Стадии жизненного цикла семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

1. Стадии жизненного цикла развития семьи: цели и задачи


Функционирование семьи подчиняется законам гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и развития. Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации. Каждой стадии соответствуют специфические задачи развития.
Термин «цикл развития семьи» введен Э. Дювалем и Р. Хиллом в 1948 г.’ Развитие семьи в их теории основывалось на идее Э. Эриксона о специфичности задач, решаемых личностью на каждом этапе развития семьи.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно- психологические изменения каждого члена семьи преобразуют ее жизнь. Изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.
Все существующие периодизации жизненного цикла семьи основаны на критерии изменения места детей в семейной структуре и реализации супругами воспитательной функции.
Рассмотрим периодизацию Б. Картера и М. Макголдрика. Ее критериями являются:
1) жизненные цели;
2) задачи, реализуемые для достижения этих целей;
3) состав семьи;
4) переходы из одной стадии в другую в соответствии с новыми жизненными установками
На каждой из стадий возможны два сценария развития семьи: сценарий благополучия, предполагающий успешное разрешение стоящих перед семьей задач, и сценарий деструктивного развития, вызванного неспособностью разрешить эти задачи Между этими крайними вариантами находится широкий спектр траекторий развития семьи, определяющих степень ее гармоничности и эффективности. Решение задач каждой последующей стадии определяется успешностью решения задач предыдущей стадии при наличии преемственности и взаимосвязи.
Жизненный цикл семьи включает шесть стадий:
1) добрачный период;
2) заключение брака и образование новой семейной пары;
3) семья с маленькими детьми;
4) семья с детьми подросткового возраста;
5) период приобретения детьми взрослого статуса и их отделения («птенцы покидают родное гнездо»);
6) период жизни после отделения детей.
Рассмотрим их подробнее.


Стадия 1. Добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза), или «время монады»


Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности, принятие человеком ответственности за себя и свою судьбу.
Задачи:
• эмоциональная дифференциация «Я» от родительской семьи, автономизация личности, приобретение независимости;
• развитие психологической интимности, способности любить и быть любимым, поиск брачного партнера;
• становление «Я» личности через профессиональное определение и достижение экономической независимости.


Стадия 2. Заключение брака, образование новой семейной пары, или «время диады»


Цель: формирование новой семейной системы.
Задачи:
• выработка и согласование общих семейных ценностей и семейного уклада;
• решение вопросов главенства и лидерства;
• распределение ролей и обязанностей и принятие ответственности за их выполнение;
• организация семейного бюджета;
• решение проблемы проживания семьи;
• организация семейного досуга;
• брачно-семейная адаптация супругов;
• формирование семейного самосознания «Мы»;
• выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей;
• установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками супругов).
Завершение медового месяца знаменует собой начало перестройки прежних отношений близости и интенсивности переживания чувства любви, а также обращение к решению всего спектра задач данной стадии. Именно тогда молодая семья особенно восприимчива к воздействию стрессоров.
Особенностью российской семьи является то, что начало семейной жизни молодых супругов зачастую происходит на территории одной из родительских семей и сопровождается приходом в нее нового члена' .
Брачная адаптация рассматривается как процесс постепенного приспособления супругов к совместной жизни на основе позитивных чувств симпатии, любви, дружбы и уважения друг к другу. Она включает адаптацию:
• к новым брачно-семейным ролям и согласованной ролевой деятельности;
• потребностям, жизненным ценностям, интересам и стилю жизни супруга;
• индивидуально-типологическим особенностям, характеру и личностным качествам партнера;
• профессиональной деятельности партнера;
• сексуальную адаптацию партнеров.


Стадия 3. Семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)


Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.
Задачи:
• изменение функциональной структуры семьи (формирование супружеской и родительско-детской подсистем);
• формирование родительской позиции;
• выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;
• установление новых отношений с расширенной семьей.
Рождение ребенка влечет за собой серьезный кризис в
семейной системе, делает ее особенно уязвимой и неустойчивой перед воздействием различных стрессоров. Имеющиеся трудности часто отступают на второй план, когда семья сталкивается с проблемами ожидания ребенка, родами и уходом за ним. Рождение ребенка влечет сложную реорганизацию семьи, связанную с появлением ее новой подструктуры, что подчас ставит под угрозу существование самой семьи.
Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье. Изменяются возможности реализации рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи.
Рождение детей приводит к необходимости значительно перестроить прежнюю семейную систему. Отношения между супругами теперь реализуются в плане собственно супружеских отношений (между мужем и женой) и в плане родительских отношений (между отцом и матерью, воспитывающими ребенка).
Функция родительства и воспитания детей определяет характер изменения супружеских отношений. Особую значимость приобретают вопросы о том, когда и в какой форме будет происходить возвращение жены к профессиональной деятельности, как и между кем будет осуществлено перераспределение функций воспитания ребенка.
Одна из центральных проблем данной стадии — успешное совмещение супругами семейной и профессиональной сфер жизнедеятельности.
Формирование детско-родительской подсистемы отношений кардинально перестраивает и усложняет жизнедеятельность семьи. Хотя существующие планы отношений переплетены и взаимообусловлены, нередко можно наблюдать их противоречивость в вопросе о степени удовлетворенности супругов их качеством. Например, высока» степень субъективной удовлетворенности супругов характером собственно супружеских отношений может сочетаться с конфликтностью, отсутствием взаимопонимания и расхождением во взглядах на воспитание и меру участия в нем каждого из них И наоборот, супружеские отношения на грани разрыва иногда совмещаются с единством взглядов на ценности, цели и методы воспитания детей.
Принципиальную особенность данной стадии составляет переход супругов к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции — кризисный процесс для обоих родителей, определяющий развитие детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самих родителей.
Родительская и воспитательная роль принципиально отличается от супружеской тем, что при формировании супружеского союза оба партнера вольны прекратить супружеские отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель — «пожизненно» выполняемая роль, и отменить ее невозможно. Даже в случаях, когда родители отказываются от права и обязанности воспитывать ребенка, они сохраняют ответственность за свой нравственный выбор, оставаясь родителями, пусть только биологическими.
Характерные тенденции, возникающие после рождения ребенка:
• осуществляется традиционализация семьи, предполагающая усиление фактора полового диморфизма и сосредоточение женщины на семейных ролях;
• повышается чувство ответственности и тревоги за благополучие семьи и ребенка;
• происходит кардинальное изменение образа жизни, в частности сокращение времени для досуга, общения с друзьями, интенсификация домашнего и производственного труда, рост напряженности;
• наблюдается относительное возрастание ригидности ролевой структуры семьи;
• сокращается время общения супругов, возникают проблемы сексуального характера и нередко переживание утраты чувства любви1.
После рождения детей происходит перестройка отношений между прародителями и супругами-родителями на основе признания их нового возрастного и ролевого статуса. Возрастает вероятность повышения сплоченности расширенной семьи, значимости отношений и развития сотрудничества между старшим и средним поколениями.
Итак, рождение ребенка влечет следующие изменения в жизни семьи и личностном развитии супругов: развитие идентичности на основе принятия ролей матери и отца; изменение ролевой структуры семьи, включая перераспределение функций и появление новых родительских ролей, а также ролевых отношений за пределами семьи — в сферах профессиональной деятельности, дружеских отношений и увлечений; изменение системы отношений в расширенной семье на основе принятия старшим поколением ролей бабушек и дедушек.


Стадия 4. Семья с детьми подросткового возраста


Цель: развитие семейной системы с учетом растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).
Задачи:
• пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной степени независимости и самостоятельности;
• забота о старшем поколении семьи (прародителях);
• принятие супругами ответственности за благополучие расширенной семьи, признание старшим поколением роли лидера за средним поколением;
• решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.
Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной профессиональной и социальной деятельности и перестройки образа жизни в связи с постепенной утратой физических сил и возможностей. Среднее поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Младшее поколение (дети-подростки) заявляет права на признание их нового статуса — статуса взрослого. Пересечение трех возрастных кризисов переживается всей системой на данной стадии жизненного цикла.
Именно на этой стадии констатируются максимальная тревожность членов семьи, переживание чувства утраты безопасности, незащищенность.
Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, обесценивание партнера, снижение чувства субъективной удовлетворенности браком.
Супружеские измены, нередкие на этой стадии, отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые возможности самореализации через поиск другого партнера, с которым связываются новые жизненные цели и новые возможности личностного роста, устанавливаются близкие отношения, свободные от прежнего груза ошибок, чувства вины и горечи переживаний.
Как правило, поиск другого партнера отражает не столько разочарование в старом, сколько негативное переосмысление жизненных итогов и попытку начать жизнь с чистого листа. Неадекватность подобного разрешения кризиса середины жизни обусловлена личностной незрелостью и неспособностью к конструктивному разрешению возрастных задач развития на основе мобилизации ресурсов прежней семейной системы.
Этот кризис, диктующий необходимость определения личностью новых жизненных целей, приоритетов и ценностей, лишь обнажает и обостряет давно назревшие противоречия семейной системы, обнаруживая ее дисгармоничный и деструктогенный характер, приводит к естественному завершению функционирования семьи, ее ликвидации в плане прекращения супружеских отношений. Однако даже в этом случае сохраняются детско-родительские отношения, и распавшаяся семья по-прежнему реализует функцию воспитания детей.


Стадия 5. Семья со взрослыми детьми


Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.
Задачи:
• реконструкция семейной системы как диады;
• формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый — взрослый»;
• включение в семейную систему новых членов (невестки, зятя, внуков);
• освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;
• принятие недееспособности и возможной смерти родителей.
Отличительная особенность данной стадии — прекращение выполнения супругами функции воспитания детей и сохранение ими профессиональной и социальной активности.
Данная стадия характеризуется завершением выполнения воспитательной функции, отделением взрослых детей, необходимостью новой перестройки семейной системы, где на первый план выступают собственно супружеские отношения.
Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады.
Доминирование родительского стиля отношений на протяжении предшествующих стадий при отделении взрослых детей нередко приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, обесцениванию семьи и охлаждению супружеских отношений (утрачена общая цель — воспитание детей).
Деструктивным выходом из этого кризиса становятся попытки вторжения родителей в семью детей с претензиями на главенство и неформальное лидерство или по меньшей мере стремление стать незаменимым членом образовавшейся новой семьи, узурпировав, например, роль воспитателя детей
Конструктивным сценарием развития семьи является построение супружеских отношений через узнавание партнера с новых сторон на основе жизненного опыта, обретенной мудрости и терпимости.
Рождение внуков в семье детей открывает супругам иные ролевые возможности для реализации воспитательной функции, но теперь уже в качестве бабушки и дедушки.


Стадия 6. Семья после отделения детей (стадия пожилого возраста и старости)


Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семьи с учетом реалий возрастных изменений.
Задачи:
• сохранение прежних интересов и форм взаимодействия в супружеских парах вопреки физиологическому старению и утрате физических сил и возможностей;
• изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);
• приобретение мудрости;
• переживание утраты супруга, близких людей, друзей, ровесников;
• пересмотр итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.
Специфику шестой стадии жизненного цикла семьи определяет вхождение супругов либо одного из них в завершающий период онтогенетического развития — период старения и старости.
Выход на пенсию приводит к коренной перестройке всех жизненных устремлений личности. Существуют три основные группы потребностей и соответствующие им ценностные ориентации пожилых людей:
1) социальные потребности (в значимой деятельности, содержательном досуге, спокойном отдыхе, хороших материальных и бытовых условиях);
2) социально-психологические потребности (в межличностном общении, уважении, независимости, внимательном и заботливом отношении окружающих);
3) потребность в сохранении здоровья.
Приоритетными интересами для пожилых людей являются благополучие и успехи их детей и внуков, близких людей.
Особенность жизни пожилых пар состоит в том числе в изменении сексуальных отношений с учетом климактерических нарушений у женщины и мужчины.
В отличие от предшествующих стадий, необходимость изменения ролевой структуры семьи определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей.
Большое значение имеет фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.
Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус хозяйки дома, ответственной за бюджет семьи, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью кормильца. В случае прекращения трудовой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье, поскольку в связи с выходом на пенсию вклад каждого из супругов в семейный бюджет уравнивается.
Д. Альперович предложил следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.
Эти типы различаются по эмоциональной близости и взаимопониманию, распределению прав и обязанностей, общности деятельности, интересов и ценностей, эмоциональной включенности в семейные отношения.
К типу сосуществавателей относятся пары, которые живут вместе по привычке, за долгую жизнь у них накопилось много обид друг на друга. Супруги уже не выясняют отношений, потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу.
Второй тип — партнеры-конкуренты. Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно, специальность, вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. На старости лет совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки и т. д.
Третий тип — влюбленные друзья. Отношения, построенные на любви и дружбе, эти люди сумели пронести через всю жизнь.


Основные жизненные позиции пожилых людей:
1. Конструктивная — такие люди всю жизнь были спокойными и довольными, они позитивно относятся к жизни, способны смириться с приближающейся смертью, активны и настроены на оказание помощи другим. Из старости трагедии не делают, ищут развлечений и контактов с людьми.
2. Зависимая — присуща тем, кто всю жизнь не вполне доверял себе, был слабовольным, пассивным. Старея, они еще с большим усилием ищут помощи, признания. Не получая этого, они чувствуют себя несчастными.
3. Защитная позиция формируется у людей с развитыми механизмами противодействия. Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощи, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая собственные чувства. Старость воспринимается ими с негодованием и ненавистью.
4. Позиция враждебности к миру. Ее занимают гневные люди, склонные обвинять окружающих в неудачах, которые они претерпели в жизни. Они подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, стараются держаться за работу.
5. Позиция враждебности к себе и своей жизни. Такие люди склонны к пониженному настроению и фатализму, чувствуют себя одинокими. Свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся безболезненно — как к избавлению от существования1.
Перестройка ролевой структуры семьи связана и с резким ухудшением здоровья и концентрацией усилий семьи на сохранении жизни, здоровья, создании удовлетворительного качества жизни больного супруга. Важную роль на этой стадии начинает играть среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родителями.
Еще одна специфическая для данной стадии проблема — вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга. Выделяют несколько моделей, выбор и реализация которых регулируются возрастом одинокого супруга, мерой его включенности в различные виды социальной активности, кругом интересов и общения, характером переживания утраты и эмоциональным статусом, состоянием здоровья, личностными особенностями и т. п.
Типичные модели нового образа жизни одинокого супруга:
• жизнь в прошлом — уход в воспоминания и идеализация прошлого, потеря смысла жизни и отказ от будущего, сознательное одиночество;
• жизнь как ожидание смерти — подготовка к «воссоединению" с супругом, ожидание завершения жизненного пути, уход в религию или поиск философского обоснования завершения жизненного цикла;
• доминирующий эгоцентризм — полная концентрация на собственном здоровье, благополучии, удовлетворении собственных потребностей и интересов; забота о себе и самообслуживание;
• интеграция — упрочение связей с семьей детей, поиск новых семейных ролей, реализация себя в роли бабушки (дедушки), забота о членах расширенной семьи;
• самореализация в профессиональной/общественной деятельности;
• повторный брак, создание новой семейной системы.


2. Нормативные и ненормативные кризисы жизненного цикла семьи


Переходы со стадии на стадию представляют собой нормативные кризисы в развитии семейной системы. Их суть состоит в необходимости разрешения противоречий между новыми задачами, встающими перед семьей, и характером взаимодействия и общения между членами семьи.
Каждый переход ставит перед семьей новые цели и задачи и требует структурно-функциональной перестройки, включая изменение в иерархии функций семьи, решение вопроса о главенстве, лидерстве, распределении ролей. Успешность разрешения кризисов перехода обеспечивает эффективное функционирование семьи и ее гармоничное развитие.
С. Кратохвил выделяет стандартное время наступления таких кризисов в зависимости от стажа брака: в интервалах 3-7 и 17-25 лет после начала семейной жизни .
Кризис 3-7 лет продолжается около года. Он проявляется в утрате романтических настроений, снижении (утрате) взаимопонимания, росте конфликтов, эмоциональной напряженности, чувстве неудовлетворенности браком, супружеских изменах.
Если принять во внимание, что рождение ребенка происходит в семье в среднем на третьем-четвертом году брака, то нетрудно увидеть, что хронологический интервал «3-7 лет брака» соотносится со стадией «семья с маленькими детьми», т. е. с периодом наиболее жесткой перестройки семейной системы — началом родительства, вынужденным отчуждением молодой матери от профессиональной и учебной деятельности, ограничением супругов в привычном образе жизни, общении, досуге, снижением уровня материального благосостояния семьи.
Кризис 17-25 лет выражен не так ярко, но он более продолжителен (до нескольких лет). Его симптомы — нарастание эмоциональной неустойчивости, возникновение чувства одиночества, связанного с уходом взрослых детей из семьи, переживание старения.
Интервал наступления данного кризиса охватывает периоды «семья с детьми-подростками» и «отделение взрослых детей».
Наряду с нормативными кризисами можно говорить и о ненормативных кризисах семьи, вызванных такими событиями, как развод, супружеская измена, изменение состава семьи, не связанное с рождением ребенка, усыновление приемных детей, невозможность совместного проживания супругов в силу различных причин, подростковая беременность, финансовые трудности и т. д.
Стрессоры, вызывающие ненормативные кризисы семьи, разделяют на сверхсильные и хронические.
К сверхсильным стрессорам относят: смерть одного из супругов, родителя или ребенка, супружескую измену, резкое и кардинальное изменение в социальной ситуации развития семьи (изменение социального статуса, материального положения), тяжелое заболевание кого-то из членов семьи.
Длительные (хронические) стрессоры действуют по принципу «капля камень точит» и включают: неблагоприятные жилищные и материальные условия; высокую эмоциональную напряженность и значительные хронические нагрузки в профессиональной деятельности, бытовые нагрузки; нарушение межличностной коммуникации и длительно сохраняющуюся конфликтность как в супружеской, так и в детско-родительской подсистемах.
Значительной стрессогенностью характеризуются факторы резкого изменения стереотипа жизни семьи и суммирования трудностей (эффект «последней капли»).
Способность семьи противостоять стрессогенным факторам определяется ее сплоченностью и наличием внутренних и внешних ресурсов для противодействия стрессу.
Возникновение неожиданного кризисного события приводит к дисбалансу семейной системы и требует адаптации к новой реальности. Психологическим механизмом такой адаптации является отказ от достижения прежнего идеального образа семьи и замена его новым идеалом, приближенным к реальности. Процесс индивидуации семьи выступает как условие ее нормального развития, устремленного в будущее и препятствующего «застреванию» и регрессии к ранее существовавшим идеальным состояниям.
Рассмотрев стадии жизненного цикла семьи, мы приходим к выводу, что развитие и функционирование семьи в значительной мере определяется успешностью решения задач, присущих каждой из стадий. Если актуальные для каждой стадии задачи не решены, откладываются или переносятся на последующие этапы развития семьи, это влечет за собой нарастание кризисных явлений, могущих прекратить существование такой семьи даже на начальных этапах ее существования. Поэтому психопрофилактическая работа с семьей должна быть направлена на помощь ее членам в осознании и конструктивном разрешении задач развития семьи.

Контрольные вопросы и задания:
1. Каковы основные закономерности развития семьи?
2. Перечислите основные задачи развития семьи на различных стадиях.
3. Каковы факторы риска деструкции и распада семьи на каждой из стадий се жизненного цикла?
4. Что понимается под нормативными и ненормативными семейными кризисами?
5. Перечислите основные нормативные кризисы в развитии семьи.

Источник: Буравцова, Н. В. Психологическое консультирование и психотерапия семьи: теория и практика: учеб, пособие / Н. В. Буравцова ; Новосиб. гос. ун т экономики и управления — Новосибирск : НГУЭУ, 2018, — 354 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.