На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Формирование и развитие супружеских отношений
Формирование и развитие супружеских отношений
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

План:
1. Психология супружеских отношений. Типы супружеских взаимоотношений.
2. Супружеские отношения как фактор родительского поведения.
3. Влияние внешних социальных стрессоров на супружеские отношения.
4. Влияние внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения.

Психология супружеских отношений. Типы супружеских взаимоотношений

Супружеские взаимоотношения - это длительное диадное взаимоотношение, в котором наиболее полно удовлетворяются потребности взрослого человека в диапазоне от физиологических до самоактуализационных. Чем полнее удовлетворяются потребности друг друга, тем в большей мере ощущается удовлетворенность браком. Наиболее совершенными браками считаются такие, в которых взаимно удовлетворяются потребности в самоактуализации и трансценденции, браки, в которых представлено альтруистическое поведение (А.И. Антонов). По данным многих исследователей брака, супружеские отношения - самые значимые и самые поддерживающие отношения для взрослого человека.
Распределение ролей и характер общения определяют формы взаимодействия и сотрудничества в семье.
С.В. Ковалев предлагает следующую классификацию типов взаимодействия в семье:
- сотрудничество - гибкое распределение ролей в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных особенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные ситуации;
- паритетные отношения - союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремится к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;
- соревнование - явно выраженное стремление к первенству на фоне сохранения доброжелательности к партнеру;
- конкуренция - желание обойти и «подавить» партнера любыми средствами. Отношения супругов сосредоточены на борьбе за лидерство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремительные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности;
- антагонизм - дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несовместимость, противоречивость интересов ее членов, хронический всеобъемлющий конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоциональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.
Как мы видим, различные типы супружеских взаимоотношений находятся в прямой зависимости от взглядов самих супругов на их права и обязанности, от внутрисемейной иерархии, от умения налаживать эффективную коммуникацию с партнером. Соответственно, какие-то виды взаимоотношений ведут к укреплению семьи, какие-то, напротив, ослабляют семью как целое и ставят ее существование под угрозу.
Профили брака, предложенные Вирджинией Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами: заискивающий, обвиняющий, расчетливый, отстраненный, уравновешенный. Только уравновешенный дает возможность преодолеть препятствия, найти выход из затруднительного положения или объединить людей. Когда супруги уравновешенны, они открыто выражают свои чувства и свободно себя держат. Уравновешенный тип поведения внутренне гармоничен. Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых и демонстрируемых чувств.

Супружеские отношения как фактор родительского поведения

Доминирующими в структуре семьи являются именно супружеские отношения (как подсистема или субсистема семьи). Успешность субсистемы супругов зависит от адекватного выбора парой ролей, что предполагает также согласование и взаимное приспособление. Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит психологический и нравственно-эмоциональный климат семьи, следовательно, и воспитательные возможности.
В. Сатир обращала особое внимание на дисфункциональные структуры взаимоотношений, которые, по ее мнению, неосознанно заимствуются ребенком (преимущественно в возрасте от 0 до 5 лет) от родителей и «записываются» в его психике. Впоследствии они порождают основные проблемы в его собственной семье.
Качество супружеских взаимоотношений непосредственно влияет на желание супругов иметь детей. В сплоченных семьях, где менее выражено расхождение ценностных ориентации и установок супругов, ориентация на детей в пять раз сильнее.
Результаты исследований Ф.А. Кован, К.П. Кован показывают связь между качеством супружеских отношений и родительским стилем: большинство пар, удовлетворенных супружеством, проявляют больше теплоты в отношениях, меньше конфликтности и больше взаимопомощи при совместной с ребенком работе и игре по сравнению с неудовлетворенными.
Л.Л. Баз, О.В. Баженова отмечают, что в семьях с нарушенной супружеской коммуникацией более вероятно развитие нарушений общения у детей в виде аутистического и некритичного типов общения.
Конфликтные отношения между родителями отрицательно влияют на отношение родителей к детям. Последствия таких отношений - непонимание детей, неадекватное оценивание их и т.д., а также гипертрофированные формы эмоциональной связи с ребенком.

Влияние внешних социальных стрессоров на супружеские отношения

По данным американских исследователей, стрессорами, относящимися к факторам риска разрушения супружеских отношений, являются перегрузки на работе и отсутствие рабочего напряжения (безработица), финансовые проблемы и нищета. Утрата работы и длительная безработица отрицательно сказываются на индивидуальном благополучии членов семьи. При этом снижается уровень удовлетворенности и повышается вероятность распада супружеских отношений. Нищета может способствовать увеличению депрессивных симптомов, что ведет к снижению уровня поддержки, которую может оказывать супруг, что, в свою очередь, увеличивает супружеский дистресс. Стрессоры, связанные с качеством работы, проявляют сходное влияние. Например, пары общаются с раздражением, становятся более резкими друг с другом, часто конфликтуют в рабочие дни, о которых они сообщают как о более стрессовых моментах. Сменная работа также может быть более стрессовой для некоторых пар.
Сам характер работы - стресс, эмоциональное напряжение и необходимость в «аффективных инвестициях» - тоже оказывает негативное влияние на супружеские отношения. Это влияние может быть прямым - уменьшается удовлетворенность супружескими взаимоотношениями, так как супруг становится эмоционально недоступен, либо опосредованно, в результате деформации личности: роста критичности, ироничности, скепсиса и сарказма, формирования зависимостей, чаще всего алкоголизации. Профессии, которые относятся к разряду помогающих (врачи, психотерапевты, психологи-консультанты, социальные работники и др.), характеризуются высоким риском разводов, что связано с широко известным в настоящее время синдромом «эмоционального выгорания». Например, субъективное представление о степени принятия мужа падает у жены во время его длительных отсутствий; это касается не только жены, но и ребенка, который переживает возрастающий эмоциональный дистресс во время отсутствия отца. Обнаружена связь между отдельными параметрами военной службы и супружеским функционированием. Из-за высокого уровня стресса при воинской службе снижается уровень удовлетворенности жизнью и супружескими отношениями у жен военнослужащих.
Негативно влияют на супружество принадлежность супругов к разным этническим группам, различие культурных установок, стереотипов родительского и собственного поведения, жизненных целей ценностей и стилей, поэтому межэтнические союзы менее устойчивы.

Влияние внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения

Рождение ребенка может стать причиной разрушения супружеских отношений, поэтому известное мнение о том, что ребенок помогает сохранить отношения в паре, несостоятельно. Появление ребенка нарушает диадное взаимоотношение, поскольку появляется новое высокозначимое отношение мать-ребенок. Материнство требует огромных эмоциональных усилий, внимания, интуиции, так как физическая жизнь ребенка зависит от качества заботы. Отец на определенное время уходит в тень: ему не уделяется столько внимания, как прежде. Этот опыт субъективно переживается мужчиной как «отсутствие любви». Если мужчина достаточно зрел, чтобы пережить это временное состояние «депривации любви», то супружество сохранится, если нет, то риск разрушения отношений достаточно велик.
Продолжительная болезнь супруга также связана с риском нарушения отношений, при этом физическая болезнь является меньшим стресс-фактором, чем психическая. Психическое заболевание супруга определенно связано с разводом.
Болезнь ребенка и отставание в психическом развитии. Исследование, проведенное за рубежом в семьях, где ребенок был болен раком, показывает, что супружеские отношения родителей, измеренные по 10 параметрам, изменяются с увеличением продолжительности болезни. Некоторые аспекты взаимоотношений усиливаются (уровень доверия и интенсивность общения), другие снижаются (сексуальность). У родителей, чей ребенок был болен в течение года, отмечалось незначительное снижение удовлетворенности супружескими отношениями; в семьях, где болезнь ребенка продолжалась 2-3 года, наблюдалось увеличение силы супружеской привязанности; в семьях, где ребенок болел более 4 лет, отмечалось разрушение супружеских взаимоотношений.
Ребенок с отставанием в психическом развитии также негативно влияет на удовлетворенность супружескими отношениями.
Бесплодие также серьезно влияет на мужчину и женщину. Оно вызывает депрессию, тревогу, снижает самооценку, повышает вину и стыд, негативно влияет на супружеские отношения, в особенности на сексуальные. Бесплодие приводит к переосмыслению жизненных планов и социальных ролей.

План семинарского занятия по теме Формирование и развитие супружеских отношений

Вопросы для обсуждения:
1. Типы супружеских отношений.
2. Супружеские отношения как фактор родительского поведения.
3. Влияние внешних социальных и внутрисемейных стрессоров на супружеские отношения
4. Феномен любви, ее виды и типы.
5. Теории любви.
6. Дискуссия «Любовь - основа супружеских отношений?».
Задания для самостоятельной работы (по выбору студента)
1. Написать эссе на тему «Феномен любви».
2. Афоризмы о любви.
3. Пословицы, поговорки о любви.


Литература:
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Э. Берн; пер. с англ. А. Грузберга. - М.: Эксмо, 2008. - 566 с.
3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 358 с.
5. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм; пер. с нем. Э. Телятни- ковой. - М.: АСТ, 2008. - 314 с.
6. Фромм, Э. Искусство любить. Исследование природы любви /
Э. Фромм; пер. с англ.; под ред. Д.А. Леонтьева. - 2-е изд. - СПб: Издательский дом Азбука Классика, 2008. - 224 с.
7. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.
8. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
Источник: Психология семьи для специальности (направление специальности) Психология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н.И. Циркунова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 179 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.