На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Основы семейной психодиагностики. Психолого- педагогическая поддержка семьи
Основы семейной психодиагностики. Психолого- педагогическая поддержка семьи
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Как легко распоряжаться чужой жизнью и как трудно разобраться в собственной.
Карл Роджерс


Модуль посвящен психологии семейных отношений, проблемам диагностики нарушений семейных отношений и развития личности ребенка, а также задачам и методам психолого-педагогической помощи семье.

 

 

Понятийно-терминологический тезаурус:
диагностика семьи, психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекционная работа в семье, модель психологической помощи семье, диагностические критерии, здоровая семья, методы психодиагностики.

Лекция. Модели помощи семье


Вопросы:
1. Модели психологической помощи семье.
2. Диагностические критерии семьи.


1. Модели психологической помощи семье


Проблемы, которые возникают в семейной жизни и отражаются на ее качестве, на прочности брака и эффективности семейного воспитания, связаны не только с экономическими факторами, производственной занятостью женщин, урбанизацией жизни большей части населения. Внутри любой группы людей, выделенной по социальнодемографическим критериям, будь то сельские или городские жители, молодежь или люди пожилого возраста, инженеры или учителя, можно встретить тех, кто успешно справляется с возникающими в семейной жизни проблемами и трудностями, и тех, кто не сумел с ними справиться и чья семейная жизнь оказалась недостаточно удовлетворительной. Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломляются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, т.е. через психологические факторы. Как показывают социологические и психологические исследования, именно психологические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жизнью, прочность брака (А.Г. Харчев, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова). Помощь семье может осуществляться по следующим направлениям:
1) просвещение и профилактика в области психологии семейных отношений и формирования личности ребенка в семье;
2) диагностика нарушений семейных отношений и развития личности ребенка,
3) психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция нарушений в семейном общении и развитии ребенка,
4) организационные аспекты оказания психологической помощи семье.
В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером можно выделить несколько моделей психологической помощи семье. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются, прежде всего, ребенок. Специалист анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. По своей профессиональной подготовке и ориентации консультанты, работающие в этой модели, - педагоги и социальные работники, реже психологи.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов. Как правило, в рамках этой модели объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении, а помощь оказывается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений.
Социальная модель помощи основывается на предположении, что семейные трудности - результат неблагоприятных обстоятельств, и помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредственное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов. Такого рода помощь оказывается, например, службой знакомств, которая предоставляет реальную возможность, клиентам создать семью.
Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни кого-либо из членов семьи, а как закономерное, хотя - и негативное, следствие развития членов семьи и семьи в целом. Другими словами, психологическая модель рассматривает семейные дисгармонии, в том числе связанные с развитием личности ребенка, его поведением, в рамках самодвижущегося процесса. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведения ребенка, стереотипов родительской семьи и сформированного жизненного стиля, системы отношений к людям и событиям, личностных черт и т.д. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту помочь семье и ее членам. Эта помощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты порождают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь, порождают конфликтное общение.
Каждая из этих кратко рассмотренных моделей психологической помощи имеет свои достоинства и недостатки. Так, педагогическая консультация, проведенная индивидуально, применительно к конкретным воспитательным проблемам данной семьи может быть эффективнее лекций или чтения популярной литературы. Однако если консультант не учитывает особенности мотивации родителя и его личности в целом, специфику личности ребенка и конкретной психологической структуры семьи, закономерности общения в консультативной ситуации, то эффективность такой консультации будет минимальной.


2. Диагностические критерии семьи

Социальнопсихологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Одним из главных направлений работы с семьей является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социальнопсихологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. Педагог мо
жет привлекать к проведению диагностики психолога и совместно с ним планировать работу с семьей.
Можно выделить диагностические критерии семьи:
1) эмоциональные контакты;
2) модель поведения: способность приспосабливаться к меняющимся условиям среды; дисциплинированность при последовательности требований;
3) коммуникационные связи: вербальные (требования, понимание, сопереживание, порицание и т.п.); невербальные (поза, мимика, жесты и т.п.).
4) источник жизненного опыта: стиль преодоления стрессов; выполнение домашних обязанностей; игры и занятия; совместные мероприятия.
Характеристика здоровой семьи: сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».

Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют модели психологической помощи семье?
2. Чем отличается педагогическая и социальная модели психологической помощи семье?
3. Какие показатели семьи являются диагностическими критериями семейного благополучия?
4. Для чего необходима диагностика семьи?
5. Каковы основные характеристики здоровой семьи.?
6. Выделите основные группы социально-психологических проблем семьи.


Литература для углубленного изучения темы
1. Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева. - Ярославль: Акад. развития, 2001.
2. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психологопедагогической реабилитации / Л.М. Крыжановская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 
3. Лидере, А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие для студентов вузов/ А.Г. Лидерс. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.
4. Слепкова, В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений. Учебно-методический комплекс / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. - Мн., 2003.
5. Слепкова, В.В. Психологическая диагностика семейных отношений / В.В. Слепкова. - Мозырь, Содействие, 2006.
6. Энциклопедия психодиагностики: В 3 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - М.: БАХРАХ-М, 2008 - Т. 3: Психодиагностика семьи. - 2009.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проведите диагностику степени близости личности по отношению к членам семьи по методике Е. И. Медведской (на примере двух семей) и интерпретируйте полученные результаты (текст методики и ее обработка в книге Е.И.Медведская Мы глазами детей: Экспресс - диагностика личностных особенностей младших школьников: пос. для практ. психологов, педагогов, социальных работников. - Мн.: Бестпринт, 1997).

Задание 2. Из предложенной литературы составьте перечень методик для диагностики семейного взаимодействия в семье с ребёнком дошкольного возраста.

Задание 3. Подготовьте рефераты по одной из следующих тем:
Психологическая работа с семьёй, ожидающей ребёнка
Семейный контекст переживания чувства одиночества: перспективы помощи.
Технологии коррекции детско-родительских отношений.
Специфика диадического копинга в белорусской семье.
Практическое занятие. Диагностика семейных отношений
А. Вопросы для обсуждения:
1. Направления семейной диагностики.
2. Методы диагностики семейных отношений
Б. Психологический практикум.
Ознакомление с методиками применяемыми при диагностика семейных отношений (тест Геринга, семейная скульптура, совместный тест Роршаха, методика Блакара, «архитектор-строитель», сочинение, рисунок семьи, тест Томаса, методика «ожидания и притязания в браке», изучение самооценки, генограмма семьи и ).

Литература
1. Слепкова, В. И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений. Учебно-методический комплекс / В.И. Слепкова, Т. А. Заеко. - Мн.:, 2003.
2. Слепкова В. В. Психологическая диагностика семейных отношений / В. В. Слепкова. - Мозырь, Содействие, 2006.
3. Энциклопедия психодиагностики: В 3 т. / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - М.: БАХРАХ-М, 2008 - Т. 3: Психодиагностика семьи. - 2009.

Источник: Милашевич, Е.П. Психология современной семьи : методические рекомендации / Е.П. Милашевич. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 52 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.