На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Культурно-исторический анализ происхождения и развития брака и семьи
Культурно-исторический анализ происхождения и развития брака и семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

План:
1. Соотношение понятий «брак» и «семья».
2. История развития института семьи.
3. Функции семьи.
4. Особенности современной семьи, динамика и тенденции ее развития.

Соотношение понятий «брак» и «семья»

Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.
Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Определений семьи в научной литературе достаточно много, причём многие дефиниции настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.
Семья определяется как социальный институт, как ячейка общества, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. Однако психологический подход к пониманию семьи имеет свою специфику.
По определению А.И. Антонова семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп бывших прежде семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и др.), либо не ставших ещё семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством).
Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством.
Известный семейный психолог Г. Навайтис предлагает ввести понятие семьи как малой группы, удовлетворяющей потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей.
Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «Семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера социальной жизни. Общество заинтересованно в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия, процесса воспитания.
Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Мужчина и женщина выступают в нем и как личности, и как граждане государства. Социальный характер брака проявляется, прежде всего, в публичной форме его заключения, в контролируемом обществом выборе брачных партнеров, в наследовании семейного имущества.
Санкционируя брак, общество берет на себя обязательства по его охране и налагает на партнеров ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым - за будущее семьи.
А.Г. Харчев определяет брак, как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

История развития института семьи

Попытки осмысления существования института семьи в историческом времени относятся к середине XIX в. и принадлежат известным социологам и антропологам Л. Моргану, Ф. Энгельсу, М. Ковалевскому, Б. Малиновскому, П. Сорокину и др. Основываясь на анализе их концепций, сделанном С.И. Г олодом, представим следующую периодизацию развития института семьи.
Наиболее древней формой социальной организации человека был род, который объединял всех людей, происходивших от одной праматери: ее дочерей, детей ее дочерей и так далее до бесконечности. Род представлял собой матриархальную семью, включавшую в себя всех потомков по женской линии. Адекватной метафорой матриархальной семьи является игрушка - матрешка.
Групповая семья опиралась на брак нескольких сестер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть и не родственниками. Родство считалось по женской линии, так как отцовство не устанавливалось достоверно.
Парная семья основывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию любой из сторон.
Патриархальная семья основывалась на браке одного мужчины с несколькими женщинами, она полигамна для мужчины, сопровождалась «затворничеством жен»; сформировалась в период возникновения собственности. Этот тип семьи определялся главенством мужчины в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность (отсчет по мужской линии родства и мужское наследственное право).
Моногамная семья - семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни (от древнегреч. monos - один, единственный, gamos - брак). Этот тип семьи сложился примерно три тысячелетия назад (в первом тысячелетии до новой эры). На протяжении большей части своей истории эта форма семьи имела патриархальную структуру и в настоящее время находится в стадии уравнивания прав полов, женской и детской эмансипации, возрастания роли женщины и ребенка в семейной жизни.

Функции семьи

Функции семьи - это способность семьи удовлетворять определенные потребности самих членов семьи, а также определенные потребности общества и государства (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий).
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова являются:
- репродуктивная - рождение детей, продолжение человеческого рода.
- воспитательная - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
- экономическая - общественное производство средств к жизни, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности.
М.С. Мацковский основные функции современной семьи дополнил следующими:
- функция духовного общения - обеспечивает потребность человека в культурных и семейных корнях, в духовном обогащении, наследование культурных традиций того слоя, к которому относится семья.
- эмоциональная - способность семьи удовлетворять потребности человека в принятии, признании, эмоциональной поддержке и психологической защите. От исполнения этой функции зависит психическое здоровье человека.
- хозяйственно-бытовая - удовлетворение потребностей человека в жилище, в собственной территории, в качественном привычном способе питания, полноценном отдыхе.
- функция первичного социального контроля - обеспечивает удовлетворение социальной потребности родителей, чтобы вырастить ребёнка, привить им нормы социального поведения, знания и ценности культуры общества, в котором они живут.
- сексуальная - обеспечивает удовлетворение сексуальных потребностей в супружеской подсистеме.
- социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении.
- досуговая - организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления: рождение (репродуктивная функция), содержание детей и их воспитание (функция социализации); неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, отдыха и досуга, с созданием микроклимата и т.д. отражают исторический характер связи между семьей и обществом.
С течением времени функции семьи изменяются. Если в прошлом приоритетом обладали совместное ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте оказывается социально- психологическая функция.
К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего предназначения.
Неспособность семьи удовлетворить одну или несколько перечисленных потребностей ведет к напряжению семейных отношений, их разрушению и распаду семьи.

Особенности современной семьи, динамика и тенденции ее развития

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества.
Закономерности изменения семьи сонаправлены переменам, которые происходят в обществе в целом. Индустриализация, усложнение производственных процессов, и т.д. привели к росту мобильности населения, росту личной свободы, эмансипации женщин, эмансипации детей от родителей и т.д.
С середины 20 века произошли существенные и необратимые сдвиги в институте семьи. Произошедшие с семьёй изменения в основном всеми авторами описываются как кризис традиционных семейных устоев. Отказ от преданности браку на всю жизнь, увеличение числа разводов, возрастание числа несовершеннолетних родителей, увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей - сознательный выбор супругов, снижение рождаемости, рост числа преступлений на семейно-бытовой почве, переход от расширенных семей к нуклеарным.
В настоящее время можно отметить изменения на всех этапах жизненного цикла семьи.
Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни.
Изменился процесс выбора брачного партнера. Молодежное предбрачное общение становится более разнообразным по составу участников, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками, также оно не преследует только цели вступления в брак, а превращается в самоценные для личности отношения.
Изменилось отношение и к сексуальному поведению. Сексуальное поведение все более откровенно выходит за пределы брака и приобретает в равной степени существенное значение, как для мужчин, так и для женщин.
В связи с этим получает массовое распространение практика добрачного сожительства. Партнеры находятся в интимной и сексуальной близости, но юридические отношения не оформляют.
Изменения в современной семье касаются также ее структуры - это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи устойчиво заняла нуклеарная.
Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей между родственниками, живущими раздельно.
Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается. В большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.
В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры семьи можно назвать изменение преобладающего типа семьи.
Классический патриархальный тип становится настоящей «музейной редкостью». Кризису патриархальной моногамии способствовала экономическая самостоятельность женщины.
Важность супружеских отношений в современной семье возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности мужчин и женщин браком. Сочетание двух тенденций содействовало возникновению постсовременного типа семьи.
Супружеский тип семьи - новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий 60-е годы ХХ века. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов как автономных личностей в системе отношений в семье.
Также характерной чертой в жизни современной семьи является появление особых, нетрадиционных моделей - неполная семья, семья с неродными родителями (женщина, имеющая ребенка от первого брака, рожает еще одного от нового партнера, пределы семьи становятся расплывчатыми).
Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания. Поэтому общество заинтересованно в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, следовательно, в этом смысле благополучной.

План семинарского занятия по теме Культурно-исторический анализ происхождения и развития брака и семьи

Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «семья» и «брак» в психологии и смежных науках.
2. История института семьи.
3. Основные функции семьи.
4. Типы семей.
5. Особенности современной семьи, тенденции ее развития.
6. Этнические и конфессиональные особенности современных семей.
Задания для самостоятельной работы (по выбору студента)
1. Рецензирование научной, научно-популярной книги, методического, учебного пособия по психологии семьи, психологии семейных отношений.
2. Афоризмы о семье.
3. Пословицы, поговорки о семье.



Литература:
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с.
2. Андреева, Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 435 с.
3. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Владос, 2006. - 246 с.
4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 358 с.
5. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. - М.: Сфера, 2005. - 224 с.
6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.И. Артомонова [и др.]; под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
7. Синягина, Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н.Ю. Синягина. - СПб.: Каро, 2007. - 207 с.
8. Смагина, Л.И. Семья: прошлое, настоящее и перспективы / Л.И. Смагина [и др.]; под общ. ред. Л.И. Смагиной. - Минск: Мастац- кая лггаратура, 2000. - 166 с.
9. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апроель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.

Источник: Психология семьи для специальности (направление специальности) 1-23 01 04 Пс0ихология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н.И. Циркунова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 179 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.