На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Психологические основы выбора партнера и жизненный цикл семьи
Психологические основы выбора партнера и жизненный цикл семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Семья - один из шедевров природы.
Д. Сантаяна


В этом модуле студент имеет возможность ознакомиться с проблемами готовности личности к браку и семейным отношениям, изучить мотивы выбора партнера и стадии жизненного цикла семьи. В результате прохождения данного модуля студент должен знать этапы жизненной истории семьи и задачи кажого этапа, описывать типы любви и роль любви как основы построения семьи, анализировать мотивы выбора брачного партнера, сложности ранних браков, особенности добрачных отношений и стадий жизненного цикла семьи.


Лекция. Психологическая готовность к браку

Вопросы:
1. Понятие готовность к браку. Типы готовности к браку.
2. Основные компоненты психологической готовности к браку.


1. Типы готовности к браку

Крепкая, здоровая семья - залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Устойчивость брачно-семейных отношений в современном мире приобретает особое значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях.
Устойчивость брачных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни. Вступление в брак - это, в первую очередь, создание семьи и ответственность за других членов семьи. А раз есть семья, то у каждого появляются новые права, новые обязанности
по отношению к своей второй половинке и к вашим будущим детям, и не все, к сожалению, это понимают. Готовность к браку определяется по созреванию человека в различных сферах его жизни. Ученые выделяют 3 основных типа готовности к браку: физическая зрелость, социальная зрелость и психологическая готовность к браку. Физическая зрелость считается одной из наиболее ответственных сфер в жизни человека. Конечно, половая зрелость - это одна из важнейших основ супружеской жизни. Но половая зрелость не является стопроцентным показателем готовности к гармоничной жизни в браке. Так же физическая зрелость - это совсем не показатель социальной и психологической готовности к браку, поэтому непросто определить, кто из восемнадцатилетних юных супругов действительно готов к браку во всех аспектах, а кто смотрит на замужество по-детски, на уровне красивого платья, кольца и новой фамилии в так уже надоевшем паспорте. Среди показателей социальной готовности к созданию семьи перечисляют такие немаловажные факторы, как получение высшего образования, а также начало трудовой деятельности. С этим связывают социально-экономическую готовность к браку, где в приоритетах стоит возможность молодых людей самостоятельно обеспечить себя и свою молодую семью. Но и тут следует заметить, что некоторая часть молодых людей становится экономически независимыми от родных в 18-19 лет, а то и до наступления совершеннолетия, а другая часть гораздо позже отказывается от финансирования родителей. Следовательно, готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.
1. Формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.
2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству заключается в соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.
4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится по-настоящему психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.
5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов считается решающим в процессе взаимного приспособления молодоженов.
Что же касается гармонии семейной жизни - за это ответственна этико-психологическая готовность вступающих в брак. Здесь очень важно, чтобы юноша и девушка совместно сформировали идеал современной семьи. Только имея ясные понятия о том, зачем они вступают в брак, чего ждут от семьи, можно быть уверенными, что они готовы к браку. В наше время ведущим мотивом вступления в брак является «любовь». Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди, по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Флоренская Т.А. выделяет три различные понимания этого слова: любовь как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым; любовь как доминанта.


2. Основные компоненты психологической готовности к браку


Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственнопсихологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.

К ним относятся:
• готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение; понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях; стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным элементом в подготовку молодежи к семейной жизни включает также:
• коммуникативные умения;
• владение психотехникой общения и саморегуляции;
• психологическую поддержку;
• добродушие и отходчивость в ссоре;
• терпимость к недостаткам другого;
• умение преодолевать конфликтные ситуации;
• желание и готовность к появлению детей и совместной заботе об их развитии, воспитании и обучении;
• социальную активность членов семьи и их умение не замыкаться в узком кругу семейных дел. Добавим сюда еще умение прощать. Следует отметить, что основными компонентами психологической готовности к браку являются: ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Каждый компонент имеет собственную психологическую структуру.
Таким образом, зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих факторов. В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т.е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.


Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные типы готовности к браку?
2. Почему готовность к браку рассматривается как интегральная категория?
3. Как вы понимаете термин «эмпатийный комплекс»?
4. Каковы составляющие психологической готовности к браку?
5. Какова роль готовности человека к браку для дальнейшей семейной жизни?


Литература для углубленного изучения темы
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2005.
3. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. - М: Просвещение - 1991. 
4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Владос-Пресс, 2004.
5. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988.
6. Навайтис, Г. Тайны семейной (не)счастья / Г. Навайтис. - М- Воронеж: МОДЭК. - 1998.
7. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева.- М.: Владос-Пресс, 2004.
8. Педагогика и психология современного воспитания / А.П. Осипова [ и др.] под ред. М.П. Осиповой. - Минск, ИВЦ МИНФИНА, 2008.
9. Харли, В. Законы семейной жизни / В. Харли. - М: Протестант. - 1992.
10. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В.Юстицкий - СПб, 1991.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Объясните психологический механизм семьи, основанный на любви, опираясь на материалы книги: Крыжановская Л.М.
Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005 - С. 10-24.
Задание 2. Выскажите свое отношение к раннему отцовству и материнству.
Задание 4. Перечислите основные мотивы вступления в брак. Какие из них наиболее адекватны задачам создания семьи? Какие обуславливают трудности семейной жизни?
Задание 5. Дайте характеристику таким понятиям как «брачная адаптация», «семейная карьера».
Задание 6. Определите понятие жизненный цикл семьи. Какие существуют подходы к выделению жизненного цикла семьи? Заполните следующую таблицу:
Основные подходы к периодизации жизненного цикла семьи 

Автор
подхода

Название стадии жизненного цикла

Характеристика стадий

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 7. Интерпретируйте высказывания известных деятелей о любви, и покажите её значение для жизнедеятельности семьи.

1. «Любить - значит утверждать неповторимое существование другого человека».
С.Л. Рубинштейн


2. «Не иди впереди меня - Я могу не пойти вслед.
Не иди позади меня -
Я могу не суместь возглавить.
Иди рядом со мной И будь мне просто другом»

Альберт Камю (1913 -1960)


3. «Не знаю - где ты и где Я. Те же песни и те же заботы».
М. Цветаева.

Источник: Милашевич, Е.П. Психология современной семьи : методические рекомендации / Е.П. Милашевич. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 52 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.