей друг на друга. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска (жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы о них, из-за жестокого обращения, пьяных дебошей и т.д. зачастую находится под угрозой). Асоциально-аморальные семьи характеризуются антиобщественными установками (высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, но отсутствие моральных норм и ограничений, бездуховность, откровенно стяжательские ориентации). Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического характера из-за нарушений супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, так и внешне «тихими», но отношения супругов характеризуются полным отчуждением. В педагогически несостоятельных семьях при относительно благоприятных условиях неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты.
Социально-педагогическое семейное консультирование представляет собой оказание консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. Предметом его являются трудоустройство; оформление льгот, субсидий, инвалидности, материальной помощи; решение проблем школьной дезадаптации; профилактика болезней; наркологическая помощь детям; организация логопедической, психотерапевтической, юридической помощи; содействие в устранении конфликтов; организация свободного времени и надзора за ребенком и т.д.
Интересен опыт шведской социальной работы с детьми, чьи родители злоупотребляют алкоголем («Эрстинский переворот»). В основе программы лежат следующие идеи: педагоги пытаются превратить безнадежность в надежду; помогают детям осознать, что человек, открыто делясь своими переживаниями, может добиться понимания себя и других. Зная, в какой хаос порой ввергается жизнь ребенка из семьи алкоголиков, сотрудники стараются придать занятиям ритм, регулярность и структуру; акцентируют внимание на правах личности. Каждый урок посвящен определенной теме, которой подчинены мини-лекции, упражнения и игры.
Социальными педагогами организовываются Центры семейного досуга, семейные клубы. Педагоги работают в Центрах социальнопсихологической помощи семье и детям, Центрах социальной защиты. Представляют интерес семейные лектории как форма работы с родителями. Темы лекций касаются воспитания детей в семье, культурного развития семьи, профилактики здорового образа жизни, укрепления духовных связей между членами семьи.


Вопросы к семинарским занятиям


1. Каково назначение диагностического этапа в работе социального педагога с семьей?
2. Каковы основные подходы к организации социально-педагогической работы с различными типами семей?
3. В чем особенности социально-педагогического семейного консультирования?


Задания к семинарским занятиям


1. Соберите из научной литературы пакет диагностических методик, ориентированных на комплексное изучение семьи и внутрисемейных отношений.
2. Составьте несколько обобщенных характеристик семей «группы риска».
3. Охарактеризуйте задачи, направления и формы деятельности социального педагога, патронирующего семью: неполную; с ребен- ком-инвалидом; многодетную; конфликтную; с непоследовательным стилем воспитанием.
4. Опишите примерную структуру Центра семейного досуга.


Вопросы для самоконтроля


1. Охарактеризуйте различные типы семей.
2. Какие задачи выполняют семейные клубы?
3. Какие темы можно предложить для семейного лектория?


Проблемные вопросы и задания


1. Докажите необходимость учета подсистем внутри семьи.
2. По каким основаниям можно типологизировать семьи (перечислите)?
3. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?


Задания по УИРС, НИРС


1. Составьте обзор газетно-журнальных публикаций на тему «Кризис современной семьи».
2. Проведите анкетирование подростков «Проблемы современной семьи».
3. Осуществите с помощью социального педагога супервизию консультирования родителя.
4. Разработайте для социального педагога программу для оказания помощи семье в решении ее проблем. Представьте программу и «защитите» ее.
5. Проведите пресс-конференцию в вузе «Семья как фактор социализации».


Рекомендуемая литература


1. Азаров Ю.В. Семейная педагогика. - М., 1993.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.
3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.
4. Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. - М., 1993. - С.142 - 168.
5. Карпюк И.А., Чернова М.Б. Воспитательная система школы. - Минск, 2002.
6. Лучшие психологические тесты. - М., 1996.
7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
8. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М., 2002.
9. Семья и молодёжь: профилактика отклоняющегося поведения / Под ред. В.А. Балцевич и др. - Минск, 1989.
10. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2002.
11. Социальная работа с ребенком и семьей. - Минск, 2000.
12. Чечет В.В. Педагогика семейного воспитания. - Минск, 1998.
13. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М., 2002.

Источник: Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М54 М.В. Салтыкова-Волкович. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 63 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.