Семейные и супружеские конфликты
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

План:
1. Понятие супружеского конфликта.
2. Виды и причины супружеского конфликта.
3. Пути и способы разрешения супружеских конфликтов.
4. Конфликты между родителями и детьми и их последствия.

Понятие супружеского конфликта

Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы).
Конфликты социально обусловлены и опосредствованы индивидуальными особенностями психики людей. Они связаны с острыми эмоциональными переживаниями - аффектами, с действием познавательных стереотипов - способов интерпретации конфликтной ситуации, и одновременно с гибкостью и «изобретательностью» личности или группы в поисках и выборе путей конфликтного, т.е. ведущего к усилению конфликта, поведения.
Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами, адекватно осознавшими свои цели, скорее они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Демонстрируемое поведение часто маскирует истинные чувства и представления о конфликтной ситуации и друг о друге. Так, за грубыми и шумными столкновениями супругов могут скрываться привязанность и любовь, а за подчеркнутой вежливостью - эмоциональный разрыв, хронический конфликт, иногда и ненависть.
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (К. Витек, Г.А. Навайтис,):
1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
2. Осознание объективной конфликтной ситуации.
3. Переход к конфликтному поведению.
4. Разрешение конфликта.
Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликтному поведению - это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.

Виды и причины супружеского конфликта

Классификация конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов (В.А. Сысенко).
1. Конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего «я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.
2. Конфликты, размолвки, психические напряжения на базе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих супругов.
3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания, понимания юмора, подарков.
4. Конфликты, ссоры, связанные с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям, приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам средств семьи.
5. Финансовые разногласия, возникающие на основе преувеличенных потребностей одного из супругов в распределении бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
6. Конфликты, ссоры, размолвки из-за неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, в устройстве домашнего очага и т.д.
7. Конфликты в связи с потребностью во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве по вопросам разделения труда в семье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми.
8. Конфликты, размолвки, ссоры на почве разных потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
Использование категории потребность в теории супружеской конфликтности позволяет перейти к мотивам и интересам, отрицательным и положительным эмоциям, к анализу различных видов депрессивных и иных патологических состояний, неврозов, источником которых могут быть семейные неурядицы. Категории стабильность- нестабильность брака, его конфликтность-бесконфликтность также зависят от удовлетворения потребностей супругов, особенно эмоционально-психологических.
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
- неопасными - возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;
- опасными - разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру, по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
- особо опасными - приводят к разводам.
Остановимся подробнее на мотивации этой категории конфликтов.
1. Не сошлись характерами - мотив «чисто» психологический. Острота конфликтов и их частота, сила эмоциональных взрывов, контроль за собственным поведением, тактика и стратегия поведения супругов в разнообразных конфликтных ситуациях зависят от индивидуальных особенностей характера.
2. Супружеские измены и сексуальная жизнь в браке. Измена отражает противоречия между супругами, она является результатом разнообразных психологических факторов. К измене приводят разочарование брачной жизнью, дисгармония половых отношений.
Если в браке не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, усиливается отчуждение, накапливаются отрицательные чувства и эмоции, более вероятной становится измена.
3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Это традиционный мотив разводов.
Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей.
В основе возникновения конфликта лежат причины, определяющие его зону:
- неадекватная мотивация брака, когда мотивы вступления в брак лежат вне сферы семейно-брачного союза;
- нарушение ролевой структуры семьи вследствие несогласованности представлений ее членов о семейном укладе, семейных ценностях; различий представлений о супружеских ролях, ролевых ожиданий; конфликтности роли и ролевой перегрузки (например, трудности совмещения женщиной карьерных целей, задач воспитания детей и функций «хозяйки дома»); некомпетентности выполнения роли и в силу этого недостаточного удовлетворения потребностей членов семьи;
- неразрешенность проблемы семейного лидерства в форме борьбы за него обоих супругов, существования непризнанного лидерства и лидерства
- несогласованность и противоречивость представлений о ценностях, целях и методах воспитания детей;
- дисгармоничность сексуальных отношений, в основе которой в значительном числе случаев лежат более глубокие причины, связанные с нарушениями и искажениями чувства любви;
- нарушения и искажения чувства любви; переживание его утраты; отсутствие или дефицит эмоциональной поддержки и взаимопонимания;
- ограничение возможностей личностного роста, включая проблемы роста профессионального и самореализации каждого из членов семьи; низкая степень подтверждения самоценности Я в рамках семейной системы, ущемление личного достоинства, недостаточное уважение партнерами друг друга;
- низкий уровень материального благополучия; стесненные жилищные условия; неэффективное планирование и исполнение бюджета; финансовые разногласия, связанные с преувеличенными материальными потребностями одного из членов семьи, с решением вопроса о вкладе каждого из супругов в семейный бюджет;
- низкий уровень кооперации, взаимопомощи и взаимоподдержки в решении хозяйственно-бытовых проблем семьи, разделении домашнего труда, уходе за детьми и стариками;
- неэффективная система взаимодействия между родительской и детской подсистемами, чрезмерная жесткость их границ;
- ревность, супружеская измена;
- отклоняющееся поведение одного из членов семьи (алкоголизм, агрессия и насилие, использование психоактивных веществ, склонность к азартным играм и т.д.);
- несогласованность супружеских представлений об оптимальном режиме проведения досуга, отдыхе, характере отношений и общения с друзьями.

Пути и способы разрешения супружеских конфликтов

Избежать многих ошибок позволяет соблюдение основных принципов совместной супружеской жизни.
• Реально смотреть на противоречия, возникающие до брака и после его заключения.
• Не строить иллюзий, чтобы не разочароваться, так как настоящее вряд ли будет отвечать тем нормам и критериям, которые были заранее спланированы.
• Не избегать трудностей. Совместное преодоление трудных ситуаций - прекрасная возможность быстрее узнать, насколько оба партнера готовы жить по принципу двустороннего компромисса.
• Познавать психологию партнера. Чтобы жить в согласии, надо понимать друг друга, приспосабливаться, а также уметь «угождать» друг другу.
• Знать цену мелочам. Небольшие, но частые знаки внимания более ценны и значимы, чем дорогие подарки, за которыми порой кроется равнодушие, неверность и др.
• Быть терпимым, уметь забывать обиды. Человек стыдится некоторых своих ошибок и не любит вспоминать о них. Не следует напоминать о том, что однажды нарушило взаимоотношения и что следовало бы забыть.
• Уметь понимать и предугадывать желания и потребности партнера.
• Не навязывать свои требования, оберегать достоинство партнера.
• Понимать пользу временной разлуки. Партнеры могут надоесть друг другу, а разлука позволяет понять, насколько сильно любишь свою вторую половину и как ее в настоящее время не хватает.
• Следить за собой. Неаккуратность, безалаберность рождают неприязнь и могут повлечь за собой серьезные последствия.
• Иметь чувство меры. Умение спокойно и доброжелательно воспринимать критику. Важно подчеркивать в первую очередь достоинства партнера, а потом в доброжелательной форме указывать на недостатки.
• Осознавать причины и последствия неверности.
• Не впадать в отчаяние. Столкнувшись со стрессовой ситуацией в супружеской жизни, было бы неверно «гордо» разойтись и не искать выхода. Но еще хуже сохранять хотя бы внешнее равновесие путем унижений и угроз.
Характеристики семейного конфликта включают инициатора (потенциального инициатора) конфликта, участников конфликта, состав которых может выходить за пределы нуклеарной семьи, способ разрешения (переработки) конфликта, динамику его протекания и результаты.
Поведение участников конфликта весьма разнообразно. Дж.Г. Скотт выделяет следующие стратегии, различающиеся по степени эффективности разрешения конфликта: доминирование; уход, избегание; уступчивость; компромисс; сотрудничество. Доминирование как стратегия ориентации лишь на собственные интересы при полном игнорировании интересов партнера изначально обречено на неуспех, так как пренебрежение интересами партнера в семье усугубляет ее дисфункциональность.
Уход и избегание как отказ от своих интересов в сочетании с неготовностью пойти навстречу интересам партнера приводят к отложенному конфликту и преобразованию его в хронический.
Уступчивость как отказ от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру - к хронической фрустрации одного из партнеров, несимметричности отношений, дисбалансу в распределении прав, ответственности, власти, к снижению устойчивости и стабильности функционирования семьи.
Достаточно эффективным способом разрешения конфликтов является компромисс между его участниками, сориентированными на поиск взаимоприемлемого решения проблемы путем взаимных уступок.
Сотрудничество как поиск решения, в максимальной степени отвечающего интересам обоих партнеров, не только позволяет успешно преодолеть противоречия, но и способствует личностному росту участников конфликта, повышает общий уровень их коммуникативной компетентности, открывая принципиально новый способ взаимодействия в конфликтной ситуации.
В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать. Избегание конфликта не снимает проблемы противоречий в семье, а только усугубляет ее, сохраняя депривацию значимых потребностей членов семьи.

Конфликты между родителями и детьми и их последствия

Семья для ребенка - первый и важнейший социальнопедагогический институт. В семье определяется социальная ситуация развития и формируется «зона ближайшего развития» ребенка. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
Существует прямая связь между взаимоотношениями в родительской семье и взаимоотношениями между молодыми супругами. Речь идет о том, что характер ребенка складывается в семье и психологический климат представляет для него среду ближайшего социального окружения. Он формирует навыки, те или иные черты характера, устойчивые эмоционально-познавательные структуры. В литературе по психиатрии завоевала признание точка зрения о том, что семейная среда, взаимоотношения родителей могут создавать психотравмирующую обстановку для ребенка, в результате чего он приобретает ряд отрицательных черт характера. Более того в семье могут создаваться условия, приводящие к нервно-психическим заболеваниям детей. В конфликтной, проблемной семье вполне возможны случаи патологического развития характера ребенка. Естественно, что такие особенности ребенка могут проявиться в его дальнейшей жизни, когда он вырастет и создаст свою семью
В условиях конфликтной семьи ребенок приобретает отрицательный опыт общения, он видит, чувствует враждебные, недружелюбные взаимоотношения между родителями Он перестает верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми. Он преждевременно разочаровывается в человеческих взаимоотношениях. вообще и не приобретает положительного опыта сотрудничества и кооперации, столь необходимого для дальнейшей жизни, в том числе и брачной.
Различные дефекты семейного воспитания способствуют развитию и формированию различных нервно-психических расстройств у детей. Речь идет о том, что многие расстройства являются «нажитыми», приобретенными в процессе жизни в неблагополучной социальной среде, особенно в конфликтной семье. В ряде случаев наследственные факторы являются лишь предпосылкой для развития болезни. Если семейная среда благополучна и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать те или иные наследственные факторы.
Действия, поведение, эмоционально-неконтролируемые реакции нервных и неразумных родителей часто могут способствовать формированию истерических черт в характере ребенка, а в определенных случаях и развитию невроза.
Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и соматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, в умственной деятельности или учебе, показывает, что все указанные явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Она может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно.

План семинарского занятия по теме Семейные и супружеские конфликты

Вопросы для обсуждения:
1. Понятие супружеского конфликта. Виды конфликтов.
2. Причины и структура супружеского конфликта.
3. Пути и способы разрешения супружеских конфликтов.
4. Конфликты между родителями и детьми.
5. Принципы и правила бесконфликтных отношений в семье.
6. Дискуссия «Бесконфликтные семьи: миф или реальность?».
Задания для самостоятельной работы (по выбору студента)
1. Подготовить сообщение о семейных и супружеских конфликтах (на основе анализа статей в научных журналах по проблеме семейных и супружеских конфликтов).
2. Пословицы, поговорки о семейных и супружеских конфликтах.

Литература:
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
3. Козырев, Р.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / Р.И. Козырев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
4. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. - М.: Сфера, 2005. - 224 с.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Артомонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 192 с.
6. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 272 с.
7. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.
Источник: Психология семьи для специальности (направление специальности) Психология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н.И. Циркунова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 179 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.