Жизненный цикл семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

План:
1. Определение понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного цикла.

2. Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи:
2.1. Период добрачного ухаживания.
2.2. Молодая брачная пара без детей.
2.3. Молодая семья с маленькими детьми.
2.4. Семья с детьми школьниками и подростками (зрелая семья).
2.5. Семья со взрослыми детьми. Отделение детей от родителей.
2.6. Стареющая семья.

Определение понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного цикла

Семья не является чем-то статичным, с течением времени она меняется. Для описания изменений, происходящих с семьей на протяжении всего ее существования, используется понятие «жизненный цикл семьи». Считается, что оно введено в науку американским демографом Полом Гликом в конце 40-х годов XX в.
В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется «стадией жизненного цикла».
Жизненный цикл семьи - это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика семейной жизни. В настоящее время существуют различные подходы к выделению стадий жизненного цикла семьи. В социологической литературе чаще рассматривают цикл семейной жизни как процесс, организованный вокруг развития ребенка и определяемый стадиями родительства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов выделяет 4 основные стадии жизненного цикла
1) стадия предродительства - от заключения брака до рождения первенца;
2) стадия репродуктивного родительства - период между рождением первого и последнего ребенка (он может пересекаться, а в случае рождения одного ребенка совпадать со следующим);
3) стадия социализированного родительства (стадия воспитания) - период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребенка;
4) стадия прародительства - период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой). Критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии в психологической литературе являются: изменения отдельных функций семьи; изменения структуры семьи; изменения способов внутрисемейной коммуникации. Исходя из этого, выделяют следующие стадии жизненного цикла и задачи развития семьи на каждой стадии:
1. Период добрачного ухаживания.
2. Молодая брачная пара без детей.
3. Молодая семья с маленькими детьми.
4. Семья с детьми школьниками и подростками (зрелая семья).
5. Семья со взрослыми детьми. Отделение детей от родителей.
6. Стареющая семья.
Задачи развития семьи - это требования, предъявляемые внешней средой к семье, с которыми семья как система должна справиться на каждой стадии, чтобы успешно развиваться дальше.

Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи

2.1. Период добрачного ухаживания

Задачи развития семьи:
- приобретение опыта общения с представителями др. пола;
- достижение частичной материальной и психологической независимости от родительской семьи;
- выбор брачного партнера;
- приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним. Период добрачного ухаживания может затягиваться. Выделяют следующие причины этого явления: финансово-экономические трудности; психологические («синдром еврейской матери»).

2.2. Молодая брачная пара без детей

Задачи развития семьи:
- дифференциация от родительской семьи;
- определение внешних и внутренних границ семьи;
- первичное согласование супружеских ролей;
- формирование внутрисемейной коммуникации.

2.3. Молодая семья с маленькими детьми

Задачи развития семьи:
- разделение и согласование ролей, связанных с отцовством и материнством;
- приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам;
- адаптация к ограничению общей активности за пределами семьи и др.

2.4. Семья с детьми школьниками и подростками или зрелая семья (супружество среднего возраста).

Критерием зрелости семьи выступает длительность ее существования (не менее 7-10 лет). На зрелую стадию семейной жизни приходится возрастной кризис 30 лет (подведение первых итогов и коррекция жизненных планов). В эту стадию может попасть и кризис середины жизни.
Задачи развития для семьи школьника:
1. Перераспределение обязанностей или зон ответственности:
- кто должен контактировать со школой;
- кто должен помогать ребенку в учебе и т.п.
2. Перераспределение времени:
- изменение распорядка дня взрослых (и в плане работы, и в плане развлечений); - изменение карьерных планов родителей и т.п.
3. Переопределение границ семьи:
- помощь прародителей в учебе и воспитании ребенка нарушает внешние границы;
- происходит переопределение зон влияния членов расширенной семьи. Исследователи выделяют специфические трудности некоторых семей, связанные с началом обучения ребенка в школе. Трудности, связанные с началом обучения ребенка в школе, как специфические воспринимаются именно родителями, и иногда заставляют обращаться к психологу. При этом часто родители считают, что проблема у ребенка, на самом деле чаще - это их собственные проблемы или проблемы супружеских отношений. Приведем примеры типичных ситуаций:
1. Родители бывают чрезмерно озабочены успехами ребенка (недостаточно прилежен, не хочет учиться). В большинстве случаев за озабоченностью успехами ребенка стоит проблема собственной успешности. Родитель бессознательно идентифицирует успехи ребенка со своими успехами, особенно при ощущении собственной профессиональной не успешности. И тогда - обучение ребенка в элитной школе, посещение престижных секций и т.п. - есть знак престижа семьи.
2. Если между родителями нарушены супружеские отношения, то проблемы ребенка в школе могут выполнять важную стабилизирующую функцию. Родители занимаются трудностями ребенка, вовлечены в его проблемы, не обращая внимания на собственные проблемы и нарушенные супружеские отношения.
Задачи развития для семьи подростка:
1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком.
2. Изменение типа родительского отношения и поведения.
Семья на данной стадии сталкивается с конкурирующей группой -
группой сверстников. И родителям нужно своему ребенку подростку предоставить больше автономии. Однако предоставление большой автономии чревато негативными последствиями. Нужно помнить, что подросток одновременно нуждается и в автономии, и в поддержке. Необходимо предоставление автономии сочетать с партнерским общением со своим сыном или дочерью и с доверительными отношениями.
3. Подготовка к уходу ребенка из дома.
4. Пересмотр супружеских взаимоотношений. Решение данной задачи обусловлено:
а) прохождением супругов через кризис тридцатилетия;
б) полным окончанием периода «романтической любви».

2.5. Семья со взрослыми детьми. Отделение детей от родителей.

Еще данная стадия называется «супружеством зрелого возраста». Она приходится на возраст супругов 45-60 лет. Начало данной стадии может соответствовать кризису середины жизни супругов, который приходится на 40-45 лет. Хотя он может быть и на предыдущей стадии жизненного цикла семьи, например, в середине 20-го столетия специалисты его связывали с возрастом 35-40 лет.
Задачи развития семьи:
1) Реконструкция супружеских отношений. Решение данной задачи обусловлено следующими важными моментами:
- происходят существенные изменения в функционировании организма супругов;
- супруги переживают очередной возрастной кризис;
- дети покидают семью.
2) Сепарация (отделение) ребенка от семьи.
3) Корректный уход детей из дома. Способ ухода молодого человека (девушки) из семьи чрезвычайно важен. Если молодой человек покидает семью, чтобы никогда не видеть своих родителей, его жизнь складывается не очень удачно. Если же остается с родителями и позволяет управлять своей жизнью, его жизнь также складывается не удачно. Способ ухода из семьи определяет позиция по отношению к семье. Исследователи выделяют два вида такой позиции:
а) респонсивная - выбирающая. Эта позиция означает, что молодой человек, уходя из дома, делает это по своей воле и знает, что всегда может обратиться за поддержкой или вернуться.
б) реактивная - вынужденная. При данной позиции молодой человек покидает дом вопреки желанию или остается, тоже вопреки желанию, например, из чувства вины. Самую лучшую поддержку детям оказывают родители, которые не прекращают активного партнерского диалога со своими взрослыми детьми, доверяют их суждениям и уважают их решения.

2.6. Стареющая семья. Стареющая семья - это семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию

Задачи развития семьи:
1. Адаптация к уходу и с выходом на пенсию.
2. Переструктурирование супругами свободного времени.
3. Пересмотр супружеских взаимоотношений.
Решение данной задачи обусловлено тем, что супруги вместе могут проводить до 24 ч. в сутки. Течение данной стадии осложняется болезнями супругов, связанных с возрастом. Болезнь одного из супругов может выступать и как стабилизатор семейной системы. Например, жена заболевает, когда муж, посвятивший свою жизнь карьере, выходит на пенсию. Заботясь о жене, муж вновь обретает чувство своей востребованности и значимости.
Естественно, приведенная схема достаточно условна. В ней указана идеальная последовательность стадий цикла. В реальной семье длительность и последовательность стадий может нарушаться. Например, добрачная стадия может практически совмещаться со стадией молодой семьи, если супруги вступают в брак и начинают жить совместно на последних стадиях беременности. В многодетной семье этап зрелой семьи длится очень долгое время, пока самый младший ребенок не станет самостоятельным, при этом в семье могут уже появиться внуки от старших детей и т.п.
Источник: Психология семьи для специальности (направление специальности) Психология: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / сост. Н.И. Циркунова. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. - 179 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.