На главную Лекции и практикум по психологии Психология семейных отношений Примерный перечень сюжетно-ролевых игр и ситуационных упражнений для подготовки старшеклассников к семейной жизни
Примерный перечень сюжетно-ролевых игр и ситуационных упражнений для подготовки старшеклассников к семейной жизни
Лекции и практикум по психологии - Психология семейных отношений

Сфера межличностных отношений юношей и девушек


«Комплимент». Играет один - любой из юношей-старшеклассников. Ему предлагается, подумав в течение 30сек., сделать комплимент определенным, выбранным жюри, девушкам. Качество комплимента оценивается.
«Знакомство». Играют двое - Он и Она. По замыслу ситуации они незнакомы друг с другом, но Он хочет с ней познакомиться и прибегает для этого к определенным действиям. Степень Ее желания познакомиться варьируется. Жюри оценивает действия обоих играющих.


«Сложная ситуация». Играют двое - Он и Она. Имитируется прогулка по улице. Девушка предлагает зайти в кафе, но у юноши денег хватит от силы на кино и мороженое. Необходимо тактично переубедить ее, чтобы она отказалась от своего намерения.
«Кафе». Играют трое - Он, Она и Официант. Имитируется кафе. Задача: сделать заказ и поддержать беседу до появления Официанта с заказанными «блюдами». Усложнение игры возможно за счет «возмущающих» воздействий Официанта: этого нет, то подгорело и т.п.
«Опоздание на свидание». Играют двое - Он и Она. Имитируется ситуация опоздания на свидание. Задача одного партнера: объяснить свое опоздание. Задача другого: выразить огорчение опозданием и простить.
«Опоздал и забыл билеты». Играют двое - Он и Она. Сюжет: в театре новая постановка, девушка давно мечтала посмотреть спектакль и с трудом сумела достать два билета. Пригласив юношу, отдала ему билеты, которые он положил в бумажник. Договорились встретиться вечером в 18.30. Девушка пришла на встречу вовремя, а парень опоздал и, кроме того, в спешке оставил дома бумажник с билетами. Как вести себя юноше? Как реагировать его подруге, особенно если он держится при этом не лучшим образом?

Как реагировать юноше, если подруга разгневана?
«Обиды». Играют двое - Он и Она. Сюжет: он не пришел на свидание (у него состоялась незапланированная встреча с научным руководителем, или он просто проспал - не зазвонил будильник!). На следующий день юноша и девушка встречаются. Она обиделась, не хочет разговаривать, упрекает. Как он реагирует?
«А ты опять сегодня не пришла...». Играют двое - Он и Она. Сюжет: она обещала прийти в гости, он готовился, ждал, а она не пришла и не позвонила (по уважительной причине). Он обижен, рассержен («Ты мной играешь!»). Как реагировать?
«У дверей девушки». Играют двое - Он и Она. Сюжет: девушка сегодня одна дома, родители куда-то уехали. Зная это, к ней решил зайти в гости парень, который неравнодушен к ней. В то же время она еще не решила, нужен ли ей этот парень. Важно, что парень не решился позвонить девушке заранее и пришел к ней внезапно.
Юноша на ушко получает дополнительную инструкцию: «Попробуй, несмотря ни на что, убедить девушку впустить тебя в квартиру». Но девушка получает на ушко противоположную инструкцию: «Сыграй роль, где девушка не пускает парня в дом. Найди причину - сейчас кто-то придет, ты приболела, ты занята, что-то другое, но не пускай парня к себе домой».
«Чай в половине двенадцатого ночи». Играют двое - Он и Она. Сюжет: юноша пьет чай с девушкой у нее дома. Кроме них, в квартире никого нет. Юноше девушка нравится. Девушка же пока не решила, нужен ли ей этот парень. Наступил вечер, даже поздний вечер - уже половина двенадцатого ночи. Скоро перестанут ходить автобусы. На улице холодно.
Девушке и юноше даются противоположные инструкции. Юноше: «Попробуй остаться, все равно у нее дома никого нет и уже поздно». А девушке: «Уже поздно, наверное, его уже надо выгонять».
«Треугольник». Играют трое - Он, Она и Третий (Третья). Сюжет: юноша видит «свою» девушку, т.е. ту, к которой он неравнодушен и которая, казалось бы, принимает его ухаживания, с другим молодым человеком, например, в кафе за столиком, или на дискотеке, или в музее и т.п. Как поведет себя парень? (Все то же самое можно предложить сыграть девушке: она видит «своего» с другой).
«Знакомство с родителями - 1». Играют четверо - Он, Она и Родители. Сюжет: юноша (или девушка) знакомит родителей со своей девушкой. Это первое появление избранницы (избранника) в доме. Родители предупреждены об этом. Сценку надо сыграть «от порога до порога».
«Знакомство с родителями - 2». Используются те же роли и та же ситуация, что и в предыдущем задании, но задача усложняется: родители не предупреждены о визите.
«Визит с родителями». Играют трое - Он, Она и Родитель. Имитируется ситуация, при которой один пригласил другого в гости к себе домой, но во время визита неожиданно пришел Родитель. Необходимо оптимизировать взаимодействие. Жесткость позиции Родителя варьируется и задается заранее.
«Беременность». Сюжет: девушка встречалась с парнем и забеременела. Ей всего 15 лет. Парень старше. Девушке он очень нравился. Но когда юноша узнал о ее беременности, он «убежал в кусты». Родителям девушка боится говорить: они ее не поймут и скорее всего просто выгонят из дома. Особенно она боится мамы. С кем посоветоваться?
«Конфликт поколений - 1». Играют трое - Он, Она и Взрослый. Имитируется столкновение поколений типа «Ох, уж эта молодежь!». Задача юноши и девушки: как можно тактичнее уйти от конфликта.
«Конфликт поколений - 2». Используются те же роли и та же ситуация, что и в предыдущем задании, но задача усложняется: отстоять честь своего поколения (разумеется, тактично и аргументированно).

Сфера семейного общения
«Грустное настроение». Играют двое: Муж и Жена. У одного из них грустное настроение. Задача другого: оказать поддержку и развеселить.
«Раздраженность». Играют двое: Муж и Жена. Один из них взвинчен и чем-то раздражен (чем именно, необходимо оговорить заранее, но это должно быть нечто, не относящееся к семье и в то же время не слишком острое). Задача другого: снять напряжение, выяснить его причину и оказать поддержку.
«Неприятности по работе». Играют двое: Муж и Жена. У одного из них случились неприятности по работе, о которых говорить он не хочет. Задача другого: разговорить и оказать поддержку.
«Его неправота». Играют двое: Муж и Жена. Один из них совершил не делающий ему чести поступок, но уверен, что был прав. Задача другого: оказав поддержку, убедить его в неправоте подобных действий.
«Дипломатичный отказ». Играют двое: Муж и Жена. Один из них предлагает что-либо, а другой должен в необидной форме отклонить это предложение.
«Состоится ли отъезд?». Играют двое: Муж и Жена. Сюжет: он и она любят друг друга, но она устала от его ревности, перепадов настроения, обид, претензий. Она собралась уезжать, и возможно, он ее больше не увидит. Он узнал об отъезде от ее подруги. Бежит к ней. Она собирает вещи, такси ждет внизу. У него в запасе не больше 3-5 минут.


Сможет ли он добиться, чтобы она отменила отъезд?
Условие: девушка играет жестко, но у юноши должен быть шанс, тем более, что она любит его.
«Любимое блюдо». Играют трое: Муж, Жена и Теща (Свекровь). Теща (Свекровь) приготовила свое любимое блюдо, которое Муж (Жена) по недомыслию разругал(а). Задача основного играющего - Жены (Мужа): снять напряжение и оказать поддержку обоим.
«Кто в доме хозяин?». Играют трое: Муж, Жена и Теща (Свекровь). Основной играющий - Жена (Муж) приходит к моменту, когда Муж (Жена) и Теща (Свекровь) насмерть сцепились друг с другом по жилищно-бытовым вопросам (молодые живут в квартире родителей). Его (Ее) задача: снять напряжение, оказать поддержку обоим и выработать конструктивные предложения по совместному проживанию.
«Телевизор». Играют трое: Муж, Жена и Теща (Свекровь). Муж (Жена) хочет смотреть по телевизору одно, Теща (Свекровь) - другое. Основной играющий - Жена (Муж) - вообще третье. Ее (его) задача: снять возникшее напряжение, оказать поддержку обоим и по возможности побудить их смотреть то, что хочет он сам.
«Двое против друг друга». Играют трое: Муж, Жена и Теща (Свекровь). Основной играющий - Жена (Муж) приходит в комнату, когда поведенческая часть конфликта (причины неизвестны) уже закончилась, а Муж (Жена) и Теща (Свекровь) разошлись по углами дуются друг на друга.
Его (ее) задача: выяснить причину разногласия, снять напряжение и погасить вновь вспыхнувшую ссору (ее они разыгрывают), оказать поддержку обоим и добиться конструктивного решения.

Семейные конфликты
«Дезертирство». Играют двое: Муж и Жена. Один из них пригласил гостей, а другой, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой.
«Приглашение родителей». Играют двое: Муж и Жена, которые договорились выходной день провести дома. Неожиданно позвонили родители одного из них и позвали супругов в гости. Тот, чьи это родители, сразу же начал собираться, с чем другой не согласен.
«Уход из дома». Играют двое: Муж и жена. Один из них собирается уйти куда-то из дома, а другой хочет поговорить и недоволен тем, что тот отказывается задержаться.
«Позднее возвращение». Играют двое: Муж и Жена. Один из них встретил своего старого друга (подругу), разумеется, одного с супругом пола, хотя интересно обострить ситуацию за счет того, что друг другого пола. Зашел к нему (ней) и поздно вернулся домой.
«Ремонт». Играют двое: Муж и Жена. Один из них был инициатором ремонта квартиры, к чему другой относился весьма скептически. Неожиданно оказалось, что ремонт обойдется гораздо дороже, и тот, кто был против него, настаивает на прекращении работ.
«Прорехи в бюджете». Играют двое: Муж и Жена. В семье систематически не хватает денег до зарплаты. Причем основным расточителем является один из супругов, с чем второй всегда был не согласен, а ныне настаивает на открытом обсуждении.
«Дела домашние». Играют двое: Муж и Жена. К настоящему моменту сложилось так, что все дела по дому выполняет один из супругов. Ему это надоело, и он решает «включить» лентяя в домашние заботы.
«Мелкая починка». Играют двое: Муж и Жена. Один из них давно уже просил другого сделать какой-то мелкий ремонт (починить брюки или утюг), но вот сейчас он собрался воспользоваться предметом ремонта и оказалось, что «воз и ныне там».
«Посиди с ребенком». Играют двое: Муж и Жена. Обоим нужно задержаться на работе, и некому посидеть с ребенком, причем каждый считает, что его дела важнее.
«Друг или подруга». Играют трое: Муж, Жена и Подруга (Друг). Подруга (Друг) делится с одним из супругов своими проблемами и переживаниями, которые другой супруг всерьез не принимает. Первый супруг этим явно недоволен и в присутствии Подруги (Друга) приступает к обсуждению.
«Семейные проблемы». Играют трое: Муж, Жена и Подруга (Друг). Один из супругов начинает обсуждать с Подругой (Другом) семейные проблемы, чем другой супруг явно недоволен, и недовольство это он открыто высказывает.
«Третий лишний». Играют трое: Муж, Жена и Третий (Третья). В гостях у друзей один из супругов познакомился и как-то очень тесно сошелся с этим (этой) Третьим (Третьей): в течение всего вечера сидел с ним (ней) рядом, танцевал и оживленно беседовал. Другой супруг решает обсудить ситуацию.
«Незваный гость». Играют трое: Муж, Жена и Гость. В семье накопилось много дел, но в тот момент, когда супруги начали этим заниматься, пришел незваный Гость - приятель (приятельница) одного из них. Другой открыто выражает свое недовольство.

Хозяйственно-бытовая сфера семейной жизни
«Любимое блюдо». Предложите конкретному участнику вспомнить и назвать свое любимое блюдо. А теперь пусть он опишет:
а) состав и количество продуктов, которые в него входят;
б) их стоимость;
в) способ и время приготовления своей «пищи богов».


Точность выполнения этого и последующих заданий должно оценивать жюри.
«Завтрак, обед и ужин». Предложите учащимся составить меню для семьи на один день: завтрак, обед и ужин. Помимо заданий из прошлого упражнения добавьте задание определить порцию на каждого из членов семьи.
«Праздничный обед». Предложите учащимся составить меню праздничного обеда с учетом условий предыдущих упражнений и количества гостей.
«Уборка». Предложите конкретному учащемуся описать вслух весь комплекс процедур по уборке его комнаты и всей квартиры - каждая процедура может и должна быть детализирована до отдельных операций.
«Стирка». Предложите конкретному учащемуся описать, как, в чем и с применением чего он будет стирать свою рубашку, брюки, джинсы и т.п.
«Продукты впрок». Попросите учащихся вспомнить наиболее употребляемые (да и менее тоже) виды продуктов и предложите описать возможные способы их хранения и заготовки.
«Бюджет семьи». Предложите паре учащихся представить, что они - семья, прикинуть с учетом реальности свой возможный доход (можно и минимальный, на который они собираются прожить) и распределить его по статьям расходов (питание, одежда, коммунальные платежи и т.п.) применительно к месяцу, году, трехлетию и десятилетию жизни семьи (столь большой срок необходим для того, чтобы лишний раз выявить жизненную перспективу).
«Бюджет семьи с ребенком». Той же паре предложить осуществить изменения бюджета своей семьи в случае появления в ней первенца.
Источник: Погодина, Е.К. Основы семейной жизни. Учебное пособие / Е.К. Погодина. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2003. - 94 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.