Семья как система. Теории семейных систем
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого общества.
Ф. Адлер
В данном модуле рассматриваются вопросы, связанные с пониманием семьи как системы, выделяются подходы к изучению семейных систем, даются основные харатктеристики семьи как системного образования. В результате прохождения данного модуля студент должен знать функции семьи и теории семейных систем, описывать характеристики основных параметров структуры семьи, анализировать типы и особенности современной семьи.


Лекция. Семья как система


Вопросы:
1. Системный подход в изучении семьи. Теории систем.
2. Характеристики семьи как системы.

Понятийно-терминологический тезаурус: семья, брак, система, системный подход, теория систем, семейные роли, семейные функции, границы семьи, структура семьи, подсистемы семьи, сиблинги, открытые и закрытые семьи, нуклеарная семья, семейная история, семейный миф, альтернативные формы брачно-семейных отношений, семейный сценарий, семейная легенда.


1. Системный подход в изучении семьи

Семья сопровождает человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. В терминах общей теории систем, как указывает Л.Б. Шнейдер, семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть
взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое. По определению В.В. Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». Системный подход в исследовании семьи использовали В. Сатир, С. Минухин, М. Боуэн.
Семья как система впервые выступила объектом исследования в 1975 году в трудах американского психотерапевта М. Боуэна, предложившего новые подходы к изучению человеческого поведения через призму семейных отношений. Выделяя семейную систему в ряду живых систем, М. Боуэн определил отличия семейной системы и сделал акцент на эмоциональной системе взаимоотношений людей, как самой актуальной. Боуэн М. и Керр М. предложили рассматривать семью как систему и эмоциональные отношения в семье как систему. При этом важное значение выделялось семейным ролям и функциям, от которых зависит эмоциональное здоровье семьи. Особое внимание эти исследователи уделили эмоциональным кризисам и разрывам в семейной системе, которые существенно влияют на поведение, развитие членов семьи. Эти исследования положили основу для дальнейших рассуждений о семье как системе, в которой благодаря естественным взаимодействиям происходит взаимообучение и передача опыта.
Так В. Сатир для описания семьи использует такие параметры, как энергетика семьи, структура семьи, границы семьи, функциональные характеристики семьи. Энергетика семьи включает эмоции, жизненные установки членов семьи и всё то, что определяет жизнеспособность семьи. Под структурой семьи понимаются все члены семьи и те, кто оказывает влияние на их поведение. Границы семьи определяют взаимодействие семьи с внешней средой. Стили общения, семейные правила относятся к функциональным характеристикам семьи. Правила регламентируют поведение членов семьи, что делает поступки согласованными и предсказуемыми. На основании этих параметров можно определить благополучность семьи. Если семья является благополучной, то ее члены взаимосвязаны и положительно воспринимают друг друга. Следовательно, с точки зрения В. Сатир такая семья есть открытая система. В закрытой семейной системе члены семьи разобщены, отношения регулируются страхом наказания или силой.
В рамках структурной теории С. Минухина, семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьёй и её ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы). С. Минухин выделяет следующие подсистемы: подсистема супружеской пары, подсистема родителей, подсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в подсистему накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли подсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская подсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется подсистема родителей, а подсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение подсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи. По мнению С. Минухина и других психотерапевтов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано, по нашему мнению, с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. С. Минухин указывает, что благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. Применив эти знания о границах и подсистемах, исследователи выделяют открытые и закрытые семейные системы.
Открытые системы имеют информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между членами семьи, что позволяет семье быть динамичной и перестраиваться в соответствии с происходящими внутри или воздействующими на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир, семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.
Сегодня, в рамках постнеклассической науки, задаются новые условия существования современной семьи, где она может рассматриваться как самоорганизующая социальная система (Черников А.В.). В свою очередь, семья, выступая целостным образованием, включена в качестве социальной подсистемы в более широкую систему общественных отношений. Принимая во внимание, что семья - это самоорганизующаяся, нелинейная, открытая система, образованная постоянно трасцендирующими подсистемами (на первом этапе супругами, а позже и детьми), успешное функционирование семейной системы будет возможно при постоянном согласовании систем ценностей супругов. Следовательно, согласование ценностных координат жизненного мира супругов будет проявляться в динамике общих семейных ценностей, которая, согласно принципам самоорганизации, может проявляться как в количественном, так и качественном изменении данного образования.
Таким образом, системный подход в изучении семьи позволяет учитывать характеристики семьи как системы, ее системные качества: индивидуальность и сложность семейной структуры, взаимозависимость и взаимовлияние членов семьи, индивидуальность каждого из членов семьи, роль внешней среды. Понять одного из членов семьи возможно лишь при понимании того, как функционирует вся семья. А это означает, что опора на системный подход позволяет подходить к решению многочисленных семейных проблем.


2. Характеристики семьи как системы

Важными интегральными характеристиками семейной системы являются функции, структура. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи.
В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях:
1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
2) это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, сфера духовного общения, социальностатусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная. Существуют также другие классификации семейных функций, предложенные Елизаровым А.Н., Гребенниковым И.В.
Структура семьи - одно из базовых понятий, используемых при описании семейного взаимодействия. Семейная структура представ
ляет собой совокупность элементов семейной системы и взаимосвязей между ними. В качестве структурных элементов семьи как системы выступают подсистемы. Индивидуальная подсистема представлена отдельным членом семьи. Супружеская подсистема является базисом нуклеарной семьи, определяя ее функционирование. Она включает в себя супругов, взаимодействие которых направлено на поддержание основной задачи данной подсистемы - удовлетворение личных потребностей брачных партнеров (в любви, близости, поддержке, заботе, внимании, а также материальных и сексуальных потребностей). Следовательно, взаимодействие супругов в рамках данной подсистемы строится по типу «взрослый - взрослый». Родительская подсистема объединяет в себя членов семьи, взаимодействие которых связано с выполнением родительских функций, включающих в себя заботу о детях, их воспитание, развитие, социализацию и т.п. Таким образом, правила поведения в данной подсистеме определяются характером взаимодействий типа «родитель - родитель». Родительская подсистема не всегда состоит из отца и матери, как в традиционной модели семьи, но также может включать значимых других, которые в той или иной мере участвуют в воспитании детей. В случае появления ребенка вне брака, усыновления ребенка одним родителем, в ситуации неполной семьи единственный родитель может нуждаться в системе дополнительной поддержки. Такая система поддержки может включать членов расширенной семьи (дедушек и бабушек), представителей социальных систем (центры психологической помощи, центры социального обслуживания, церковь), друга (подругу), бывшего супруга и др. Родительская подсистема в такой семье может отличаться изменчивостью, что обусловлено конкретными потребностями единственного родителя, а также его способностью «разделять» родительские функции с временными членами родительской подсистемы. Сиблинговая подсистема состоит из братьев и сестер нуклеарной семьи. Сюда также входят приемные и усыновленные дети. Правила поведения в сиб- линговой подсистеме определяются взаимодействиями типа «брат - сестра» («брат - брат», «сестра - сестра»). Главная задача данной подсистемы - способствовать развитию навыков взаимодействия ребенка со сверстниками. Если в семье только один ребенок, он обычно устанавливает дружеские отношения с детьми соседей и родственников при условии отсутствия препятствий для его общения за пределами семейной системы. Эти отношения позволяют заменить взаимодействие в подсистеме сиблингов. Детско-родительская подсистема представлена членами семьи, относящимися к разным поколениям, а именно родителями и их еще не взрослыми детьми. Правила поведения в данной подсистеме определяются взаимодействиями типа «родитель - ребенок», направленными на реализацию задачи формирова
ния у детей навыков саморегуляции, усвоения ими норм, ценностей и моделей взаимоотношений в иерархической социальной системе. Именно в рамках данных взаимоотношений ребенок выстраивает систему жизненных ценностей, приобретает опыт соблюдения правил и законов, выполнения обязательств, следования традициям и т.п.

А.Я. Варга выделяет шесть параметров семейной системы, с помощью которых можно описать любую семейную систему:
1. Стереотипы взаимодействия.
2. Семейные правила.
3. Семейные мифы.
4. Границы.
5. Стабилизаторы.
6. Семейная история.


Необходимо отметить, что взаимоотношения между структурными элементами семейной системы можно описать через следующие параметры: сплоченность, иерархия, внешние и внутренние границы, гибкость, ролевая структура семьи.
1. Каковы основные характеристики семьи как системы?
2. Кто из исследователей семьи работает в рамках системного подхода?
3. Какие подсистемы семьи можно выделить?
4. Какое отражение находят функции семьи в ее ролевой структуре?
5. Какой тип взаимодействия в детско-родительской подсистеме семьи?
6. Как взаимосвязаны подсистемы семьи?


Литература для углубленного изучения темы
1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005.
2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.
3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение,1991.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. 
5. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман. - «Класс», 1998.
6. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации / Г. Навай- тис. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
7. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004.
8. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. - М.: Сфера,2005.
9. Сатир, В. Вы и ваша семья / В. Сатир. - М.: Апрель Пресс, ЭКС- МО-Пресс, 2001.
10. Столин, В.В. Опросник удовлетворенности браком / В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология.
- 1989. - № 2. - С. 54-62.
11. Теория систем Мюрея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. - М.: «КогнитоЦентр», 2005.
12. Черников, А.В.Семейная системная психотерапия: интегративная модель диагностики. - Изд. 3-е испр. и доп. М.: независимая фирма «Класс», 2001.
13. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов
- М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
14. Фримен, Д. Техники семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001.
15. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия /
Э. Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб: Речь- 2007.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составить схему-таблицу типов семьи
■ по семейному стажу супругов
■ по количеству детей
■ по составу семьи
■ по типу главенства
■ по качеству отношений в семье
■ по типу потребительского поведения
■ по особым условиям семейной жизни
■ по количеству брачных партнёров


Задание 2. Какие тенденции развития семьи в современном обществе представляются вам позитивными и почему? Выделить актуальные проблемы современной семьи. Какие тенденции вызывают тревогу. В чём состоят специфические особенности современной белорусской семьи? Обоснуйте свой ответ.


Задание 3. Сравните определения семьи, предложенные в разных науках. Найдите общее и различное в этих дефинициях.

Философия

Семья - ячейка общества, необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство, где осуществляется взаимопомощь и взаимозащита.

И.Г. Герасимов А.И. Пригожин Ф. Энгельс

Социология

Семья малая социальная группа, сложная структура, состоящая из отношений доминирования - подчинения (власти), ответственности, где все члены семьи автоматически участвуют во всех совместных делах.

  1. И. Антонов
  2. М. Медков
  3. Я. Вольфсон М. С. Марковский

Педагогика

Семья как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и нефор- мальным контролем со стороны родственников, близких, соседей.

А. Г. Асмолов Ю. К. Бабанский А. Ю. Гранкин И. В. Гребенников А.С. Макаренко

Этнография

Семья как общность людей, где создается атмосфера объективной потребности каждого в участии в труде, дети опосредованно или непосредственно участвуют в производственно-трудовой деятельности родителей.

М. С. Арутюнян В. Ф. Афанасьев

Психология

Семья, семейные взаимоотношения и взаимодействия рассматриваются как процесс эмоциональной близости влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности.

К. А. Абульханова- Славская Б. Г. Ананьев В. С. Дружинин


Задание 4. Дайте характеристику исторических параметров функционирования семейной системы: семейная история, семейный сценарий, семейный миф, семейная легенда.

Задание 5. Какие мифы о семье сегодня популярны? Назовите аргументы «за» и «против»? Примеры мифов:
— миф о вечной любви
— миф о волшебной силе любви
- миф о постоянстве супружеского счастья
— миф о супругах - это «одно тело и одна душа»

Задание 6. Объясните квазисемейные модели развития брачносемейных отношений в современном обществе. Определите особенности следующих форм семейного взаимодействия: «семья - конку- биант» (М. Босанац), «дистантная семья», «годвин - брак», «бикарьерная семья».

Задание 7. Подготовить сообщение по одной из предложенных тем:
1. Историческое развитие концепции семьи как социальной системы (К. Витакер, В. Сатир, Д. Фримен).
2. Типичные нормы традиционной и современной семьи.
3. Стратегическая семейная психология Дж. Хейли.
4. Параметры качества семейной среды.
5. Статусы семьи и адаптация в обществе.

Источник: Милашевич, Е.П. Психология современной семьи : методические рекомендации / Е.П. Милашевич. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 52 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.